КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Советы выступающему с публичной речью
Как говорить, чтобы тебя понимали Заповеди риторики Практическое занятие № 13. Деловая игра «Умение вести полемику». Вопросы для проведения семинара Методические указания Готовясь к семинарскому занятию по этой теме, необходимо обратить внимание на то, что спор является средством выяснения истины. Нужно уяснить виды спора (выяснить лексическое значение слов – диалог, беседа, дебаты, прения, дискуссии, диспут, полемика), принципы ведения спора и те требования к говорящему и слушающему. 1. Дайте определение понятий «спор», «полемическое мастерство». 2. Какие классификации спора вы знаете? 3. Расскажите об истории искусства спора. 4. Назовите основные требования культуры спора и охарактеризуйте их. 5. Как следует вести себя во время спора. Что оказывает влияние на поведение полемистов? 6. В чем на ваш взгляд, проявляется уважительное отношение оппонентов друг к другу? Творческое задание: Вам предстоит в устном выступлении рассказать о своем учебном учреждении. Набросайте план выступления и найдите достойную концовку, которая поможет вам убедить слушателей в том, что нужно поступать именно в это учебное заведение. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение I. 1. Говорите выразительно: • Главная мысль должна выделяться и запоминаться. • Мысль может выделяться повторением, интонационным подчеркиванием, вопросами к самому себе, ее можно анонсировать в начале речи. • Все, что не относится к главной мысли, должно быть либо связано с ней, либо отброшено. • Возможно отвлечение от главной мысли для отдыха, снятия напряжения. 2. Говорите красиво: • Изобразительные средства языка делают речь наглядной, доходчивой. • Доходчивость может достигаться сравнениями, примерами, употреблением слов с более конкретным значением, конкретизирующих эпитетов. • Изобразительность речи существенно возрастает, если возвращаться к уже выбранным примерам или сравнениям на протяжении всей речи. • Изобразительность речи усиливают тропы и фигуры. 3. Говорите уместно: • Ориентируйтесь на аудиторию и соблюдайте законы жанра. • Не забывайте" об обратной связи с аудиторией, следите за тем, как принимают вашу речь. 4. Следите за правильностью речи. Двадцать советов выступающему с публичной речью из книги «Личность, карьера, успех» (Бербель и Хайнц Швальбе. Цит. по: Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997. С. 120-130).
Эти советы относятся не столько к речевой системе, как десять предыдущих, сколько к общей стратегии поведения лектора. 1. Настройтесь на аудиторию. 2. Сперва выясните, отвечает ли содержание вашей речи интересам аудитории. Если ваши интересы расходятся с ее интересами, попытайтесь навести «мосты» взаимопонимания. 3. Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах. 4. Ваш взгляд должен быть направлен на слушателей. Ни в коем случае не избегайте взглядов, направленных на вас. Не смотрите в одну точку. Прежде чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, как будто вы хотите убедиться в том, что она готова к восприятию ваших слов. 5. Начинайте говорить только после того, как установится тишина. 6. Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, после которого должна последовать секундная (в случае необходимости более длительная) пауза. 7. С первых же слов внимательно наблюдайте за реакцией аудитории. 8. Следите за четкостью речи, не говорите слишком быстро и ни в коем случае не говорите монотонно. 9. Если вы заметите, что часть аудитории менее внимательно слушает вас, обратите свой взгляд в ее сторону, как будто бы вы обращаетесь именно к ней. 10. Если вы заметили, что аудитория устала, начните говорить тише, а затем резко повысьте голос (но не настолько, чтобы аудитория почувствовала, что вы хотите специально взбодрить ее). 11. Если вы заметили, что слова, только что сказанные вами, нашли поддержку аудитории, постарайтесь немедленно развить затронутую тему. 12. В момент, когда вам удалось добиться положительной реакции со стороны аудитории, перейдите к главной теме выступления. Положительные эмоции, вызванные вами у слушателей, помогут вам добиться одобрения ваших слов. 13..В момент душевного подъема, вызванного одобрением аудитории, все же не теряйте самоконтроля. 14. Провокационные реплики также не должны выводить вас из равновесия. 15. Не вступайте во время выступления в дискуссии, даже если с мест раздаются провокационные выкрики. Скажите, что после выступления вы охотно ответите на любые вопросы. Этим вы выиграете для себя время, чтобы настроиться на дискуссию. Кроме того, в ходе вашего дальнейшего выступления все или часть дискуссионных вопросов могут быть сняты, так что надобность в дискуссии сама по себе отпадет. 16. В критические моменты выступления необходимо говорить убежденно, с акцентированием каждого слова. 17. Старайтесь нелицеприятные для аудитории места выступления подкреплять примерами. Подчеркните, что лишь насущная необходимость заставляет вас затрагивать подобную тему, а затем сгладьте остроту несколькими комплиментами.- 18. Не делайте обобщающих выводов, не оправданных с рациональной точки зрения, даже если вам показалось, что аудитория их от вас ждет. 19. Ни в коем случае не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали, или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно. 20. Закончив выступление, не забудьте поблагодарить присутствующих за внимание. Никогда не допускайте, даже если соблазн велик, чествовать себя после выступления или ублажать свое самолюбие «несмолкаемыми» аплодисментами.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 85; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |