КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственное управление инновационной деятельностью
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Методы государственной инновационной политики делятся па прямые и косвенные, административные и экономические. К прямым методам государственного регулирования инновационной деятельности, оказывающим непосредственное активное воздействие на функционирование хозяйствующих субъектов, относят: 1) государственное субсидирование инновационных процессов; 2) государственное предпринимательство в инновационной сфере; 3) государственное управление инновационной деятельностью. Субсидия — безвозвратная денежная ссуда, направленная на "общее развитие знаний". Она предоставляется из бюджета экономическим субъектам и служит двусторонним соглашением между федеральным ведомством и высшим учебным заведением, государственными научными учреждениями о финансовой поддержке в проведении научных исследований. В Германии субсидии используются для прямого финансирования проектной деятельности в научной сфере. Цель — увеличение активности организации в сфере НИОКР и темпов роста технологий в выбранных государством областях. Субсидии выделяются на основе распределения затрат между государством и организацией. Представители организации должны согласовать условия проекта с государством на основе их технологического развития и инновационного потенциала. Государство берет на себя до 50% затрат, снижая траты организации на НИОКР. Государство должно субсидировать лишь те проекты, которые компания не могла бы завершить без использования государственной помощи. С этой целью в Германии разработана система отбора, позволяющая федеральному ведомству выбрать наиболее интересные проекты. В Канаде прямое стимулирование НИОКР заключается в предоставлении государственной гарантии кредита в коммерческих банках и государственном финансировании НИОКР. В Японии государство осуществляет бюджетное субсидирование и льготное кредитование подведомственных различным министерствам НИИ, государственных корпораций, исследовательских центров, осуществляющих Н ИОКР совместно с частными компаниями. Система государственного регулирования инновационной деятельности в РФ включает в себя законодательные и исполнительные органы власти на федеральном и региональном уровне. Структура государственного управления инновационной деятельностью на федеральном уровне власти, в том числе в области разработки и реализации инновационной политики, осуществляется через деятельность Президента РФ и его администрации, комитетов и комиссий Государственной думы и Совета Федерации РФ, Правительства РФ и его аппарата, координационных и совещательных структур, обеспечивающих согласованность работы законодательной и исполнительной власти в области формирования и реализации инновационной политики. Федеральная структура координации инновационных процессов на уровне аппарата Президента, законодательной власти и Правительства РФ включает соответственно следующие элементы. 1. Совет по научно-технической политике — чисто совещательный орган, не располагающий ресурсами и не оказывающий никакой прямой поддержки науке (1995), Совет по науке и высоким технологиям — стратегический орган для выработки решений в сфере инновационной политики (2001), отдел науки и образования аппарата Президента РФ. 2. Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, Комитет Государственной думы по образованию, культуре, науке. 3. Правительственная комиссия по научно-инновационной политике (1999) (ранее — Межведомственная координационная комиссия по научно-технической политике, созданная в 1995). Это постоянно действующий координационный орган, осуществляющий взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации в целях реализации единой государственной политики в научно-технической, промышленной и инновационной сферах. Непосредственным обеспечением деятельности Правительства РФ занимаются профильные департаменты аппарата Правительства РФ. В управлении национальной инновационной системой участвуют несколько профильных структур: • Департамент культуры и образования Правительства РФ; • Департамент оборонной промышленности и высоких технологий Правительства РФ; • Департамент отраслевого развития Правительства РФ. К системе управления национальной инновационной системой относятся следующие комиссии при Правительстве РФ: • Правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию; • Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям; • Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ; • Правительственная комиссия по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение. В систему государственных органов исполнительной власти, отвечающих за научно-техническую и инновационную политику, входит определенный круг министерств и ведомств: • Министерство образования и науки, занимающее центральное место в разработке и реализации государственной инновационной политики; • министерства и ведомства, участвующие в выработке политики в данной области: Министерство финансов, Министерство экономического развития, Министерство промышленности и торговли, Федеральное космическое агентство; • Министерство обороны, контролирующее большую часть ассигнований на оборонные исследования и разработки; • Министерство промышленности и торговли, контролирующее значительные объемы бюджетных средств, связанных с исследованиями и разработками в отраслях промышленности, а также с военными НИОКР; • Министерство экономического развития, финансирующее прикладные исследования в области национальной экономики; • Министерство связи и массовых коммуникаций, контролирующее через Федеральное агентство по информационным технологиям бюджет, выделяемый на исследования и разработки в области информационных технологий; • регулирующие (контрольные) органы: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная антимонопольная служба. Министерства и ведомства инициируют различные программы, так или иначе связанные с развертыванием инновационных процессов, в том числе касающиеся инновационной инфраструктуры (табл. 3.2). Таблица 3.2. Проекты и программы, реализуемые министерствами и ведомствами на конкурсной основе
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |