Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Советы выступающему с публичной речью




Как говорить, чтобы тебя понимали

Заповеди риторики

Практическое занятие № 13. Деловая игра «Умение вести полемику».

Вопросы для проведения семинара

Методические указания

Готовясь к семинарскому занятию по этой теме, необходимо обратить внимание на то, что спор является средством выяснения истины. Нужно уяснить виды спора (выяснить лексическое значение слов – диалог, беседа, дебаты, прения, дискуссии, диспут, полемика), принципы ведения спора и те требования к говорящему и слушающему.

1. Дайте определение понятий «спор», «полемическое мастерство».

2. Какие классификации спора вы знаете?

3. Расскажите об истории искусства спора.

4. Назовите основные требования культуры спора и охарактеризуйте их.

5. Как следует вести себя во время спора. Что оказывает влияние на поведение полемистов?

6. В чем на ваш взгляд, проявляется уважительное отношение оппонентов друг к другу?

Творческое задание:

Вам предстоит в устном выступлении рассказать о своем учебном учреждении. Набросайте план выступления и найдите достойную концовку, которая поможет вам убедить слушателей в том, что нужно поступать именно в это учебное заведение.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение I.

1. Говорите выразительно:

• Главная мысль должна выделяться и запоминаться.

• Мысль может выделяться повторением, интонационным подчеркиванием, вопросами к самому себе, ее можно анон­сировать в начале речи.

• Все, что не относится к главной мысли, должно быть либо связано с ней, либо отброшено.

• Возможно отвлечение от главной мысли для отдыха, сня­тия напряжения.

2. Говорите красиво:

• Изобразительные средства языка делают речь наглядной, доходчивой.

• Доходчивость может достигаться сравнениями, примера­ми, употреблением слов с более конкретным значением, конкретизирующих эпитетов.

• Изобразительность речи существенно возрастает, если воз­вращаться к уже выбранным примерам или сравнениям на протяжении всей речи.

• Изобразительность речи усиливают тропы и фигуры.

3. Говорите уместно:

• Ориентируйтесь на аудиторию и соблюдайте законы жанра.

• Не забывайте" об обратной связи с аудиторией, следите за тем, как принимают вашу речь.

4. Следите за правильностью речи.

Двадцать советов выступающему с публичной речью из кни­ги «Личность, карьера, успех»

(Бербель и Хайнц Швальбе. Цит. по: Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997. С. 120-130).

 

Эти советы относятся не столько к речевой системе, как де­сять предыдущих, сколько к общей стратегии поведения лектора.

1. Настройтесь на аудиторию.

2. Сперва выясните, отвечает ли содержание вашей речи инте­ресам аудитории. Если ваши интересы расходятся с ее инте­ресами, попытайтесь навести «мосты» взаимопонимания.

3. Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах.

4. Ваш взгляд должен быть направлен на слушателей. Ни в коем случае не избегайте взглядов, направленных на вас. Не смот­рите в одну точку. Прежде чем начать выступление, обведи­те взглядом аудиторию, как будто вы хотите убедиться в том, что она готова к восприятию ваших слов.

5. Начинайте говорить только после того, как установится ти­шина.

6. Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, после ко­торого должна последовать секундная (в случае необходимо­сти более длительная) пауза.

7. С первых же слов внимательно наблюдайте за реакцией ауди­тории.

8. Следите за четкостью речи, не говорите слишком быстро и ни в коем случае не говорите монотонно.

9. Если вы заметите, что часть аудитории менее внимательно слушает вас, обратите свой взгляд в ее сторону, как будто бы вы обращаетесь именно к ней.

10. Если вы заметили, что аудитория устала, начните говорить тише, а затем резко повысьте голос (но не настолько, чтобы аудито­рия почувствовала, что вы хотите специально взбодрить ее).

11. Если вы заметили, что слова, только что сказанные вами, на­шли поддержку аудитории, постарайтесь немедленно развить затронутую тему.

12. В момент, когда вам удалось добиться положительной реак­ции со стороны аудитории, перейдите к главной теме выс­тупления. Положительные эмоции, вызванные вами у слу­шателей, помогут вам добиться одобрения ваших слов.

13..В момент душевного подъема, вызванного одобрением ауди­тории, все же не теряйте самоконтроля.

14. Провокационные реплики также не должны выводить вас из равновесия.

15. Не вступайте во время выступления в дискуссии, даже если с мест раздаются провокационные выкрики. Скажите, что после выступления вы охотно ответите на любые вопросы. Этим вы выиграете для себя время, чтобы настроиться на дискус­сию. Кроме того, в ходе вашего дальнейшего выступления все или часть дискуссионных вопросов могут быть сняты, так что надобность в дискуссии сама по себе отпадет.

16. В критические моменты выступления необходимо говорить убежденно, с акцентированием каждого слова.

17. Старайтесь нелицеприятные для аудитории места выступле­ния подкреплять примерами. Подчеркните, что лишь насущ­ная необходимость заставляет вас затрагивать подобную тему, а затем сгладьте остроту несколькими комплиментами.-

18. Не делайте обобщающих выводов, не оправданных с рацио­нальной точки зрения, даже если вам показалось, что ауди­тория их от вас ждет.

19. Ни в коем случае не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали, или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно.

20. Закончив выступление, не забудьте поблагодарить присутству­ющих за внимание. Никогда не допускайте, даже если со­блазн велик, чествовать себя после выступления или убла­жать свое самолюбие «несмолкаемыми» аплодисментами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 85; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.