Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование правовых идей и юридической профессии в древнейших государствах (Древний Китай, Индия, Междуречье и Древний Египет).




На рубеже VI–V вв. до н. э. Китай возникает конфуцианство – важное политико-социально-этическое направление, имевшее религиозную окраску. Одним из главных требований данного учения было строжайшее подчинение социальных низов верхам. Было предначертано деление людей на «благородных» (нравственно совершенны), которые управляли, и «низких людей» (для физического труда и низко моральны), которыми управляли первые. Сюньцзы провозглашал откровенное правовое неравенство: «закон для народа, ритуал – для аристократии».

Даосизм. Видный его представитель Чжуанцзы защищал равенство людей от природы и их право на индивидуальную мораль. Жизнь представлялась им как непрерывное движение.

Позже учение лигистов (фацзя) - «сторонников закона». Видные представители Шан Ян и Хань Фэйцзы. Учение стало основой для проведения государственно-правовых реформ в ряде древнекитайских государств. Писаный юр.закон «фа» должен был лежать в основе всей государственной и административной системы. Легисты требовали неукоснительного соблюдения предписанных законов.

Хань Фэйцзы создает теорию эволюции человеческого общества. Первобытное его устройство неизбежно уступило место государству и праву. Последние были результатом появления бедных и богатых, что вызвало, в свою очередь, установление законов и наказаний.

Древняя Индия. Ведущими направлениями в политической и правовой идеологии Древней Индии являлись брахманизм и буддизм. Своими корнями оба направления восходили к религиозно-мифологическому мировоззрению, изложенному в Ведах — древних ритуальных книгах ариев. Идейные расхождения между брахманизмом и буддизмом произошли на почве толкования мифов и правил поведения, которые освящала религия. Наиболее острые разногласия между ними были связаны с трактовкой правил для варн (жрецы, воины, земледельцы и торговцы, шурды)— родовых групп, положивших начало кастовой организации индийского общества.

Брахманизм - направлен на утверждение верховенства родовой знати в складывающихся государствах. Социально-политические идеи различных школ брахманизма отражены в трактате "Законы Ману".

В борьбе против жреческой религии сформировался буддизм (основатель - принц Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой ). В качестве центральной им была выдвинута идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские желания. Социальные требования буддизма сводились к уравнению каст в религиозной сфере и не затрагивали основ общественного строя. Вероучители буддизма не призывали к активной борьбе с несправедливостью. Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. В нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего аскетизма, появляются идеи спасения мирян.

Древний Египет. древнеегипетское право в полной мере носило архаический характер. Какие-либо изменения или заимствования проникали туда с большим трудом. Дошедшие до нас правовые источники носят казуистический характер. Наличие достаточно мощного государственного аппарата, большого числа грамотных чиновников, дешевого материала для письма способствовали появлению в Египте достаточно развитого судопроизводства, большого числа юридических документов. Так, по указу фараона Хоремхеба (вт. пол. XIV в. до н. э.) назначаемые судьи получают предписания и законы в виде «дневников». В Предписании о служебных обязанностях верховного сановника (XIV в. до н. э.) говорится о сорока кожаных свитках с законами и, возможно, судебными прецедентами. Несмотря на достигнутые определенные успехи, древнеегипетская юриспруденция не сформировалась в качестве отдельной системы знаний, а юридическая профессия не приобрела самостоятельного статуса. До нас не дошли и какие-либо специальные юридические трактаты.

Более динамично развивающимся, по сравнению с древнеегипетским, было общество в государствах Междуречья. Здесь уже в XIV в. до н. э. правителем Лагаша Уруинимгиной была проведена широкая законодательная реформа. законы были направлены на поддержание социальной стабильности и сглаживание отдельных общественных противоречий. Венцом развития права Древнего Междуречья можно признать законы царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.). Этот обширный свод законов регулировал широкий круг общественных отношений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.