КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Когнитивная сфера психической деятельностиСфера стилевого поведения. В контексте Интегративной Системы стилевые особенности поведения испытуемого определяются как тот или иной стиль решения проблем, представляющий собой устойчивую конфигурацию когнитивно-эмоциональных стратегий взаимодействия с проблемной ситуацией. С помощью теста Роршаха можно выявить следующие стили: интроверсивный (мыслительный), экстратенсивный (эмоциональный), амбитентный (недифференцированный) и избегающий.
Когнитивная сфера психической деятельности представлена тремя кластерами, которые отражают три основных блока когнитивной обработки информации при встрече с проблемной ситуацией.
Кластер «Структурирование» Данный кластер содержит шкалы, которые характеризуют процессы структурирования информации при взаимодействии с проблемной ситуацией. Структурирование подразумевает упорядочивание новой информации, установление связей между различными аспектами ситуации и формирование образов на основе определения контуров стимулов. В этом кластере оцениваются следующие характеристики данной деятельности: – стратегия распределения внимания; – уровень организационной активности, – мотивационные аспекты, – адекватность организационной деятельности, – параметры аналитико-синтетической деятельности, возможные проявления когнитивной дисфункции, а также влияние личностных и стилевых особенностей на процессы структурирования (обсессивных черт, чрезмерной вигильности (настороженности), склонности к избеганию проблем). Кластер «Распознавание» В этом кластере содержатся шкалы, описывающие процессы распознавания различных аспектов проблемной ситуации. Распознавание подразумевает процесс согласования нового образа с эталоном, хранящимся в долговременной памяти. Правильное распознавание и идентификация образа является основой адекватного отражения действительности. У большинства здоровых людей процессы распознавания информации соответствуют ситуационным требованиям и основаны на реальности. Если процессы распознавания и идентификации будут в большей степени испытывать внутренние субъективные влияния, это будет нарушать адекватное отражение действительности. В данном кластере оцениваются следующие характеристики процессов распознавания: – уровень адекватности распознавания, – склонность к игнорированию стимульного поля, – уровень перцептивных искажений, – уровень распознавания социальных условностей, – соответствие восприятия общепринятым канонам (конвенциональность), – уровень нонконформизма при распознавании действительности. Кластер «Концептуализация» Концептуализация (смыслообразование) подразумевает образование значений и смыслов при восприятии реальности с последующей организацией их в значимый для субъекта контекст. Смыслообразование составляет основу понимания реальности и является основным компонентом отражения действительности. Данный процесс определяет формирование всех решений индивидуума и служит источником для развития произвольного поведения. Процессы концептуализации включают различные умственные процессы, связанные (главным образом) с мыслительной деятельностью и механизмами принятия решения. Шкалы данного кластера оценивают следующие психологические характеристики: – концептуальная гибкость, – уровень непроизвольной мыслительной деятельности и мотивационного напряжения, – склонность к фантазированию при решении проблем, – влияние негативных личностных особенностей (пессимизма, чрезмерной вигильности, обсессивности), – уровень ясности мышления при принятии решения (когерентность, релевантность и логичность), – адекватность смыслообразования. Кластер «Эмоциональная сфера» Данный кластер содержит шкалы, характеризующие эмоциональную активность субъекта при взаимодействии с проблемной ситуацией. Шкалы этого кластера оценивают следующие психологические характеристики: – склонность к депрессии, – характер негативных переживаний (чувства беспомощности, вины, неудовлетворенности, одиночества; дисфория), – наличие эмоционального дистресса, – склонность к интернализации негативного аффекта, – уровень реактивности по отношению к эмоциальным стимулам, – склонность к чрезмерной интеллектуализации, – склонность к отрицанию негативных эмоций и замене их положительными, – уровень контроля над эмоциональной экспрессией, – уровень сложности и комплексности переживаний, – склонность к пароксизмальному возрастанию сложности переживаний, – наличие амбивалентности переживаний (одновременное наличие как позитивных, так и негативных эмоций). Кластер «Самовосприятие» В данном кластере описываются особенности самовосприятия испытуемого, которые проявляют себя в процессе взаимодействия с проблемной ситуацией. Шкалы кластера оценивают следующие характеристики: – влияние вигильных и обсессивных особенностей личности, – уровень и характер самофокусирования, – склонность к негативному самовосприятию, – озабоченность состоянием соматического здоровья, – уровень и характер саморефлексии и интроспекции, – характер личной идентичности. Кластер «Социальная сфера» Данный кластер характеризует социальное поведение испытуемого в процессе взаимодействия с проблемной ситуацией. Шкалы кластера оценивают следующие социальные характеристики испытуемого: – дефицит социальной зрелости, – влияние чрезмерной вигильности, – способность к установлению эмоционально близких отношений, – склонность к оральной зависимости, – уровень социального интереса, – характер социальной перцепции, – наличие трудностей проявления эмпатии, – способности к сотрудничеству и ассертивности, – склонность к социальной пассивности и избеганию ответственности, – склонность к авторитарной защите, – ситуационная адекватность социального поведения, – склонность к социальной изоляции. Кластер «Контроль и толерантность к стрессу» Контроль над поведением подразумевает сознательную способность субъекта организовывать свое поведение при решения проблемы в соответствии с ситуационными требованиями. От уровня поведенческого контроля непосредственно зависит степень толерантности к стрессу. Контроль над поведением является интегративной психологической характеристикой субъекта. На его уровень оказывают влияние следующие факторы: – уровень развития ресурсов, – уровень и характер фрустрирующих переживаний, – дефицит социальной зрелости, – воздействие ситуационного стресса, – стилевые особенности поведения при решении проблем. Шкалы данного кластера оценивают как непосредственный уровень контроля над поведением, так и все указанные выше факторы, оказывающие влияние на этот уровень.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |