КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аномалии развития в связи с недостаточностью двигательной сферы. 5 страница
Тормозимый вариант патологического развития личности чаще формируется в условиях такого типа гиперопеки, при котором авторитарность, деспотичность воспитания подавляют в ребенке самостоятельность, инициативу, делают его робким, тормозимым, обидчивым, а впоследствии — пассивным, неуверенным в своих силах. К тормозимому варианту по условиям возникновения и клинико-психологической структуре близко невротическое формирование личности, возникающее в тех случаях, когда психотравмирующая семейная ситуация приводит к развитию у ребенка невроза, а затем и формированию таких личностных черт, как боязливость, ипохондричность, склонность к страхам. Невротическое развитие личности легко возникает у соматически ослабленных детей при неблагоприятных средовых условиях. Развитие личности как по тормозимому, так и невротическому типу также влечет за собой вторичную инфантилизацию ребенка, так как лишает его активности, самостоятельности и инициативы. К дисгармоническому развитию можно отнести и так называемую невропатию — особый вид аномалии эмоционально-волевой сферы, обусловленный неустойчивостью регуляции вегетативных функций (Г. Е. Сухарева, 1955; Т. П. Симеон, 1961; В. В. Ковалев, 1979 и др.). Эта аномалия может иметь как конституциональный характер — «конституциональная детская нервность», связанная с генетическим фактором, так может быть вызвана ранними экзогенными вредностями. Первичная дефектность вегетативной системы обусловливает склонность к нарушениям сна, аппетита, неустойчивости температурной регуляции, чувствительности к метеорологическим колебаниям и т. д. Отклонения в нервно-психической сфере, в основном в эмоциональной, возникают вторично. Неустойчивость вегетатики и связанное с ней ощущение постоянного сомато-психического дискомфорта в одних случаях способствуют формированию личности тормозимой, малоактивной, повышенно чувствительной и легко истощающейся; в других — возбудимой, раздражительной, двигательно расторможенной. Г. Е. Сухарева (1955) выделяет два варианта невропатии: астенический и возбудимый, наблюдающийся реже. Дети, страдающие невропатией, как правило, повышенно впечатлительны и ранимы, в связи, с чем у них легко возникают неврозы страха, заикание, тики, энурез и т. д. Невропатия, так же как и задержанное развитие, является аномалией развития, наиболее типичной для детского возраста. По мере созревания вегетативной нервной системы в школьном возрасте она часто сглаживается, но иногда, в неблагоприятных условиях воспитания, является основой для формирования психопатии либо патологического развития личности тормозимого типа (В. В. Ковалев, 1979). Особым видом дисгармонического развития является аномалия психического развития, связанная с ОТКЛОНЕНИЕМ ТЕМПА ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ. Если при невропатии первичный дефект обусловлен вегетативной дистонией, то здесь речь идет о нарушении вегетативно-эндокринной регуляции, в одних случаях приводящей к замедлению темпа полового созревания (его ретардации), в других — ускорению (акселерации). Эти аномалии развития могут быть обусловлены как генетическими особенностями, так и экзогенно обусловленной органической недостаточностью нервной системы. Этот тип аномалии отличается от явлений ретардации и акселерации полового созревания, наблюдаемого и в рамках физиологических проявлений, не достигающих степени аномалий, более или менее выраженной дисгармоничностью физического и нервно-психического развития (М. Блейлер, 1954; К. С. Лебединская,1969; В. Кречмер,1972). Так, при задержке полового развития церебрального генеза будут наблюдаться недоразвитие мото-рики (медлительность, неуклюжесть движений), эмоционально-волевой сферы (несамостоятельность, повышенная внушаемость, трусливость — М. Я. Серей-ский, Е. Н. Крылова, 1933; К. С. Лебединская, 1969). Однако в отличие от вышеописанной аномалии развития по «задержанному» типу здесь будут отмечаться признаки специфической дисгармонии: черты двигательной и эмоциональной незрелости будут сочетаться с чрезмерной речевой продукцией — склонностью к бессодержательным рассуждениям, болтливости, сентенциям. Не исключено, что эта излишняя вербализация в определенной мере имеет компенсаторное происхождение и связана с реакцией личности на свою моторную несостоятельность. Двигательная неловкость, часто сочетающаяся с ожирением, склонность к болтливости, трусливость нередко делают этих детей объектом насмешек со стороны