Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компоновка сухогрузного и наливного судов




Классификация судовых помещений

Помещения в основном корпусе, образован­ные бортами, основными переборками, палу­бами и платформами, называют отсеками.

В основном корпусе размещаются сле­дующие отсеки:

1. Форпик и ахтерпик.

2. Междудонное пространство,ограниченное настилом второго дна.

3. Трюм – грузовое пространство между вторым дном и нижней палубой.

4. Твиндек - межпалубное грузовое пространство.

5. Диптанки - цистерны, расположен­ные выше второго дна.

6. Коффердамы-сухие непроницае­мые отсеки, отделяющие топливные цистерны от смежных помещений.

7. Отсеки главных и вспомогательных механизмов.

8. Туннель гребного вала- помещение для размещения и обслуживания гребного вала на судах со средним или промежуточным расположением машинного отделения. Трюмам и твиндекам присваиваются порядковые номера от носа к корме.

Классификация судовых помещений:

1. Служебные помещения- это помещения, в которых экипаж несёт вахту и производит различные работы. В свою очередь служебные помещения разделяют на помещения:

а) управления судном:машинно-котельное отделение (МКО), рулевая рубка, радиорубка, радиолокационная, аккумуляторная, румпельное отделение;

б) административные: судовая канцелярия, бухгалтерия, кинобудка;

 

в) судовые мастерские:плотницкая, механическая, электро- и радиомастерские.

2. К хозяйственным помещениямотносятся:

- продовольственно - пищевые - камбуз, хлебопекарня, кондитерская, буфетная, раздаточная, сервировочная, продовольственные кладовые;

- санитарно - хозяйственные - посудомоечная, прачечная, сушильная белья, сушильная спецодежды, гладильная, кладовые чистого и грязного белья;

- помещения обслуживания пассажиров - почта, сберкасса, фотолаборатория, справочное бюро, парикмахерская, различные киоски и ателье;

- кладовые судового снабжения - шкиперская, фонарная, малярная и машинная кладовая.

3. Медицинские помещения- в них оказывается первая помощь заболевшим членам экипажа и пассажирам. К ним относятся амбулатория, изолятор, стационар, аптека, различные специализированные кабинеты (рентгеновский, зубоврачебный и т.п.), а также бытовые помещения (ванные, умывальники, туалеты).

4. Помещения экипажа и помещения пассажировна морских пассажирских судах устраивают отдельно друг от друга. Жилые помещения- это одно-, двух-, четырёхместные каюты. Каюты экипажа - одноместные; старшего комсостава (кабинет, спальня, санузел).

5. Общественные помещения- это помещения, предназначенные для отдыха или проведения различных общесудовых мероприятий. К ним относятся: кают-компании, салоны, столовые команды, курительные, буфеты, рестораны, кинозалы, библиотеки, плавательные бассейны.

6. Бытовые помещенияпредназначены для обеспечения личной гигиены и для санитарно-бытового обслуживания экипажа и пассажиров. К ним относятся умывальники, душевые, ванные, туалеты, бани, прачечные и т.д.

7. Специальные помещения. Это грузовые трюмы на грузовых судах; лаборатории на научно-исследовательских судах; цеха - для обработки рыбы на промысловых судах.

Расположение машинного отделения на судах.

Рис. 2. Расположение машинного отделения и основной жилой надстройки: а - среднее; б - промежуточное; в - кормовое.

В средней части судна:

Плюсы - упрощается удиффирентовка судна, уменьшается величина изгибающего момента на вершине волны для судна без груза и на подошве волны для судна с грузом,

Минусы - снижение грузоподъёмности из-за большой длины валопровода и туннеля, уменьшение полезного объёма кормовых трюмов и ухудшение их формы из-за проходящего в них туннеля гребного винта, затруднение центрирования валопровода большой длины и нарушения, нормальных условий работы при продолжительном изгибе судна.

В кормовой части судна:

Плюсы - лучшие объёмы предоставляются под груз, улучшаются условия размещения и эксплуатации грузового устройства на сухогрузных судах, укорачивается валопровод и отпадает необходимость в устройстве туннеля,

Минусы - ухудшаются условия удиффирентовки судна без груза, так как в носовые отсеки приходится принимать балласт. Приём балласта в носовые отсеки ухудшает мореходные качества судна, увеличивает изгибающий момент на вершине волны.

Промежуточное расположение МО, при котором за МО размещается один трюм, реже два.Коффердамы - сухие не проницаемые отсеки, отделяющие топливные цистерны от соседних помещений;

6. Отсеки главных и вспомогательных механизмов;

7. Туннель гребного вала - помещение для размещения и обслуживания гребного ва­ла на судах со средним или промежуточным расположением машинного отделения. Трюмам и твиндекам присваиваются порядковые номера от носа к корме.

Надстройки располагаются на верхней непрерывной палубе основного корпуса. Они простираются по ширине судна, или от борта до борта, или так, что их боковые стенки не­сколько отстоят от бортов, но не более чем на 0,04 ширины судна (в противном случае их называют рубками). Надстройки служат не только для размещения в них помещений, но и для улучшения мореходных качеств судна.

 

Рис. 3. Схема размещения отсеков и основных групп помещений сухогрузного (а) и пассажирского (б) судов. I - пики; Н - грузовые отсеки; III - междудонные отсеки; IV- диптанки; V - отсеки главных и вспомогатель­ных механизмов. 1- палуба рубки 4-го яруса (верхний мостик); 2- палуба рубки 3-го яруса (нижний мостик); 3- палуба рубки 2-го яруса (шлюпочная палуба); 4- вторая платформа; 5- палуба надстройки 1-го яруса (палу­ба бака, юта); б- верхняя палуба; 7- первая платформа; 8- второе дно; 9- палуба 2-го яруса надстройки (про­гулочная палуба); 10- вторая палуба (палуба переборок); 11- третья палуба

Носовая надстройка-(бак)- уменьшает заливаемость палубы.

Средняя надстройка-(спардек)- увеличивает запас плавучести.

Кормовая надстройка-(ют)- увеличивает надводный борт в корме, повышает запас плавучести и непотопляемости судна при повреждении кормовой оконечности и дифферен­те судна на корму.

Рубки - меньше надстроек по ширине. Их устанавливают на верхней палубе основного корпуса или палубах надстроек.

Для определения положения помещения на судне приняты следующие названия палуб и межпалубных помещений.

В основном корпусе (сверху вниз):

1. Верхняя палуба; 2. Вторая палуба; 3. Третья палуба (на многопалубных судах последнюю палубу называют нижней); 4. Второе дно.

В надстройке и рубках (снизу вверх):

1. Палуба 1 яруса надстройки (бака, юта, средней надстройки); 2. Палуба 2-го яруса рубки; 3. Палуба 3-го яруса рубки и т.д.

К эти терминам могут прибавляться названия палуб в зависимости от их назначения: прогулочная, шлюпочная, нижний (ходовой) мостик, верхний (навигационный) мостик.

Положение по длине обозначается номерами шпангоутов, а по ширине - наименова­ниями борта (правый и левый борт).

В носовой части корпуса между форштевнем и таранной переборкой располагается форпик. Здесь устанавливают цепной ящик и балластную цистерну, а также шкиперскую кладовую. За форпиковой переборкой расположены грузовые трюмы.В междудонном пространствеоборудую

 

Рис. 4. Схема общей компоновки и устройства сухогрузного судна: 1- верхняя палуба; 2- фальшборт; 3 -грузовая стрела; 4 - вентиляционная головка; 5- грузовая лебёдка; 6- грузовая мачта; 7- утилизационный котел; 8 - антенна РЛС; 9- рулевая рубка; 10 - леерное ограждение; 11- вентиляционный дефлектор; 12- комингс грузового люка; 13- крышка закрытия грузового люка (открытый люк); 14 - фок-мачта; 15 - салинговая площадка; 16 - люковое закрытие; 17- швартовный клюз; 18- кнехты швартовные; 19 - брашпиль; 20- козырёк; 21- стопоры якорной цепи; 22- якорь Холла; 23- форпик; 24- форпиковая (таранная) переборка; 25 - пиллерс; 26 - поперечная водонепроницаемая переборка (гофрированная); 27- настил второго дна; 28- вторая (нижняя) палуба; 29- днищевой стрингер; 30 - флор; 31- палубный набор; 32- грузовой твиндек; 33- грузовой трюм; 34 - скуловой киль; 35- машино-котельное отделение; 36 - дизель генераторы; 37- главный двигатель; 38- упорный подшипник; 39- коридор гребного вала; 40 - водопровод; 41 - гребной винт; 42-руль; 43- румпельное отделение; 44- рулевая машина.

На верхней палубе располагают надстройки и рубки, а также некоторые судовые уст­ройства.


Рис. 5. Схема расположения помещений на танкере "Победа": а - вид сбоку; в- верхняя палуба; г,- палуба рубки 1-го яруса; д- палуба рубки 11-го яруса; е- палуба рубки Ш-го яруса; ж- палуба рубки IV-го яру­са; з- палуба рубки У-го яруса; и- верхний мостик; к - трюм. I- ахтерпик; 2- машинно-котельное отделение; 3- грузовое насосное отделение; 4- топливные цистерны; 5- отстойные танки; 6- цистерна сбора отстоя; 7- грузовой танк; 8- балластные цистерны (двойное дно и двойные борта); 9- диптанк; 10- носовое насосное отделение; II- форпик; 12- аварийный дизель-генератор; 13- кондиционеры; 14- душевая с парильней; 15- пра­чечная с кладовыми грязного и чистого белья; 16- амбулатория; 17, 29- станция объёмного пенотушения; 18- провизионные кладовые; 19- инсенератор; 20- станция инертных газов; 21- сварочная мастерская; 22- спортзал; 23- столовая и салон; 24- курительная; 25- ПУГО (пост управления грузовыми операциями); 26- каюта 2-го помощника капитана; 27- кают-компания и салон; 28- камбуз; 30- бассейн; 31- каюты прак­тикантов (двухместные); 32- каюты команды (одноместные); 33- каюта электромеханика; 34- каюта врача; 35- запасная каюта; 36- каюта старшего помощника капитана; 37- каюта 4-го механика; 38- каюта 3-го механика; 39- каюта 2-го механика; 40- лифт; 41- каюта старшего механика; 42- каюта лоцмана; 43- каю­та капитана; 44- каюта начальника радиостанции; 45- каюта 3-го помощника капитана; 46- каюта 4-го по­мощника капитана; 47- каюта радиооператора; 48- каюта боцмана; 49- каюта донкермана; 50- оператор­ная; 51- рулевая; 52- аппаратная; 53- трансляционная.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятия «основной корпус».

2. Какие бывают формы носовой и кормовой оконечностей.

3. Дайте определение понятиям «надстройка, рубка».

3. Дайте классификацию судовых помещений.

4. Расположение машинного отделения на судне. Достоинства и недостатки.

5. Дайте определение понятий «архитектурно-конструктивные типы морских судов, седловатость, погибь бимсов».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.