КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы взаимопонимания
Профессиональное умение понимать собеседника приходит с опытом, но способы и приемы «технологии» речевого взаимодействия, уже определившиеся в теории и практике общения, могут быть рассмотрены на учебном материале. Каковы психологические предпосылки понимания собеседника? Психологи называют такие фундаментальные факторы человеческого поведения: восприятие, эмоции, опыт. Почему важно представление об этих факторах? Они помогут формировании «чувства собеседника». Даже если это будут самые общие ориентиры – с ними стоит познакомиться. Восприятие – «чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств»[19][19]. Мы воспринимаем «предмет внешнего мира» (в данном случае – человека, собеседника) органами зрения, слуха, осязания Воспринимаем целостно, непосредственно. Восприятие – это одновременно и понимание, и оценка человека человеком. Это важный компонент речевого общения, от которого зависит результативность и комфортность взаимодействия коммуникантов. Как воспринимает собеседник тебя: как личность, как партнера по общению? Ответ на этот вопрос журналист должен найти для себя буквально с первых минут общения. О нужном впечатлении (одежда, манера установления контакта и пр.) следует поду мать при подготовке к встрече. Об имидже журналиста мы уже говорили в предыдущей главе. В качестве практической рекомендации процитируем совет исследователя, занимающегося проблемами этики журналистского творчества: «в отношении информирующих лиц к журналисту существует как бы два уровня. Первый образует отношение к внешней стороне поведения (внешний облик, манера держаться), второй формируется на основе вопросов журналиста: их серьезности, тонкости, проявленного в них знания жизни и т.д.» Уровень первый важен для установления контакта, второй – определяет эффективность беседы, степень доверия собеседника, которая отражает «интерес к содержанию разговора, уважение к знаниям, нравственным ориентирам, проявленным журналистом в беседе»[20][20]. Постановка вопросов, возможная их корректировка должны учитывать реакцию собеседника. Как он воспринимает факты и события, о которых идет речь? Как он интерпретирует информацию из внешнего мира? Об этом журналисту следует помнить в течение всей беседы и обеспечивать «равноправие» участников если он хочет, чтобы общение было комфортным. Именно он коммуникативный лидер, должен обеспечивать адекватное понимание своих речевых поступков собеседником. А для этого необходимо учитывать жизненный опыт адресата, обращаясь к тому «коду культуры» и той системе знаний, которыми он владеет. Такова главная общая рекомендация. Конкретных советов может быть достаточно много. Вот, например, два из наиболее проверенных: ü адекватность понимания информации возрастает, если она воспринимается адресатом как субъективно значимая, содержащая необходимые для него сведения; ü журналисту не следует сразу формулировать готовое суждение о факте или событии: необходимо соотнести свое восприятие с восприятием собеседника-очевидца (если возможно – познакомиться с точкой зрения разных участников!) – это станет залогом объективности и верности информации, скорректирует уровень ее доступности массовой аудитории, позволит свести к минимуму возможные неточности.
Эмоции. Наиболее доступным «ключом» для понимания характера собеседника является умение «прочитать» его эмоциональную реакцию. На общую атмосферу общения, а значит, и на его результативность, активно влияют и позитивные и негативные эмоции. Естественна ориентация на положительные эмоции в любом виде общения. Эмоции, оживляющие общение, создающие атмосферу непринужденности, и становятся отличительной чертой речевого поведения журналиста. Этим и определяется общая тональность разговора и уровень комфортности общения. Некоторые рекомендации возможны и здесь. Это касается, в первую очередь, представления о возможных «психологических барьерах», мешающих общению, и характеристики поведенческих приоритетов в отношениях к партнеру с позиций: взаимопознания, взаимоотношения, взаимодействия. Полюса взаимопознания – открытость или закрытость речевого поведения. «Психологический барьер» – равнодушие к собеседнику или к предмету речи, отчетливо проступающее за безэмоциональностью, подчеркнутой запрограммированностью вопросов, подсказывающих стандартный ответ. Другой «барьер» – излишняя открытость, граничащая с навязчивостью, и потому мешающая взаимопознанию. Эмоции следует контролировать. Открытость предполагает не только доброжелательность вопроса, но и готовность самому ответить на вопрос собеседника. Эмоции заразительны: открытость журналиста помогает раскрыться его собеседнику. Дружелюбный тон и улыбка помогают взаимопознанию, только если они искренни. И всегда следует разграничивать открытость и навязчивость, открытость и заискивание. Полюса взаимоотношения – доверие или недоверие. Здесь палитра «прочитываемых» эмоций, влияющих на психологическую атмосферу общения, значительно богаче: чувство защищенности – незащищенности; уверенность в себе – неуверенность; раскрепощенность – скованность и т.п. Очевидно, что необходимо всеми возможными средствами (прежде всего – невербальными) способствовать возникновению и укреплению атмосферы доверия. Доверие лежит в основе искреннего и результативного профессионального общения. Доверительный тон обеспечивает гармонию взаимодействия. Полюса взаимодействия – сотрудничество или противостояние. Открытое противостояние собеседника – случай исключительный. В журналистике это сразу означает отрицательный результат. Другое дело – скрытое недоверие, сопротивление, которое в процессе беседы можно преодолеть, не допустить его разрастания до уровня конфликта. Сопротивление преодолевается не силовым нажимом (это тупиковый вариант взаимодействия), а уважительным отношением к партнеру, акцентированием равенства собеседников. Не отвергать возражения собеседника, а рассматривать их, включать в контекст обсуждаемого вопроса – результатом может быть нестандартность его решения. Важно, чтобы намечавшаяся роль партнера-оппонента безболезненно трансформировалась в роль соучастника. Здесь нет вариантов. Установка на сотрудничество аксиоматична. Эмоциональный характер такого контакта отличается дружелюбием и корректностью. Исключаются такие «коммуникативные помехи», как безапелляционность суждений или навязывание своей точки зрения. Уверенность не должна восприниматься как категоричность. Вероятно, стоит помнить и о приемах, которые помогают снять возникающее напряжение (комплимент, шутка и пр.), и об известных «правилах Карнеги»: «как понравиться людям» и «как оказывать влияние на людей». И не забывать о главном: в проявлении эмоций, как и в любом другом компоненте общения, важно чувство меры. Опыт. В определении роли и функций этого психологического фактора поведения журналиста важно разграничить два подхода: становление собственного профессионального опыта и умение учитывать жизненный и эмоциональный опыт адресата, особенно если речь идет о читателях газет «по специальности» или «по интересам». О необходимости общего представления о таком опыте читателя мы уже говорили. Другого отношения требует характеристика опыта как фактора профессионального становления журналиста. Да, личный опыт – основа мастерства, но трудно переоценить формирующее воздействие опыта, накопленного коллегами, многие из которых щедро делятся им с начинающими журналистами. Нужно только уметь читать и уметь соотносить прочитанное со своими представлениями, со своим, пусть пока небольшим опытом.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |