Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Естественный отбор поведенческих стереотипов




Что такое стереотипы? Э то стабильно повторяющиеся цепочки мыслей, чувств и поступков. Или это привычные нам способы воспринимать и реагировать на ситуации. В каком-то смысле, это наш способ думать, смотреть и реагировать на мир.

Понятие «стереотип» (буквально «твердый отпечаток») широко используется в описании поведения животных. Стереотипами в этологии называют комплексы фиксированных действий, фиксированные последовательности действий.

Паук плетет свою паутину или личинка ручейника строит свой домик. Они не делают эту работу, исходя из конкретной ситуации, каждый раз формируя план своих действий. Просто животное начинает деятельность с какого-то действия, а дальше автоматически реализуется вся цепочка. В результате появляется паутина определенной конфигурации или домик определенной формы. Животное не может прервать свою деятельность и отрабатывает последовательно привычные действия одно за другим.

Так личинка осы аммофилы, выйдя из яйца, приступает к поеданию гусеницы, добытой ее матерью. Последовательность поедания частей тела гусеницы строго фиксирована, то есть эта деятельность стереотипна. Если личинка ошибется, то парализованная гусеница умрет и испортится. Так что станет непригодной как пища. Личинка погибнет от голода. Итак, сначала маленькая личинка, двигаясь под кожей гусеницы, выедает всю подкожную жировую ткань. После этого она приступает к поеданию мускулатуры, тщательно обходя и не повреждая нервные тяжи и узлы брюшной нервной цепочки. Следующей пищей для личинки становятся органы пищеварительной системы гусеницы. И только последними глотками она выедает брюшную нервную цепочку. К этому времени от гусеницы осталась только шкурка, а личинка выросла и готова к окукливанию.

Так стереотип позволяет, не думая провести скоординированную полезную работу, и в некоторых случаях избежать работы бесполезной.

 

А вот в психологии стереотип – это фиксированный порядок осуществления условнорефлекторных действий. Он-то формируется у индивида под влиянием факторов внешней среды. То есть здесь стереотип рассматривается как не наследственный. Он результат адаптивного поведения особи. Так если крыса в лабиринте нашла самый короткий путь к пище, то этот путь она будет автоматически повторять. Поскольку это благоприобретенная реакция, то по наследству она ее не передаст. Ее дети не будут проходить этот путь оптимальным образом. Она методом проб и ошибок построила целую цепочку действий, в которую входит: последовательность поворотов, открываний дверец, обходов тупиков. На это ушло много времени, ведь нужно было пробовать, да еще и запоминать удачные варианты. Так что в психологии адаптивная функция стереотипного поведения очевидна.

В эволюции отбираются индивидуальнозначимые поведенческие структуры. Появление стереотипов – это путь экономии действия. Поведение по принципу проб и ошибок в каждой конкретной ситуации, невыгодно, так что действия по заранее сформированному шаблону есть, видимо, оптимальный способ выбора.

Выработанный стереотип приобретает и новую функцию, например, в общении с другими животными. Он позволяет автоматически распознавать и предпочитать своего. Это есть функция регуляции взаимодействий между индивидами.

Простой пример реализации стереотипа поведения это распорядок суточной деятельности, например мыши. Если мышь прожила эти сутки, то есть смысл повторить в точности такой же распорядок действия на следующий день. В этом заключена наибольшая вероятность прожить еще один день.

Разработанный для ребенка оптимальный режим дня есть смысл превратить в шаблон (стереотип), если хотите вырастить здорового малыша. До времени его превращения в подростка такой стереотип почти гарантия нормальной безопасной жизни. Ребенок вырос в подростка, его запросы к среде изменились, значит нужно выработать следующий стереотип – режим дня для этого возраста.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 60; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.