Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инкорпорация и работа с абреакцией




Перегрузка

Существует давний классический закон восприятия: «7±2». Человек способен сознательно держать в поле внимания около семи единиц информации одновременно. Все выходящее за пределы становится перегрузкой и обрабатывается бессознательно.

Всякий раз, когда сознательная обработка перегружается, вы можете передать информацию прямо в подсознание, и человек будет реагировать на эту информацию. Простейший способ перегрузить внимание- заставить человека сосредоточить внимание на внутреннем переживании.

Вот простой пример. «...Закройте, пожалуйста, глаза. Теперь я попрошу вас тихо отсчитывать вслух числа, начиная с двухсот, выбирая каждое третье. И когда вы это делаете, я опускаю руки вам на плечи и поворачиваю вас кругом, раз за разом. В любой момент вы можете чувствовать, что вам удобнее просто погрузиться в приятный глубокий транс; тогда вы это сделаете, вполне понимая, что вы находитесь в надежных руках.»

Делая это, вы создаете перегрузку, заняв все системы репрезентации клиента. Он использует визуальную систему, помогая себе перебирать числа в обратном порядке. Аудиальная система занята у него тем, что он говорит себе эти числа. Наконец, кинестетически он дезориентируется вращением. Теперь он перегружен разными вещами, требующими его внимания, а вы можете себя от этого избавить.

Чтобы убедиться, что перегрузка действует, надо проверить, все ли системы заняты. Когда человек занят визуальным представлением и произнесением чисел, и в тоже время дезориентирован кинестетически, вы можете сделать ему внушение, и эти внушения пройдут мимо его сознания прямо в подсознание. Если что-нибудь из сказанного отвлечет его от его задачи, вы сразу же об этом узнаете, потому что он считает вслух. В этом весьма традиционном методе заключен встроенный механизм обратной связи. Если он перестает считать, вы знаете, что он либо погрузился в глубокий транс, либо избавился от дезориентации и сознательно слушает внушения, которые вы пытаетесь ввести в подсознание. Тогда вы настаиваете, чтобы он продолжал считать, или, если он уже в глубоком трансе, перестаете дурачиться и переходите к делу.

Дезориентируя человека, вы можете использовать любую сложную задачу, чтобы занять и отвлечь его сознание. Затем вы делаете вполне прямое, непосредственное и легко исполнимое внушение, например:

«Если в какой-то момент вам покажется легче просто погрузиться в глубокий транс, тогда сделайте это с удовольствием, отдавая себе отчет, что вы находитесь в полной безопасности...»

Частный случай этого- двойное наведение, когда для перегрузки используется два человека. Вы очень быстро получаете перегрузку и очень сильную реакцию.

В книге Карлоса Кастанеды «Путешествие в Икстлан» есть очень живое описание двойного наведения. Дон Хуан говорит в одно ухо Карлоса, а дон Хенаро одновременно говорит в другое. Гриндер и Бэндлер утверждают, что описание людей, с которыми они проделывали двойное наведение, превосходно совпали с описаниями Кастанеды- ощущение расколотого до середины тела и так далее. Карлос принимает образы и слова, обращая главное внимание на кинестетические ощущения, которые он из них производит. У такого человека двойной слуховой канал в самом деле вызывает ощущение кинестетического расщепления. Одно сообщение обрабатывается противоположным полушарием, и произвольные ощущения испытываются в той же половине тела, куда поступает слуховой сигнал. Различие слуховых сигналов, поступающих в два уха, различно представляется в двух половинах тела. Различие между этими кинестетическими представлениями наиболее полно выражено близ средней линии тела, что и приводит к переживанию расщепления или разделению.

Все эти приемы сходны тем, что они позволяют вам сломать состояние сознания, с которым человек приходит, и заменить его более пластичным состоянием. Как только вы сняли рычаг, перегрузку или разрыв, вы просто начинаете действовать более директивно, связывая эту ситуацию с тем, что вы вызываете. «И когда все это происходит или продолжается с вами, вы это слышите, и у вас начинают закрываться глаза, и возникает ощущение расслабленности.» Вы продолжаете развивать транс, а затем можете использовать состояние транса как условие для изменений, какие вы производите.

Если происходит что-либо значительное- в сознании (например, неожиданно сильная реакция со стороны клиента) или извне (внезапно хлопнула дверь или кто-нибудь прошел мимо и задел стул, на котором сидит клиент),- делать вид, будто ничего не произошло, не самый удачный выход из положения. В результате вы теряете доверие клиента и выходите из раппорта,- а между тем, клиент должен быть уверен, что вы способны заметить любое его переживание. Когда подобное происходит, вы должны немедленно инкорпорировать, то есть связать, объединить случившееся с тем, что вы говорили до этого, включить это в последующую вербализацию.

Например, клиенту помешал гул голосов, их «жужжание». Постройте фразу так: «Звук отдаленной беседы в комнате, может быть, напомнит вам приятный, теплый летний день. Слушая, как жужжат пчелы, вы лежите в прохладной траве и чувствуете тепло солнечного света на своем лице.» Таков один из способов инкорпорации. А вдруг окажется, что клиент/клиентка боится пчел и ярко покажет фобическую реакцию? Ведь вы никогда не знаете заранее, как подействует на человека та или иная метафора. Что ж, инкорпорируйте и эту реакцию «Но вы прекрасно знаете, что пчел этих здесь и в настоящий момент нет. Вы просто сидите в комнате, в удобном кресле...» Или сделайте так, чтобы клиент представил себя пчелой. Пусть он сам немного пожужжит. А почему бы и нет?

Вполне пригоден и другой метод инкорпорации. Например: «И громкий стук захлопнувшейся двери (крики, стрельба, звук падающего тела- всякое бывает!), который вы только что слышали, ничуть не мешает вам чувствовать себя еще свободнее и удобнее, сидя в кресле и слушая звук моего голоса.» Сначала следует просто констатировать происшедшее, а затем связать это с нужной реакцией.

Теперь о том, что касается сильных внутренних реакций. Когда вы изменяете чье-либо состояние и тем самым делаете доступной систему представлений, хранящуюся в подсознании, может случиться так, что вы получите интенсивную негативную реакцию. Она появляется у некоторых людей, когда они входят в транс. В истории гипноза факт повторного переживания болезненных, невыносимых воспоминаний наблюдался столь часто, что получил специальное обозначение- абреакция. С точки зрения НЛП абреакция- просто наиболее естественная реакция на внезапное вскрытие системы представлений, содержащей невыносимый или мучительный материал из прошлого.

Что же делать в том случае, если у кого-либо возникает абреакция? Например, клиент внезапно разразился слезами. Если вы сохранили бдительность на сенсорном уровне, вы тотчас заметите это. (Это уже прямое издевательство автора над читателем. Когда клиент «разражается» слезами, это можно заметить и без специальной бдительности.) Но что делать в такой ситуации?

Сначала вы подстраиваетесь. Вы говорите: «Вы испытываете ощущения неудобства, стеснения, ощущения эти весьма неприятны для вас.» В ходе подстройки вы замечаете реакцию клиента. Он не будет сопротивляться, так как вы всего лишь подтверждаете его собственное переживание. Вы продолжаете словесную подстройку с помощью утверждений, связанных с переживаниями клиента: «Вы плачете... и это говорит об огорчениях и неприятностях, пережитых вами в прошлом... все это очень огорчает вас. Но если уж вы вспомнили... именно эти ощущения, и они снова вернулись и причиняют вам боль... я хотел бы напомнить вам о том... что каждый из нас в нашей личной жизни имел много, очень много переживаний, и некоторые из них можно назвать неприятными... Такие неприятные переживания часто становятся основой... для проявляющихся впоследствии способностей... и навыков... которые не могут развить в себе люди... никогда не отваживавшиеся на подобные переживания... Это даже приятно- иметь неприятные переживания... если они вполне реализованы... так, что вы вполне благополучно пережили все эти неприятности, и они составили солидную базу переживаний, с помощью которой вы можете развить в себе более успешное поведение в настоящем.»

Итак, после подстройки вы делаете то, что называется переработкой содержания. Сказанное выше изменило смысл того, что произошло. Даже если имеют место неприятные переживания, теперь они воспринимаются как основа для знаний и навыков.

Если для вас удобнее придерживаться предельно общих выражений, можно сказать так: «У вас очень сильная реакция.» Такая подстройка всегда очень удовлетворительна. Вы ничего не говорите о том, было ли данное переживание положительным или отрицательным. Вы только констатируете факт наличия переживания.

Возникновение абреакции не означает, что вы действуете неправильно. Напротив, она дает возможность выйти на мощные положительные переживания в самом начале наведения транса.

И, кроме того, имейте в виду: когда человек впервые переходит в состояние транса, часто наблюдается расслабление мышц, сопровождающееся увеличенной увлажненностью глаз, даже некоторым количеством слез. Не галлюцинируйте. Это в равной степени может означать, и что клиент на самом деле испытывает огорчение, или же это просто явления, сопутствующие релаксации. Не пытайтесь проникнуть в конкретное содержание, подмечайте простые, очевидные факты: «И по мере того, как слезы стекают по вашим щекам, вы испытываете все большее чувство уюта и безопасности, сознаете, что находитесь под надежной защитой». Конечно, между слезами, стекающими по щекам, и ощущением безопасности и уюта нет никакой обязательной связи. Однако, начиная немедленно высказывать достоверное описание, основанное на сенсорных впечатлениях, и связывать его с той реакцией, которую вы хотите получить, вы используете происходящее для того, чтобы вести клиента в желательном для вас направлении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.