сверстников, что способствует возникновению невротических расстройств. Данная аномалия развития может иметь временный характер, сглаживаясь после пубертатного возраста по мере завершения запоздалого полового метаморфоза. Однако в ряде случаев черты «гипогенитальной конституции» в виде своеобразного сочетания описанных особенностей моторики, эмоциональной сферы и речи могут прослеживаться и во взрослом возрасте как стойкая аномалия развития. Ускоренное половое созревание церебрально-органического генеза по наличию ряда признаков вегетативно-эндокринной дисфункции, энцефалопатических расстройств, как указывалось, отличается от акселерации полового созревания, наблюдаемого в рамках физиологических возрастных проявлений. Ускоренное половое созревание церебрально-органического генеза часто формирует аномалию психического развития, по своим проявлениям в определенной мере обратную, чем та, которая наблюдается при задержке полового развития (К. С. Лебединская, 1969). К ее проявлениям относятся односторонняя взрослость интересов, связанная с ранним пробуждением сексуальности и других влечений, а также аффективная возбудимость, взрывчатость, обусловленные дисгармоничной эндокринной перестройкой. Такие подростки часто тяготятся школой, стремятся к самостоятельному образу жизни, трудоустройству. Однако в этих намерениях они, как правило, оказываются несостоятельными, так как их интеллектуальный уровень не может обеспечить соответствующую неадекватным, односторонне «взрослым» установкам, социальную адаптацию. В неопубликованных экспериментальных исследованиях Г. В. Грибановой показана односторонняя примитивность «образа взрослости», наблюдаемая у этих подростков: его ограниченность внешними бытовыми атрибутами (одеждой, прической, заработком и т. д.). Эта психическая дисгармония особенно очевидна в случаях диссоциации указанных личностных установок с органической незрелостью интеллекта. По мере нормализации эндокринной формулы уменьшаются напряженность влечений и аффективная возбудимость. В благоприятных средовых условиях девиация поведения претерпевает обратное развитие. Однако при наличии неблагоприятного окружения эти патологические черты являются предпосылками для патологического развития личности с явлениями аффективной возбудимости, расторможенности влечений, асоциальным поведением. Описание аномалий развития, отнесенных нами к дисгармоническому типу психопатий, невропатии, патологических развитии личности, дизонтогений при отклонении темпа полового созревания, как правило, принадлежит клиницистам. В детской патопсихологии они почти не исследовались. Поэтому, несмотря на то, что описанные варианты дисгармонического развития являются наиболее «чистыми» типами именно аномалий развития, не сочетающимися с симптомами болезни, их патопсихологический анализ представляет значительные трудности и может быть представлен только в предположительном плане. Как считается большинством исследователей, дисгармоничность психики, характерная как для психопатий, патологических развитии личности, невропатии, так и аномалий, связанных с нарушением темпа полового созревания, первично обусловлена нарушениями в эмоциональной сфере, возможно ее физиологической основе — вегетативной и вегетативно-эндокринной системах. Внутри эмоциональной сферы наблюдаются различные варианты асинхронии развития элементарных и высших эмоций. Страдание элементарных эмоций наблюдается при всех психопатиях. Большей частью оно проявляется в динамических расстройствах; повышенной возбудимости, патологической лабильности либо инертности, вязкости или вялости аффекта. Однако имеет значение и преимущественная для той или иной психопатии модальность эмоций. Недостаточность же высших эмоций имеет дизонтогенетический характер: чаще речь идет об их недоразвитии либо задержке формирования (при психопатии и патологических развитиях типа неустойчивых, истероидных, бестормозных и др.), реже — элементах частичной акселерации (при шизоидной психопатии, психастении). Можно предположить неслучайный характер сочетаний патологии элементарных эмоций с отклонениями в развитии высших: патологически повышенная возбудимость элементарных эмоций и влечений тормозит формирование высших. Гораздо сложнее понимание сочетания слабости элементарных эмоций, инстинктов и влечений с определенной парциальной акселерацией в развитии некоторых высших эмоций. При психопатиях и патологических развитиях личности наблюдается также дисгармония между эмоциональной и интеллектуальной сферами. Даже первично сохранный интеллект не регулирует эмоциональную сферу, в том числе ее базальный уровень, а часто находится от него в большей зависимости, чем это наблюдается в норме. В этом плане можно говорить об измененности иерархических связей. Однако при некоторых вариантах дисгармонического развития, в первую очередь конституциональных психопатиях, наблюдается отчетливая дисгармония и в самой интеллектуальной сфере. Различные сочетания диссоциаций развития в эмоциональной и интеллектуальной сферах создают значительный полиморфизм проявлений, которым отличаются разные варианты дисгармонического развития. ГЛАВА Х ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ АНОМАЛИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ Рассмотренные выше закономерности аномалий психического развития у детей способствуют расширению теоретических представлений о механизмах формирования психического дизонтогенеза: о соотношении болезненного процесса и аномалии развития, первичного и вторичных дефектов, вариантах нарушений межфункциональных связей, приводящих к различным типам асинхроний развития, и т. д. Изложенные выше данные, естественно, не претендуют на полноту освещения этой сложной и многогранной проблемы. Ее отдельные стороны и положения представлены при описании разных типов дизонтогенеза неравномерно, что связано с недостаточностью патопоихологического изучения аномалий развития. В этом плане очевидна необходимость дальнейших исследований. Но и на этом этапе полученные данные уже могут внести определенный вклад в решение основных практических задач детской патопсихологии: вопросов диагностики, прогноза и коррекции. Как указывалось выше, Л. С. Выготский проблему патопсихологического анализа аномалии развития по аналогии с методом клинического анализа видел в переходе «от изучения отдельных симптомокомплексов к изучению процессов развития, обнаруживающих себя в этих симптомах». Успешность этого пути Л. С. Выготский тесно связывал с решением «типологической проблемы». Изложенная выше типология аномалий психического развития, выделение ряда параметров, характеризующих как общие закономерности психического дизонтогенеза, так и особенности отдельных вариантов, могут быть использованы для психологического анализа аномалии развития. Этот анализ строится на основании данных, полученных патопсихологом из обследования ребенка (беседа, экспериментально-психологическое обследование, включающее обучающий эксперимент, учет нормативных данных), беседы с его родителями или другими близкими родственниками, знакомства с историей болезни, данными клинического исследования, сведениями, полученными от педагога или воспитателя дошкольного учреждения. Психологический анализ аномального развития ребенка должен включать несколько этапов. Первый из них — это систематизация психологических данных о состоянии ребенка на момент исследования. По существу это анализ психологического статуса ребенка. Сюда прежде всего входит квалификация первичного дефекта: его характера, а также ряда его особенностей, типичных для данного больного (распространенность, степень тяжести, стойкость и т. д.). Далее следует характеристика вторичных дефектов. К ней относится квалификация вторичных нарушений, как непосредственно обусловленных первичным дефектом, так и связанных с ним опосредованно и поэтому менее специфичных. Особое место принадлежит анализу вторичных проявлений, вызванных реакцией личности на свою неполноценность. Необходима квалификация компенсаторных образований. И, наконец, большое значение для характеристики психологического статуса имеет анализ сохранных психических функций. Для понимания механизмов формирования выявленных нарушений психического развития чрезвычайно важен следующий этап анализа — квалификация динамики психического дизонтогенеза. Прежде всего, он включает констатацию возраста выявления аномалии развития. Большое значение имеют особенности проявления первичного дефекта на разных возрастных этапах. Важна квалификация асинхронии развития под влиянием первичного дефекта (явления изоляции, патологической фиксации, регресса, распада, акселерации). Необходим учет последовательности формирования вторичных нарушений. И, наконец, анализ динамики аномалий психического развития включает характеристику сохранных линий развития, не пострадавших от болезненного процесса. Следующим этапом анализа является квалификация психического онтогенеза ребенка (развитие его сенсорной, моторной, эмоциональной сферы и личности в целом) до начала отклонений в развитии. Анализ этого этапа развития имеет особенно большое значение в диагностике таких видов дизонтогенеза, как поврежденное и искаженное развитие, которое часто возникает на фоне ранее нормального психического онтогенеза. Не менее важно выявление так называемой «доманифестной» симптоматики: отдельных микросимптомов отклонений развития, которые, как правило, в свое время замечены не были. И, наконец, важны анализ особенностей воспитания и окружения ребенка, психологическая характеристика членов его семьи. Эти данные нередко выявляют как наследственные предпосылки аномального развития ребенка, так и роль неблагоприятных средовых условий. Неблагоприятные условия воспитания и окружения ребенка, естественно, могут иметь место на всем протяжении его развития, в том числе в период, когда он попадает в поле зрения патопсихолога. Это нередко приводит к ошибочному мнению о ведущей роли психогении в аномалии его развития. Однако роль этого психогенного фактора в этиологии аномалии развития может быть решена только после анализа целостной структуры дефекта, динамики его формирования, особенностей психического онтогенеза до выявления отклонений в развитии. Проведенный анализ истории развития ребенка позволяет сформулировать диагноз типа психического дизонтогенеза: недоразвитие или задержанное, поврежденное, искаженное, дефицитарное, дисгармоническое развитие. Анализ истории развития ребенка, квалификация типа психического дизонтогенеза имеют значение для решения последующих вопросов: выбора методов психолого-педагогической коррекции; профилактики ряда вторичных расстройств, опирающейся на использование сохранных, а иногда и акселерированных в своем развитии функций; определения прогноза дальнейшего психического развития ребенка. Решение этих вопросов возможно лишь совместно с врачом. Выбор методов психолого-педагогической коррекции, профилактика вторичных дизонтогенетических расстройств невозможны без учета клинической картины основного заболевания или его последствий, характера медикаментозного лечения, получаемого ребенком. Прогноз психического развития аномального ребенка также часто зависит от ряда клинических факторов: динамики болезненного процесса, остаточных энцефалопатических расстройств, соматических заболеваний и т. д. ЛИТЕРАТУРА 1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей (Под ред. К. С. Лебединской). М., 1982. 2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды, т. I, II. М„ 1980. 3. Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978. 4. Башин а В. М. Ранняя детская шизофрения. М., 1980. 5. Белопольская Н. Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития. Канд. дис. М., 1976. 6. Белопольская Н.Л., Лебединский В. В. Анализ психологических предпосылок невротических состояний у детей в связи со школьной неуспеваемостью. — В кн.: IV симпозиум детских психиатров социалистических стран. М., 1976. 7. Вайзман Н. П. Психомоторика детей-олигофренов. М., 1976. 8. Власова Т. А. Основные направления и задачи дальнейшего развития научных исследований в дефектологии. — Дефектология, 1975, № 5. 9. Власова Т. А., ПевзнерМ.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1973. 10. Вроно М. С., Башина В. М. Синдром Каннера и детская шизофрения. — Жури. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1975, № 5. 11. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956. 12. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960. 13. Выготский Л. С. Собрание сочинений, т. 5. М., 1983. 14. Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. М., 1974. 15. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973. 16. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. М., 1971. 17. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1976. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. Л., 1982. 18. Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983. 19. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1979. 20. Кононова М. П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей. М., 1963. 21. Кошелева А. Д. Усвоение новых знаний детьми-олигофренами как показатель их интеллектуальных возможностей. — В кн.: Проблемы патопсихологии. М., 1972. 22. Лебединская К. С. Психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания. М., 1969 23. Лебединский В. В. Некоторые актуальные проблемы детской патопсихологии. — Жури. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1971, № 6. 24. Лебединский В. В., Кошелева А. Д. Формирование умственных действий как метод диагностики и коррекции задержки интеллектуального развития. — В кн.: Первая Всесоюзная конференция по неврологии и психиатрии детского возраста. М., 1974. 25. Лебединский В. В. Задачи патопсихологической диагностики в детском возрасте. — В кн.: О диагностике психического развития личности. Таллин, 1974. 26. Лебединский В. В., Новикова Н. Ю. Формирование понятий у детей, больных шизофренией. — Жури. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1975, № 11. 27. Лебединский В. В. Роль асинхронии развития в формировании патопсихологических симптомов ранней детской шизофрении. — Вестник Моск. ун-та. Сер. Психология, 1980, № 1. 28. Лебединский В. В., Спиваковская А. С., Раменская О.Л. Патопсихологическая структура игровой деятельности детей, больных шизофренией. — Дефектология, 1974, № 4. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1965. 29. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л„ 1977. 30. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М., 1978. 31. Лурия А. Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, т. II. М., 1956. 32. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969. 33. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. Марковская И. Ф. Клинико-нейропсихологическая характеристика задержки психического развития. — Дефектология, 1977, № 6. 34. Марковская И. Ф., Лебединский В. В., Никольская О. С. Нейропсихологическая характеристика детей с задержкой психического развития. — Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1977, № 12. 35. Марковская И. Ф. Задержка психического развития церебрально-органического генеза. Канд. дис. Л., 1982. 36. Мелешко Т. К. Об особом типе формирования познавательной деятельности при шизофрении. — Труды Института психиатрии АМН СССР, т. I. М., 1982. 37. Мясищев В. Н.О некоторых задачах детской психиатрии в СССР в связи с ее прошлым и настоящим. — Труды Ленингр. науч.-исслед. психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Л., 1961, т. 25 38. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976. 39. Никольская О. С. Психологическая коррекция раннего детского аутизма. — Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1980, № 10. 40. Основы обучения и воспитания аномальных детей. Под ред. А. И. Дьячкова. М., 1965. 41. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. Под ред. Ж. И. Шиф. М., 1965. 42. Певзнер М. С. Дети-олигофрены. М„ 1959. 43. Поляков Ю. Ф., Мелешко Т. К., Алейникова С.М. Особенности формирования мышления у детей, больных шизофренией. — Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1979, № 12. 44. Поляков Ю. Ф., Мелешко Т. К., Алейникова С.М. Изучение особенностей формирования аномалий мышления у детей, больных шизофренией. — Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1980, № 1. 45. Принципы отбора детей во вспомогательные школы,.Под ред. Г. М. Дульнева, А. Р. Лурия. М., 1973.: 46. Психология глухих детей. Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. М„ 1971. 47. Раменская О. Л. К вопросу об усвоении детьми дошкольного возраста этических представлений. — В кн.: Новое в психологии. М., 1977. 48. Ранний детский аутизм. — Сб. научных трудов. Под ред. Т. А. Власовой, В. В. Лебединского, К. С. Лебединской, М., 1981. 49. Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М„ 1978. 50. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. 51. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1970. 52. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1979, 53. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглиян М. Я. Клиникаи реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., 1972. 54. Симеон Т. П. Шизофрения раннего детского возраста. М., 1948. 55. Солнцева Л. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980. 56. Спиваковская А. С. Нарушение игровой деятельности. М., 1980, 57. Спионек X. Нарушения развития учащихся начальных школ и испытываемые ими затруднения в учебной деятельности.— Дефектология, 1972, № 3. 58. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста, т. I. М., 1955; т. II, 1959; т. III. 1963. 59. Тигранова Л. И. Умственное развитие слабослышащих детей. М., 1978. 60. Ушаков Г. К. Детская психиатрия. М.,1973. 61. Шванцара И. Диагностика психического развития. Прага, 1978. 62. Штутте Г. Психиатрия детского и юношеского возраста.— В кн.: Клиническая психиатрия. М., 1967. 63. Юрьева О. П. О типах дизонтогенеза у детей, больных шизофренией. — Ж. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1970, т. 70, № 8. 64. Adams J. Clinical neuropsychology and the study of learning disorders. — Pediatric Clinics of North America, 1973,'N 20. 65. Ajuriaguerra J. Manuel de psychiatric de 1'enfant. Paris, 1970. 66. Asperger Н. Die «autistischen Psychopatien» in Kindesal-ter. -- Arch. Psychiat. Nervenkr, 1944, В d 1117.: Autism: A Reappraisal of Concepts and Treatment. Ed. by М. Rutter, Е. Schopler. N. Y.—L., 1980. 67. Вenda C. Die Oligophrenien. — In: Psychiatric der Gegen-wart. — Bd II. Berlin—Heidelberg, 1960. 68. Вепdег L. Psychological problems of children with organic brain disease. — Amer. J. Orthopsychiatr., 1949, vol. 19. 69. Bender L. The brain and child behavior. — Arch. Gen. Psychiat, 1961, vol. 5. 70. Bettelheim B. The empty fortress. N.Y., 1967.. В 1 е u 1 е г М. Endocrinologische Psychiatric. Stuttgart. Georg Thieme Verlag, 1954. 71. Clements S. D. Minimal Brain Disf unction in Children. — In.: Children with learning problems. Ed. by S. G. Saprir, A. C. Nitzburg., 1973. 72. С о r b о z R. J. Spatreife und bleibende Unreibe. Eine Unter-suchung uber den Psychischen Infantilismus anhand von 80 Ka-tamnesen. — Berlin, 1967. 73. Gessell and Amatruda's Developmental Diagnosis the Evolua- tlon and Management of Normal and Abnormal Neuropsychologicr Development in Infancy and Early Childhood, Third Edition. N. Y.—L., 1974. 74. Gö11 n i t z G. Neuropsychiatrie des Kindes- und lugendal-ters. Jena, 1970. 75. Grossmann G., Schmitz W. Intelligenzdiagnostik in der Zusammenarbeit zwischen Kinderpsychiatrie und Sonderpada-gogik. — Die Sonderschule, 1967, N 4. 76. Hammer S. L. School underachiewement in the adolescent.— Pediatrics, 1967, N 40. 77. Hermelin В., O'Connor М. Psychological Experiment with Autistic Children. London, 1970. 78. Jaspers K. Gesammelte Schriften fur Psychopathologie. Berlin, 1963. 79. Jordan T. Е. The Mentally Retarded. Columbus, 1972. 80. Kanner L. Child Psychiatry. N. Y., 1955. 81. Kirk S., Kirk W, Psycholingvistic learning disabilities. Diagnosis and remediation. Urbana, 1971. 82. Kirman В., Bicknell Y. Mental Handicap. Edinburgh, 1975. 83. К о h 1 е г Ch. Les deficiences intellectuelles chez 1'enfant. Paris, 1963. 84. Kretschmer Е. Medizinische Psychologie. Stuttgart, 1956. 85. Kretschmer W. Reifung als Grund von Krise und Psycho-se. Stuttgart, 1979. 86. Lutz J. Psychiatric infantile. Paris, 1968. 87. M a s 1 a n d R. L. Children with minimal brain disfunction: 88. A national problem. — In; Learning disabilities: Introduction to educational and medical management. Springfield, 1969. 89. Mental Deficiency. The changing outlook. Ed. by A. M. Clar-ke. A. D. B. Clarke. London, 1974. 90. Michaux L. Les troubles du charactere. Paris, 1964. 91. Milgram N. A. Cognition and language in mental retardation: Distinctions and implications. — In: The experimental psychology of mental retardation. Ed. by D. K. Routh. Chicago, 1973. 92. 0 r n i t z E. M. Neuro-psychologic studies. — In: Autism., M. Rutter, E. Schopler (eds). N. Y., 1976. 93. Paine R. S. Minimal chronic brain syndroms in children. — I, Develop. Med. Child. Neurol., 1962, N 4. 94. Paine R. S., Werry Y. S.. Quay H. C. A study of minimal cerebral distinction. — Develop. Med. Child. Neurol., 1963, N 10. 95. PenroseL. S. The biology of mental defect. London, 1963. 96. Ribble M. A. The rights of infants. N. Y., 1943. 97. Ri inland B. Infantile Autism. N. Y., 1964. 98. R о u t h D. K. Experimental psychology of mental retardation. Chicago, 1973. 99. Satterfield J. H. et al. Physiological studies of the hy-perkinetic child. — Am. J. Psychiat., 1979, N 128. 100. S с h i 1 d e r P. Contributions to Developmental Neuropsychiat-ry. N. Y., 1964. 101. S p i о n e k K. H. Zaburzenia rozwoju ucznion a niepowodzenia szkolne. — Warszawa, 1975. 102. Stambak M. Tonus et motricite dans la premiere enfance. Delachaux/Niestle, 1963. 103. Strauss A. A., Lehtinen L. E. Psychopathology and education of the brain—injured child. N. Y., 1947. 104. Tarnopol L. Learning disorders in children. Boston, 1971. 105. Tramer M. Lehrbuch der allgemeinen Kinderpsychiatrie. Berlin, 1979. 106. W a lion H. L'enfant turbulent. Alcar, 1925. 107. W a 11 о n H. Syndromes d'insuffisance psychomotrice et types psychomoteurs. — Enfance, 1959, N 3—4. 108. W e n d e r P. H. Minimal brain disfunction in children. N. Y.— L., 1971. 109. Wing L. Social Behavior and Cognitive Characteristics. An Epidemiological Approach. — In; Autism: A Reappraisal of Concepts and Treatment. Ed. by M. Rutter, E. Schopler. N. Y.—L, 1978. 110. Z a z z о R. Conduites et conscience, vol. II. Delachaux et Niest-le. Neuchatel/Suisse, 1968. 111. Z a z z о R. Manuel pour 1'examen psychologique de 1'enfant. Paris, 1960. 112. Ziotowicz M. Les peurs enfantines. Paris, 1974.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |