Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этология человека: предмет и задачи исследования 1 страница




ЭВОЛЮЦИОННО-ЭТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Раздел I

Экологические и эволюционные аспекты развития поведения человека

Занятие 1 Экологические и эволюционные аспекты развития поведения человека

1. Предпосылки этологии человека

2. Формирование этологии человека как самостоятельной дисциплины

4. Поведение как система

5. Уровни социальной сложности поведения

6. Психологические атавизмы человека

7. Корни некоторых этических черт в поведении животных

Занятие 2 Эволюция человека: дальние родственники

1. От рамапитеков к дриопитекам

2. Разнообразие австралопитеков

3. Изменения в связи с выходом в саванну:

4. Мозга

5. Переход к наземной жизни (бипедия)

6. Укрупнение размеров тела

7. Мясоедение и всеядность

8. Особенности общественных обезьян в саванне, перешедшие к человеку

Занятие 3. Человек умелый.

План

1. Гиппарионова фауна

2. Время жизни и облик

3. Жилища и орудия

4. Питание

5. Современники

6. Общественная и семейная жизнь

Занятие 4. Человек прямоходящий

1. Хапровская фауна

2. Зарождение нового вида и совместное обитание с предшественниками

3. Время жизни и облик

4. Жилища

5. Орудия и огонь

6. Питание

2. Экспансия на Север и Восток

3. Соплеменники:

Гейдельбергский человек.

Яванский человек

Синантроп

Занятие 5. Эволюция человека: человек разумный неандерталец

  1. Природные условия и фаунистический комплекс, в которых формировался неандерталец
  2. Гипотезы о вымирании ледовой фауны и остатки ее в наше время.
  3. Происхождение, внешность человека
  4. Охота
  5. жилища
  6. Орудия
  7. Культура неандертальца
  8. Особенности поведения характерные для неандертальца и его судьба

Занятие 6. Эволюция человека: наш вид до начала истории

  1. Облик кроманьонца и его время жизни
  2. направления экологической специализации:
  3. собирательство
  4. охота
  5. кочевое скотоводство
  6. разбой
  7. растениеводство
  8. Типы земледелия

На плодородных почвах

В лесах

В засушливых районах

Сохранение плодородия

Раздел II

Этологические основы психологии человека

Занятие 7. Сенсорные процессы и восприятие

1. Хеморецепторы внутренние и внешние

2. Обоняние и вкус

3. Терморецепция

4. Механорецепция и слух

5. Многообразие органов слуха и особенности слуха

6. Органы зрения у разных животных

7. Сенсорные оценки

8. Внешние стимулы

9. Внутренние стимулы

10. Гормоны

11. Рецепторы внутренние

12. Сигнальный раздражитель (стимул)

13. Сложные стимулы

Занятие 8. Формы и механизмы поведения

1. Тропизмы и таксисы

2. Хемотаксисы, фототаксисы

3. Понятие инстинкта

4. Примеры инстинктивного поведения у животных и человека

5. Сигнальные раздражители (знаковые стимулы, врожденные пусковые механизмы)

6. Комплексы фиксированных действий их отличие от инстинктивных.

Лекция 9. Влияние окружающей среды на поведение

  1. Врожденное и приобретенное поведение
  2. Влияние окружающей среды на поведение в онтогенезе

3. Адаптивность поведения

  1. Естественный отбор поведенческих стереотипов.
  2. Эволюция адаптивных стратегий

6. Стоимость выживания

7. приспособленность

Занятие 10. Импринтинг и научение

1. Открытие импринтинга

2. Изоляция и поведение

3. Чувствительные периоды для запечатлеваиия

4. Аспекты долговременного импринтинга,

5. импринтинг как научение.

6. Функциональные аспекты импринтинга

7. Критические периоды у человека

8. Обучение детей и импринтинг

Занятие 11. Этология человека

Этология детства

  1. Агрессия и урегулирование социальных отношений в коллективе
  2. Игровая борьба и ее роль в развитии социального поведения ребенка
  3. Амбивалентность человеческого поведения
  4. Этология человека: кросс-культурные исследования
  5. Поведенческие универсалии
  6. Ритуалы в жизни человека
  7. Филогенетические аспекты невербальной коммуникации
  8. Эволюционные основы поведения человека
  9. Этология человека и культурная антропология
  10. Фобии как отражение эволюционного прошлого человека

Раздел. III

Краеведенье в системе школьного обучения – знакомство с биотами географических зон нашей области и антропогенными комплексами

Занятие 12. Обитатели лесной зоны Новосибирской области

1. Таежные клещи и проблема энцефалита.

2. Лесные пауки и многоножки.

3. Жуки златки и дровосеки.

4. Жужелицы и скакуны.

5. Гусеницы бабочек – потребители хвои.

6. Лесные муравьи, их жизнь.

7. Перепончатокрылые и двукрылые хвойного леса.

8. Таежные птицы: дрозды, дятлы, их работа и видовое разнообразие..

9. Орнитофауна певчих птиц тайги. (соловьи, пеночки и пр.)

10. Звери в лесу.

 

Занятие 13. Биота лесостепи в Новосибирской области

1. Жуки – потребители пыльцы и опылители цветов.

2. Жуки, поедающие листья.

3. Лесные дневные бабочки.

4. Ночные бабочки лесостепи.

5. Перепончатокрылые - охотники – осы бумажные, помпилы, аммофилы.

6. Перепончатокрылые – опылители растений и сборщики нектара.

7. Перепончатокрылые – наездники и пилильщики.

8. Птицы лесостепи – жуланы, овсянки, коньки, дроздовые, фазановые.

9. Местные грызуны – хомяковые, мышиные, тушканчиковые.

10. Крупные млекопитающие – косуля, волк, барсук, заяц.

 

Занятие 14. Ландшафтные комплексы организмов в степной зоне

1. Дневные бабочки на луговых цветах.

2. Ночные луговые бабочки.

3. Хищные жуки в почве и на луговых растениях.

4. Жуки копрофаги и листоеды.

5. Жуки нарывники, дровосеки и хрущи.

6. Многообразие луговых клопов.

7. Мухи и стрекозы на лугу.

8. Птицы заболоченных и суходольных лугов.

9. Грызуны-норники и копытные животные.

10. Степные млекопитающие: земляной заяц, суслик, сурок, степные пеструшки и мышовки, корсак.

11. Степные птицы: жаворонок, степной лунь, степной орел, степная пустельга, тиркушка.

12. Птицы самого юга НСО: кречетка, сизоворонка, удод, розовый скворец, каравайка, журавль-красавка

13. Степные членистоногие: каракурт, саранча, прус, богомол, луговой мотылек, шмелевидка.

Лекция 15. Обитатели водоемов

1. Моллюски и черви водоема

2. Ракообразные и паукообразные в воде и на берегу.

3. Клопы пресных вод и их распределение.

4. Разнообразие жуков-плавунцов и водолюбов.

5. Поденки, веснянки и ручейники в пруду и на берегах.

6. Двукрылые и их личинки в пруду.

7. Рыбы озера и пруда.

8. Прибрежные и водные амфибии.

9. Какие птицы живут на берегу, а какие плавают в воде?

10. Разнообразие утиных.

11. Водные и полуводные звери.

 

Занятие 16. Биота урбанизированного ландшафта

План

1. Насекомые в парке и сквере.

2. Насекомые-опылители и хищники на городских цветниках.

3. Животные – обитатели полосы отчуждения.

4. Жители складов и овощехранилищ.

5. Птицы и звери городского парка.

6. Эпилитная фауна города

7. Кто живет в городских подвалах?

Занятие 17. Синантропные организмы человеческих квартир

1. Постоянные жители квартир:

Ракообразные

Паукообразные

Насекомые

Позвоночные

2. Временные (сезонные) обитатели человеческого жилья

Паукообразные

Насекомые

Позвоночные

3. Животные дальних стран в наших квартирах

насекомые

 

Занятие 18. Экология жилища

1. Стации человеческого жилища:

а. Разнообразие биотопа: его стации – кухня ванная, гостиная и пр.

население комнат,

население кухни,

население ванной.

б. Формирующие элементы биоценоза квартиры: кухонные, ванные, гостиные…

2. Воздействие хозяев на структуру.

А. Климат,

Б. Стерильность (герметичность);

В. Кормность (валовая и разнообразие);

Г. Пространственный ресурс;

Д. Селекция и акклиматизация.

Е. Защищенность

Ж. Возможности мягкого воздействия (мониторинг системы)

3.Воздействие на хозяина

а пищевая конкуренция;

б использование непищевых ресурсов (материалы жилья и одежды);

в паразитизм;

г здоровье хозяина.


 

Литература

Раздел I

Ердаков Л.Н. Человек в биосфере: Учеб. Пособие. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 259 с. – (Высшее образование: Бакалавриат).

Ердаков Л.Н., Чернышова О.Н. Экология Учеб. Пособие. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.– 360 с

Иди Мейтленд. Недостающее звено. (Возникновение человека).- М.: Мир, 1977.

Констэбл Дж. Неандертальцы. (Возникновение человека). - М.: Мир, 1978.

Тих Н.А. Прдыстория общества. Л. Изд. ЛГУ, 1970

Нестурх М. Ф. Происхождение человека.- М.: Наука, 1970.

Придо Т. Кроманьонский человек. (Возникновение человека.) - М.: Мир, 1978.

Уайт Эд., Браун Д. М. Первые люди. (Возникновение человека.) - М.: Мир, 1978.

Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека.- М.: Мир, 1990

Экологические очерки о природе и человеке. М., Прогресс. 1988.

 

Раздел II

Бутовская М.Л. Эволюция человека и его социальной структуры // Природа. 1998. № 9. С. 87–99.

Бутовская М. Л. Язык тела. Природа и культура (эволюционные и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека). М.: Научный мир, 2004.

Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. Этология приматов (учебное пособие). М.: Издательство МГУ, 1992. 190 с.

Бутовская М.Л., Плюснин Ю.М. Принципы организации пространственного поведения у человека и высших приматов (сравнительный анализ) // Современная антропология и генетика и проблема рас у человека / Ред. И.М. Золотарева, Г.А. Аксянова. М.: ИЭА РАН, 1995. С. 91—143.

Бутовская М.Л. Формирование гендерных стереотипов у детей: социокультурная и социобиологическая парадигма – диалог или новое противостояние? // Этнографическое обозрение. 1997. № 4. С. 104–122.

Бутовская М.Л., Артемова О. Ю., Арсенина О. И. Полоролевые стереотипы у детей Центральной России в современных условиях // Этнографическое обозрение. 1998. № 1. С. 104–120.

Бутовская М.Л. Агрессия и примирение как проявление социальности у приматов и человека // Общественные науки и современность. 1998. № 6. С. 149—160.

Дойдж Н. Пластичность мозга. – М.: Эксмо, 2011. – 544 с.

Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Издание 4-е, дополненное. – СПб.: ЧеРо-на-Неве, Петроглиф, 2004. –352 с

Кроль В.Психофизиология человека – СПб.: Питер, 2003. – 304 с: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 520 с

Моррис. Д. Голая обезьяна. – СПб.: Амфора, 2001. – 269с.

Протопопов А. Этология человека и её место в науках о поведении. bookz.ru/authors/anatolii-protopopov/etologia_366

Резникова Ж.И. “Интеллект и язык животных и человека. Основы когнитивной этологии”. М., Академкнига, 2005. 518 с.

Тинберген Н. Поведение животных.. М., «Мир», 1978. 192 с

Шмерлина И. А. Социология и этология человека 2002

Раздел III

Ажеганова Н.С. Краткий определитель пауков. Л.: Наука, 1968.

Горностаев Г.Н. Насекомые СССР. М.: Мысль, 1970.

Растения и животные лесов Западной Сибири: Метод. рекомендации. Новосибирск: «Книжица», 1995.

Ердаков Л.Н. Зоология с основами экологии. - Новосибирск, «Книжица». 1997.

Ердаков Л.Н. Фаунистические комплексы на территории Новосибирской области. Новосибирск: Изд-во НГПУ. 2006.

Кузнецов Б.А. Определитель позвоночных животных фауны СССР. ТТ. 1-3. М.: Просвещение, 1974-1975.

Райков Б.Е. и М.Н. Римский-Корсаков. Зоологические экскурсии. Л.: Учпедгиз, 1956.

Растения и животные водоемов. – Новосибирск: Книжица, 1999.

Рябицев В.К. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: Справочник-определитель. – Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2002.

Сообщество беспозвоночных животных пресноводного водоема: Метод. рекомендации. Новосибирск: Изд. НГПИ, 1990.

Фауна суходольного луга: Метод. рекомендации. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993.

Флора и фауна города: Метод. рекомендации. Новосибирск: «Книжица», 1995.

 

 

Глоссарий для дисциплины «ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»

АБСОЛЮТНЫЙ ВОЗРАСТ - в зависимости от контекста: 1) в биологии - человека возраст, рассчитанный в годах (месяцах и т.п.) с момента рождения (другое название - паспортный возраст); понятие введено как противоположность биологического возраста; 2) в геологии и археологии - точная датировка объекта, полученная на основании какого-либо метода абсолютного датирования и представленная в годах с соответствующим интервалом поправки; как противоположность относительной датировки (т.е. указания эпохи и т.п.).

АВСТРАЛОПИТЕКИ (Австралопитековые, или австралопитецины, Australopithecinae) - группа приматов, по строению и поведению промежуточная между обезьянами и людьми или, точнее, понгидами и гоминидами. Прямоходящие приматы с обезьяньей головой, маленьким мозгом и небольшими клыками. Наиболее подходят под определине "обезьянолюди". Жили примерно от 7 до 1 млн.л.н.

АВТОХТОН (от лат. autos сам, chton земля) - представитель группы (популяции человека), этногенез которой проходил на данной территории, без существенного притока населения извне. Близкое понятие - абориген.

АВТОХТОННОЕ РАЗВИТИЕ (от лат. autos сам, chton земля) - развитие, начавшееся и происходящее в данной местности, без существенных влияний извне (в условиях той или иной изоляции).

АВТОХТОННЫЙ (от лат. autos сам, chton земля) - то есть возникший на месте своего современного обитания; развивающийся в данных условиях без существенного влияния извне (в условиях той или иной изоляции). Близкое понятие - аборигенный.

АГОНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ – сложный комплекс, который образуют нападение, угроза, подчинение, бегство. Относящийся к любой активности, связанной с борьбой, будь то агрессия или умиротворение и отступление

АГРЕССИЯ – инстинкт борьбы, направленный против собратьев по виду. Агрессия отсутствует в отношении хищника к жертве. Ближе к подлинной агрессии контратаки жертвы на хищника. Физическое действие (или угроза действия) одного индивида, ограничивающее свободу генетической приспособленности другого.

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ – акция животного по отношению к другой особи своего или другого вида, приводящая к ее запугиванию, подавлению или нанесению физической (смертельной) травмы.

АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ – комплекс реакций адаптации организма живого организма в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (стрессоры).

АДАПТАЦИЯ – любая структура, физиологический процесс или поведенческий паттерн, которые делают организм более приспособленным к выживанию и размножению по сравнению с другими представителями того же вида.

АДАПТИВНЫЙ – относится к любой черте (анатомической, физиологической или поведенческой), возникшей в результате эволюционного процесса адаптации.

АДАПТИВНАЯ РАДИАЦИЯ (от лат. adaptare приспособлять) - эволюция родственных групп организмов, происходящая в различных направлениях и связанная с различными способами их приспособления к условиям среды (выбором различных адаптивных стратегий).

АДАПТИВНАЯ ЦЕННОСТЬ (от лат. adaptare приспособлять) - ценность признака для выживания особи в конкретных условиях окружающей среды. Поскольку условия среды меняются, адаптивная ценность признака - не постоянный, относительный показатель.

АДАПТИВНЫЕ ЧЕРТЫ (от лат. adaptare приспособлять) - любые черты строения организма или группы организмов, а также небиологические свойства, способствующие приспособлению к условиям существования.

АДДИТИВНЫЙ – включающий новые положения

АККЛИМАТИЗАЦИЯ – форма физиологической адаптации, которая позволяет животному изменить свою толерантность к факторам среды.

АККУЛЬТУРАЦИЯ - процесс восприятия человеком или группой людей комплекса культурных норм окружающего населения.

АКСЕЛЕРАЦИЯ (или акцелерация) (лат. acceleratio ускорение) - ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков относительно аналогичных показателей у предшествующих поколений. Термин акселерация часто используется для характеристики индивидуального внутригруппового расслоения по темпам развития (т.н. "акселерированные" и "ретардированные" дети - т.е. дети, у которых биологический возраст обгоняет паспортный и наоборот).

АЛЬБИНИЗМ - аномалия пигментации связанная с отсутствием меланина в коже, волосах и радужине. Для альбиносов характерна светлая розоватая кожа, белые волосы и красная радужина (вцелом депигментация). Кожа не подвержена загару и чувствительна к солнечному свету. Альбинизм - наследственный признак, однако иногда встречается частичный альбинизм, когда обесцвечиваются отдельные ткани или участки тела

АКТИВНО-ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ – злобность. Активно-оборонительная реакция впервые описана в 1916 г. Павловым и Петровой.

АЛЛОМОНЫ – химические сигналы, с помощью которых осуществляется межвидовое общение. Алломоны следует отличать от феромонов.

АЛЛОПАТРИЧЕСКИЙ – характеризует популяции и виды, населяющие различные географические зоны (в противоположность симпатрическому).

АЛЬТРУИЗМ (altruism) – самоотверженное поведение, положительно влияющее на выживание, благополучие и настроение других. Может варьировать от простого избегания встреч до жертвования своей жизнью ради жизни другого.

АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ – этим термином характеризуют различные поведенческие акты, которые приносят ущерб выполняющим их особям, однако биологически выгодны для животных своего вида.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от греч. amphi – «вокруг, с обеих сторон» и лат. valentia – «сила») – двойственность переживания, восприятия содержания изображения, выраженного в нем добра и зла, радости и печали, симпатии и антипатии

АМБИВАЛЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – конгломерат элементов реакций, каждая из которых зависит только от какой-то одной из конфликтных тенденций. То есть противоречивое поведение животного, когда оно не может сделать выбор между двумя борющимися потребностями и выбирает третий путь.

АНДРОГЕНЫ, группа мужских половых гормонов, вызывающих маскулинизацию (омужествление) организма животных и человека.

АНДРОМОРФИЯ - мужской тип телосложения и состава тела. Характеризуется более широкими плечами относительно ширины таза, более длинными руками относительно длины ног, большим относительным развитием костной и мышечной компонент относительно жировой, верхним - т.н. андроидным - типом жироотложения - на плечах, руках, в верхней части туловища.

АНТРОПОГЕНЕЗ - процесс биологической эволюции предшественников современного человека и происхождения ^ Homo sapiens sapiens. Помимо этого, антропогенезом принято называть саму область физической антропологии, изучающую процесс биологической эволюции человека.

АНТРОПОГЕНЕТИКА - специальное направление генетики человека, биологии человека и антропологии, основанное на применении подходов и методов генетики к исследованиям современных и древних популяций человека. Включает в себя такие направления, как популяционная генетика человека, генетика поведения, цитогенетика, иммуногенетика, медицинская генетика, фармакогенетика, молекулярная генетика, и др.

АНТРОПОИД - представитель обезьян, или высших приматов (Anthropoidea) (не стоит путать с понятием "высшие обезьяны", относящимся к гоминоидам). Подотряд делится на две группы: широконосых (Platyrrhini) - обезьяны Центральной и Южной Америк, узконосых обезьян (Catarrhini) - обезьяны Старого Света.

АНТРОПОЛОГ - специалист, занимающийся антропологией. Если речь идет об отечественном ученом, то уточнять "физический антрополог" не принято - это и так понятно.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ - установление личности конкретного человека с использованием различных антропологических признаков и методов.

АНТРОПОЛОГИЯ (или антропологическая наука) - в широком понимании представляет собой область знания, предметом исследования которой является человек. В настоящее время установилось неоднозначное понимание содержания антропологии: 1) как общей науки о человеке, объединяющей в себе знание разнообразных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин; 2) как науки, исследующей биологическое разнообразие человека. Собственно биологическая антропология занимается исследованием исторических и географических аспектов изменчивости биологических свойств человека (антропологических признаков).

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ - это морфологические признаки человека с непрерывным характером вариации. Они включают в себя множество размеров, так или иначе связанных с развитием опорно-двигательной системы человека.

АНТРОПОМЕТРИЯ - совокупность принятых в науке способов измерения человеческого тела.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ - мировоззрение, при котором конечной целью или центром всех устремлений и действий является человек (суть: "все для человека", "все во благо человека", или "человек - высшая цель мироздания").

АРХАНТРОПЫ - группа или стадия ископаемых гоминид, существовавшая после "ранних Homo" и до палеоантропов. Архантропы характеризуются повышенной массивностью, меньшим, чем у человека, мозгом и обычно встречаются вместе с олдувайской или ашельской культурой. Чаще термин понимается как синоним систематического названия Homo erectus. Архантропы жили примерно от 1,6 до 400 тысяч лет назад.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК - совокупность древних сооружений, отложений и артефактов, связанных в одно целое историей своего происхождения. К разным категориям памятников относят стоянки, селища, городища, различные типы погребальных сооружений, святилища, клады, шахты, системы ирригации, петроглифы, писаницы, эпитафии и т.п.

АРХЕОЛОГИЯ (от греч. archaios древний и logos наука) - историческая дисциплина, исследующая прошлое человечества по памятникам материальной культуры, с использованием специальных приемов и методов (основной из них - проведение археологических раскопок).

АССИМИЛИРОВАННЫЙ - первоначально чужеродный элемент, впоследствии полностью включенный в состав какого-либо объединения, появившегося в данном месте. В этнографии и антропологии под процессом ассимиляции чаще всего понимается переход этнически инородной группы к восприятию себя самой и окружающими как части нового этнического окружения. Иначе говоря, группа местного населения вливается в группу мигрантного населения и перенимает свойственные последней черты культуры. Другой вариант - слияние одного народа с другим с утратой одним из них языка, культуры, национального самосознания.

АТАВИЗМ (от лат. atavus отдаленный предок) - реверсия, появление у организмов признаков, свойственных их далеким предкам.

АУТБРИДИНГ - скрещивание между не близкородственными организмами (противоположное инбридинг - близкородственное скрещивание).

АШЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА (Ашель) - комплекс археологических культур нижнего палеолита. Связано преемственностью с олдувайской галечной культурой (около 1,5 миллиона лет назад) и сменяется мустьерской культурой (около 200 тысяч лет назад). Типичными орудиями были грубое тяжелое ручное рубило, бифас и чоппер. Носителями ашельской культуры были архантропы и ранние палеоантропы

АФФИЛИАЦИЯ (от англ. affiliationсоединение, связь) – стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Стремление к сближению с людьми, дружба, любовь, общение – всё это подпадает под понятие аффилиация. Аффилиативное общение – это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку.

АФФЕРЕНТНЫМИ называют все нервные пути, ведущие от периферии тела к мозгу.

БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ – видовые рефлексы, относительно постоянные стереотипные врождённые реакции организма на воздействия внешней и внутренней среды, осуществляемые при посредстве центральной нервной системы и не требующие специальных условий для своей реализации.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ (ИЛИ ФИЗИЧЕСКАЯ) АНТРОПОЛОГИЯ – комплексная естественнонаучная дисциплина, использующая биологические методы для исследования разнообразия человека современного вида и его эволюционных предшественников. Предметом изучения биологической антропологии является многообразие биологических признаков человека (изменчивость) во времени и пространстве. Отсуда два наиболее общих раздела науки: историческая и географическая антропология. Исторически сложилось более конкретное подразделение биологической антропологии на ряд направлений исследования: антропогенез; расоведение и этническая антропология; собственно морфология; изучение биохимического полиморфизма человека и экологическая антропология.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ – способность живых существ (или их популяций) воспринимать воздействия извне, закреплять, сохранять и в последующем воспроизводить вызываемые этими воздействиями изменения функционального состояния и структуры.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЧАСЫ – внутренние генетически запрограммированные ритмические механизмы, служащие для временного упорядочивания биологических функций и поведения.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВИД – по наиболее общему из определений, представляет совокупность особей (индивидов) обладающих общими биологическими признаками, способностью к скрещиванию и производству плодовитого потомства, формирующих популяционную систему, которая имеет общий ареал и общую эволюционную судьбу.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ – интегральная характеристика состояния организма, отражающая степень его биологической зрелости и соответствие средним групповым характеристикам. Биологический возраст индивида может заметно отличаться от возраста паспортного как в сторону опережения (акселерация), так и отставания (ретардация).

БИОМЕТРИЯ – самостоятельный раздел биологии и прикладной статистики, использующий методы математической статистики для анализа биологических данных и планирования исследования. Основы заложены в конце XIX - начале ХХ вв. прежде всего Ф. Гальтоном, К. Пирсоном и их последователями, среди работ которых большое число посвящено вопросам биологии человека. С тех пор очень успешно используется и развивается в антропологии.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ – биологическое направление в социологии; тенденция использовать понятия и принципы биологии для описания и объяснения социальных явлений.

БИХЕВИОРИЗМ (ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ) в основе лежит теория условных рефлексов И.Павлова (изучение поведения по схеме: стимул – реакция). Направление в психологии, считающее объектом своего исследования поведение человека и животных. Поведение рассматривается как совокупность доступных наблюдению, объективно регистрируемых реакций организма на стимулы из внешней среды. Все поведение есть результат обучения, по принципу стимул – реакция.

БОНОБО - карликовый шимпанзе. Этот вид человекообраазных обезьян считается некоторыми специалистами наиболее близким по морфологии и поведению к современному человеку.

ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ (ИЛИ ИЗМЕНЧИВОСТЬ) В АНТРОПОЛОГИИ – наблюдаемое разнообразие проявления какого-либо антропологического признака или свойства в популяциях человека и их объединениях. Вариабельность обусловлена различиями в условиях окружающей среды и генетическими отличиями. Выделяют индивидуальную, внутригрупповую и межгрупповую изменчивость.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.13 сек.