Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Активизируем звук в головном резонаторе




Резонаторе

Упражнения для активизации звука в головном

«Звучащие губы»

Кладем кончик большого пальца на середину соприкосновения верхней и нижней губ и начинаем активно и быстро делать вибрирующие движения рукой. Произносим звук «М». Нужно помнить, что губы должны оставаться относительно расслабленными, но сомкнутыми, в то время как челюсти – разомкнутыми («яблоко во рту»). Следим за тем, чтобы звук непременно организовался именно на губах. Показателем правильно выполненного упражнения будет ощущение щекотания в области губ.

 

«Малый рупор»

Складываем ладони малым рупором вокруг рта и начинаем делать вибрирующие движения руками. Произносим звук «М».

«Большой рупор»

Обхватываем ладонями низ лица, включая нос, и повторяем на том же звуке, что и в предыдущем упражнении, такие же вибрирующие движения руками.

После того как мы убедились, что упражнение выполнено правильно и дало положительный результат, усложняем его, добавляя текстовую структуру.

Чередуя «малый» и «большой рупоры», произносим текст, в котором много сонорных звуков. Например: «Мой милый маг! Моя Мария!». Важно делать акцент именно на звук «М». По мере произнесения текста, отдаляем руки, сложенные рупором, как можно дальше от лица, стремясь сохранить звук в ладонях. Таким образом, мы усиливаем «звук в маске».

 

«Ощущение звука в позиции резонаторов – одно из главнейших условий воспитания и развития речевого голоса. Благодаря соединению головного и грудного резонирования при активной работе артикуляционного аппарата и органов дыхания речевой голос приобретает мощность, красоту и силу, необходимые для профессиональной работы актера.

Для воспитания навыка использования ощущения звука в позиции резонаторов применяются согласные – сонорные звуки М, Н, Л, Р.Они имеют определенные преимущества при воспитании речевого голоса» [11].

Во-первых, сонорные звуки производятся с наименьшим напряжением окологортанной мускулатуры.

Во-вторых, они создают вибрационные ощущения.

В-третьих, они активизируют не только полости лицевого костяка, но и органов грудной клетки и т.д.

Упражнениями с использованием сонорных М, Н, Л и Р мы добиваемся эффекта «близости звука». К.В. Куракина писала по этому поводу: «Наконец термин «близость». Полина Виардо говорила: «Я приближаю звук к кончикам губ». Как же при глубоком дыхании приблизить звук к губам? Опять трудный момент в работе над голосом, так как приблизить звук к губам при сохранении глубокого дыхания на практике не так то просто.

Добиваюсь этого последовательной работой над согласными звуками в сочетании с гласными. Например, сонорные согласные уже сами по себе звучат близко около зубов (М, Н, ЛЬ). Согласные придают нашему голосу блеск, звучность, ясность и уже несут в себе признак высокого звучания. Каждый из близко звучащих согласных усиливает и приближает звучание гласных к губам. Последовательность такова: сонорные звуки помогают снять напряжение в корне языка, если соединить их произношение с расслаблением челюсти, а значит и свободным от напряжения языком. Они же, эти согласные, помогают создать тихую и резонирующую без всякого напряжения непрерывную линию звучания. В этой работе главное условие – отсутствие малейшей форсировки звучания, свободный язык, расслабленная нижняя челюсть и обязательно ответный резонанс в грудной клетке и даже спине» [12].

Мы же можем добавить, что чем выше мы уходим по звучанию, тем сильнее опираемся на низы. И ответного резонанса мы должны добиваться в нижней части спины и ногах.

 

Резкими, но аккуратными постукиваниями указательным пальцем в области разных лицевых полостей, делая гримасы недовольства и раздражения, «пробиваем» звук в резонаторы:

- В лобную кость прямо над переносицей – «НЭЙНЭЙНЭЙ»;

- Указательными пальцами в щеки, выше кончиков рта – «ХЭЙХЭЙХЭЙ».

Делая упражнение, сохраняем «оскал» (широко растягиваем рот по горизонтали).

Очень сильно открываем рот, сохраняя «оскал». Сильно вытаскиваем наружу середину языка, кончик которого оставляем во рту, зацепив за нижние зубы. Делаем очень активные движения языком вперед-назад со звуком «АЙАЙАЙАЙ».

После того как мы проработали верхние резонаторы, уместно заняться звуковысотным и динамическим диапазонами.

Мы полагаем, что владение и звуковысотным и динамическим диапазонами является показателем качества профессионализма актера, но приоритет отдаем именно динамическому диапазону, то есть умению актеров пользоваться тихим звуком.

«В актерском искусстве динамический диапазон является важнейшим средством художественной выразительности, проявляющемся в способности голоса передавать разнообразными переменами уровней громкости тончайшие нюансы человеческих переживаний.

Анализируя внешнюю технику актера и подробно останавливаясь на значении голосовых средств в выявлении внутренней жизни роли, А.Я. Таиров писал: «От piano к forte, от разговора к пению, от staccato k legato должен переходить звук, гармонизуясь в зависимости от ваших творческих потребностей». И особо подчеркивал: «И пусть не смущает вас, что это будет «неестественно», лишь бы это было оправдано вашим сценическим образом…

Умением пользоваться разными динамическими оттенками голоса определяется степень голосовой техничности драматического артиста» [13].

Одинаково неприемлемы для профессионального артиста крик, который создается голосовыми складками и способствует появлению «песка» в голосе (узлы на связках), и «тишение» до полной неясности.

Во введении автор упоминал о том, что в тренинге мы используем термин «энергия».Это слово не любят педагоги – речевики театральных школ и всячески пытаются избежать его. На наш взгляд, подобное отношение к данному термину не обосновано. Мы точно знаем, что биологические поля существуют. Мы обязательно чувствуем при первой встрече, что этот человек «наш», а этот – «не наш». Как же так? Ведь мы еще ничего о нем не знаем. Мы не знаем, каков уровень его интеллекта. Каковы его душевные качества. В какой области лежат его интересы. Каковы его приоритеты. Но мы точно знаем, или, что точнее, чувствуем, приятен он нам или НЕ приятен.

Значит, первый контакт происходит на биологическом уровне. Следовательно, в первую очередь мы являемся неотъемлемой частью фауны, то есть представителями животного мира, а уж затем вступают в права наши гуманистические, то есть человеческие качества.

Именно поэтому мы призываем ребят изучать себя. Чувствовать, слышать, доверять себе. Мы знаем из практики, что человек может в момент концентрации или, наоборот, релаксации, творить чудеса. Значит, мы можем управлять своим биологическим полем. Можем регулировать уровень и качество своего воздействия на окружающих.

А в чем состоит суть нашей профессии? Именно в способности воздействовать. Энергетика – это одно из первоочередных качеств представителей нашей профессии. И чем более энергетичен актер, тем он интереснее для зрителя. А то, что мы работаем для зрителя, является неоспоримым фактом.

Мы уверены, что при внимательном отношении к вышеизложенному умозаключению, можно увеличивать энергетический потенциал, и как следствие, усиливать актерские качества. Каким же образом можно увеличить свой энергетический потенциал?

Прежде всего, нужно ежедневно воздействовать на энергетические точки посредством активного массажа ушной раковины, кистей и стоп. Делать массаж удобно, совмещая его с упражнениями по дикции. Мы можем также предложить следующие упражнения.

«Голова на уровне груди»

Студенты спокойно ходят по аудитории, изучая пространство, которое их окружает.

Затем преподаватель предлагает представить, что голова перемещается на уровень груди. И, соответственно, просит изучить пространство буквально с этой точки зрения.

Нужно посоветовать им «посмотреть» на пол, на потолок, покружиться вокруг своей оси и т.д.

«Глаза на спине»

После выполнения этого задания, предлагаем ребятам представить, что глаза находятся на спине, в области лопаток. И снова призываем к изучению пространства.

 

В ходе подобного рода упражнений обязательно обсуждаются пережитые ребятами ощущения. Как правило, после нескольких уроков, обучающиеся ощущают увеличение объема восприятия.

Но восприятие восприятием, а нас интересует воздействие. Поэтому, через некоторое время мы предлагаем такое упражнение:

«Трансформер»

Ходим спокойно по площадке и читаем любимое стихотворение (лучше, если оно будет детским). Читаем тихо и, что называется, для себя, совершенно не обращая внимания на однокурсников.

Затем пробуем прочитать его губами, которые находятся на уровне солнечного сплетения. Это упражнение имеет очень сильный эмоциональный эффект. Дело в том, что человек, правильно исполняющий данное задание, начинает чувствовать себя меньше ростом и от этого более незащищенным. По ассоциативному ряду, он становится ребенком.

Следующим этапом упражнения является перенос головы на уровень вытянутой вверх руки. Как будто вы несете свою голову на поднятой руке. Читаем то же стихотворение губами, расположенными на голове, превышающей наш рост. Эффект, противоположный предыдущему.

И предлагаем снова прочитать это стихотворение в нормальном режиме, но уже обратить внимание на то, что изменилось в ощущениях, что нового происходит со студентом в отличие от первого прочтения. Они все чувствуют себя намного увереннее, спокойнее и, что самое для нас важное, намного объемнее, чем в начале упражнения.

 

Мы просим их запомнить эти ощущения и на следующем занятии попробовать начать упражнение с этой точки энергетического наполнения.

Может возникнуть вопрос: не вредим ли мы студентам? Ведь основное внимание в данном случае они уделяют не смыслу произносимого текста, а очень сильной концентрации на своих ощущениях. Отвечаем. Ни в коей мере мы не вредим студентам. Так как ставим очень точные задачи, обращаем их внимание на то, что в этом упражнении допустим перенос внимания со смысла на чувствование. Во всех остальных упражнениях, опирающихся на текстовую структуру, актер обязан думать о содержании.

Размышляя об актерской энергетике, мы неизбежно возвращаемся к работе создателя системы – К.С. Станиславскому. Он требовал не умозрительно усваивать некую абстрактную теорию системы, а практически, в действии развивать и совершенствовать все свойства и качества актерского инструмента, раскрывать все богатства человеческой, физической и духовной природы актера.

«Гибкий, пластичный, яркий, восприимчивый актерский инструмент, который с легкостью и исчерпывающей полнотой отзывается на ежеминутно изменяющиеся предлагаемые обстоятельства жизни роли, – такой инструмент вернее всего формируется с помощью систематического тренинга творческой психотехники. Убежденный в этом Станиславский призывает актера – познай свою природу и дисциплинируй ее! И не раз повторяет: посей поступок – пожнешь привычку. На самом себе ты убедишься в действии великого закона: трудное становится привычным, привычное – легким, легкое – красивым» [14].

В книге известного режиссера и педагога С.В.Гиппиуса «Тренинг развития креативности» подробно описана программа тренинга творческих способностей. В ней представлен широкий спектр разнообразных упражнений, направленных на развитие образной памяти, внимания, мышления, интуиции и навыков самовыявления.

Мы включаем целый ряд упражнений, которые предлагает С.В.Гиппиус. Направлены эти упражнения на развитие воображения, внутреннего слуха, рождение действенного слова.

«Сонар»

Вообразим, что у нас есть сонар – уникальный улавливатель звуков. И вот мы его включили.

Тишина! Послушаем, какие звуки окружают нашу комнату… Шум улицы, приглушенный гул разговоров и шагов, еле слышна музыка, а в общем – какой-то сумбурный, разнохарактерный шум. Попробуем разделить этот сумбурный шум на составные части.

Медленно проехала какая-то легковая машина, а вот тарахтит мощный грузовик…

Стоп. Выключили улицу. Включили соседнюю аудиторию. Кто там топает, какой курс?

Стоп. Включили вестибюль. Вслушайтесь в разговоры. Попробуйте угадать, кто это говорит.

Теперь включите только звуки соседней аудитории.

Теперь только вестибюль.

Переключайтесь по команде: улица, вестибюль, аудитория.

 

«Магнитофон»

В механизмах нашей памяти, среди других аппаратов, есть и самый вместительный в мире магнитофон – на нем записаны все звуки, которые мы когда-либо слышали в жизни. Мы – звукооператоры. Нас интересует прежде всего звук.

Вспомнить шумы парохода, пение птиц, шум деревьев в лесу, лай собаки, звук поезда, подъезжающего трамвая, вспомните голос матери. Слышите?

Здесь возникают много разных видений, но все они конкретные. Вы вспоминаете не просто абстрактный пароход, а конкретный эпизод из жизни, связанный с конкретным пароходом. Не просто – пение птиц, а пение птиц на вашей даче, не просто шум деревьев, а конкретную поездку с друзьями на пикник, лай своей собаки и т.д.

Надо освоить свой внутренний магнитофон, научиться им пользоваться, чтобы он мгновенно отзывался на нажатие кнопки. Звуки в воспоминании не всегда такие четкие, как в действительности. Но нам достаточно и намека на звук, лишь бы мгновенно ожило воспоминание.

«Соноскоп событий»

По нескольким разным звукам нафантазируйте картину.

Один из учеников «задает звуки», остальные – выстраивают цепочку событий по ним. Например: тихое посвистывание прерывается хлопком в ладони и возгласом. Нужно придумать, что случилось с человеком. Допустим, он шел по коридору, увидел оставленную кем-то книгу, подошел к ней, узнал в этой книге свой учебник, который он когда-то потерял, от удивления хлопнул в ладони и радостно воскликнул.

«Слышать только одного»

Одновременно читают вслух два человека. Одна часть группы слушают только одного, другие другого.

Стоп. Подробно и последовательно пересказать текст своего напарника.

Другим дополнить, что он пропустил.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.