Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для повторения




Билл Гейтс

Глава 9. Образование лучшее вложение денег

(из книги «Дорога в будущее»), 1995 г.

 

Великие педагоги всегда говорили, что обучение — это не только занятия в классах или работа под присмотром учителей. Но все время перед теми, кто хо­тел удовлетворить свое любопытство или самостоятельно разобраться в каком-то вопросе, неизменно вставала одна проблема: где найти нужную информацию? Магистраль, по-видимому, откроет перед нами бескрайнее море информации — доступной в любое время и в любом месте, когда и где мы пожелаем ею восполь­зоваться. Удивительные перспективы просто кружат голову, потому что эта техно­логия, улучшая образовательный процесс, неизбежно преобразит и все сферы жизни общества.

Некоторые опасаются, что информационная технология приведет к дегу­манизации образования. Но кто видел, как дружно возятся с компьютером дети — примерно как я со своими друзьями в 1968 г., — какой восторг охватывает студен­тов, которые обмениваются дружескими посланиями через океаны, тот знает: тех­нология, напротив, способна гуманизировать среду образования. Вынуждая посто­янно учиться, она превратит этот процесс в удовольствие и сразу же даст почувст­вовать практические результаты. В предвидении возможностей, которые сулит информационная технология, будут перестраиваться не только корпорации — из­менения коснутся и школьных классов, и студенческих аудиторий.

Говард Гарднер (Howard Gardner), профессор из Harvard Graduate School of Education, доказывает, что разных детей и учить надо по-разному, потому что каж­дый по-своему воспринимает мир. Массовое образование не учитывает эту особенность. Гарднер считает, что в школах надо «ввести обучение профессиям, бли­же знакомить с новыми технологиями, расширить внеклассную работу», чтобы каждый ученик занимался делом по душе. Уверен, в будущем общество опробует все подходы к образовательному процессу, так как информационная магистраль значительно упростит и их проверку, и их сравнение.

Информационная технология — подобно тому, как сейчас она помогает корпорации Levi Strauss & Со? выпускать джинсы серийно и одновременно подго­нять их по размеру, — принесет оптимальное сочетание методов коллективного и индивидуального обучения. Мультимедийные документы и простые в использова­нии авторские инструментальные средства позволят учителям корректировать учебные планы исходя из интересов конкретных учеников. В образовании, как и в изготовлении синих джинсов, станет возможным «массовое производство с под­гонкой»: компьютеры будут тонко настраивать продукцию — в данном случае учебные пособия, — чтобы обучение соответствовало способностям учащихся. Это касается не только школьников или студентов. И рабочие могут на тех же принци­пах повышать свою квалификацию, чтобы не отстать от достижений технологии. Все члены общества, в том числе дети, будут располагать такими объемами ин­формации, которыми сегодня не владеет никто. Мне кажется, одно это во многих пробудит любопытство и фантазию. Степень образованности будет зависеть толь­ко от желания каждого ее повысить.

Бытуют опасения, что техника вытеснит учителей. На это я могу недву­смысленно заявить: НИЧЕГО ПОДОБНОГО. Информационная магистраль не за­менит и не обесценит таланта преподавателей, творческих способностей админи­страторов, внимания родителей, да и усердия самих учащихся, наконец. Однако технология будет играть решающую роль в образовательном процессе.

Магистраль объединит труды лучших педагогов и авторов. Учителя будут опираться на эти материалы в своей работе, а студенты изучать их в интерактив­ном режиме. Со временем элитарное образование станет доступным даже тем, ко­му не выпало счастье обучаться в лучших учебных заведениях или родиться в состоятельной семье. Таким образом, каждый ребенок получит шанс максимально раскрыть свои природные дарования.

Однако мы никогда не придем к подобным достижениям, если нам не уда­стся изменить нынешнюю ситуацию с компьютерами в школах. Увы, вокруг них было поднято слишком много шумихи, а возлагавшиеся надежды не оправдались. Сегодня у большей части школьных персональных компьютеров не хватает мощ­ности, чтобы они были просты в работе, недостаточна дисковая емкость, отсутст­вует связь с сетями — все это не позволяет детям «покопаться» в интересной для них информации. Поэтому компьютеры пока мало повлияли на образование. Мед­ленное внедрение новых технологий в школах в какой-то мере связано с консерва­тизмом педагогического истэблишмента, а также с дискомфортом и даже страхом, которые вызывают компьютеры у иных преподавателей и администраторов (их возраст в среднем старше, чем в других профессиональных группах). Здесь же сказывается и нехватка средств, выделяемых из бюджета на покупку вычисли­тельной техники.

По использованию новой информационной технологии общеобразователь­ные школы в Соединенных Штатах значительно отстают от американского бизне­са. Дошкольники, знакомые с сотовыми телефонами, пейджерами и персональны­ми компьютерами, попадая в начальные школы, видят только доски, мел и проек­торы. Рид Хандт (Reed Hundt), председатель Федеральной комиссии связи (U.S. Federal Communications Commission), так прокомментировал эту ситуацию: «В нашей стране еще тысячи зданий и миллионы людей, у которых нет ни телефонов, ни кабельного телевидения, ни особых надежд на подключение к широкополосным линиям связи. Я имею в виду школы».

Несмотря на слабую оснащенность, перемены в школах — и весьма значительные — все же произойдут. Но случится это не в одночасье. Внешне образовательный процесс останется прежним. Школьники так же будут ходить в классы, слушать учителей, задавать вопросы, выполнять домашние задания, участвовать во всех видах работ (в том числе лабораторных или эксперимен­тальных). Похоже, что никто во всем мире уже не возражает против установки в школах большего числа компьютеров, но темпы их поставок в разных стра­нах разные. Лишь в нескольких государствах (например, в Нидерландах) ком­пьютеры есть практически в каждой школе. Во Франции и во многих других странах компьютеров в школах пока не хватает, но правительства обещают исправить это положение. Англия, Япония и Китай вводят изучение информа­ционной технологии в государственные образовательные программы, особое внимание уделяя профессиональной подготовке. Уверен, большинство госу­дарств увеличит объем инвестиций в образование, и в конце концов число компьютеров в школах сравняется с их количеством в домах и офисах. Со вре­менем — в менее развитых странах ждать придется дольше — компьютеры действительно придут в каждый школьный класс.

Компьютерное оборудование дешевеет чуть ли не ежемесячно, а стоимость программ, ориентированных на систему образования, при оптовой закупке вполне доступна любой школе. Многие кабельные и телефонные компании в Соединен­ных Штатах уже пообещали бесплатное (или по льготному тарифу) подключение школ и библиотек к сетям в зоне своего действия. Например, Pacific Bell объявила о своих намерениях предоставить всем школам в Калифорнии бесплатные услуги в ISDN-сети сроком на один год, a TCI и Viacom предлагают во всех обслуживаемых ими районах бесплатный доступ школ к кабельной сети.

Хотя школьный класс так и останется школьным классом, новая техноло­гия многое изменит в нем. На уроках будут практиковать мультимедийные презен­тации, домашние задания, помимо чтения учебников, включать просмотр элек­тронных документов, а может быть, и что-то большее. Школьников станут поощ­рять к углубленному изучению наиболее интересных для них предметов, и опреде­литься в своем выборе будет совсем несложно. Часть дня они проведут за персо­нальным компьютером, исследуя информацию самостоятельно или группой. Нако­пившиеся мысли и вопросы они выскажут своему учителю, а тот решит, какие из них заслуживают внимания всего класса. Пока школьники сидят за компьютерами, учитель может спокойно поработать с отдельными учениками или с небольшими группами и вместо общей лекции сосредоточиться на решении конкретных про­блем и задач.

Педагоги, как и многие специалисты, кроме всего прочего, в современной экономике выступают посредниками — посредниками между знаниями и учащи­мися. А значит, им тоже придется не раз приспосабливаться к изменяющимся ус­ловиям. Однако, в отличие от людей некоторых других профессий, они могут смотреть в будущее с безусловным оптимизмом. Когда очередное новшество по­вышает уровень жизни общества, обязательно возрастает спрос на учителей. И педагоги, способные принести в школьные классы творческий дух и энергию, все­гда будут преуспевать. То же самое можно смело сказать и о преподавателях, умеющих находить общий язык с детьми и разговаривать с ними на равных, как со взрослыми, — дети ценят это.

Всех нас учили и хорошие, и плохие педагоги. В средней школе у меня был изумительный учитель химии, преподававший свой предмет невероятно инте­ресно. Химия увлекала меня куда больше биологии. На уроках биологии мы пре­парировали лягушек — по сути, просто кромсали их на куски, — и учитель не объ­яснял нам, зачем мы это делаем. В то же время преподаватель химии очень про­чувствованно рассказывал о своем предмете и обещал, что знание химии поможет нам понять этот мир. Когда мне перевалило за двадцать, я прочел монографию Джеймса Д. Уотсона (James D. Watson) Molecular Biology of the Gene (Молекуляр­ная биология гена) и только тогда осознал, насколько меня подвел школьный опыт изучения биологии. Изучение жизни — великая наука. Открытия в области биоло­гии являются важнейшими для людей, и через несколько десятилетий они револю­ционизируют медицину. Ведь человеческая ДНК подобна компьютерной програм­ме, только бесконечно совершеннее. И теперь мне кажется просто удивительным, что благодаря одному, хорошему учителю я восхищался химией, а из-за другого, плохого — изнывал от тоски на уроках биологии.

Когда преподаватели великолепно знают свое дело, готовят прекрасные материалы, от их усилий ежегодно выигрывают лишь несколько десятков их соб­ственных студентов. Учителям, работающим в разных местах, сейчас очень трудно опираться на труды своих коллег. Сеть позволит совместно использовать учебные материалы и таким образом распространять достижения лучших педагогов. Чаще всего смотреть лекции в видеозаписях не так интересно, как слушать их из уст самого преподавателя. Но иногда возможность просмотра видеозаписи лекций конкретного преподавателя, иным образом недоступного, перевешивает потерю живого диалога. Например, несколько лет назад, будучи в отпуске, я и один мой знакомый обнаружили в Вашингтонском университете каталог видеозаписей с Циклом лекций выдающегося физика Ричарда Фейнмана (Richard Feynman). Мы смогли посмотреть те лекции, которые Фейнман читал в Корнелле (Cornell) 10 лет назад. Конечно, мы получили бы от них гораздо больше, если бы присутствовали в той аудитории или могли задавать Фейнману вопросы, как на видеоконференции. Но четкость его мышления помогла нам разобраться во многих концепциях физики куда лучше, чем любая книга или любой другой преподаватель, с которыми я ко­гда-либо имел дело. Он просто оживил свой предмет. И мне кажется, что эти лекции должен прослушать каждый, кто изучает физику. С появлением информацион­ной магистрали эти и другие уникальные материалы станут доступными всем пре­подавателям и студентам.

Скажем, если какой-нибудь учитель из городка Провиденс (штат Род-Айленд) умеет особенно удачно объяснять суть и принципы фотосинтеза, текст его лекций и мультимедийные материалы могли бы получить преподаватели всего мира. Кто-то использовал бы эти материалы без изменений, а кто-то адаптировал бы их под свои условия, прибегнув к простым в обращении авторским программ­ным средствам. Обратная связь с другими заинтересованными преподавателями позволила бы легко обновлять учебную информацию и совершенствовать ее пода­чу. Спустя непродолжительное время обновленными материалами пользовались бы уже тысячи учителей по всему миру. Наиболее популярные материалы выявить очень легко, потому что сеть позволит подсчитывать число обращений к ним или проводить опросы учителей в электронной форме. Корпорации, желающие помочь системе образования, смогут устанавливать денежные призы тем преподавателям, чьи материалы признаны лучшими.

Учителю непросто подготовить урок, который был бы интересен 25 учени­кам 6 часов в день и 180 дней в году — тем более, что они постоянно смотрят теле­видение и уже пресыщены всяческими зрелищами. Могу представить, как лет че­рез десять учитель средней школы будет работать над лекцией о Солнце, пытаясь донести не только теорию, но и рассказать об истории открытий, которые сделали возможным создание самой этой теории. Когда он захочет выбрать какую-нибудь иллюстрацию — будь то слайд или видеозапись, снимок или портрет великого ученого, — информационная магистраль предоставит ему внушительный каталог разнообразных изображений.

В его распоряжении окажутся фрагменты видеозаписей и озвученные ани­мации из бесчисленных источников. Понадобится всего лишь несколько минут, чтобы отобрать и составить из них иллюстративный ролик, — работа, на которую раньше уходили целые дни. Читая лекцию о Солнце, учитель продемонстрирует подходящие картины и схемы. Если какой-то ученик заинтересуется источником солнечной энергии, преподаватель проиллюстрирует свой ответ мультфильмом с изображением атомов водорода и гелия, покажет солнечные вспышки, пятна на Солнце; может быть, даже вызовет на видеопанель короткий видеоролик, пояс­няющий, как в результате слияния ядер выделяется энергия. Одним словом, на­глядное обучение действительно оправдает свое название. Но для этого учителю придется сначала организовать нужные связи с серверами информационной маги­страли. Список таких связей он раздаст своим ученикам, чтобы они, занимаясь дома или в библиотеке, изучили эти материалы внимательнее и под теми ракурса­ми, которые им более интересны.

А представим учителя живописи в старших классах, который воспользо­вался видеопанелью для демонстрации высококачественной цифровой репродук­ции картины Сера (Seurat) Bathers at Asnieres (Купание в Асньере). На этой картине изображены юноши, отдыхающие на берегу Сены в 1880-е гг., — на фоне парус­ных шлюпок и дымовых труб. Видеопанель проговорила бы название картины на чистом французском — Une Baignade a l'Asnieres — и развернула бы карту приго­родов Парижа, выделив городок Асньер. Учитель мог бы проиллюстрировать этой картиной (написанной в стиле пуантилизма) закат импрессионизма. Или выйти через нее на более общие темы, например, рассказать о жизни французов в конце девятнадцатого столетия или о промышленной революции во Франции, а то и по­яснить, как глаз воспринимает дополнительные цвета (complementary colors).

Показав на оранжевато-красную шляпу (фигура в правой части компози­ции), он скажет: «Взгляните, кажется, что шляпа дрожит на ветру. Здесь Сера вос­пользовался оптической иллюзией. Шляпа красная, но на ней есть крошечные точ­ки оранжевого и синего цвета. Синий цвет вы заметите, если только присмотритесь очень внимательно». Произнося эти слова, преподаватель так увеличит изображе­ние шляпы, чтобы ученики смогли разглядеть фактуру холста. При таком масшта­бе станут заметны синие пятнышки, и учитель объяснит, что синий цвет дополняет оранжевый. Затем на видеопанели появится изображение круга с разноцветными сегментами (color wheel), и либо учитель, либо сам мультимедийный документ пояснит: «Каждый цвет на этой окружности расположен напротив того цвета, ко­торый его дополняет: красный — напротив зеленого, желтый — напротив фиоле­тового, а синий — напротив оранжевого. Такова особенность наших глаз: смеше­ние дополнительных цветов усиливает их интенсивность. Сера знал об этом и, что­бы красные и оранжевые тона шляпы казались ярче, добавил вкрапления синего цвета, обманув этим наше зрение».

Компьютеры, подключенные к информационной магистрали, помогут пре­подавателям отслеживать и оценивать успехи учащихся, а при необходимости и корректировать их обучение. В домашние задания, которые, конечно, никуда не денутся, очень скоро войдут гипертекстовые ссылки на электронные источники. Студенты и школьники станут создавать собственные гиперсвязи и использовать мультимедийные элементы в своих домашних работах, передавая их руководителю в электронной форме на дискете или через информационную магистраль. Препода­ватели будут накапливать своеобразное досье студенческих работ, просматривать их в любой момент или делиться ими с другими преподавателями.

Специальные программы помогут обобщать информацию об успехах, уровне знаний, интересах и ожиданиях учащихся. Свободные от бумажной рутины учителя, опираясь на собранные сведения, смогут уделять каждому ребенку боль­ше внимания. Эта информация позволит также безошибочно подгонять учебные пособия, классные и домашние задания под конкретного школьника.

И она же поддержит преподавателя в разговоре с родителями ученика о его успеваемости. В результате такого заинтересованного общения (включая постоян­ные видеоконференции) удастся наладить самый тесный контакт между учителями и родителями. Последние будут успешнее помогать своим детям, может быть, при­влекая репетиторов или объединяя усилия с другими родителями.

Родители должны познакомить своих детей с теми программами, которые они применяют на работе. Некоторые преподаватели уже сейчас используют попу­лярные деловые программы для организации своей работы и для того, чтобы при­вить студентам навыки обращения с современными рабочими инструментами. Многие студенты колледжей и старшеклассники теперь готовят доклады не на пишущих машинках (тем более не от руки), а на персональных компьютерах в тек­стовых процессорах. Уже стало обычным делом, излагая математические и эконо­мические теории, применять электронные таблицы и приложения для построения разных типов диаграмм, а на большинстве финансово-бухгалтерских курсов — и вообще стандартом. Кстати, студенты и профессорско-преподавательский состав сегодня пополнили ряды пользователей наиболее распространенных деловых при­ложений. Например, среди студентов, изучающих иностранные языки, очень попу­лярны текстовые процессоры, способные работать с несколькими языками. Такие программы включают дополнительные средства для проверки орфографии и под­бора синонимов в многоязычных документах.

В некоторых семьях, напротив, именно дети знакомят своих родителей с вычислительной техникой. Ребятишки отлично ладят с компьютерами отчасти потому, что у них еще не выработались стереотипы выполнения тех или иных за­дач. Кроме того, дети очень любят проверять ответные реакции на свои действия, и компьютеры в этом смысле просто идеальны. Родители иногда изумляются, на­сколько их юные чада увлечены компьютерами, но в этом нет ничего удивительно­го, просто детям нравится интерактивность, — играют они с вами в прятки, возятся с пультом дистанционного управления, переключая телевизионные каналы, или нажимают на клавиши компьютера.

Я всегда с удовольствием наблюдаю, как моя трехлетняя племянница игра­ет в Just Grandma and Me, — CD-ROM-версию одной детской книги, выпущенную фирмой Broderbund. Она запоминает диалоги в этом мультфильме и разговаривает с персонажами примерно так же, как это делает, когда сказку ей читает мама. Если моя племянница берет мышку компьютера и щелкает почтовый ящик, тот открыва­ется и из него выпрыгивает лягушка, а иногда высовывается рука, которая снова захлопывает дверцу ящика. Возможность влиять на поступки экранных героев, выяснять: «Что получится, если я щелкну здесь?» — сильно разжигает ее любо­пытство. Интерактивность в сочетании с хорошим, интересным сюжетом удержи­вает внимание маленького ребенка.

Я всегда считал, что большинство людей гораздо умнее и любопытнее, чем это может показаться при их работе с современными информационными инстру­ментами, которые не раскрывают этих человеческих достоинств. Многим знакомо чувство удовлетворения, когда, заинтересовавшись какой-то темой, удается обна­ружить превосходные материалы и досконально их изучить. Но согласитесь, если поиск информации заводит в тупик, руки опускаются, тут же начинаешь думать, что уже никогда не разберешься в данном предмете. И когда подобная ситуация повторяется все чаще, в особенности с ребенком, желание попробовать еще раз постепенно тает. Мне посчастливилось вырасти в семье, где детей поощряли зада­вать вопросы. Повезло мне и в том, что в детстве я дружил с Полом Алленом.

Как-то раз, сразу после нашего знакомства, я спросил его, откуда берется бензин. Я очень хотел узнать, что это значит — «очищать» бензин и как на нем работают машины. Я раздобыл книгу о горючих жидкостях, но ничего в ней не понял. А Пол (он здорово разбирался не только в бензине, но и во многих других вещах) сумел доходчиво и занятно все мне объяснить. Считайте, что пламя нашей дружбы разгорелось из моего интереса к бензину. У Пола всегда были ответы на мучившие меня вопросы (и огромная коллекция научной фантастики). А я был сильнее Пола в математике и программировании (среди знакомых Пола в этом мне вообще не было равных). Так что мы стали друг для друга интерактивными источ­никами знаний: спрашивали, отвечали, рисовали схемы или рассказывали, где най­ти нужные сведения. Нам нравилось бросать вызов друг другу и проверять свои знания.

Именно так и будут взаимодействовать пользователи с информационной магистралью. Допустим, еще один подросток заинтересуется бензином — не в 1970, а где-нибудь в 2000 г. Ему не повезло, и у него нет такого друга, как Пол Аллен, но если в его школе или библиотеке есть компьютер, связанный с богатыми «залежами» мультимедийной информации, он сможет зарыться в свою тему так глубоко, как только пожелает. Он увидит фотографии, видеозаписи и мультролики, поясняющие, как выкачивают, перевозят и очищают нефть. Он узнает, в чем раз­ница между автомобильным и авиационным топливом. А чтобы выяснить, чем отличается двигатель внутреннего сгорания от газотурбинного, ему надо лишь спросить об этом.

Он сможет исследовать сложную молекулярную структуру бензина, кото­рый представляет собой смесь сотен различных углеводородов, и попутно разо­браться в самих углеводородах. При стольких-то связях с источниками знаний — кто знает, на какие просторы выведет его это исследование? Поначалу новая ин­формационная технология сделает небольшой шажок вперед по сравнению с ны­нешними инструментами. Вмонтированные в стену видеопанели заменят неровные строчки и кривые схемы на школьных досках четкими шрифтами и красочной гра­фикой — миллионами учебных иллюстраций, фотографий, мультфильмов и видео­записей. Мультимедийные документы частично возьмут на себя функции учебни­ков и учебных пособий. Кроме того, связанные с серверами на информационной магистрали, мультимедийные документы будут постоянно и автоматически обнов­ляться.

Существующие сегодня CD-ROM-диски позволяют представить, что такое интерактивность. Программное обеспечение реагирует на команды, выводя ин­формацию в виде текста, звука и видеоизображений. CD-ROM-диски уже исполь­зуются детьми в школах и дома, но эти диски имеют ряд ограничений, которых не будет у магистрали. Сейчас на них предлагается либо понемногу обо всем (как в энциклопедиях), либо все по одной теме (скажем, о динозаврах), но общий объем единовременно доступной информации строго определяется емкостью диска. Ну и, разумеется, вы можете работать только с теми дисками, которые у вас есть. Тем не менее это крупное достижение, если сравнить с текстами, отпечатанными на бумаге.

Мультимедийные энциклопедии дают не только знания, но и возможность вставлять из них материалы в домашние документы, кроме того, энциклопедии содержат инструкции для учителей: как лучше ими пользоваться в школе на уро­ках, а как — при выполнении домашних заданий. Я был глубоко взволнован, услышав от преподавателей, студентов и школьников о том, как они работают с на­шими программными продуктами, — многое мы просто и не предвидели.

CD-ROM-диск — один из предшественников информационной магистра­ли. «Всемирная паутина» в Internet — другой. Она обеспечивает доступ к интерес­ной образовательной информации, правда, основная ее часть — простой текст. Преподаватели с творческой жилкой уже обращаются к этим материалам, приду­мывая новые, более захватывающие формы лекций.

Ученики четвертого класса в Калифорнии занимались поиском в сетях га­зет, сообщавших что-либо о проблемах, с которыми сталкиваются выходцы из Азии. В Бостонском университете создали интерактивную программу для старше- классников, которая детально и наглядно моделирует такие химические явления,

как растворение в воде молекул солей.

А, например, средняя школа имени Христофора Колумба (Christopher Columbus Mi ddle School) в Юнион-сити (штат Нью-Джерси), благодаря применению новой информационной технологии смогла выйти из жесточайшего кризиса. В конце восьмидесятых средние экзаменационные баллы в этой школе были такими низкими, а процент прогулов и отчислений среди детей — таким высоким, что ее администрацию решили сменить. Но управление по делам образования, учителя и родители (свыше 90% которых — выходцы из испаноязычных стран, плохо владеющие английским) предложили план по спасению этой и аналогичных школ, рассчитанный на 5 лет. Bell Atlantic (местная телефонная компания) согласилась им помочь.

Была создана специальная сетевая мультимедийная система на базе персо­нальных компьютеров, соединившая дома учащихся со школьными классами, пре­подавателями и администрацией. Изначально корпорация предоставила 140 муль­тимедийных ПК, что позволило оборудовать дома семиклассников, дома их учите­лей и установить минимум по четыре компьютера в школьных классах. Компьюте­ры были оснащены сетевыми платами и подключены к высокоскоростным линиям, связанным с Internet. Корпорация взяла на себя и еще одну обязанность: обучить преподавателей работе на персональных компьютерах. Затем преподаватели по выходным дням устраивали курсы для родителей (явка последних была свыше 50%) и поощряли учащихся активно пользоваться электронной почтой и Internet.

Спустя два года родители уже помогали своим детям работать с домашни­ми ПК и поддерживали тесные контакты с преподавателями и администрацией школы. Результаты не замедлили сказаться: процент прогулов и отчислений свелся к нулю, а на экзаменах эти школьники показывали результаты почти в три раза выше, чем в среднем по городским школам штата Нью-Джерси. И тогда эту про­грамму распространили на все средние школы штата. Реймонд У. Смит (Raymond W. Smith), председатель правления Bell Atlantic, так отозвался об этих событиях: «Я считаю, что готовность школьной системы к коренным изменениям, включая сами методы обучения, заинтересованное и активное участие родителей, а также продуман­ное внедрение новой технологии... позволили создать настоящее педагогическое сооб­щество, в котором дом и школа дополняют и поддерживают друг друга».

В средней школе Lester В. Pearson School (Канада), расположенной в рай­оне, где проживает множество этнических групп, компьютеры — неотъемлемая часть повседневного учебного процесса. На 1200 школьников приходится более 300 персональных компьютеров, при этом они используют свыше 100 различных программ. Если верить администрации школы, у них самый низкий процент отчис­ления учащихся — всего 4% (в среднем по Канаде этот показатель равен 30%). Ежегодно в эту школу приезжает до 3500 человек, чтобы воочию убедиться в том, как «новые технологии преобразуют все стороны школьной жизни».

Когда информационная магистраль вступит в строй, каждый получит дос­туп к сокровищам миллионов книг. Читатель сможет задавать вопросы, распечаты­вать текст, читать его прямо с экрана или даже прослушивать, выбирая диктора на свой вкус. Информационная магистраль станет его наставником, домашним учите­лем.

Компьютеры с дружескими интерфейсами сами установят, в какой именно форме лучше подавать информацию тому или иному пользователю. Во многие образовательные программные средства заложат целый ряд совершенно разных личностей, и тогда школьник и компьютер смогут приятельски болтать друг с дру­гом. Школьник спросит (может быть, вслух): «Отчего разгорелась Гражданская война в Америке?» И компьютер ответит: «Это была битва за новую экономику, за права человека». Продолжительность и глубина ответа будут зависеть от конкрет­ных обстоятельств и уровня подготовки данного ребенка. Он сможет в любой мо­мент перебить компьютер, попросить рассказать что-то подробнее, а что-то поко­роче или изложить материал по-другому. А компьютеру будет известно, насколько силен его «подопечный», что он читал или смотрел на эту тему, и поэтому машина сама внесет коррективы в форму подачи материалов. Если компьютер знает, что тот любит исторические романы, военные рассказы, фолк-музыку или спорт, по­пробует преподнести запрошенную информацию именно в такой «упаковке». Но машина, как и хороший педагог, не пойдет на поводу у ребенка с односторонними интересами. Напротив, она воспользуется его пристрастиями, чтобы расширить его кругозор, увлечь новыми идеями.

Интенсивность обучения определят природные способности учеников — компьютеры будут заниматься с каждым столько, сколько нужно. И, конечно, осо­бое внимание будет приковано к детям, отстающим в учебе. Таким образом, все школьники будут получать образование по индивидуальному плану.

Еще одним преимуществом компьютеризованного обучения станет совсем другое отношение школьников к экзаменам. Не секрет, что сегодня они оказыва­ются для детей тяжелым испытанием, нередко вызывая панический ужас: «Я опять провалил этот предмет!», «Мне не хватило времени...» или «Я начисто забыл этот материал». Через какое-то время у многих неудачников, среди которых есть дети просто медлительные или неорганизованные, опускаются руки, они уже не стара­ются, делают вид, что экзамены — чепуха. В итоге развивается негативное отно­шение к учебе вообще. Интерактивная сеть позволит учащимся экзаменовать са­мих себя постоянно и в спокойной обстановке. Самоконтроль сродни самоанализу, он чем-то похож на те проверки, которые Пол Аллен и я устраивали друг другу.

Только так можно изменить отношение к экзаменам. Ошибка не повлечет за собой наказания; напротив, она заставит систему помочь учащемуся восполнить пробел в какой-то теме. Если же кто-то зайдет в окончательный тупик, система предложит обсудить проблему с преподавателем. Систематически контролируя себя, учащийся будет чувствовать степень своей подготовки, и тогда официальные экзамены перестанут навевать столько опасений и приносить столько сюрпризов.

Многие фирмы, выпускающие образовательные программные средства и пособия, уже поставляют интерактивные программные продукты для изучения основ языкознания, математики, экономики, биологии. Например, компания Academic Systems из Пало-Альто (штат Калифорния) работает над интерактивной мультимедийной системой для колледжей, которая помогает в изучении базовых курсов английского языка и математики. Принятую концепцию назвали «опосре­дованное обучение» (mediated learning); она сочетает методы традиционной педа­гогики с компьютеризованным обучением. Каждый студент начинает с пробного экзамена, чтобы выяснить, какие темы он знает, а какие — нет. После этого систе­ма составляет подробный план занятий для данного студента. Его успехи постоян­но проверяются, и, по мере освоения им учебных материалов, в персональный план занятий вносятся соответствующие коррективы. В случае затруднений программа сообщает о них преподавателю, и тогда тот индивидуально занимается со студен­том. Сейчас эта программа только «обкатывается», но одно уже очевидно: студен­ты довольны новыми учебными материалами, хотя максимальных успехов добива­ются те группы, которым преподаватель уделял больше времени. Эти результаты под­черкивают тот факт, что новая технология сама по себе не улучшит образование.

 

 

1. Знания и навыки в жизни человека.

2. Связь образовательной и информационной среды.

3. Специфика информационного обмена в сфере образования.

4. От чего зависит успех информационных технологий в обуче­нии?

5. Преимущества дистанционного обучения.

6. Способы трансляции обучающего материала.

7. Роль информационных баз данных в образовании.

8. В чем проявляется тенденция персонализации сетевого обу­чения?

9. Способы вовлечения учащихся в единое информационно-образовательное пространство.

10. Смещение функций и роли преподавателя в эпоху информа­тизации.

11.В какой образовательной нише наиболее востребованы ИТ?

12. Специфика организации учебного процесса с применением новейших ИТ.

13.Области образовательных задач, где ИТ наиболее актуальны.

14.Информационный потенциал гиперсвязей.

15.Соответствует ли динамика развития ИТ скорости ихосвое­ния образовательной средой?

16.Роль компьютерных поисковых систем в обучении.

17.В чем главная особенность информационных гиперсистем?

18.Понятие и способы реализации современного дистанционно­го обучения.

19.Специфика синхронного и асинхронного типа дистанционно­го обучения.

20.Классификация информационных ресурсов в сфере элек­тронного образования.

21. Что препятствует массовому распространению дистанцион­ных программ?

22.В чем сложность определения стоимости компьютерной ин­формационно-образовательной продукции?

23.С чем связано удешевление образовательной информации?

 

Глава 9




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 66; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.