Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разновидности речей




Типы ораторов и типы аудиторий.

Каждый человек имеет свои индивидуальные особенности, которые проявляются через его стиль речи, через манеру выступления. Теоретик ораторского искусства Цицерон в своем трактате «Об ораторе» писал, что существуют три типа ораторов.

К первому относятся ораторы «велеречивые, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений» Это, по мнению Цицерона, «решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, во всеоружии готовые трогать и обращать сердца».

Ко второму типу, по классификации Цицерона, принадлежат ораторы «сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие, а не возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной, так сказать, и сжатой речи».

Третий тип ораторов характеризуется Цицероном так: «…средний и как бы умеренный род, не применяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых: он соприкасается с обоими, но не выдается ни в ту, ни в другую сторону, близок им обоим, или, вернее говоря, скорее не причастен ни тому, ни другому».

Аудитория – «это совокупность лиц, к которым обращается ритор. Аудитория представляет собой не случайное стечение людей, но их объединение на основе общих взглядов, задач, целей или интересов», такое определение дает современный ученый Волков А.А. и предлагает следующие виды аудиторий:

Ø сосредоточенные (малые, средние и большие);

Ø рассредоточенные;

Ø массовые.

В малых по объему аудиториях возможен непосредственный диалог, поэтому в них эффективно обучение, совещание, собеседование.

К средним относятся аудитории, в которых непосредственный диалог затруднен, но, как и малые, данные аудитории хороши для преподавания, проповеди, политической пропаганды.

К большим относятся аудитории до сот и более человек. Оратору приходится нелегко в подобной аудитории, так как ни диалог, ни сложная аргументация невозможны, Большие аудитории слабо организованы и подвержены коллективным эмоциям.

Рассредоточенная аудитория «представляет собой среду общения, которая образуется в основном средствами печатной речи или радиотелевизионной передачи информации. Для таких аудиторий характерны получение сообщений поодиночке или малыми группами и иерархическая организация, создаваемая различными видами устной и письменной речи».

Массовая аудитория «представляет собой многомиллионную слабо организованную и неустойчивую среду общения, которая создается системой средств массовой информации».

Разновидности публичных речей по их функции (по цели):

Ø Информационная речь ( цель – сообщить информацию; жанр – научный доклад, сообщение, лекции).

Ø Протокольно-этикетная речь (цель – соблюсти этикет, общепринятый ритуал. Это и приветствие официальной делегации, и вступительное слово перед каким-либо официальным мероприятием, официальный тост).

Ø Развлекательная речь (цель – развлечь собравшихся; это могут быть речи на банкетах, рассказы об интересных или смешных случаях).

Ø Убеждающая речь (цель – убедить. Примером подобных речей могут служить выступления в научных и политических дискуссиях).

Ø В зависимости от целей выступления возможны и другие смешанные типы.

Монолог (от греч. monos – один и logos – слово, речь ) устное или письменное высказывание одного человека. Может быть монолог о себе, монолог-описание, монолог-повествование.

Диалог (от греч. dialogos – беседа, разговор двоих) – разновидность (тип) речи, при которой происходит обмен взаимообусловленными высказываниями – репликами.

 

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Что такое ораторское искусство? 2. Какая разница между терминами «риторика», «красноречие», «ораторское искусство»? 3. Какие факторы влияют на впечатление, которое производит оратор на аудиторию? 4. Какие свойства личности проявляются в речи? 5. Что такое «квантование речи»? 6. Отличия логической и психологической пауз. 7. Что такое «речевое поведение»? 8. Какие факторы влияют на поведение оратора? 9. Перечислите типы аудиторий. 10. Какие типы ораторов существуют (по классификации Цицерона)? 11. Перечислите разновидности речей.  
Задания. Тесты. Ответы.
1. Выражение «ораторское искусство» означает: а) высокую степень мастерства публичного выступления, качественную характеристику ораторской речи, владение всеми средствами языка; б) теорию и искусство убеждать и действовать словом. 2. Речевое поведение включает в себя следующие понятия: a) а) внешность оратора; b) б) личность оратора. 3. Интонация включает в себя четыре компонента: a) а) тон голоса, интенсивность и силу звучания голоса, его длительность и тембр; b) б) артикуляцию, тембр, темп речи, высоту. 4. Цицерон различал несколько типов ораторов: a) а) пять типов; b) б) три типа; c) в) два типа. 5. К рассредоточенным аудиториям относятся: а) особая среда общения, которая образуется в основном средствами печатной речи или радиотелевизионной передачи информации; б) аудитории, в которых возможен непосредственный диалог. 6. Протокольно-этикетная речь – это: а) речь, имеющая целью соблюсти традиции общения в той или иной официальной ситуации; б) речь, сообщающая некоторую информацию.  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 81; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.