Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие № 1. История риторики

Тема14. Интонационные средства речевого действия.

Библиография:

Савкова З. Искусство оратора (стр.90-128)

 

 

План

1. Риторика. Предмет и задачи курса. Разделы риторики (общая, частная).

2. Основные этапы развития западноевропейской риторики:

а) античный период (Древняя Греция – Протагор, Горгий, софисты, Сократ, Платон, Исократ, Демосфен, Аристотель; Древний Рим – Цицерон, Цезарь, Брут, Квинтилиан).

б) риторика средних веков (Василий Великий, Августин Блаженный, Исидор Севильский, Беда Достопочтимый, Иоанн Златоуст, Савонарола, Фома Аквинский);

в) риторика эпохи возрождения (Мартин Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли, Гильом Каль, Джон Болл, Уот Тайлер, Ян Гус, Ян Жижка, Томас Мюнцер; Шабанель).

3. Развитие риторических традиций в России:

а) риторика Древней Руси;

б) доломоносовский период (Софоний Лихуда, Михаил Усачев, Козма Афоноиверский, Стефан Яворский, Феофан Прокопович);

в) ломонососвкий период (М.В. Ломоносов, М.М. Сперанский, И.С. Рижский);

г) первая половина 19 в. (А.Ф. Мерзляков, Н.Ф. Кошанский, А.И. Галич);

д) 60-е годы и вторая половина 19 в. (К.К. Арсеньев, Н.П. Карабчевский, А.Ф. Кони, Ф.И. Плевако, В.Д. Спасович, А.И. Урусов);

е) риторика в 20 в. (теория словесности и неориторика).

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверинцев С.С. Античный риторический идеал и культура Возрождения // Античное наследие в культуре Возрождения М., 1984.

2. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. М., 2002.

3. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.

4. Вомперский В.П. Риторика в России XVII–XVIII вв. М., 1988.

1. Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. М., 1995.

2. Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики. М., 1994.

3. Кисенишский И.М. Судебные речи по уголовным делам (процессы, защита, законность). М., 1991.

4. Козаржевский А.И. Античное ораторское искусство. М., 1980.

5. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1983.

6. Кохтев Н.Н. Риторика. М., 1994.

7. Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике М., 1996.

8. Русские судебные ораторы в известных уголовных процессах XIX века. Тула, 1997.

9. Сопер П. Основы искусства речи. М., 1992.

10. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Р.-на-Д., 2004.

11. Шведов И.А. Искусство убеждать: беседы о современном красноречии. Киев, 1986.

 

Практические задания

1. Подготовьте небольшое сообщение (на 5-7 мин) об одном из известных ораторов (имена некоторых из них указаны в плане практического занятия).

2. Монофоны – краткий оригинальный рассказ, в котором каждое слово начинается с одного и того же звука, выбранного автором монофона по желанию (союзы, местоимения, частицы и предлоги могут быть на любые звуки, но среди предлогов должны быть только однослоговые или двуслоговые в, на, у, при, рядом, вокруг, перед и т.д.). Напишите монофон численностью 30-50 слов (начальный звук выберите по желанию).

Пример монофона.

ПРОИСШЕСТВИЕ

Пасмурная погода. Пожилой полковник Панин пошел прогуляться по пустынному парку. Проходя по переулку, полковник присматривался к поздним прохожим. Проходили пешеходы в промокших пальто.

Приобретя пачку «Полета» в палатке, Прохор Поликарпович продолжил прогулку по парку.

Пересекая проспект, пройдя к перекрестку Пестеля и Пролетарской, полковник пристально посмотрел на подвыпившего прохожего подростка в пестром плаще и в помятых перчатках, переходившего перекресток. Постовой на перекрестке повернулся и посмотрел на подозрительную персону.

Из-за поворота показался пикап с прицепом. Посигналив правым поворотником, пикап повернул и, не притормозив, продолжил путь. Пьяный парень не прореагировал и поэтому попал под пикап.

Происшествие привело к плачевным последствиям. Подбежал постовой полицейский, потребовал предъявить права и паспорт.

Прохор Поликарпович подошел к постовому и предложил помочь пострадавшему, потому как полковник помнил правила первой помощи. В прошлом Панин помогал в поликлинике.

Пострадавший получил перелом правого предплечья и пару порезов. Помощь полковника пригодилась: он перевязал подростку предплечье и прижег порезы перекисью. После проделанной процедуры постовой подвез Панина и пострадавшего к подъезду поликлиники.

Поутру полковник позвонил в приемный покой и поинтересовался положением пациента, прибывшего с постовым полицейским в полночь.

Пьяного подростка прооперировали и перевели в пятую палату. Панин приготовил пирог, приобрел пионы и прибыл в палату. Уже протрезвевший парень представился:

- Поляков Петр, пограничник, первогодок, на побывке!

Потом он поправился, а полковник с ним подружился как с племянником по происшествию.

3. Цитоны – это цитаты, содержащие в себе ошибочные, смешные, неверно сформулированные мысли, услышанные на экзаменах и зачетах по различным учебным предметам от студентов гуманитарных вузов. Объясните содержащиеся в цитонах ошибки, сформулируйте правильный вариант того, о чем идет речь.

Нужно найти у себя смелость для того, чтобы работать юристом или раскрывать глаза – свои и другие – на окружающую вокруг нас обстановку, которая по-научному называется – дизайн.

Учебник написан неустойчиво, но с уклоном мысли, которая тянет на судебный произвол, хотя адреса точного в нем нет.

Он был владелец этой такой судебной энергетики на судебном заседании, это я про Федора Никифоровича Плевако, что он всегда зажигал аудиторию, и все рыдали – рыдали судьи, рыдали присяжные заседатели, рыдали конвойные солдаты и рыдали все слушатели в зале, во время появления там этой такой энергетики и после нее.

Его посадили в тюремное заключение, и он там пребывал столько времени, что нелегко сосчитать в уме.

Если следователь не может показать свою конструктивность, то главное для него – запустить дело в дело.

Рыцарство состояло из четырех человек, которые всегда были вместе: рыцарь, дама, оруженосец и конь.

Рыцарь должен управлять конем, копьем и дамой.

В процессе труда дети как бы облагораживаются, поэтому их нужно заставлять трудиться упорно и каждый день.

Элитарный – значит необычный. Собака должна быть с хвостом, а бесхвостая собака – уже может считаться элитарной.

Если сейчас все ПТУ (профессионально-технические училища) стали называться лицеями, а А.С. Пушкин закончил лицей, то можно ли в самом деле сказать, что поэт закончил ПТУ?

Как говорили у нас в учительской: «Лучший ученик – это отсутствующий ученик».

Дело стоит в том, что, как говорят, есть много прорух даже на старух, а еще и на школьников, которые составляют преступления даже для тюрьмы.

У этих культуристов такие излишества на мускулах, что невольно начинаешь думать: у них шишки на мышцах, потому что дырки на мозгах.

Кто-то сказал, что все дороги идут в Рим, вот, а все колдобины, значит, вот – в Москву.

Он очень излучал прямо на меня свои нехорошие угрозы.

4. Исправьте речевые ошибки в процессуальных документах и высказываниях политиков и представителей СМИ.

1. Это должно привести или поставить нас всех в положение глубокой мысли. 2. Вся моя жизнь прошла в атмосфере нефти и газа. 3. Сейчас складываются две политические силы: партия власти и группа здоровых сил, болеющих интересами народа. 4. Но пенсионную реформу делать будем. Там есть где разгуляться. 5. Иначе я буду вынужден применить к руководителям муниципальных образований и округов всю полноту власти и использовать гильотину, кому по пояс, а кому по самые уши. 6. Весь день к памятнику все ложат и ложат цветы. 7. На место происшествия прибыли работники уголовного розыска с собаками, которые были вызваны для задержания преступников. 8. Похищен компьютер и кое-какое барахло. 9. Н. Брилев в магазине «Детский мир» залез в карман к гражданину Чеснокову, где был и пойман. 10. Справка дана Петрову И. Н. в том, что он везет на рынок собственную голову в забитом виде. 11. Грузкин имел два прогула, а также неоднократно посещал медвытрезвитель. 12. «Дело о залезе и невылезе из ямы трупа мужчины средних лет».

5. Обаяние оратора проявляется в способности заражать адресата своим духовным внутренним миром. Опираясь на свои наблюдения, определите через одно/двухсловную характеристику обаяние маски пяти известных кино-, поп- или рок-звезд. (Например, Кристина Орбакайте – женщина-Буратино.).

6. Г. Померанц выделяет 5 «сортов интеллигенции»: 1) Джордано Бруно (гореть будем, но не откажемся от своих убеждений), 2) Галилей (а все-таки она вертится), 3) безликая (ни в городе Богдан, ни в селе Селифан), 4) «Сурков – человек порядочный: делая вам гадости, он не испытывает от этого удовольствия», 5) нечто вроде Лысенко, Кочетова (политики), делающих гадости с наслаждением.

Опираясь на общегуманитарную и филологическую эрудицию, подтвердите каждый из выделенных типов своими примерами. Попробуйте составить аналогичную классификацию «5 сортов студентов/преподавателей».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Е. Саричева. Техника сценической речи. (отрывки). | Формулы речевого этикета 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 178; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.