КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Компоновка сухогрузного и наливного судов
Классификация судовых помещений Помещения в основном корпусе, образованные бортами, основными переборками, палубами и платформами, называют отсеками. В основном корпусе размещаются следующие отсеки: 1. Форпик и ахтерпик. 2. Междудонное пространство,ограниченное настилом второго дна. 3. Трюм – грузовое пространство между вторым дном и нижней палубой. 4. Твиндек - межпалубное грузовое пространство. 5. Диптанки - цистерны, расположенные выше второго дна. 6. Коффердамы-сухие непроницаемые отсеки, отделяющие топливные цистерны от смежных помещений. 7. Отсеки главных и вспомогательных механизмов. 8. Туннель гребного вала- помещение для размещения и обслуживания гребного вала на судах со средним или промежуточным расположением машинного отделения. Трюмам и твиндекам присваиваются порядковые номера от носа к корме. Классификация судовых помещений: 1. Служебные помещения- это помещения, в которых экипаж несёт вахту и производит различные работы. В свою очередь служебные помещения разделяют на помещения: а) управления судном:машинно-котельное отделение (МКО), рулевая рубка, радиорубка, радиолокационная, аккумуляторная, румпельное отделение; б) административные: судовая канцелярия, бухгалтерия, кинобудка; в) судовые мастерские:плотницкая, механическая, электро- и радиомастерские. 2. К хозяйственным помещениямотносятся: - продовольственно - пищевые - камбуз, хлебопекарня, кондитерская, буфетная, раздаточная, сервировочная, продовольственные кладовые; - санитарно - хозяйственные - посудомоечная, прачечная, сушильная белья, сушильная спецодежды, гладильная, кладовые чистого и грязного белья; - помещения обслуживания пассажиров - почта, сберкасса, фотолаборатория, справочное бюро, парикмахерская, различные киоски и ателье; - кладовые судового снабжения - шкиперская, фонарная, малярная и машинная кладовая. 3. Медицинские помещения- в них оказывается первая помощь заболевшим членам экипажа и пассажирам. К ним относятся амбулатория, изолятор, стационар, аптека, различные специализированные кабинеты (рентгеновский, зубоврачебный и т.п.), а также бытовые помещения (ванные, умывальники, туалеты). 4. Помещения экипажа и помещения пассажировна морских пассажирских судах устраивают отдельно друг от друга. Жилые помещения- это одно-, двух-, четырёхместные каюты. Каюты экипажа - одноместные; старшего комсостава (кабинет, спальня, санузел). 5. Общественные помещения- это помещения, предназначенные для отдыха или проведения различных общесудовых мероприятий. К ним относятся: кают-компании, салоны, столовые команды, курительные, буфеты, рестораны, кинозалы, библиотеки, плавательные бассейны. 6. Бытовые помещенияпредназначены для обеспечения личной гигиены и для санитарно-бытового обслуживания экипажа и пассажиров. К ним относятся умывальники, душевые, ванные, туалеты, бани, прачечные и т.д. 7. Специальные помещения. Это грузовые трюмы на грузовых судах; лаборатории на научно-исследовательских судах; цеха - для обработки рыбы на промысловых судах. Расположение машинного отделения на судах. Рис. 2. Расположение машинного отделения и основной жилой надстройки: а - среднее; б - промежуточное; в - кормовое. В средней части судна: Плюсы - упрощается удиффирентовка судна, уменьшается величина изгибающего момента на вершине волны для судна без груза и на подошве волны для судна с грузом, Минусы - снижение грузоподъёмности из-за большой длины валопровода и туннеля, уменьшение полезного объёма кормовых трюмов и ухудшение их формы из-за проходящего в них туннеля гребного винта, затруднение центрирования валопровода большой длины и нарушения, нормальных условий работы при продолжительном изгибе судна. В кормовой части судна: Плюсы - лучшие объёмы предоставляются под груз, улучшаются условия размещения и эксплуатации грузового устройства на сухогрузных судах, укорачивается валопровод и отпадает необходимость в устройстве туннеля, Минусы - ухудшаются условия удиффирентовки судна без груза, так как в носовые отсеки приходится принимать балласт. Приём балласта в носовые отсеки ухудшает мореходные качества судна, увеличивает изгибающий момент на вершине волны. Промежуточное расположение МО, при котором за МО размещается один трюм, реже два.Коффердамы - сухие не проницаемые отсеки, отделяющие топливные цистерны от соседних помещений; 6. Отсеки главных и вспомогательных механизмов; 7. Туннель гребного вала - помещение для размещения и обслуживания гребного вала на судах со средним или промежуточным расположением машинного отделения. Трюмам и твиндекам присваиваются порядковые номера от носа к корме. Надстройки располагаются на верхней непрерывной палубе основного корпуса. Они простираются по ширине судна, или от борта до борта, или так, что их боковые стенки несколько отстоят от бортов, но не более чем на 0,04 ширины судна (в противном случае их называют рубками). Надстройки служат не только для размещения в них помещений, но и для улучшения мореходных качеств судна.
