Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория красноречия М.В.Ломоносова




Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов, немало беспокоящийся о том, чтобы русский письменный язык приобрёл такую же стройность и красоту, как и другие европейские языки, адресует соотечественникам своё риторическое сочинение, которое называет “Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия”. Однако этот вариант риторики, написанный в 1744 г., так остался при жизни автора в рукописи, будучи отвергнутым академиками-немцами. Не отступая от намеченной цели и пренебрегая рекомендацией рецензента Миллера написать риторику на латинском языке, М.В. Ломоносов пишет новый, более обширный вариант риторики под названием “Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочинённая в пользу любящих словесные науки ”, который и был опубликован в 1748 году.

В предисловии к данному варианту риторики М.В. Ломоносов пишет: “ Нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других [ языках ] удивляемся. Сим обнадёжен, предпринял я сочинение сего руководства, но больше в таком намерении, чтобы другие, увидев возможность, по сей малой стезе в украшении российского слова дерзновенно простирались ”. Излагая основы риторического учения, а точнее, перенося на почву русской культуры те идеи, которые, зародившись в античную эпоху, нашли отражение в европейских риториках эпохи средневековья, М.В. Ломоносов не явился при этом их “хладным компилятором”. Его позиция как учёного и гражданина выразилась в желании приобщить сограждан к культуре русского слова. Об этом свидетельствует и выбор языка для написания риторики, и стремление создать на основе средств русского языка терминологию, представляющую область риторических знаний, и обилие цитат из собственных произведений.

Композиция риторического руководства М.В. Ломоносова соответствует традиции построения риторических сочинений предшественников: руководство состоит из трёх частей, названных “Об изобретении”, “О украшении”, “О расположении”. Изложенные в этих частях правила показывают, как пишет сам Ломоносов,

· во-первых, “как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно” (Ломоносов описывает 16 способов “размножения идей”, то есть способов развития мысли на определённую тему),

· во-вторых, “как изобретение украшать” (автор учит, как сделать речь благозвучной, описывает тропы речений и тропы предложений, фигуры речений и предложений),

· в-третьих, “как оное располагать надлежит”.

Данной системе правил предлагалось следовать в устных и письменных произведениях, в которых затрагивались преимущественно государственные, общественные и религиозные темы.

Таким образом, риторика, по М.В. Ломоносову, − это наука не только об и устной, но и о письменной речи. В своём труде М.В. Ломоносов различает

ü собственно риторику (учение о красноречии вообще, касающееся прозы и стихов);

ü ораторию (наставление к сочинению речей в прозе);

ü поэзию (наставление к сочинению поэтических произведений).

Новаторской была и попытка М.В. Ломоносова объединить в определении предмета риторики оба аспекта риторического знания − аргументативный и орнаментальный. Сравните определение риторики в первом и втором вариантах сочинения: “ Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать, то есть оную избранными речьми пред­ставлять и пристойными словами изображать на такой конец, чтобы слушателей и читателей о справедливости ее удостове­рить” и “ Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению. <…> Риторика есть учение о красноречии вообще”.

Основные теоретические положения риторики М.В. Ломоносов сопровождает цитатами из сочинений знаменитых писателей разных эпох, а также собственными прозаическими и поэтическими примерами.

Риторическое руководство М.В. Ломоносова имело большое историческое значение.

1) Риторика М.В. Ломоносова ломала установившуюся традицию написания научных работ на церковно-славянском или латинском языках.

2) Написание риторики на русском языке освобождало теорию словесного искусства от церковной опеки (до М.В. Ломоносова все учебники риторики сочинялись представителями духовенства и в основном для церковных служителей) и делало риторику доступной широкому кругу читателей.

3) Язык, которым была написана риторика, явился своеобразным образцом, утверждающим начала литературной речи.

Сочинение Ломоносова стало настольной книгой всех образованных читателей XVIII в. и принесло учёному громкую славу. Книга считалась одной из самых популярных. В канцелярии Академии сохранился рапорт о том, что купцы книготорговцы беспрестанно спрашивают риторику Ломоносова. В XVIII в. веке “Краткое руководство к красноречию“ выдержало семь изданий, в начале XIX в. – два.) Все позднейшие русские риторики основывались на труде М.В.Ломоносова.

В послеломоносовский период чётко обозначился поворот в сторону теоретической стилистики. Риторика и поэтика развивались параллельно во взаимном пересечении, не составляя обособленных друг от друга областей знания. Недостаточная дифференцированность представлений об объекте двух этих смежных дисциплин составила типичную черту теоретических этого времени.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 63; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.