Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление, развитие и значение нормативизма. Г. Кельзен.




Постнеклассическая научная рациональность и ее значение для методологии юридической науки.

Для изучения становления научного знания можно использовать его особую периодизацию:

- классическая научная рациональность (сер. XVI в. – кон. XIX в.);

- неклассическая научная рациональность (кон. XIX в. до 70-х гг. XX в.);

- постнеклассическая научная рациональность (70-е гг. XX в. и по наст. вр.).

 

Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Постнеклассический образ рациональности показывает, что понятие рациональности шире понятия "рациональности науки", так как включает в себя не только логико-методологические стандарты, но еще и анализ целевых действий и поведение человека. Новый постнеклассический тип рациональности активно использует новые ориентации: нелинейность, необратимость, неравновесность, хаосомность. В новый, расширенный объем понятия "рациональность" включены интуиция, неопределенность, эвристика и другие не традиционные для классического рационализма прагматические характеристики. В новой рациональности расширяется объектная сфера за счет включений в нее систем типа: "искусственный интеллект", "виртуальная реальность", которые сами являются порождениями научно-технического прогресса. Такое радикальное расширение объектной сферы идет параллельно с его радикальным "очеловечиванием". Поэтому постнеклассическая рациональность - это единство субъективности и объективности. Сюда же проникает и социокультурное содержание. Категории субъекта и объекта образуют систему, элементы которой приобретают смысл только во взаимной зависимости друг от друга и от системы в целом.

Ганс Кельзен (1881 — 1973 гг.) — автор чистой теории права — изложил свои взгляды в произведениях «Чистое учение о праве» (1934), «Право Объединенных Наций» (1950) и др.
По мнению Кельзена, правоведение, сложившееся на рубеже XIX—XX вв., не отвечает требованию юридической строгости, чистоты, его необходимо очистить от идеологии, перестать заимствовать идеи из психологии и социологии, этики и политической теории. Юриспруденция должна исследовать нормативный порядок человеческих отношений, который принадлежит не сфере сущего, а сфере должного.

Право - это нормативный принудительный порядок, т.е. система норм, регулирующих человеческое поведение. От других нормативных порядков (морального, религиозного) право отличает принудительность. Право охватывает не только нормы, исходящие от государства, но и процесс их реализации на практике: «применение права есть также и создание права». Таким образом, Кельзен сочетает методы юридического позитивизма с принципами функционального подхода к исследованию нормативных систем.

Право -совокупность норм, находящих подтверждение в самих себе. Совокупность всех норм образует многоступенчатую систему права в виде единства правовых норм на базе координации и субординации, подчинения низшей нормы высшей. Иерархия различных норм образует правопорядок, юридическим основанием которого провозглашается так называемая основная норма. «Основная норма» есть априорное гипотетическое понятие, логический постулат, образующий стержень «чистой теории права». «Основная норма» (должно вести себя так, как предписывает Конституция) рассматривается как правовая база конституции, которая определяет полномочия государственных органов и процедуру законодательства, содержание будущих законов. Далее следуют «общие» нормы, установленные законодателем или вытекающие из обычая, подлежащие применению компетентными органами — судами и административными властями. В общих нормах определяются органы, которые могут их применить, и процедура их применения, а также содержание правоприменительных актов. Нижней ступенью являются индивидуальные нормы (судебные решения и распоряжения администрации по отдельным конкретным делам).

«Ступенчатость» права преследует цель представить любую норму права и любое распоряжение государственного органа или должностного лица как непререкаемый и непреложный вывод из конституции и даже из постулируемой «основной нормы». «Право проистекает только из права». Основная цель теории — снабдить юристов-практиков знаниями действующего законодательства их страны.

Государство — это «единство внутреннего смысла всех правовых положений», персонификация правового порядка, представляющая собой урегулированную, упорядоченную, нормативную систему принуждения. Основными элементами государства являются население, территория и государственная власть. Суверенитет является предпосылкой нормативного порядка: государство, существующее в своих актах, посредством их определяет меру дозволенною, обязательного и запрещенного поведения. В зависимости от политических режимов государства подразделяются на демократические и недемократические.

С позиций чистой теории права рассматривается соотношение национального и международного права. Кельзен допускает двоякое решение проблемы: подчинение национального права международному и, наоборот, признание основой международного права принципов какой-либо одной системы национального права. Выступал сторонником примата международного права над внутригосударственным, развивал мысль о том, что основные нормы и конституции государств необходимо привести в соответствие с демократическими принципами международного правопорядка.
Кельзен содействовал разработке догматической юриспруденции, воспитывающей правовую культуру и способствующей развитию техники права

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.