Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель спроса и предложения на рынке образовательных услуг




Спрос на образовательные услуги представляет определённое количество услуг образования, которое желает и может приобрести потребитель по конкретной цене в конкретный период времени.

Особенностью спроса на образовательные услуги является его многокомпонентность: он формируется со стороны трёх субъектов:

ê индивида;

ê организации;

ê государства.

Особая роль среди субъектов рыночных отношений отводится личности потребителя образовательных услуг. Принципиальное отличие индивидуального потребителя от прочих покупателей образовательной услуги заключается в том, что он не только субъект, но ещё и объект образования, так как в процессе обучения именно он подвергается воздействию и от его стараний, заинтересованности, способностей зависит результат всего процесса. Кроме того, индивидуальный потребитель использует образовательный потенциал не только в целях получения материальных выгод, но и для удовлетворения потребностей в самореализации, для саморазвития и самоутверждения.

Предприятия и организации – заинтересованная сторона в определении целей и результатов вузовской подготовки. Сегодня существенно повысилась значимость вклада представителей бизнеса, работодателей в определение задач и содержание образования. Фактически в развитии образования участвуют две равноправные стороны: работодатели (представители бизнеса) и академическое сообщество, которые должны хорошо знать нужды и интересы друг друга, действовать сообща и согласованно.

Интересы государства определяются влиянием качества человеческого капитала на развитие экономики страны, особенно в условиях обострения конкурентной борьбы между странами.

Функция спроса является функцией от цены на образовательную услугу (рисунок 1).


Рисунок 1 – Функция спроса

Согласно рисунку, между ценой на услугу и объёмом спроса имеет место обратная зависимость, то есть чем выше цена образовательной услуги, тем меньше спрос на неё.

В общем виде:

QD = f(P),

где QD – величина спроса на образовательную услугу;

P – цена образовательной услуги.

Кроме цены на спрос на образование, оказывают влияние и другие факторы:

1) динамика доходов потребителя и членов его семьи как основного плательщика, так как особенностью рынка образовательных услуг является разграничение функций потребления услуги и платы за её предоставление;

2) число покупателей образовательной услуги;

3) вкусы и предпочтения потребителей, их личностное стремление к получению высшего образования в целях удовлетворения потребностей в самореализации, для саморазвития и самоутверждения;

4) ожидания на получение достойной заработной платы. Чем выше корреляция между уровнем образования индивида и заработной платой, тем больше будет спрос на образовательные услуги;

5) спрос на квалифицированную рабочую силу со стороны рынка труда. Спрос на образовательные услуги со стороны индивида имеет вторичный характер, который определяется спросом на специалистов со стороны работодателей на рынке труда. Чем выше спрос на высококвалифицированную рабочую силу на рынке труда, тем выше спрос на услуги высшего профессионального образования на рынке образовательных услуг;

6) существенное влияние на объём спроса оказывает и фактор интернационализации всех сфер хозяйственной жизни, которая затронула и сферу образования. Так, студенческая иммиграция будет способствовать росту спроса, в то время как эмиграция, наоборот, будет снижать спрос на национальном рынке образовательных услуг.

Предложение на рынке образовательных услуг формируется со стороны производителей, то есть высших учебных заведений.

Предложение это количество образовательных услуг, которое готов предоставить производитель образовательных услуг по определённой цене в определённый период времени.

На предложение образовательных услуг прежде всего оказывает влияние цена. Зависимость величины предложения от цены – прямая: чем выше цена, тем большее количество образовательных услуг готовы предложить продавцы.

Зависимость количества произведённых образовательных услуг от уровня цены может быть изображена графически (рисунок 2).

Рисунок 2 – Функция предложения

В общем виде:

QS = f(P),

где QS – величина предложения образовательных услуг;

P – цена образовательной услуги.

Кроме цены, на предложение образовательных услуг оказывают влияние и неценовые факторы:

1) цены на ресурсы, необходимые для производства образовательной услуги. Возрастание цен на ресурсы приведёт к сокращению рыночного предложения и наоборот;

2) изменение технологии производства образовательных услуг. Новые инновационные технологии позволяют увеличивать предложение образовательных услуг;

3) размер налогов и субсидий. Налоги на производство образовательных услуг будут снижать объём предложения на рынке. В свою очередь, налоговые льготы, субсидии со стороны государства будут способствовать увеличению предложения образовательных услуг;

4) количество продавцов образовательных услуг на рынке;

5) интернационализация хозяйственной жизни приводит к росту предложения на рынке образовательных услуг за счёт проникновения на рынок иностранных производителей образовательных услуг.


Спрос на рынке образовательных услуг складывается из спроса на образовательные услуги со стороны индивида, спроса на образовательные услуги со стороны предприятий и спроса на образовательные услуги со стороны государства (рисунок 3).

Рисунок 3 – Общественный спрос на рынке
образовательных услуг

Как представлено на рисунке, DI – это спрос со стороны индивида, Df – DS – это общественный спрос, который можно представить в следующем виде:

DS = DI + DG + Df,

где DS – общественный спрос на образовательные услуги;

DI – индивидуальный спрос на образовательные услуги;

DG – спрос на образовательные услуги, предъявляемый со стороны государства;

Df – спрос на образовательные услуги, предъявляемый со стороны работодателей.

Рыночное равновесие устанавливается в точке Е1 (при объёме производства Q1 и цене P1), когда индивидуальный спрос совпадает с предложением образовательных услуг. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Не удивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества.

Между тем эффективное для общества равновесие достигалось бы в точке E2 с объёмом производства Q2 и ценой услуги P2. Рост цены с P1 до P2 приведёт к снижению спроса со стороны индивида. Решением данной проблемы может стать применение корректирующих субсидий в размере:

Gr = (P2P1) × (Q2 – Q1),

где Gr – размер корректирующей субсидии со стороны государства.

Ёмкость рынка образовательных услуг – это возможный объём реализации образовательных услуг при данном уровне цен. Ёмкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной предложения образовательных услуг. Для определения ёмкости рынка образовательных услуг применяется следующая формула:

Ep = Vn × P,

где EP – ёмкость рынка;

Vn – количество реализуемых образовательных услуг в год;

P – цена образовательной услуги.

9. 3 Рынок образовательных услуг
в Республике Беларусь и тенденции его развития

Рынок образовательных услуг в Республике Беларусь начал формироваться в начале 90-х годов ХХ столетия.

Факторы, способствовавшие развитию рыночных отношений в системе образования Беларуси:

ê изменение роли государства в сфере образования;

ê диверсификация источников финансирования образования;

ê определение знания как основного капитала в обществе;

ê развитие новых информационных технологий.

Предложение на рынке образовательных услуг Республики Беларусь представлено 43 государственными высшими учебными заведениями, из них: 31 университет, 7 академий, 2 института, 3 высших колледжа. Кроме того, на рынке присутствуют десять частных высших учебных заведений (таблица 2).

Таблица 2 – Субъекты предложения на рынке образовательных услуг Беларуси

  1992 г. 1997 г. 2009 г.
Число высших учебных заведений      
в том числе:      
государственные      
из них:      
университеты      
академии      
институты      
высшие колледжи      
частные      

В настоящее время подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется по 15 профилям, включающим более 400 специальностей и направлений специальностей высшего образования, более 1000 специализаций. За 2008–2010 гг. в соответствии с предложениями организаций – заказчиков кадров и с учётом перспективной потребности в специалистах начата подготовка по 16 специальностям, обеспечивающая кадровую потребность таких отраслей, как микроэлектронная промышленность, вычислительная техника, программное обеспечение, биотехнологии, наноматериалы и нанотехнологии, логистика, сфера туризма.

Спрос. Динамика развития спроса на рынке образовательных услуг Беларуси имеет положительную направленность. Основным фактором, обусловливающим его рост, является увеличение количества потребителей: количество студентов в 2009/10 учебном году составило 430 366 человек и возросло по сравнению с предыдущим учебным годом на 2,71% (таблица 3).

Таблица 3 – Количество студентов вузов Беларуси

  2003 г. 2008 г. 2009 г.
Количество студентов 337 934 420 697 430 366

Существенной характеристикой развития рынка образовательных услуг Беларуси является его интернационализация. Сейчас в белорусских вузах обучается около 10500 студентов из 84 стран мира (более 2% от общего количества обучающихся в вузах). В странах лидерах в сфере экспорта образовательных услуг показатели более высокие. Так, по мнению зарубежных экспертов, оптимальная доля иностранных учащихся в структуре общего контингента студентов составляет 10%. Такую долю составляют иностранные студенты в вузах Франции и Германии, в США – 4%.

Ещё одной особенностью является слабая интеграция рынка образовательных услуг с рынком труда. В итоге наблюдается несоответствие подготовки специалистов:

– во-первых, по уровню знаний. Это приводит к тому, что молодые специалисты неконкурентоспособны на рынке труда;

– во-вторых, по профессиям, невостребованным на рынке труда в данный период времени. В республике наблюдается перепроизводство специалистов юридического и экономического профиля. В то же время недостаточно специалистов строительного, медицинского, энергетического профиля.

Среди основных направлений дальнейшего развития рынка образовательных услуг Беларуси можно выделить:

– присоединение Республики Беларусь к Европейскому пространству высшего образования. Включение Беларуси в Европейское пространство высшего образования окажет положительное воздействие на повышение престижа национальной системы образования как в глазах зарубежных партнёров, так и среди молодёжи Республики Беларусь;

– усиление взаимодействия в рамках единого образовательного пространства Союзного государства Беларуси и России. За относительно небольшой период существования Союзного государства создана обширная нормативно-правовая база, направленная на реализацию равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на доступное и качественное образование. Между странами в сфере образования заключено более 150 договоров о сотрудничестве. В вузах России обучается около 4,5 тыс. граждан Республики Беларусь и около 2 тыс. российских граждан – в вузах Беларуси;

– усиление интеграции рынка образовательных услуг с рынком труда;

– увеличение экспорта образовательных услуг.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение категории «рынок образовательных услуг.

2. В чём заключается многоаспектность категории «образовательная услуга?

3. Какие характеристики образовательных услуг являются общими для всех услуг?

4. Перечислите специфические характеристики образовательных услуг.

5. Чем обусловлена необходимость государственного вмешательства в функционирование рынка образовательных услуг?

6. Что представляет собой спрос на образовательные услуги?

7. Перечислите неценовые факторы спроса на рынке образовательных услуг; неценовые факторы предложения на рынке образовательных услуг.

8. Охарактеризуйте рынок образовательных услуг Беларуси.

9. Перечислите основные направления дальнейшего развития рынка образовательных услуг в Беларуси.

Тема реферата

1. Болонский процесс: проблемы и перспективы вступления высшей школы Беларуси.

Перечень вопросов для подготовки к экзамену

1. Предмет курса «Национальная экономика Беларуси».

2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.

3. Основные макроэкономические показатели национальной экономики.

4. Основные макроэкономические пропорции национальной экономики.

5. Классификация типов национальных хозяйственных систем. Американская модель смешанной экономики.

6. Классификация типов национальных хозяйственных систем. Шведская модель смешанной экономики.

7. Классификация типов национальных хозяйственных систем. Германская модель смешанной экономики.

8. Классификация типов национальных хозяйственных систем. Японская модель смешанной экономики.

9. Понятие и состав совокупного экономического потенциала.

10. Национальное богатство как составной элемент совокупного экономического потенциала.

11. Природно-ресурсный потенциал Беларуси (земельные, водные, лесные ресурсы).

12. Природно-ресурсный потенциал Беларуси (минерально-сырьевые, топливные ресурсы).

13. Демографический потенциал Республики Беларусь.

14. Трудовой потенциал Беларуси.

15. Научный, научно-технический и инновационный потенциал Беларуси.

16. Информационно-технологический потенциал Беларуси.

17. Производственный потенциал Беларуси.

18. Инвестиционный потенциал Беларуси.

19. Внешнеэкономический потенциал Республики Беларусь.

20. Экологический потенциал Республики Беларусь.

21. Отраслевая структура национальной экономики Беларуси.

22. Характеристика промышленного комплекса Республики Беларусь.

23. Характеристика топливно-энергетической промышленности Беларуси.

24. Характеристика машиностроительной промышленности Республики Беларусь.

25. Металлургическая промышленность Республики Беларусь.

26. Характеристика химической и нефтехимической промышленности Беларуси.

27. Лесная, деревообрабатывающая, и целлюлозно-бумажная промышленность Беларуси.

28. Лёгкая промышленность Республики Беларусь.

29. Развитие сельского хозяйства в Республике Беларусь.

30. Пищевая промышленность Республики Беларусь.

31. Характеристика строительного комплекса Республики Беларусь.

32. Характеристика состояния транспорта Республики Беларусь.

33. Тенденции развития связи в Республики Беларусь.

34. Комплекс социально-культурных отраслей Республики Беларусь. Характеристика сферы образования, здравоохранения, социального обслуживания.

35. Комплекс социально-культурных отраслей Республики Беларусь: физическая культура и спорт, культура и искусство.

36. Социально-потребительский комплекс Республики Беларусь.

37. Региональные социально-экономические комплексы Беларуси.

38. Проблемы перехода от централизованной к рыночной экономике.

39. Перспективная модель национальной экономики Беларуси.

40. Стадии перехода к новой экономической системе.

41. Формирование и развитие институтов рынка. Развитие рынка труда в Республике Беларусь.

42. Формирование и развитие институтов рынка. Развитие рынка земли в Республике Беларусь.

43. Формирование и развитие институтов рынка. Рынок капитала. Развитие рынка капитала в Беларуси.

44. Формирование и развитие институтов рынка. Фондовый рынок и тенденции его развития в Беларуси.

45. Формирование и развитие институтов рынка. Валютный рынок и тенденции его развития в Беларуси.

46. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси.

47. Малое и среднее предпринимательство в экономике Беларуси.

48. Структурная трансформация экономики Беларуси.

49. Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси.

50. Уровень и качество жизни населения: сущность и показатели.

51. Цели и функции государственного регулирования. Методы государственного управления экономикой Республики Беларусь.

52. Структура государственного управления.

53. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси.

54. Характеристика денежной системы Беларуси.

55. Кредитно-денежная политика и её реализация в Республике Беларусь.

56. Инфляционные процессы в Республике Беларусь. Антиинфляционная политика.

57. Бюджетно-налоговая система Беларуси.

58. Тенденции и факторы международной экономической интеграции.

59. Интеграционные процессы в странах СНГ.

60. Экономическая интеграция Беларуси и России.

61. Экономическая интеграция Беларуси со странами, не входящими в СНГ.

62. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности государства.

63. Институциональные основы системы экономической безопасности.

64. Экономическая безопасность как система.

65. Экономический рост: сущность и факторы.

66. Система индикаторов экономического роста национальной экономики.

67. Моделирование экономического роста.

68. Рынок образовательных услуг в Республике Беларусь.

69. Основные направления развития рынка образовательных услуг в Республике Беларусь.

70. Сущность образовательной услуги и её признаки.

Литература

Законодательные и нормативные акты

1. Конституция Республики Беларусь. – Минск, 1994.

2. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь: закон Респ. Беларусь от 05.05.1998 г. № 157-З // Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. – 1998. – № 20.

3. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь от 17.07.2001 г. № 390 в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 28 янв. 2008 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 29. – 1/9403.

4. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. – Минск: Юнипак, 2004.

5. Программа социально-экономического развития на 2006–2010 годы. – Минск, 2006.

6. Государственная программа возрождения и развития села на 2005–2010 годы // НРПА Респ. Беларусь. – 2005. – № 52 (880).

7. Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 годы. – Минск, 2007.

8. Государственная программа инновационного развития на 2007–2010 годы. – Минск, 2007.

9. Национальная программа демографической безопасности на 2007–2010 годы. – Минск, 2007.

10. Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006–2010 годах. – Минск, 2006.

Основная литература

11. Доклад Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на третьем Всебелорусском народном собрании 2 марта 2006 года // Информационный бюллетень Администрации Президента Респ. Беларусь. – 2006. – № 3.

12. Дорина Е. Б. Организация государственного управления: учеб. пособие. – Минск: БГЭУ, 2011. – 289 с.

13. Национальная экономика Беларуси: учебник / под ред. В. Н. Шимова. – 3-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 751 с.

14. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учеб. пособие / В. Н. Шимов [и др.]; под общ. ред. В. Н. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2005. – 843 с.

Дополнительная литература

15. Бункина М. К. Национальная экономика: учеб пособие. – М.: Дело, 2006.

16. Гордеев В. В. Мировая экономика и проблемы глобализации: учеб. пособие. – М.: Высш. школа, 2008. – 406 с.

17. Градов А. П. Национальная экономика: учеб. пособие. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 233 с.

18. Концепция национальной продовольственной безопасности. – Минск: Ин-т аграрной экономики НАН Беларуси, 2004.

19. Кудров В. М. Национальная экономика России: учебник. – М.: Дело, 2006. – 543 с.

20. Кузык Б. Н., Кушлин В. И., Яковец Ю. В. Прогно­зирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 2008. – 575 с.

21. Кучевский Н. Г. Транспорт Беларуси: интеграционные процессы; под науч. ред. В. Ф. Медведева. – Минск: Право и экономика, 2003. – 257 с.

22. Национальная безопасность Республики Беларусь. Современное состояние и перспективы / М. В. Мяс­никович [и др.]. – Минск: Право и экономика, 2003.

23. Национальная экономика: учебник / Л. М. Бадалов [и др.]; под ред. В. А. Шульги. – М.: РЭА, 2002. – 590 с.

24. Национальная экономика: учебник для вузов / Л. И. Абалкин [и др.]; под ред. П. В. Савченко. – М.: Экономистъ, 2005. – 813 с.

25. Национальная экономика Беларуси: ответы на экзаменационные вопросы / Н. Л. Ильин [и др.]. – Минск: Тетрасистемс, 2009. – 176 с.

26. Основы национальной экономики: учеб. пособие / рук. авт. колл. и науч. ред. А. В. Сидорович. – М.: Дело и Сервис, 2009.

27. Политика доходов и качество жизни населения: учеб. пособие / под ред. Н. А. Горелова. – СПб.: Питер, 2003. – 652 с.

28. Проблемы развития национальной экономики Беларуси (теоретические и практические аспекты) / ред. кол.: В. Н. Шимов [и др.]. – Минск, 2002.

29. Прогнозирование и планирование экономики: учебник / Г. А. Кандаурова [и др.]; под общ. ред. Г. А. Кандауро­вой, В. И. Борисевича. – Минск: Современная школа, 2005.

30. Стратегия устойчивости развития АПК – продовольственная безопасность / В. Г. Гусаков [и др.]; под ред. В. Г. Гусакова. – Минск: Белорусская наука, 2008. – 514 с.

31. Структурная перестройка и конкурентоспособность экономики Республики Беларусь: проблемы и пути их решения / Я. М. Александрович [и др.]; под общ. ред. Я. М. Александровича. – Минск: НИЭИ Минэкономики РБ, 2004. – 167 с.

32. Фатеев В. С. Региональная политика: Теория и практика. – Минск: ЕГУ, 2004.

33. Шимов В. Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. – Минск: БГЭУ, 2003. – 229 с.

34. Экономика и общество Беларуси: диспропорции и перспективы развития: нац. отчёт о человеческом развитии, 2004–2005. – Минск: Альтиора – Живые краски, 2005.

35. Юсупов К. Н., Янгиров А. В., Таймасов А. Р. Национальная экономика: учеб. пособие / под общ. ред. К. Н. Юсупова. – М.: КНОРУС, 2008.

 


Учебное издание

 

ФАДИНА Таисия Витальевна

 

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ

 

Учебно-методический комплекс

 

Редактор
Технический редактор
Компьютерный набор и верстка

 

 

Подписано в печать __________. Формат 60 х 84 1/16.

Гарнитура Таймс.

Усл. печ. л. 11,33. Уч.-изд. л. 10,45.

Тираж ______ экз. Зак. _________.

 

Издательство

 

 

Распечатано на полиграфической технике

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.123 сек.