КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модуль 1. Живые системы
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ
Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины и выполнения контрольной работы студентами по направлению подготовки 35.03.06 – Агроинженерия (профили – Технический сервис в агропромышленном комплексе, Электрооборудование и электротехнологии) заочной формы обучения
КАРАВАЕВО 2014 УДК 57 ББК 28.0 Б 63
Составители: зав. кафедрой ботаники, физиологии растений и кормопроизводства Костромской ГСХА, к. с/х н., доцент Ю.В. Смирнова, к. с/х н., доцент кафедры ботаники, физиологии растений и кормопроизводства Н.С. Арыкова.
Рецензент: доцент кафедры земледелия и мелиорации сельского хозяйства, к. с/х н., доцент Ермолаева Н.В. Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета агробизнеса, протокол №____ от ____ _____________ 20___ года. Биология с основами экологии: методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины и выполнения контрольной работы студентами по направлению подготовки 35.03.06 – Агроинженерия (профили - Технический сервис в агропромышленном комплексе, Электрооборудование и электротехнологии) заочной формы обучения / сост. Ю.В. Смирнова, Н.С. Арыкова. – Кострома: КГСХА, 2014. – 41 с.
Методические рекомендации составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом и предназначены для самостоятельного изучения дисциплины и выполнения контрольной работы студентами факультета заочного обучения по направлению 35.03.06 – Агроинженерия. Издание содержит теоретическое обоснование по основным модулям дисциплины: живые системы, человек как биологический вид, основы экологии; перечень вопросов для выполнения контрольной работы, требования по оформлению работы и список рекомендуемой литературы. ОГЛАВЛЕНИЕ:
Методические рекомендации по дисциплине «Биология с основами экологии» предназначены для студентов факультета заочного обучения, обучающихся по направлению 35.03.06 – Агроинженерия профили - Технический сервис в агропромышленном комплексе, Электрооборудование и электротехнологии. Методические рекомендации составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом и предназначены для самостоятельного изучения дисциплины и выполнения контрольной работы. Формированию экологического сознания у студентов, обучающихся по направлению Агроинженерия, способствует изучение основ биологии и экологии, поскольку эти дисциплины изучают живую и неживую природу и взаимосвязи между ними. Задачей студентов является усвоение базовых знаний биологии и экологии, понимание их фундаментального значения и использовании приобретённых знаний в практической работе. Поэтому студенты инженерных направлений должны знать законы биологии и экологии, чтобы освоить основы рационального природопользования, управление развития экосистем, ликвидации техногенных воздействий на окружающую среду. Сельское хозяйство по сравнению с другими видами производственной деятельности человека широко использует законы природы в производственном процессе. И, несмотря на рост технической базы и совершенствование технологического процесса специфика производственных процессов, обусловленная природными факторами, сохраняется. В современном сельском хозяйстве широко применяются пестициды, минеральные удобрения, средства защиты растений, которые способствуют возникновению разнообразных экологических проблем. В связи с этим очевидна необходимость экологического образовании при подготовке специалистов по направлению Агроинженерия, поскольку неквалифицированное ведение производства неизбежно ведёт за собой экологические изменения, негативно влияющие на здоровье человека и окружающую среду.
Учебная дисциплина «Биология с основами экологии» относится к базовой части учебного плана подготовки бакалавра по направлению 35.03.06 – Агроинженерия. В соответствии с государственными требованиями, заложенными в содержание цикла общих естественнонаучных дисциплин, программа включает три крупных модуля: - живые системы (сущность жизни, уровни и принципы биологической организации, многообразие живых организмов); - человек (человек как биологический вид; особенности физиологии; соматическое, психическое и социальное начала в природе человека; факторы здоровья и экологического риска, место человека в эволюции Земли); - основы экологии (биосфера, ее структура, динамика, ресурсы; природа и общество, глобальные экологические проблемы). Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы биолого-экологические знания в объеме школьного курса по биологии общеобразовательной средней школы. В результате изучения курса биологии с основами экологии студент должен знать: Ø Основные типы биополимеров и других биологически важных веществ; биологические структуры, их самовоспроизведение, обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой; уровни организации живых систем. Ø Многообразие биологических видов; принципы систематики и таксономии; типологические особенности представителей различных царств. Ø Современные представления о геноме. Принципы взаимодействия генов и изменчивость. Ø Физиологические особенности организма человека; системную организацию и обеспечение основных жизненных функций у животных и человека; факторы экологического риска: влияние на организм человека физических, химических, психологических факторов техногенной среды. Ø Понятие об экосистемах, их состав; экологические пирамиды, экологическое равновесие; эффект дублирования, сукцессия, биопродуктивность; экологические принципы рационального природопользования; химические техногенные загрязнения, их виды. Должен уметь: Ø Определять характер, направленность и последствия своей профессиональной деятельности для природных комплексов и их компонентов; Ø Оценивать возможные негативные воздействия тех или иных производств на окружающую среду, устанавливать причинную обусловленность таких воздействий и разрабатывать систему мероприятий по их ограничению и предотвращению; Ø Разрабатывать и использовать технические средства, обеспечивающие производство экологически чистой и безопасной продукции. Должен владеть: Ø Определять характер, направленность и последствия своей профессиональной деятельности для природных комплексов и их Биология – это наука, занимающаяся изучением жизни во всех её проявлениях, а также свойств живого вообще. Название её образуется из двух греческих слов: «биос» - жизнь и «логос» - знание, учение, наука. Мир бактерий и вирусов изучает микробиология, строение и жизнедеятельность растений служит предметом ботаники, сведения о животных систематизирует зоология, грибы изучает микология, а человека – антропология. В частной микробиологии, частной ботанике, частной зоологии и частной микологии исследуются особенности строения и жизнедеятельности каждого отдельного вида. В общих разделах этих дисциплин изучают свойства, присущие всем организмам данной формы живого. Главные направления этих наук: морфология – учение о внешнем строении, структуре объектов живой природы, физиология – учение о функциях живых организмов, анатомия – наука о внутреннем строении существ. К классическим наукам биологического цикла также можно отнести систематику (систематика растений, систематика животных и.т.д.), экологию, палеонтологию (палеоботаника, палеозоология). В самых разных областях биологии всё большее значение приобретают пограничные дисциплины, связывающие биологию с другими науками. Так возникли – биофизика, биохимия, биокибернетика, бионика, радиобиология и др. Без знания физики невозможно понять работу нервной системы, без знания химии – разобраться во внутриклеточных процессах, широкое внедрение математики вызвало рождение биометрии, позволило выявить статистические закономерности биологических явлений. Биология относится к фундаментальным наукам, так как её выводы имеют основополагающее теоретическое и практическое значение. Предметы биологического цикла теоретическая основа для целого ряда специальных дисциплин, таких как медицина, агрономия, ветеринария, зоотехния, звероводство, рыбоводство, птицеводство, лесоводство и т.д. Это значит, что здравоохранение, сельское хозяйство, промышленность – базируются на тех знаниях и достижениях, которыми характеризуется современный уровень биологии. Благодаря достижениям биологии всё большее значение приобретает биотехнология – новое направление материального производства. Достижения биотехнологии позволяют получать промышленным путём необходимые для человека вещества (антибиотики, витамины, гормоны и т.д.) Таким образом, биология – комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |