КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дисгармония отношений
Гармония отношений. В словаре русского языка слово «гармония» означает согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь. Понятие гармонии в большинстве случаев раскрывается через понятие согласованности и стройности. Это же соответствует и понятие согласованности и стройности. Это же соответствует и гармоничным отношениям. «Согласованный» означает достигший единства, тогда как «стройный» – имеющий правильное соотношение между своими частями. Гармония личности и ее отношений – соразмерность и согласованность основных сторон бытия личности: многомерного пространства личности, времени и энергии личности (как потенциальной, так и реализуемой). Гармония предполагает равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности. Гармоничные отношения – стабильные, предполагающие длительное сохранение взаимодействия в паре, вызывающие положительные чувства, комфорт и удовлетворенность у обоих партнеров. Таким образом, гармония межличностных отношений представляет собой: - стройность, в том плане, что отношения отличаются упорядоченностью развития, согласованностью, слаженностью действий; 1. равенство субъектов отношений, их позиций; - зависимость субъектов соотношений (но не «симбиотическая», по Э. Фромму) как обусловленность их друг другом, предполагающая наличие обоюдной потребности, желания и т.п. продолжать отношения; 1. взаимность отношений, предполагающая совместность, общность чувств по отношению друг к другу; 2. единство субъектов отношений, их общность, неразрывность. В словаре русского языка приставка «дис-» обозначает разделение, отделение, отрицание и соответствует по значению приставкам: «раз-», «не-», сообщает слову, к которому прилагается, отрицательный или противоположный смысл. Дисгармония межличностных отношений включает в себя все сферы человеческого бытия; это субъективное чувство неблагополучия в основных жизненных сферах – семейной, профессиональной, общественной, сфере обучения и образования. Дисгармония межличностных отношений представляет собой: 1. отсутствие единства, согласия между людьми; 2. ослабление позитивных эмоциональных связей между субъектами отношений, преобладание удаляющих чувств над сближающими чувствами; 3. гиперболизированное доминирование сближающих чувств, их «симбиоз» (по Э. Фромму). Индикаторами дисгармоничности межличностных отношений выступают их напряженность, конфликтность, агрессивность, а также отчужденность между субъектами отношений. На основе описанных выше теоретических положений Духновским С.В. разработана методика СОМО – «Субъективная оценка межличностных отношений». Назначение методики – определение характеристик дисгармонии межличностных отношений с помощью самооценок обследуемого. Предмет данной методики – напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессия в отношениях между людьми, выступающие индикаторами их дисгармоничного взаимодействия.
ЛИСТ ДЛЯ ОТВЕТОВ Ф. И. О. (полностью)_____________________________________________________ Дата опроса_____________________________________________________________ Число, месяц, год рождения________________________________________________ Образование_____________________________________________________________ Пол____________________________________________________________________ Должность______________________________________________________________ Инструкция. Перед вами опросник, содержащий различные характеристики отношений, состояний и чувств, возникающих при взаимодействии с другими людьми. Оцените, насколько перечисленные ниже признаки свойственны вашим отношениям с другими людьми, имея в виду не только сегодняшний день, но и более длительный отрезок времени. Оценку каждого приведенного суждения необходимо выразить, используя семибалльную шкалу: - – полностью не согласен, - – согласен в малой степени, - – согласен почти наполовину, - – согласен наполовину, - – согласен более чем наполовину, - – согласен почти полностью, - – согласен полностью.
Текст опросника: 1. Обычно я стараюсь не создавать слишком близких отношений с людьми. 2. Я всегда стремлюсь доказать свою правоту. 3. Если я не одобряю поведение другого человека, то даю ему это почувствовать. 4. Бывает, я чувствую, что в отношениях что-то не так. 5. Я стараюсь сохранять дистанцию в отношениях с людьми. 6. Я всегда отстаиваю свою точку зрения. 7. Я часто бываю не согласен с людьми. 8. Отношения с другими людьми часто беспокоят меня. 9. Я чувствую неискренность других людей в отношениях со мной. 10. Бывает, я чувствую неприязнь к себе со стороны других людей. 11. Бывает, мне кажется, что отношения зашли в тупик. 12. Я не ищу близости с другими людьми. 13. Я чувствую, что в отношениях каждый преследует свои цели. 14. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю. 15. Меня устраивают формальные отношения с другими людьми. 16. Я не чувствую согласия в отношениях с людьми. 17. Я не могу удержаться от спора, если люди не соглашаются со мной. 18. Бывает, у меня возникают противоречия, приводящие к ссорам с людьми. 19. В отношениях с людьми у меня возникает чувство, что меня обманывают или могут обмануть. 20. Мне трудно идти на уступки другому человеку. 21. Иногда я чувствую грубость по отношению ко мне. 22. Я часто испытываю чувство неудовлетворенности отношениями. 23. Я не слишком откровенен в отношениях с другими людьми. 24. У меня бывают разногласия с другими людьми. 25. Я чувствую, что в отношениях каждый старается задеть «слабые места» друг друга. 26. В отношениях возникают ситуации недопонимания друг друга. 27. У меня бывают ситуации, когда я чувствую себя одиноко. 28. Я чувствую противостояние в отношениях с другими людьми. 29. Иногда люди раздражают меня своим присутствием. 30. У меня появляется желание прекратить отношения. 31. Я сомневаюсь в искренности других людей в отношениях со мной. 32. Мне трудно идти на компромисс в отношениях с другими людьми. 33. Я бываю грубоват в отношениях с людьми. 34. Я стараюсь не проявлять свои чувства в отношениях с людьми. 35. Мысль о предстоящей встрече вызывает у меня внутреннее напряжение. 36. Я чувствую «недосказанность» в отношениях с людьми. 37. Я стараюсь не обсуждать свои проблемы с другими людьми. 38. У меня возникает чувство, что отношения могут прекратиться в любую минуту. 39. Я чувствую, что люди не понимают или не хотят понимать меня. 40. В отношениях с людьми у меня возникают вопросы: «почему так происходит?», «зачем все это?».
Методика может применяться как в групповом, так и в индивидуальном варианте. Испытуемым предъявляется текст опросника, содержащий 40 пунктов. Каждый пункт опросника предполагает 7 вариантов ответов, приведенных в инструкции. При обработке за ответ «полностью не согласен» присваивается 1 балл, за ответ «согласен в малой степени» – 2 балла, за ответ «согласен почти наполовину» – 3 балла, за ответ «согласен наполовину» – 4 балла, за ответ «согласен более чем наполовину» – 5 баллов, за ответ «согласен почти полностью» – 6 баллов и за ответ «согласен полностью» – 7 баллов. Обработка результатов заключается в суммировании баллов по пунктам, входящим в соответствующую шкалу. Затем «сырые» баллы переводятся в шкальные оценки (шкала стенов) по нормативным таблицам, соответствующим полу обследуемого (Таблицы 1–3). Стеновые значения по каждой шкале суммируются и образуют итоговый балл – «Индекс дисгармоничности отношений». Полученные значения переводятся в шкалу вторичных стенов (Таблицы 1–3).
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |