КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение целей долгосрочного социально-экономического развития. Планирование и прогнозирование
ТЕМА 2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 1. Определение целей долгосрочного социально-экономического развития. Планирование и прогнозирование 2. Трансформационные процессы в российской экономике: от директивного планирования к капиталистической организации хозяйства. Конструирование и трансплантация институтов 3. Трансформация отношений собственности. Поиск оптимальной структуры: приватизация и национализация 4. Формирование конкурентной среды. Реформирование естественных монополий В современной капиталистической экономике государства выступают мощным рыночным игроком. В их руках концентрируются значительные ресурсы — через бюджетную систему перераспределяется почти половина произведенного валового внутреннего продукта, государственные закупки составляют значительный компонент совокупного спроса, бюджетный сектор является крупнейшим нанимателем в любой национальной экономике. Даже просто как крупнейший экономический агент правительство должно иметь свою стратегию экономического поведения. По значение государства в экономической системе неизмеримо больше, чем просто у крупного субъекта рынка. Оно воздействует на формирование правил игры, оказывая влияние на поведение бизнеса и домохозяйств. Поэтому правительство осуществляет стратегическое планирование развития национальной экономики. Стратегическое планирование и управление в капиталистической экономике радикально отличается от советского опыта по инструментам, возможностям, задачам. Если директивное планирование предполагало установление обязательных для исполнения государственными предприятиями количественных и качественных показателей деятельности, от выполнения которых зависело финансовое благосостояния предприятия и за которые несло административную ответственность его руководство, то в настоящих условиях планирование носит индикативный характер. Это подразумевает предоставление государством плана-прогноза, содержащего его видение перспектив развития экономики, позволяющего бизнесу корректировать собственные планы, учитывая правительственные приоритеты. Наряду с этим, стратегическое планирование предполагает активное воздействие на условия функционирования хозяйственных агентов с целью корректировки траектории социально-экономического развития в желаемом направлении. Оно охватывает взаимоувязанные документы с разными временными горизонтами: долгосрочное (10—20 лет), среднесрочное (3—5 лет) и краткосрочное планирование. В Российской Федерации современное стратегическое планирование начинает активно формироваться в новом тысячелетии. Отказ от советской плановой системы и всей совокупности органов государственного управления, осуществлявших процедуры разработки плановых заданий, их согласования, составление натуральных и стоимостных балансов, потребовал формирование новой системы осуществления плановой деятельности. Кроме того, российская экономика 1990-х гг. сталкивалась с серьезной разбалансированностью хозяйства, и проблемы текущего выживания не позволяли заниматься стратегическими задачами. Главной целью российского правительства того периода была финансовая стабилизация и остановка спада в реальном секторе. Гиперинфляция 1992—1995 гг. привела к тысячекратному обесценению российского рубля, падение выпуска к 1989 г. было более чем двукратным, хронический дефицит бюджета сопровождался быстрорастущим государственным долгом. Задачи долгосрочных горизонтов экономического развития попадают в повестку дня работы правительства с периода начала восстановительного роста в экономике России. Система стратегического планирования и управления в Российской Федерации включает в себя следующие компоненты: • государственное прогнозирование социально-экономических процессов (долго-, средне- и краткосрочное); • концепцию социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу; • стратегические документы, носящие общесистемный характер (Транспортная стратегия, Инновационная стратегия, Энергетическая стратегия, Бюджетная стратегия и т.д.); • отраслевые (торговля, металлургия, судостроение, авиастроение, автомобилестроение и т.д.) стратегии и стратегии развития федеральных округов; • основные направления деятельности Правительства РФ (увязывающие стратегические и среднесрочные цели и определяющие приоритетные социально-экономические задачи на среднесрочную перспективу); • государственные программы Российской Федерации. Взаимосвязь документов, образующих систему стратегического планирования страны, схематично может быть представлена следующим образом (рис. 2.1).
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |