Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Культура судебного спора. Полемические приемы. Искусство отвечать на вопросы




Тема 8. Методы убеждения оппонента

Тема 7. Способы словесного оформления публичного выступления

Элокуция и качество речи. Специальные языковые средства усиления выразительности речи (тропы и фигуры). Этимология слов. Приемы объяснения терминов. Описательный способ. Приемы привлечения внимания аудитории.

Основные формально-логические законы (закон т о ждества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания). Доказательство. Структура и виды доказательств. Логические ошибки. Доказывание и убеждение. Доводы в споре.

Из истории искусства спора (Древняя Греция, Индия, Россия). Классификация споров. О предмете спора. Определенность позиции полемистов. Уважительное отношение к оппоненту. Выдержка и самообладание в споре. Опровержение ложного тезиса фактами. Критика доводов оппонента. Юмор, ирония, сарказм. Прием бумеранга. Атака вопросами. Классификация вопросов. Виды ответов. Нечестные приемы.

 

 

Календарно-тематический план работы студента

Таблица 2 – Разделы дисциплины, виды и объем заданий

№ раздела, темы Наименование разделов, тем дисциплины Объем в часах по видам
Всего Л ПЗ С ЛР СРС
1. Риторическое искусство как социальное явление. Виды риторического искусства. Развитие риторических традиций в России            
2. Техника речи и культура оратора. Методика подготовки к выступлению. Виды подготовки.            
3. Способы словесного оформления публичного выступления. Логические и интонационно-мелодические закономерности речи.            
4. Структура судебной речи. Особенности защитительной и обвинительной речи            
5. Основы полемики. Полемические приемы. Искусство доказывания в судебном процессе            
6.              
7.              
8.              
9.              
  ИТОГО:              

 

 

Состав и объем практических занятий

 

№ практичес- кого занятия № раздела или темы Тема и краткое содержание практического занятия Характер и цель практического занятия Кол-во часов
1.   Риторическое искусство как социальное явление. Виды риторического искусства Познакомить с предметом «Риторика», основными его направлениями  
2.   История ораторского искусства   Дать практические задания на тему по истории риторики  
3.   Развитие риторических традиций в России Познакомить с судебными ораторами России  
4.   Методика подготовки к выступлению. Виды подготовки Практически научить методам подготовки к выступлению  
5.   Техника речи и культура оратора. Особенности судебной речи.   Познакомить с видами и особенностями судебной речи  
6.   Способы словесного оформления публичного выступления Дать практические задания по словесному оформлению публичного выступления  
7.   Особенности судебной речи, ее разновидности   Познакомить со смысловыми и языковыми построениями защитительной речи  
8.   Особенности судебной защитительной речи Познакомить со смысловыми и языковыми построениями защитительной речи  
9.   Особенности судебной обвинительной речи Познакомить со смысловыми и языковыми построениями обвинительной речи  
10.   Искусство отвечать на вопросы   Тренировочные упражнения по искусству отвечать на вопросы  
11.   Основы полемического мастерства. Полемические приемы.   Познакомить с искусством полемики  
12.   Методы убеждения оппонента   Дать методические разъяснения словесному доказыванию и убеждению  
13.   Искусство доказывания в судебном процессе Тренировочные занятия по культуре спора  

 

 

  Тема Виды учебной работы Срок освоения темы в неделях Вид контроля Срок предоставления задания на проверку  
Раздел I. Общие положения риторики  
Понятие, предмет, метод юридической риторики Электронный семинар №1 (по теме 1-2)     Отчет по семинару №1 В течение 10 дней по окончанию 2 недели освоения темы  
Риторическое искусство как социальное явление. Виды риторического искусства      
История ораторского искусства. Развитие риторических традиций в России Выполнение практической работы №1     Выполнение практической работы №2 (по темам 4-5) в режиме очной встречи     Отчет по практической работе №1   В течение 10 дней по окончанию 3 недели  
Методика подготовки к выступлению. Виды подготовки    
   
Техника речи и культура оратора    
Способы словесного оформления публичного выступления      
Методы убеждения оппонента      
Искусство отвечать на вопросы        
Полемические приемы        
Культура спора        
Техника речи и культура оратора        
Способы словесного оформления публичного выступления      
   
           
         
       
       
       
   
           
               

Методические указания (общие)

Электронное пособие по юридической риторике содержит к каждой теме: план, краткий конспект лекций, вопросы и задания для самоконтроля, список основной и дополнительной литературы, методические указания по изучению теоретического материала к теме, указания на форму контроля к теме (темам).

В связи с тем, что учебное пособие является лишь «путеводителем» для изучения курса юридическая риторика, студенту в обязательном порядке необходимо пользоваться учебниками. Рекомендуемые:

Ивакина Н.Н.Основы судебного красноречия. М., 2002

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. Р-на - Дону, 2002

Хазагеров Г.Г. Лобанов И.Б. Риторика. Р-на - Дону, 2004

Большую помощь при изучении юридической риторики может оказать знакомство с речами известных русских судебных ораторов, публикациями в юридических журналах, таких, как «Государство и право», «Адвокат», «Российская юстиция» и др.

В ходе изучения курса юридической риторики предусмотрены следующие виды занятий и формы контроля, которые проводятся в соответствии с календарно-тематическим планом:

Формы занятий и контроля 1. Изучение теоретического материала 2. Ответы на вопросы и задания для самоконтроля 3. Теоретический семинар (электронный) 4. Очный практический семинар 5. Практическая работа (электронная) 6. Зачет   Форма проведения – самостоятельно – самостоятельно   – заочно-контрольное – очно-контрольное – заочно-контрольное – очно-контрольное  

 

Изучение теоретического материала и ответы на вопросы и задания для самоконтроля - эти формы занятий проводятся самостоятельно и не являются контрольными. Для изучения определенной темы студентам рекомендуется следующий порядок:

1. внимательно прочитать текст лекции;

2. обратить внимание на методические рекомендации к теме;

3. изучить данную тему по учебнику;

4. ответить на вопросы для самоконтроля;

5. решить практические задания для самоконтроля;

6. подготовиться к форме контроля, предусмотренной для данной темы.

 

Теоретический семинар (электронный). Является контрольным мероприятием. Представляет собой общение в форуме по предложенным вопросам, обсуждение наиболее важных, интересных тем, спорных в литературе, теоретических вопросов. Целью семинара является привитие навыков самостоятельной работы над литературными источниками, а так же контроль усвоения теоретических вопросов. При подготовке к семинару недостаточно использования только лекционного материала, изложенного в пособие. Студенту необходимо использовать весь спектр источников: учебники, рекомендуемою литературу, судебную практику, опубликованную в юридических научных изданиях.

Требования к оформлению и срокам сдачи результатов работы. Результаты работ предоставляются в письменном варианте, надлежащим образом оформленные, в сроки, указанные в календарно-тематическом плане. Студенты, не сдавшие практические работы, не допускаются к зачету (экзамену). Текст практической работы выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297), через полтора интервала. Размеры полей не должны быть менее: левое – 25 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Опечатки и неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской. Допускается предоставление работы в электронном варианте (формат doc. или rtf.).

Критерии оценки работы. Работа оценивается по десятибалльной системе. При оценке результатов работы учитываются: соответствие работы методическим рекомендациям, точность, краткость и ясность изложения материала, самостоятельность и правильность выполнения работы, правильность оформления работы. Незачтённой считается работа, оцененная на 4 балла и ниже. Работа проверяется преподавателем в течение 10 дней с момента сдачи работы и с исправлениями возвращается студенту либо в иной форме сообщается о результатах проверки работы.

Задания к семинарам и методические рекомендации находятся после соответствующих тем, в соответствии с календарно тематическим планом.

Практическая работа (электронная). Является контрольным мероприятием. Представляет собой выполнение конкретных заданий в виде: выполнения тестовых заданий, конспекта анализ судебных речей, написания рецензий на судебные речи и т.п. Целью выполнения практической работы является привитие навыков применения знаний по изучаемому предмету к конкретным жизненным ситуациям, умение составлять письменные и устные речи, а так же контроль усвоения теоретических вопросов.

Методические рекомендации анализу судебной речи. Анализ речи должен быть представлен в письменной форме. В конспекте студент должен придерживаться следующей схеме: вид судебной речи, особенности композиции, особенности целевой установки, языковые средства выразительности, использованные в речи и их роль. Личное мнение студента о том, удачна ли анализируемая речь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 91; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.