Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
Всего 108 часов.
Аудиторные занятия 32 часа, в том числе интерактивных занятий 8 часов.
Самостоятельная работа 40 часов.
№
Раздел, тема
Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)
Всего
Аудит. раб.
Самост. раб.
Лекции
Практ.
Лабор.
1.
Риторика как наука и искусство речи
2.
Современная риторика как комплексная дисциплина
3.
Ораторское искусство в европейской культуре
4.
История риторики. Риторика в России
Понятие риторического идеала. Античный риторический идеал. Особенности русского риторического идеала
5.
Виды красноречия
6.
Роль общения в социальной практике
7.
Деловое общение
8.
Деловой этикет
9.
Особенности педагогического общения. Речевая деятельность учителя
10.
Культура речи как необходимое условие эффективного общения
11.
Коммуникативные качества речи
12.
Вербальные и невербальные средства общения
13.
Основы мастерства публичного выступления
14.
Техника речи
15.
Основные виды и жанры речей
16.
Риторический канон
17.
Основные смысловые модели (топосы). Хрия
18.
Языковые средства выразительности речи
19.
Полемическое мастерство
Итого
часов
з.е.
№ п/п
Наименование разделов дисциплины
Содержание раздела
1.
Риторика как наука и искусство речи
Определение современной риторики. Предмет и задачи современной риторики. Риторика общая и частная. Основные разделы современной общей риторики. Формы и виды словесности, входящие в сферу изучения современной частной риторики. Риторические основы педагогики. Риторика как интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи. Современная риторика как комплексная дисциплина. Место риторики среди других наук.
2.
Ораторское искусство в европейской культуре. Риторика в России
Древнегреческая риторика: софисты, Горгий, Сократ, Платон, Демосфен. «Риторика» Аристотеля как первая теория красноречия. Древнеримская риторика: риторический идеал Цицерона. «Риторические наставления» Квинтилиана. Особенности риторики средневековья и эпохи Возрождения. Гомилетика.
Риторика в российской культуре: традиции древнерусского красноречия. М.В.Ломоносов - основоположник ораторского искусства в России и его «Краткое руководство к красноречию». Учебники по риторике Н. Кошанского, А. Галича, М. Сперанского. Российская риторика Х1Х-ХХ вв.: академическое красноречие: Т.Н. Грановский, Д.И. Менделеев и др.; судебное красноречие: А.Ф.Кони, Ф.Н. Плевако, П.С. Пороховщиков, П.А. Александров и др.; политическое красноречие: В.И.Ленин, П.Н. Милюков, П.А. Столыпин, Л.Д. Троцкий, А.В. Луначарский и др. Речь современных российских политиков.
Виды красноречия
Социально-политическое красноречие: доклад на общественные, политические, экономические темы; дипломатическая речь; академическое (научное) красноречие: лекция, научный доклад или обзор, научная информация; судебное красноречие: прокурорская, адвокатская (защитная) речь, самозащитительная речь обвиняемого; военное красноречие: боевой призыв, приказ, военные мемуары; богословско-церковное/духовно-нравственное слово: проповедь, речь на соборе; социально-бытовое/бытовое: юбилейная, застольная речь, дружеская беседа; мысленные монологи и диалоги (внутренняя речь):мысленная подготовка к устному и письменному высказыванию, размышления, внутреннее планирование и репетирование.
4.
Роль общения в социуме
Функции, средства, виды и формы общения. Эффективность общения. Профессиональное общение. Педагогическое общение.
5.
Речевая деятельность учителя
Стили педагогического общения. Культура речевого поведения учителя. Учитель как коммуникативный лидер. Точность, логичность, выразительность речи учителя. Профессионально-значимые качества голоса учителя. Слушание в профессиональной деятельности учителя. Письмо и говорение в профессиональной деятельности учителя.
6.
Культура речи как необходимое условие эффективного общения
Роль языка и речи в общении. Понятие языковой нормы, варианта нормы русского литературного языка. Речь правильная и речь хорошая. Коммуникативные качества речи - логичность, точность, ясность, богатство, выразительность – как признаки хорошей речи, обеспечивающие эффективность общения.
7.
Основы мастерства публичного выступления
Этапы создания устных и письменных высказываний. Виды подготовки к выступлению. Общие принципы управления вниманием аудитории. Требования к поведению говорящего.
8.
Основные виды и жанры речей
Виды речей по цели. Информирующая речь: требования, структура, разновидности. Аргументирующая /убеждающая речь: требования, структура, разновидности. Призывающая к действию речь, понятие агитационной речи, особенности рекламной речи. Эпидейктическая речь: виды и жанры.
9.
Риторический канон
Этапы классического риторического канона как модели построения речи.
Инвенция – выбор темы и цели выступления; сбор материала; иллюстративный материал; топосы. Диспозиция – композиция речи; виды планов; типы и жанры речевых произведений и их композиция: повествование, описание, рассуждение. Элокуция – словесное воплощение речи, ее «украшение» тропами и фигурами. Меморио – требования к памяти оратора. Акцио – требования к тексту и произнесению речи.
10.
Языковые средства выразительности речи
Выбор единиц языка: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, архаизмы, неологизмы, канцеляризмы, заимствования, диалектизмы, термины, фразеологизмы. Синонимические средства языка.
Словесные средства выразительности речи. Риторические (стилистические) фигуры: риторические вопросы, обращения, восклицания, периоды, параллелизмы, анафора и эпифора, антитеза, оксюморон, градация, инверсия. Тропы и другие средства выражения мысли: перифраз, табу и эвфемизмы, аллюзия, сравнение, метафора, олицетворение, ирония, гипербола, литота, эллипсис, умолчание, эпитет, каламбур, стилизация, парадокс, афоризм, повтор, цитата.
11.
Полемическое мастерство
Дифференциальные характеристики понятий спор, дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. Классификация споров. Основные полемические приемы. Допустимые и недопустимые уловки в споре. Этика спора. Полемическое мастерство педагога.
№
Тема группового занятия
Компетенция(и)
Образовательные результаты
Формы
группового занятия
Образовательные
технологии
Продукт деятельности
1.
Риторика как наука и искусство речи
ОК-3
Знает: основные понятия риторики; владеет: основами анализа мировоззренческих, социальных, философских проблем
лекция
2.
Ораторское искусство в европейской культуре
ОК-3
Осознает: значение культуры как формы человеческого существования
лекция
3.
История риторики. Риторика в России
ОК-15
Умеет: представить место риторики в историческом процессе, в политической организации общества
учебно-практическая конференция
4.
Деловое общение
ОК-3, ОК-6; ОПК-6
Знает: виды и формы делового общения;
умеет: руководствоваться в общении принципами толерантности и сотрудничества; владеет: навыком построения речи с учетом коммуникативных задач
Практическое занятие (ролевые игры)
5.
Особенности педагогичес кого общения. Речевая деятельность учителя
ОПК-3, ПК-2, ПК-6, СК-5
Знает: особенности педагогического общения, нормы речевого поведения учителя;
умеет: создавать профессионально-значимые типы высказывания; ориентироваться в ситуации общения, бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;
владеет: методикой организации диалога-информации, диалога-общения, полилога с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами
лекция, семинар
6.
Основы мастерства публичного выступления
ОК-6,ОК-16, ОПК-3
Знает: законы неориторики; типологию (виды) речей по целям высказывания; владеет: навыком публичной речи разных видов и жанров в различной аудитории
лекция,
практические занятия
7.
Техника речи
ОПК-3
Знает: свойства голоса как инструмента общения, значение интонации в общении, профессионально-значимые качества голоса учителя
Практическое занятие
8.
Риторический канон
ОПК-3
Знает: структуру и содержание этапов классического риторического канона;
умеет: использовать риторический канон (модель) в подготовке речи, в т.ч. педагогической
семинар
9.
Языковые средства выразительности речи
ОПК-3, СК-5
Знает: тропы и фигуры, наиболее частотные в «украшении» речи; умеет: анализировать текст с точки зрения его выразительности; применять изобразительно-выразительные средства в своей речи
лабораторная работа
10.
Мастерство полемики
ОК-3, ОК-16, ОПК-3
Знает: основы эристики как искусства спора, требования к речевому поведению в споре, дискуссии, полемике и т.п.; умеет: принимать роль участника полемики/дискуссии/
спора; учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекает процесс полемики
Лекция, Круглый стол
5.4. Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:
Содержание обязательной самостоятельной работы студентов по темам:
№ п/п
Темы дисциплины
Содержание самостоятельной работы студентов
Продукты
деятельности
1.
Современная риторика как комплексная дисциплина
Проанализировать связь риторики с другими науками: логикой, лингвистикой, психологией и др. Работа с учебником, Интернет-материалами
Тезисный план темы
2.
Ораторское искусство в европейской культуре
Изучить сведения об основных этапах развития риторики, о жизни и деятельности риторов древности и современности. Работа с учебником, словарями, энциклопедиями
Сообщения для учебно-практической конференции (работа звеньями по теме, предложенной преподавателем)
3.
Риторика в России
Изучить особенности развития риторики в России; знать имена и труды русских риторов-теоретиков и учителей. Работа с учебниками
Сообщения для учебно-практической конференции (работа звеньями по теме, предложенной преподавателем)
4.
Понятие риторического идеала. Античный риторический идеал. Особенности русского риторического идеала
Работа над усвоением риторических понятий (по учебникам)
Краткий конспект, подготовка к семинару
5.
Виды красноречия
Ознакомиться с классификацией видов красноречия по сфере реализации речи. Сопоставить число видов в классификациях разных авторов
Перечень видов с кратким комментарием каждого из видов
6.
Роль общения в социальной практике
Определить функции, средства, виды и формы общения
Подготовка ролевых игр к практическому занятию
7.
Деловой этикет
Охарактеризовать составляющие делового этикета: Э. речевой, Э. телефонных переговоров, служебная субординация, дресс-код;
национальные особенности этикета
Доклад
8.
Особенности педагогического общения. Речевая деятельность учителя.
Изучить вопросы:
Учитель как коммуникативный лидер. Коммуникативные качества речи учителя. Особенности невербального поведения учителя. Слушание в профессиональной деятельности учителя
Моделирование ситуаций общения:
а) учитель и ученик на уроке (любой этап урока);
б) учитель и ученик в обстановке внешкольной (экскурсия/концерт/магазин/поликлиника/пляж…);
в) учитель и родители ученика и т.п. Представление и анализ их на практическом занятии
9.
Культура речи как необходимое условие эффективного общения
Раскрыть понятия: литературный язык, нормы современного литературного языка, функциональные стили речи. Работа с учебниками и справочниками
Редактирование текста, содержащего отступления от норм лексических, морфологических, синтаксических (варианты текстов предложены преподавателем или самим студентом)
10.
Коммуникативные качества речи
Наблюдения над материалами теле- и радиовещания, использование собственного жизненного опыта. Дать характеристику коммуникативных качеств речи
Письменная характеристика речи конкретного публичного лица (политика, телеведущего, артиста, педагога…)/видеозапись с комментарием
Изучить классификацию видов речи в зависимости от цели высказывания, жанры
Таблица (по образцу)
13.
Основные смысловые модели (топосы). Хрия
Раскрыть содержание 2-ого этапа риторического канона (диспозиции): использование топосов в аргументации; хрия как модель построения аргументирующей речи
Примеры применения топосов в описании, повествовании, рассуждении
14.
Языковые средства выразительности речи
Содержание 3-его этапа риторического канона: тропы и фигуры
Перечень основных тропов и фигур
15.
Полемическое мастерство
Классификация споров, полемические приемы, уловки в споре
Изучение речей выдающихся ораторов и лекторов прошлого и современности. Подготовка риторического анализа текстов их выступлений.
Содержание самостоятельной работы по дисциплине на выбор студента:
№ п/п
Темы дисциплины
Содержание самостоятельной работы студентов
Продукты
деятельности
1.
Античная риторика (имена, труды)
Изучение дополнительной литературы по риторике, истории древнего мира, энциклопедий
Реферат
2.
Риторика и логика
Изучение взаимосвязи законов логики и риторики
Творческая письменная работа в произвольном жанре
3.
Нейролингвисти ческое программирова ние (НЛП) как средство речевого поведения
Ознакомиться с литературой, рассматривающей проблемы НЛП
Методическая разработка дискуссии по изученной теме
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Ростов-на- Дону, 2007.
3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М., 2001
4. Культура русской речи. Учебник для вузов (под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева). М., 2000.
5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов ВУЗов. М., 2002.
6. Львов М.Р. Риторика. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. М., 1995.
7. Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. М., 2002.
8. Тимошенко Т.Е. Риторика: практикум. М.: Флинта: Наука, 2009.
Дополнительная литература
1. Аннушкин В.И. Первая русская риторика. М., “Знание”, 1989. №1.
2. Античные риторики. // Под ред. А.А.Тахо-Годи. М., 1978.
3. Антология русской риторики. Учебное пособие. Отв. редактор и составитель профессор М.И.Панов. М., 1997.
4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Для учащихся ВУЗов и колледжей. Ростов – на- Дону, 1995.
5. Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996.
6. Граудина Л.К. Русская риторика. Хрестоматия. М., 1996.
7. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.
8. Далецкий Ч. Как научиться красиво и правильно говорить. Риторика для детей и взрослых. СПб., 1995.
9. Далецкий Ч.Б. Практикум по риторике. М., 1996.
10. Зарифьян И.А. Общая и частная риторика в истории курса “Теория словесности” // Риторика. №1. С. 96–123.
11. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично.
12. Карнеги Д. Как перестать беспокойным и начать жить. М., 1994.
13. Кохтев Н.Н. Риторика. Учебное пособие для учащихся 8-11 классов учебных заведений с углубленным изучением гуманитарных предметов, а также для лицеев и гимназий. М., 1994.
14. Леммерман Х. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. М., 1997.
15. Ломоносов М.В. краткое руководство к красноречию. Полное собрание сочинений. М., Л., 1951. Т.7.
16. Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. М., 1995.
17. Мастера красноречия. М., 1991.
18. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. М., 1996.
19. Мурашов А.А. Основы педагогической риторики. М., 1996.
20. Никольская С.Т. Техника речи. М., 1978.
21. Об ораторском искусстве. Сост. А.Толмачев. 4-е, М., 1973.
22. Основы ораторского мастерства. М., 1990.
23. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика.
24. Поварнин С. Спор. О теории и практике спора. СПб., 1996.
25. Предмет риторики и проблемы ее преподавания. Доклады Первой Всероссийской конференции по риторике. Ред. В.И.Аннушкин, А.А.Волков, К.В. Карпюк. М., 1998.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление