Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Однородная и разнородная аудитория




Тема 4. Типы аудитории.

Тема 3. Виды ораторских речей и образ оратора.

Тема 2. Принципы организации и виды коммуникативного речевого воздействия.

РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ, в широком смысле – воздействие на индивидуальное и/или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами, иными словами – с помощью сообщений на естественном языке.

 

В деловой риторике используются следующие принципы речевого воздействия:

- доступность;

- ассоциативность;

- сенсорность;

- экспрессивность;

- интенсивность.

Глава II. Культура ораторской речи

§ 10. Роды и виды ораторской речи

Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно. Так, например, в России XVII—XVIII веков авторы риторик выделяли пять основных типов (родов) красноречия: придворное красноречие, развивающееся в высших кругах дворянства; духовное (церковно-богословское); военное красноречие — обращение полководцев к солдатам; дипломатическое; народное красноречие, особенно развивавшееся в периоды обострения борьбы, во время которой вожаки крестьянских восстаний обращались с пламенными речами к народу.
Роды и виды красноречия выделяются в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию. Существует несколько сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая. К первой, например, можно отнести вузовскую лекцию или научный доклад, ко второй — дипломатическую речь или выступление на съезде, к третьей — военно-патриотическую речь или речь митинговую, к четвертой — юбилейную (похвальную) речь или застольную речь (тост). Конечно, такое деление не имеет абсолютного характера. Например, выступление на социально-экономическую тему может обслуживать научную сферу (научный доклад), деловую сферу (доклад на съезде), информационно-пропагандистскую сферу (выступление пропагандиста в группе слушателей). По форме они также будут иметь общие черты.

Разнородная аудитория включает разных по уровню, возрасту, профессиональной подготовке, образованию людей. При выступлении в разнородной аудитории необходимо ориентироваться на слабых слушателей, выносить на обсуждении только одну тему. Лучше выступать так, как вы стали бы выступать перед детьми. Сложные проблемы если и затрагивать, то так, чтобы спровоцировать вопросы от слушателей-специалистов. Конкретные вопросы можно для них в дальнейшем осветить подробно.

Однородная аудитория считается удобной и легкой для любого выступления.

 

2) По размеру: большая и небольшая (не более 20–25 человек) аудитория.

Считается, что в Большой аудитории выступать легче, так как она охотнее верить оратору, поскольку человек лучше поддержит предложение всей аудитории, чем выступит против. Там сильнее действует механизм заражения, поэтому если вы убедили нескольких, то они убедят остальных. В большой аудитории всегда царит несколько приподнятое настроение, поэтому она обычно не настроена критически по отношению к оратору и его идеям. Реакции такой аудитории интенсивнее и эмоциональнее. Обычно в большой аудитории действует закон снижения интеллектуального среднего уровня аудитории, поэтому оратор может говорить проще.

 

3) По уровню подготовленности: хорошо подготовленная, подготовленная и малоподготовленная аудитория.

Хорошо подготовленная Аудитория – обычно это слушатели среднего и пожилого возраста, имеющие высшее и среднеспециальное образование, характеризующиеся достаточным жизненным и социальным опытом, имеющие внутренние мотивы к познанию окружающего мира.

Подготовленная аудитория – это обычно люди молодого и среднего возраста, имеющие среднее образование, обычно не обладающие жизненным и социальным опытом, характеризуется осознанным интересом к познанию

Малоподготовленная аудитория – это подростки, молодежь, имеющие начальное или незаконченное среднее образование, характеризуется отсутствием жизненного и социального опыта и интереса к познанию.

 

4) По профессиональным особенностям: аудитория представителей гуманитарных и точных наук.

Аудитория представителей точных наук, естественных областей знания требует от выступающих точных формулировок, тезисного изложения. Необходимо давать информацию аналитически, расчленяя ее. Такая аудитория привыкла к цифровым данным и ждет их. Более эффективна дедуктивная подача материала. Необходимо обязательно выходить в гуманитарные сферы, затрагивать смежные гуманитарные проблемы.

В Аудитории представителей гуманитарных наук эффективна индуктивная подача материала, необходимо не злоупотреблять цифрами, а использовать сопоставление.

 

5) По настроенности: позитивно настроенная аудитория, индифферентная, негативно настроенная аудитория.

В Позитивно настроенной аудитории эффективна односторонняя и восходящая аргументация; не нужно формулировать выводы за аудиторию, пусть она сделает их сама.

Внимание Индифферентной аудитории нужно завоевать, для этого необходимо придумать увлекательное начало; максимально использовать приемы захвата и поддержания внимания; нужно говорить с повышенной эмоциональностью, чаще обращаться к аудитории в целом и к отдельным слушателям; показать аудитории возможные выводы из вашего выступления; говорить коротко; приводить случаи из жизни.

Что касается Негативно настроенной аудитории, то нужно отметить, что 10 % любой аудитории будут негативно настроены к оратору или теме выступления, следовательно, не нужно думать, что вы сможете заинтересовать всех. Кроме того, любой человек не хочет автоматически поддаваться влиянию другого человека, в готовом виде принимать его тезисы, пытается оказать оратору внутреннее сопротивление. Это своего рода самосохранение, попытка уберечься от чужого влияния, сохранить свое статус-кво. Все это приводит к скептицизму аудитории, который может быть усилен неопытностью или ошибками оратора.

 

6) По полу: мужская и женская.

Специфика Женской аудитории состоит в том, что такая аудитория остро реагирует на негативные явления материального и бытового плана, там преобладает конкретно образное мышление, имеется высокая эмоциональность восприятия, аудитория предпочитает воспринимать информацию на слух, обычно характеризуется отсутствием интереса к экономическим, научно-техническим и спортивным темам, охотнее собирается на различные лекции и выступления, менее информирована по всем вопросам.

Мужская аудитория Лучше информирована по всем вопросам, располагает последней информацией, почерпнутой из газет и выпусков новостей, в такой аудитории преобладают интересы, связанные с работой и политикой, аудитория нетерпелива к длиннотам, не любит слишком подробное разжевывание материала.

 

7) По возрастным особенностям: детская, молодежная, аудитория среднего возраста, аудитория старшего возраста.

При выступлении в Детской аудитории нужно учитывать ее эмоциональную непосредственность, неусидчивость, быструю утомляемость, высокую степень заражаемости, склонность к копированию, веру в устное слово. До 12–13 лет дети не понимают подтекста высказывания, иронии; дети упорно отстаивают свои вкусы, требуют их уважения; любят «рыжих клоунов», то есть людей с отклонениями в поведении; дети ждут постоянного внимания и одобрения своей деятельности. С 12–13 лет дети требуют отношения к себе как ко взрослым, испытывают тягу к подробностям взрослой жизни.

При выступлении в Молодежной аудитории нужно учитывать ее беззаботность, не обремененность житейскими проблемами, неразвитость способности к логическому мышлению, преобладание эмоционального восприятия над рациональным, неприязнь к прямым наставлениям и назиданиям, критиканство (огульное охаивание без конкретных предложений), максимализм в суждениях и оценках, болезненную чувствительность к противоречиям, неправде, податливость к внушению, манипулированию сознанием, страсть к победам, внимание к победителям, тягу аудитории к новизне, всему новому, любознательность, интерес к проблемам музыки и искусства, склонность к личностной интерпретации фактов, низкий уровень внимания, высокий уровень доверия к информации, воспринимаемой на слух, к мнениям сверстников, любовь к яркости, зрелищности, наглядности, легкость эмоционального заражения. Молодежная аудитория легко теряет нить повествования, в споре легко переходит от теме к теме, любит юмор, шутки, ценит веселых людей, ждет от людей старшего возраста понимания проблем молодежи, любит быструю речь.

В Аудитории среднего возраста преобладают интересы к материальному благосостоянию, проблемам семьи, работы. При выступлении в такой аудитории факты давать в сопоставлении, нужно рассматривать 3–4 вопроса, апеллировать к жизненным проблемам и материальной сфере.

В Аудитории старшего возраста преобладают интересы к повседневному быту, воспитанию молодежи, общественно-политической проблематике. Такая аудитория больше доверяет информации из газет и хорошо информирована по многим актуальным вопросам, поэтому она ждет точного указания на источник, интересуется дополнительной литературой. Аудитория лучше понимает медленную речь, с трудом поддается переубеждению, испытывает потребность в эмоциональном контакте с оратором, ждет подробного ответа на вопросы.

 

8) По национальности:

Одни и те же доводы, аргументы, риторические приемы имеют разную силу и эффективность в разных национальных коллективах.

Например, в китайской аудитории эффективны афоризмы, притчи; в мусульманской – ссылки на Коран, мнения мудрецов или стариков; англичанам нужно подавать свою идею как старую и проверенную опытом; латиноамериканцы любят эмоциональность, интенсивную жестикуляцию, любят воспринимать идеи в форме призыва; японцы должны «сохранить лицо», то есть внешне остаться при своем мнении, для них важным этикетные отношения между оратором и слушателями, обязательна улыбка; при выступлении в американской аудитории аргументы должны демонстрировать личную выгоду, побудить к действию, вызвать азарт к соревнованию; в немецкой аудитории нужно показать экономию, пользу от реализации идеи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 69; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.