Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Российские риторики




 

Основные теоретические сведения по теме

 

Представления о риторике на Руси имеют историческим источником греко-латино-византийскую культуру. Вместе с сочинениями христианско-византийских книжников пришли и риторические знания. Скудость сведений о риторической подготовке, отсутствие учебников по предмету не является доказательством отсутствия самого предмета. Напротив, высокоразвитая ораторская практика показывает прекрасную риторическую подготовку. Первым древнерусским сочинением, систематизировавшим науки, было "Сказание о 7-ми свободных мудростях", включающих тривиум гуманитарных наук (грамматика; логика, или диалектика; риторика) и квадриум естественных (музыка, арифметика, геометрия, астрономия). Это был своеобразный пропедевтический курс для вступающих в высшую школу 17 в. (риторика и диалектика считались высшими науками, к их изучению приступали после того, как пройдены грамматика, церковный порядок, чтение, пение, основы греческого и "словенского" языков).

Теория русского красноречия ведет свое начало от русских риторик. В начале 17 ст. создается самая ранняя из дошедших до нас анонимная риторика (долго считалось, что авторство принадлежит митрополиту Макарию, однако В. П. Вомперский в своем исследовании доказывает несостоятельность такой точки зрения). Как и большинство риторик, данная носит компилятивный характер, но автор постарался максимально приблизить ее к нуждам русского человека, в частности, это касается иллюстративного материала. Самый ранний список этого основополагающего и значительно влиявшего на развитие науки о красноречии труда датируется 1699 г., автор его – Михаил Усачев. Известны работы и других авторов: Софрония Лихуда, Стефания Яворского и др. В истории русской культуры риторики 17—18 вв. сыграли значительную роль. Они явились прообразом будущих работ по практической стилистике, по культуре речи, так как именно ранним риторикам принадлежит настойчивое стремление научить своих читателей осуществлять выбор языковых средств. В них представлено первое осмысление (естественно, на уровне развития науки того времени) стилистической градации русского языка, содержатся первые рекомендации к использованию его выразительных средств. Важна их роль в создании лингвистических и литературоведческих терминов. Однако неупорядоченность литературного языка, господство системы устойчивых средневековых символов, неразвитость научного осмысления языковых фактов объясняют слитность и нерасчлененность теоретических положений и знаний в риториках.

Уже на этапе зарождения риторика понималась как синтетическая наука и искусство речевой деятельности. Человек, в совершенстве владеющий ею, становится источником мудрости и добрых дел, обладателем неоскудевающего богатства. Ранние риторики учили разным жанрам и видам речей, а их главная задача – научить человека "рассуждать", строить композиционно правильно беседу, выражать "великие дела краткими словами", чтобы в речи присутствовали "светлость и сияние словесное".

В становлении русского красноречия велико значение славяно-греко-латинской академии, старейшего высшего учебного заведения страны, основанного в Москве в 1687 г. по инициативе Симеона Полоцкого (первоначально эллино-греческая). Фактически это было высшее богословское учебное заведение, ставившее своей целью подготовку образованных молодых людей для духовной и гражданской деятельности. Школа красноречия здесь представлена "Риторикой" Порфирия Крайского, дошедшей в рукописном списке М. В. Ломоносова 1733-34 гг. Именно она стала начальным фундаментом в образовании Ломоносова.

Другим высшим учебным заведением, но уже светского характера, была Киево-Могилянская академия. Именно здесь читал курсы поэтики и риторики Феофан Прокопович – крупнейший деятель культуры и литературы Петровской эпохи, основоположник просветительства, выразитель на русской почве идей Возрождения и Реформации, оратор и публицист, поэт и теоретик литературы. Основные положения по теории красноречия изложены в его трудах на латинском языке "О поэтическом искусстве" и "Об искусстве риторики". Эти работы продолжают традиционную форму русских ранних риторик: многоаспектных по содержащемуся в них теоретическому материалу, привлекают внимание читателя к широкому кругу вопросов красноречия и т. д. К началу 18 века курсы риторики и поэтики все больше сливаются. Особенно ярко эта тенденция проявилась в поэтике Ф. Прокоповича, не видевшего серьезных различий между поэтикой и риторикой, включавшего в поэтику отдельные риторические упражнения, что вело к утере поэтикой своей и так не очень строгой изолированности от риторики.

Риторика, как и поэтика, состояла из двух изолированных разделов – общего и частного (прикладного). По установившейся традиции особое внимание уделялось поздравительным речам. Причину такого исключительного внимания к этим речам Ф. Прокопович видел в укоренившемся заблуждении, что ораторы "все свое красноречие и все труды свои в изучении его назначают не для иного употребления, как только для того, чтобы прилично поздравлять приятелей, говорить за бокалами благожелательные речи друзьям и торжественным образом встречать известные годовые праздники". В отличие от других авторов Прокопович довольно много пишет о речах судебных. Однако главным вопросом в его "Риторике" становится вопрос стиля.

"Отцом российского красноречия" по праву считается М. В. Ломоносов. Так окрестил его Н. М. Карамзин в "Пантеоне российских авторов".

Вопросы стилистики и красноречия занимали его воображение еще со студенческих лет. Первая краткая "Риторика" написана им в 32 года (в 1743г.) – "Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия сочиненное". Известно, что научная деятельность молодого ученого принималась в штыки академической средой того времени, в которой царило засилье чужеземцев. Чтобы миновать представление рукописи в Академическом собрании, Ломоносов посвятил ее наследнику престола князю Петру и в бархатном переплете отправил в Москву. Рукопись была передана учителем князя академикам для заключения, стоит ли ее печатать. Рецензент отметил старательность автора, но его смутила краткость труда, и он возвращает рукопись, настоятельно советуя дополнить ее и изложить на латыни.

Однако вторую, пространную "Риторику" (издана в 1748 г.) Ломоносов пишет опять же по-русски – просто, доходчиво, образно. "Риторика" была задумана и осуществлена автором как первая часть краткого руководства к красноречию, охватывающая правила, касающиеся прозы и поэзии, как произведений "высоких" жанров, так и "средних" и "низких". За ней должны были следовать еще две части – "Оратория" и "Поэзия". Осуществлена была только первая. Изданная "Риторика" состоит из трех частей: "Изобретение", "Расположение", "Украшение". Факт своевременного выхода "Риторики" и ее необходимости подтверждают документы тех лет: до конца века она переиздавалась семь раз. "Риторика" М. В. Ломоносова стала первой печатной русскоязычной общедоступной работой по красноречию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 57; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.