КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Глава 1 Основы медицинских знаний 1.1. Сохранение и укрепление здоровья - важное условие достижения высокого уровня жизни Основные понятия о здоровье и его составляющих Здоровье — это бесценный дар, который дан человеку самой природой. Определение здоровья сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Признано, что здоровье — это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия. В общем понятии здоровья имеются две равноценные составляющие: духовное здоровье и физическое. Они так тесно переплетены, что невозможно их разделить. Физическое здоровье влияет на духовную жизнь, а духовный контроль важен для поддержания физического здоровья. Духовное здоровье человека — это здоровье его разума. Оно зависит от системы его мышления, отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире. Оно зависит от умения определить свое положение в окружающей среде, свои отношения к людям, вещам, знаниям и прочему и достигается умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения с учетом необходимости, возможности и желания. Физическое здоровье человека — это здоровье его тела. Оно зависит от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать. Сохранить и укрепить его можно, только отказавшись от чрезмерного употребления алкоголя, от курения, наркотиков и других вредных привычек. Человек — не просто высокоорганизованная биологическая система, но и организм, живущий в определенных общественных условиях. Они отражаются на его физическом и психологическом самочувствии. Поэтому с духовным здоровьем тесно связано социальное здоровье. Говоря о социальном здоровье, мы имеем в виду условия жизни человека, его труда, отдыха, питания, жилья, а также уровень культуры, воспитания и образования. Кроме того, принято различать здоровье индивидуальное и общественное (здоровье населения). Индивидуальное здоровье — это личное здоровье человека, которое во многом зависит от него самого, от его мировоззрения, а в конечном счете от его культуры — культуры здоровья. Общественное здоровье складывается из состояния здоровья всех членов общества и зависит главным образом от политических, социально-экономических и природных факторов. По каким критериям принято оценивать здоровье человека? Рассмотрим соответствующую схему. Схема «Основные критерии здоровья человека» дает возможность понять, из чего состоит здоровье человека. Зная это, нужно использовать все возможные средства, чтобы сохранить хорошее здоровье и обеспечить себе активное долголетие. Понятие здоровья диалектически связано с противоположным понятием — нездоровья и болезни. Как определить, здоров человек или болен? Для этого необходимо провести исследования состояния и деятельности его различных систем и органов. Врачи оценивают состояние здоровья по объективным показателям, которые можно зарегистрировать и измерить. Это уровень кровяного давления, частота сердечных сокращений, частота дыхания, данные анализов крови, мочи, рентгенологического исследования и т. д. Получив результаты обследования, врач может сделать обоснованное заключение о том, здоров человек или болен. Но для этого ему необходимо сопоставить полученные результаты с неким эталоном, нормой. Если результаты отличаются от нормальных показателей, то он делает заключение о болезни, если же не отличаются — человек здоров. Это кажется очень простым. Однако исследования показывают, что совершенно здоровых или больных насчитывается приблизительно по 10%. А что же остальные? Оказывается, что около 80% людей находятся где-то между двумя крайними состояниями. Кто-то находится ближе к болезни, кто-то ближе к здоровью. Иногда создается впечатление, что человек движется только в одну сторону: от здоровья к болезни. Это не так. Можно сохранять хорошее здоровье на протяжении долгой жизни, если о нем заботиться, когда оно еще есть. А что же делать, когда появилось заболевание? Возможно ли движение в сторону здоровья? Возможно, но для этого необходимо понять, что ваше здоровье зависит от вас самих и его нельзя бездумно транжирить. Влияние окружающей среды на здоровье человека Любая деятельность человека происходит в условиях постоянного воздействия внешней среды. В зависимости от характера его подразделяют на физическое, химическое, биологическое, социальное и психическое. Под физическим воздействием внешней среды на организм человека понимают главным образом облучение электромагнитными излучениями естественного или искусственного происхождения, воздействие приборов и аппаратуры, использующих электрическую энергию. Для здоровья человека опасна чрезмерная близость мощных радиостанций, радиолокационных станций, линий электропередачи и других энергетических объектов. Линии электропередачи высокого напряжения создают вокруг себя переменное электрическое поле. Его длительное воздействие на организм дает неблагоприятный эффект. Тяжелыми последствиями, вплоть до остановки дыхания и сердца, чревато воздействие электрического тока высокого напряжения. Самый же мощный природный фактор физического воздействия — солнечный свет. Длительное пребывание на солнце может привести к ожогам различной степени, вызвать тепловой или солнечный удар. Уберечь себя от неблагоприятного влияния солнечной энергии можно, выполняя определенные правила: носить в особенно жаркую погоду головной убор; загорать постепенно, начиная с 2—3 мин в первый день и прибавляя в последующие дни по 1—2 мин, но так, чтобы общее время пребывания на солнце не составляло более 2 ч в день. Химические факторы риска связаны с широким использованием человеком химических веществ на производстве и в быту (консервирующие, моющие, чистящие и дезинфицирующие средства, а также средства для покраски и склеивания различных предметов). Надо помнить, что нарушение правил их применения может оказать неблагоприятное воздействие на организм. Чтобы избежать этого, надо сначала внимательно ознакомиться с изложенными в инструкциях мерами безопасности и строго следовать им. Биологические факторы риска. С первых дней жизни человека окружает мир биологических существ, невидимых невооруженным глазом. Некоторые из них опасны для здоровья и при внедрении в организм человека почти всегда вызывают инфекционное заболевание. Чтобы избежать этого, надо просто соблюдать правила общей и личной гигиены, гигиены питания (правила приготовления пищи), гигиены одежды, гигиены жилища и пр. Социальные факторы риска связаны с жизнью общества. Революционные преобразования почти всегда вызывают в обществе социальную напряженность, которая может оказать негативное влияние на состояние здоровья отдельного человека и общества в целом. Спокойное, поступательное, эволюционное развитие общества и общественных отношений гарантирует уменьшение действия факторов риска социальной природы. Основными из этих факторов считают неуверенность в завтрашнем дне, невозможность предсказать исход событий, явлений, ситуаций, разрушение устоев, традиций, обычаев, взглядов. Факторы риска психического характера связаны со специфическими аспектами жизнедеятельности человека. Остановимся только на одном из них — психоло-гическом микроклимате в семье и школе. Общительность, доброта, внимательность, взаимопомощь и поддержка членов семьи или одноклассников создают положительный микроклимат, хорошее настроение, потребность в работе и удовлетворенность ее результатами. И напротив, постоянные ссоры, конфликтность, неумение и нежелание общаться вызывают психологическую напряженность, стрессы, которые отнюдь не способствуют сохранению и укреплению здоровья. Сохранение и укрепление здоровья — социальная потребность общества Каждый из нас ответственен за свое здоровье и благополучие. Самые энергичные усилия врачей и медицинских работников не могут гарантировать нам здоровья. Никто не может за нас сделать зарядку, вовремя расслабиться, отказаться от сигареты. Очевидно, что деятельность человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья, должна вызываться соответствующей потребностью. Потребностью называют объективную нужду человека в чем-то. Потребности — внутренние побуждения активности человека. Формируются они под воздействием культурно-исторических традиций общества. В нашей культурно-исторической традиции здоровье является важнейшей ценностью и рассматривается как источник возможностей для достижения других жизненных целей. Возрождение культурных традиций России способно положительно повлиять на стремление людей сохранить и укрепить здоровье. Правда, работа эта трудная и кропотливая, так как связана с изменением сознания людей, их взглядов и отношений. Тем более что она проходит в условиях, когда многие современные люди, похоже, безразличны к своему здоровью, утратили инстинкт самосохранения. В современном российском обществе понятие здоровья постепенно приобретает новое звучание. Становится понятно, что хорошее состояние здоровья — залог получения стабильной, престижной работы. В наше время стремление к достижению желаемой карьеры и материального достатка способно создавать достаточно сильные эмоции и побуждения для сохранения и укрепления здоровья. Однако надо отметить и отрицательное влияние интенсивной работы на здоровье, его сохранение и укрепление. Основные источники отрицательного воздействия на здоровье — отсутствие стабильности, неуверенность в завтрашнем дне, высокая интенсивность труда и низкая физическая активность во время работы, неудовлетворительная экологическая обстановка. Вопросы и задания 1. Назовите составляющие здоровья. 2. Расскажите о духовном и физическом здоровье. 3. Как влияет здоровье на жизнедеятельность людей? 4. Какая взаимосвязь существует между индивидуальным и общественным здоровьем? 5. По каким критериям оценивают здоровье человека? 6. Какие факторы воздействия внешней среды влияют на здоровье человека? Охарактеризуйте каждый фактор. 7. Какое значение приобретает укрепление здоровья в современном российском обществе? 8. Назовите основные источники отрицательного воздействия на здоровье в современных условиях. Задание 43. Из приведенных определений здоровья выберите те, которые приняты Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): а) здоровье человека — это отсутствие у него болезней и физических недостатков; б) здоровье человека — это отсутствие у него болезней, а также оптимальное сочетание здорового образа жизни с умственным и физическим трудом; в) здоровье человека — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Задание 44. Определите, от каких из перечисленных ниже факторов зависит духовное здоровье, физическое здоровье, социальное здоровье: а) от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального соотношения умственного и физического труда, умения отдыхать; б) от условий жизни человека, его труда, отдыха, питания, жилья, а также от уровня культуры, воспитания и образования; в) от системы его мышления, отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |