Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экзамен: устно по билетам.




Силлабус дисциплины «ММКИ» на 2016-2017 учебный год ЗАО

Тема 4.5. Глобальные проблемы мировой экономики в начале 21в.

Глобальные проблемы мировой экономики затрагивают без исключения все страны на всех континентах.

Перечень всех глобальных проблем современности достаточно обширен – это общемировые процессы, затрагивающие интересы всего человечества, к которым могут быть отнесены следующие:

· Демографические;

· Продовольственные;

· Преодоление экономической отсталости развивающихся стран (плюс проблемы долгов);

· Угроза экологической катастрофы;

· Энергетическая проблема;

· Преодоление угрозы ядерной войны.

 

Очевидно, что охватить всесторонним исследованием и анализом все глобальные проблемы невозможно, поэтому следует остановиться на трех из них, которые наиболее актуальны и заслуживают наибольшего внимания:

1) демографическая проблема ведущих стран мира (снижение рождаемости, старение и уменьшение численности населения), которая может стать характерной в недалекой перспективе и для развивающихся государств;

2) экологические проблемы, являющиеся следствием постоянно растущей хозяйственной активности экономических агентов;

3) проблема, связанная с распространением одного из смертельно опасных вирусов – вируса СПИД, принявшая характер глобальной эпидемии.

При этом глобальные проблемы мировой экономики по степени своей сложности и характеру принимаемых по ним решений могут быть условно разделены на непреодолимые и решаемые. Так, едва ли в ближайшее время удастся справиться с демографической проблемой, которую невозможно решить ни на уровне отдельно взятого государства, ни усилиями всего мирового сообщества (непреодолимая проблема). Вместе с тем, благодаря активной деятельности и национальных правительств, и международных организаций наметились некоторые позитивные изменения в преодолении экологической проблемы современности, а также в деле борьбы с эпидемией ВИЧ/СПИДа (решаемые проблемы).

Аттестация:

  1. Посещаемость лекций и активная работа на семинарах;
  2. Выполнение домашних заданий в отдельной тетради в письменном виде;
  3. Отчет о выполнении группового проекта (конфликтологического исследования на выбор студентов с использованием одного метода либо количественного, либо качественного с представлением презентации и отчета). (группа 3-4 человека)

Тема проекта утверждается с преподавателем. СРОК СДАЧИ (30 января 2017)

При оценке проекта учитываются следующие параметры:

1. оценка синопсиса программы исследования и инструментария (20%):

  • наличие и качество подготовки документов (технического задания, сетевого графика);
  • актуальность социальной и/или научной проблемы и четкость ее формулировки;
  • соответствие литературного обзора формальным и содержательным стандартам;
  • продуманность и внутренняя непротиворечивость программы, возможность ее верификации в данном исследовании;
  • адекватность эмпирической редукции переменных (концептов), ее соответствие цели и задачам исследования;
  • обоснование выборки и четкость определения ее основных параметров;
  • объем собранных данных (соответствие задачам исследования и планируемой выборке);
  • своевременность сдачи проекта

2. оценка за текст отчета (40%);

  • соответствие содержания отчета целям, задачам, гипотезам, представленным в программе;
  • обоснованность, аргументированность выводов;
  • полнота использования эмпирических данных;
  • стиль изложения (язык, вызывает ли отчет интерес);
  • характер использования формальных методов анализа;
  • оформление (соответствие предложенным стандартам);
  • качество ответов на вопросы.

3. оценка за презентацию (40%.)

  • качество презентации (соблюдение регламента, доходчивость изложения, умение выделить главное, не отвлекаясь на мелочи);
  • оформление презентации (слайды, плакаты и т.д.);
  • качество выступления в дискуссии (для оппонентов);
  • присутствие в начале и конце заседания;
  • активность в процессе заседания (вопросы, выступления в свободной дискуссии).

 

Каждый этап оценивается по 5-балльной шкале.

Итоговая оценка получается так:

5 баллов х 0,2 + 4·баллов х 0,4 + 3 баллов х 0,4 = 1,0 + 1,6 + 1,2 = 3,8

 


Доклад, сообщения оцениваются, исходя из нижеприведенных критериев.

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1 Презентация научного доклада Эмпирическая база (2-5балла) В ходе подготовки доклада должны быть использованы следующие материалы: монографические работы, учебно-методические издания, периодические издания.
2 Логика изложения (2-5балла) В докладе должны быть освещены: идейно-теоретические истоки, раскрыто теоретико-методологическое, теоретическое и теоретико-практическое содержание, представлена научная критика обсуждаемого вопроса, собственные оценки студента
3 Качество раскрытия темы доклада (2-5балла) Доклад соответствовать целям, задачам, теме занятия, учебного модуля, дисциплины
4 Аргументация позиции докладчика (2-5балла) Наличие собственной позиции докладчика по обсуждаемому вопросу.
5 Использование средств визуализации (2-5 балла) Демонстрация мультимедийной презентации, предоставление раздаточного материала.

Дата: 18.01.17 (2ч)

Лекция: Вводная лекция. Программа конфликтологического исследования.(2ч.)

Домашняя работа:

1. Определите вид шкалы (номинальная, порядковая, интервальная, относительная) для измерения реакции респондента в каждом из следующих случаев его опроса:

а) Я люблю решать кроссворды

Не согласен Согласен

1 2 3 4 5

б) Ваш возраст: ____________

в) Пожалуйста, разместите следующие виды свободного времяпровождения с точки зрения Ваших личных предпочтений, присваивая ранг от «1» (“наиболее предпочтительно”) до «5» (“наименее предпочтительно”):

Чтение журналов _________

Просмотр телевизора _________

Встречи с друзьями _________

Покупки _________

Посещение ресторанов _________

г) Номер Вашего полиса пенсионного страхования: ___________

д) Сколько времени в среднем в рабочие дни Вы посвящаете подготовке домашних заданий:

Менее 15 минут _________

От 15 до 30 минут _________

От 31 до 60 минут _________

От 61 до 120 минут _________

Более 120 минут _________

е) Какую сумму денег Вы потратили в прошлом месяце на развлечения?________________

  1. Конспект статьи Веллеман П.Ф., Уилкинсон Л. Типологии номинальных, ординальных, интервальных и относительных шкал вводят в заблуждение / П.Ф. Веллеман, Л. Уилкинсон // Социология: 4М. – 2011. - №33 – С. 166 - 193

Способ «вопросов - ответов». Он заключается в том, что, поделив страницу пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них.

  1. Составить кроссворд по основной терминологии дисциплины ММКИ (минимум 15 определений);

Дата: 25.01.17 (6ч)

Лекция 1: Социологические методы в конфликтологии. Опросные методы. (2ч.)

Лекция 2: Фокус группа в конфликтологических исследованиях.(2ч.)

Семинар: «Программа исследования. Технология формирования выборки». (2ч.)

Часть 1 Практические задания (данные виды самостоятельной работы можно выполнять как индивидуально, так и в мини-группах (по 2-3 человека)):

Цель: содействовать становлению у обучающихся умения составлять программу исследования (ее фрагменты), показать студентам процесс формирования выборки, сделать наглядным вывод о возможности давать точные результаты на основе относительно небольших выборочных совокупностей.

1. Формулировка: проблемы исследования, цель, задачи, гипотезы в рамках выбранной темы.

2. Определение объекта и предмета исследования в рамках выбранной темы.

3. Типы выборочного отбора. Для выполнения данного задания студенты получают карточки-задания, содержащие краткое описание генеральной совокупности и целей и задач исследования, а также таблицу-напоминание «Типы выборки» (см. Приложение1, Карточки 1, 3, 4).Студентам предлагается выбрать и обосновать оптимальный способ выборочного отбора для каждого случая.

4. Определение оптимального размера выборки. Используя карточки-задания с описанием генеральной совокупности, а также таблицы определения размеров выборочной совокупности (см. Приложение1, Карточка 2, 3, 4), студентам предлагается определить размеры выборки.

 

Часть 2 Проанализируйте полученную анкету и дайте ответы на следующие вопросы:

- Какова композиция анкеты (вступительная часть, паспортичка, содержательная часть по блокам)?

- Какой принцип расположения соблюдается в данной анкете?

- Нет ли влияния предшествующих вопросов на последующие вопросы?

- Какие типы вопросов вам встречаются (приведите примеры)?

- Какие ошибки вы обнаружили в анкете (приведите примеры)?

- Оцените верстку и графическое оформление анкеты?

- Какие виды шкал применяются в данной анкете?

Домашняя работа:

1. Конспект статьи: Попов С. Метод экспертизы / С. Попов // Кентавр.– Вып. 23.– 2000.–С. 8-11.

Схема с фрагментами — способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, — при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально - лаконичного конспекта.

2. Напишите эссе на тему: «Биографический метод в конфликтологии» (объем – 2-4 стр.).

3. Посмотреть фильм «Кухонные байки» http://films.imhonet.ru/element/191556/movie-online/ и ответить письменно на вопросы:

- Какой метод исследования представлен в фильме?

- Какую ошибку совершил исследователь?

- Каким образом были отобраны респонденты?

- Определите предмет исследования главного героя?

- Как изменились социально-психологические отношения главных героев?

- Насколько точным был полученный результат?

 


Дата: 27.01.17 (4ч)

Семинар: «Социологические методы в конфликтологии. Контент-анализ»

Практические задания (2ч.)

1. Сделайте контент-анализ рекламы в газете.

Методика: для анализа необходимо взять один номер какой-либо популярной газеты. В качестве единицы счета выступит одно рекламное объявление. Подсчитывать будем: количество объявлений и объем газетной площади, которую они занимают. Кроме того, все объявления разделяются на несколько групп в зависимости от содержания рекламы. По ним также проводится отдельный подсчет.

Этапы работы:

1) Определите объем газетной площади (в долях страницы) рекламного объявления наименьшего размера. Для этого подсчитайте, сколько их может поместиться на одной странице газеты (например, n = 40 (штук), значит объем одного маленького объявления – 1/40 страницы (или 1/n). Все остальные объявления по объему составляют 2, 4, 6, 8 и т. д. маленьких объявлений, т. е. в нашем примере – 1/20, 1/10, 3/20, 1/5 страницы и т. д. (или 2/n, 4/n, 6/n, 8/n, 10/n, 12/n).

2) Подсчитайте и запишите общее число рекламных объявлений во все газете следующим образом: пусть N1 – число самых маленьких объявлений во всей газете, N2 – число объявлений, равных по объему двум маленьким, N4 – число объявлений, равных по объему четырем маленьким, N6 – число объявлений, равных по объему шести маленьким, N8 – число объявлений, равных по объему восьми маленьким, N10 – число объявлений, равных по объему десяти маленьким, Nк – число объявлений самого большого размера.

3) Общее число объявлений во всей газете определяется как сумма: N = N1+ N2+ N4+…+ Nк.

4) Общий объем занимаемой ими площади определяется как:

1 2 k

S = N1• n + N2• n +… + Nk• n.

Полученные результаты N и S занесите в табл. 1.

5) Подсчитайте количество рекламных объявлений и их объем по отдельным группам во всей газете. Данные занесите в таблице 11. 2. (для подсчета можно использовать метод графической записи количества, при котором каждый десяток изображается в виде прямоугольника с диагоналями). Делается это так: сначала отмечаются вершины прямоугольника, потом стороны, потом диагонали

6) Проанализируйте результаты ваших подсчетов и запишите выводы. Примерные вопросы для анализа: Что можно сказать об объеме и содержании рекламы в данном номере газеты в целом? Как соотносятся между собой разные группы рекламных объявлений по количеству и объему занимаемой площади? Какая группа объявлений преобладает по количеству и объему? На какие группы населения ориентирована реклама? В чем сходство и различие рекламы в разных газетах? Проанализируйте рекламу в нескольких номерах одного издания – можно ли составить мнение о характере рекламы в данной газете? Сделайте выводы о газетной рекламе вообще, ее специфике.


Таблица 11. 1.

Объем и содержание рекламных объявлений в газете (название газеты, число, количество страниц)

Содержание рекламы Кол-во рекламных объявлений Объем газетной площади в долях страницы
  Реклама банков (финансы)    
  Реклама дорогих покупок (недвижимость, авто) и путешествий    
  Реклама крупных покупок (мебель, бытовая техника, компьютеры, аудио- и видеоаппаратура)    
  Реклама для организаций и посредников (услуги, строительство, ремонт, товары и пр.)    
  Реклама товаров и продуктов для всех    
  Реклама услуг для всех    
  Реклама места учебы или работы    
  Другая    
Всего    

Таблица 11. 2.

Рабочая таблица для подсчета кол-ва рекламных объявлений

Содержание рекламы Количество объявлений разных объемов
  Реклама банков (финансы) 1/n 2/n 4/n 6/n 8/n 10/n
  Реклама дорогих покупок            
  Реклама крупных покупок            
  Реклама для организаций и посредников            
  Реклама товаров и продуктов для всех            
  Реклама услуг для всех            
  Реклама места учебы или работы            
  Другая            

 

2. Подготовить кодировочный бланк для сбора информации по теме выбранной студентами для исследования.

3. Определить вид документа для контент-анализа.


Семинар 2: решение задач по теории графов. (2ч.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 84; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.