Рис. 3. Схема размещения отсеков и основных групп помещений сухогрузного (а) и пассажирского (б) судов. I - пики; Н - грузовые отсеки; III - междудонные отсеки; IV- диптанки; V - отсеки главных и вспомогательных механизмов. 1- палуба рубки 4-го яруса (верхний мостик); 2- палуба рубки 3-го яруса (нижний мостик); 3- палуба рубки 2-го яруса (шлюпочная палуба); 4- вторая платформа; 5- палуба надстройки 1-го яруса (палуба бака, юта); б- верхняя палуба; 7- первая платформа; 8- второе дно; 9- палуба 2-го яруса надстройки (прогулочная палуба); 10- вторая палуба (палуба переборок); 11- третья палуба Носовая надстройка-(бак)- уменьшает заливаемость палубы. Средняя надстройка-(спардек)- увеличивает запас плавучести. Кормовая надстройка-(ют)- увеличивает надводный борт в корме, повышает запас плавучести и непотопляемости судна при повреждении кормовой оконечности и дифференте судна на корму. Рубки - меньше надстроек по ширине. Их устанавливают на верхней палубе основного корпуса или палубах надстроек. Для определения положения помещения на судне приняты следующие названия палуб и межпалубных помещений. В основном корпусе (сверху вниз): 1. Верхняя палуба; 2. Вторая палуба; 3. Третья палуба (на многопалубных судах последнюю палубу называют нижней); 4. Второе дно. В надстройке и рубках (снизу вверх): 1. Палуба 1 яруса надстройки (бака, юта, средней надстройки); 2. Палуба 2-го яруса рубки; 3. Палуба 3-го яруса рубки и т.д. К эти терминам могут прибавляться названия палуб в зависимости от их назначения: прогулочная, шлюпочная, нижний (ходовой) мостик, верхний (навигационный) мостик. Положение по длине обозначается номерами шпангоутов, а по ширине - наименованиями борта (правый и левый борт). В носовой части корпуса между форштевнем и таранной переборкой располагается форпик. Здесь устанавливают цепной ящик и балластную цистерну, а также шкиперскую кладовую. За форпиковой переборкой расположены грузовые трюмы.В междудонном пространствеоборудую
Рис. 4. Схема общей компоновки и устройства сухогрузного судна: 1- верхняя палуба; 2- фальшборт; 3 -грузовая стрела; 4 - вентиляционная головка; 5- грузовая лебёдка; 6- грузовая мачта; 7- утилизационный котел; 8 - антенна РЛС; 9- рулевая рубка; 10 - леерное ограждение; 11- вентиляционный дефлектор; 12- комингс грузового люка; 13- крышка закрытия грузового люка (открытый люк); 14 - фок-мачта; 15 - салинговая площадка; 16 - люковое закрытие; 17- швартовный клюз; 18- кнехты швартовные; 19 - брашпиль; 20- козырёк; 21- стопоры якорной цепи; 22- якорь Холла; 23- форпик; 24- форпиковая (таранная) переборка; 25 - пиллерс; 26 - поперечная водонепроницаемая переборка (гофрированная); 27- настил второго дна; 28- вторая (нижняя) палуба; 29- днищевой стрингер; 30 - флор; 31- палубный набор; 32- грузовой твиндек; 33- грузовой трюм; 34 - скуловой киль; 35- машино-котельное отделение; 36 - дизель генераторы; 37- главный двигатель; 38- упорный подшипник; 39- коридор гребного вала; 40 - водопровод; 41 - гребной винт; 42-руль; 43- румпельное отделение; 44- рулевая машина. На верхней палубе располагают надстройки и рубки, а также некоторые судовые устройства. Рис. 5. Схема расположения помещений на танкере "Победа": а - вид сбоку; в- верхняя палуба; г,- палуба рубки 1-го яруса; д- палуба рубки 11-го яруса; е- палуба рубки Ш-го яруса; ж- палуба рубки IV-го яруса; з- палуба рубки У-го яруса; и- верхний мостик; к - трюм. I- ахтерпик; 2- машинно-котельное отделение; 3- грузовое насосное отделение; 4- топливные цистерны; 5- отстойные танки; 6- цистерна сбора отстоя; 7- грузовой танк; 8- балластные цистерны (двойное дно и двойные борта); 9- диптанк; 10- носовое насосное отделение; II- форпик; 12- аварийный дизель-генератор; 13- кондиционеры; 14- душевая с парильней; 15- прачечная с кладовыми грязного и чистого белья; 16- амбулатория; 17, 29- станция объёмного пенотушения; 18- провизионные кладовые; 19- инсенератор; 20- станция инертных газов; 21- сварочная мастерская; 22- спортзал; 23- столовая и салон; 24- курительная; 25- ПУГО (пост управления грузовыми операциями); 26- каюта 2-го помощника капитана; 27- кают-компания и салон; 28- камбуз; 30- бассейн; 31- каюты практикантов (двухместные); 32- каюты команды (одноместные); 33- каюта электромеханика; 34- каюта врача; 35- запасная каюта; 36- каюта старшего помощника капитана; 37- каюта 4-го механика; 38- каюта 3-го механика; 39- каюта 2-го механика; 40- лифт; 41- каюта старшего механика; 42- каюта лоцмана; 43- каюта капитана; 44- каюта начальника радиостанции; 45- каюта 3-го помощника капитана; 46- каюта 4-го помощника капитана; 47- каюта радиооператора; 48- каюта боцмана; 49- каюта донкермана; 50- операторная; 51- рулевая; 52- аппаратная; 53- трансляционная. Контрольные вопросы: 1. Дайте определение понятия «основной корпус». 2. Какие бывают формы носовой и кормовой оконечностей. 3. Дайте определение понятиям «надстройка, рубка». 3. Дайте классификацию судовых помещений. 4. Расположение машинного отделения на судне. Достоинства и недостатки. 5. Дайте определение понятий «архитектурно-конструктивные типы морских судов, седловатость, погибь бимсов».
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |