Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когнитивная сфера психической деятельности




Сфера стилевого поведения.

В контексте Интегративной Системы стилевые особенности поведения испытуемого определяются как тот или иной стиль решения проблем, представляющий собой устойчивую конфигурацию когнитивно-эмоциональных стратегий взаимодействия с проблемной ситуацией. С помощью теста Роршаха можно выявить следующие стили: интроверсивный (мыслительный), экстратенсивный (эмоциональный), амбитентный (недифференцированный) и избегающий.

 

Когнитивная сфера психической деятельности представлена тремя кластерами, которые отражают три основных блока когнитивной обработки информации при встрече с проблемной ситуацией.

 

Кластер «Структурирование»

Данный кластер содержит шкалы, которые характеризуют процессы структурирования информации при взаимодействии с проблемной ситуацией. Структурирование подразумевает упорядочивание новой информации, установление связей между различными аспектами ситуации и формирование образов на основе определения контуров стимулов. В этом кластере оцениваются следующие характеристики данной деятельности:

– стратегия распределения внимания;

– уровень организационной активности,

– мотивационные аспекты,

– адекватность организационной деятельности,

– параметры аналитико-синтетической деятельности, возможные проявления когнитивной дисфункции, а также влияние личностных и стилевых особенностей на процессы структурирования (обсессивных черт, чрезмерной вигильности (настороженности), склонности к избеганию проблем).

Кластер «Распознавание»

В этом кластере содержатся шкалы, описывающие процессы распознавания различных аспектов проблемной ситуации. Распознавание подразумевает процесс согласования нового образа с эталоном, хранящимся в долговременной памяти. Правильное распознавание и идентификация образа является основой адекватного отражения действительности. У большинства здоровых людей процессы распознавания информации соответствуют ситуационным требованиям и основаны на реальности. Если процессы распознавания и идентификации будут в большей степени испытывать внутренние субъективные влияния, это будет нарушать адекватное отражение действительности. В данном кластере оцениваются следующие характеристики процессов распознавания:

– уровень адекватности распознавания,

– склонность к игнорированию стимульного поля,

– уровень перцептивных искажений,

– уровень распознавания социальных условностей,

– соответствие восприятия общепринятым канонам (конвенциональность),

– уровень нонконформизма при распознавании действительности.

Кластер «Концептуализация»

Концептуализация (смыслообразование) подразумевает образование значений и смыслов при восприятии реальности с последующей организацией их в значимый для субъекта контекст. Смыслообразование составляет основу понимания реальности и является основным компонентом отражения действительности. Данный процесс определяет формирование всех решений индивидуума и служит источником для развития произвольного поведения. Процессы концептуализации включают различные умственные процессы, связанные (главным образом) с мыслительной деятельностью и механизмами принятия решения. Шкалы данного кластера оценивают следующие психологические характеристики:

– концептуальная гибкость,

– уровень непроизвольной мыслительной деятельности и мотивационного напряжения,

– склонность к фантазированию при решении проблем,

– влияние негативных личностных особенностей (пессимизма, чрезмерной вигильности, обсессивности),

– уровень ясности мышления при принятии решения (когерентность, релевантность и логичность),

– адекватность смыслообразования.

Кластер «Эмоциональная сфера»

Данный кластер содержит шкалы, характеризующие эмоциональную активность субъекта при взаимодействии с проблемной ситуацией. Шкалы этого кластера оценивают следующие психологические характеристики:

– склонность к депрессии,

– характер негативных переживаний (чувства беспомощности, вины, неудовлетворенности, одиночества; дисфория),

– наличие эмоционального дистресса,

– склонность к интернализации негативного аффекта,

– уровень реактивности по отношению к эмоциальным стимулам,

– склонность к чрезмерной интеллектуализации,

– склонность к отрицанию негативных эмоций и замене их положительными,

– уровень контроля над эмоциональной экспрессией,

– уровень сложности и комплексности переживаний,

– склонность к пароксизмальному возрастанию сложности переживаний,

– наличие амбивалентности переживаний (одновременное наличие как позитивных, так и негативных эмоций).

Кластер «Самовосприятие»

В данном кластере описываются особенности самовосприятия испытуемого, которые проявляют себя в процессе взаимодействия с проблемной ситуацией. Шкалы кластера оценивают следующие характеристики:

– влияние вигильных и обсессивных особенностей личности,

– уровень и характер самофокусирования,

– склонность к негативному самовосприятию,

– озабоченность состоянием соматического здоровья,

– уровень и характер саморефлексии и интроспекции,

– характер личной идентичности.

Кластер «Социальная сфера»

Данный кластер характеризует социальное поведение испытуемого в процессе взаимодействия с проблемной ситуацией. Шкалы кластера оценивают следующие социальные характеристики испытуемого:

– дефицит социальной зрелости,

– влияние чрезмерной вигильности,

– способность к установлению эмоционально близких отношений,

– склонность к оральной зависимости,

– уровень социального интереса,

– характер социальной перцепции,

– наличие трудностей проявления эмпатии,

– способности к сотрудничеству и ассертивности,

– склонность к социальной пассивности и избеганию ответственности,

– склонность к авторитарной защите,

– ситуационная адекватность социального поведения,

– склонность к социальной изоляции.

Кластер «Контроль и толерантность к стрессу»

Контроль над поведением подразумевает сознательную способность субъекта организовывать свое поведение при решения проблемы в соответствии с ситуационными требованиями. От уровня поведенческого контроля непосредственно зависит степень толерантности к стрессу. Контроль над поведением является интегративной психологической характеристикой субъекта. На его уровень оказывают влияние следующие факторы:

– уровень развития ресурсов,

– уровень и характер фрустрирующих переживаний,

– дефицит социальной зрелости,

– воздействие ситуационного стресса,

– стилевые особенности поведения при решении проблем.

Шкалы данного кластера оценивают как непосредственный уровень контроля над поведением, так и все указанные выше факторы, оказывающие влияние на этот уровень.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.