КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЗАНЯТИЕ 9. Ораторские приемы воздействия и их допустимость
Риторическая разминка: – отработка поз говорящего и слушателя; – ролевая игра (моделированные ситуации). Ораторика: – эссе по афоризму; – риторический диалог.
Вопросы для обсуждения: 1. Ораторское чувство аудитории: разговорность речи, зрительный контакт, голосовой контакт. 2. Регламентация допустимости ораторских приемов. 3. Характеристика приемов установления контакта оратора с аудиторией. 4. Характеристика приемов привлечения и удержания внимания слушателей. 5. Характеристика приемов стимулирования интереса слушателей. 6. Приемы диалогизации монолога. 7. «Спекулятивные» приемы и их разоблачение. Практические задания (работа в группах)
1. Считая умение оратора поддерживать внимание слушателей искусственными приемами одним из важнейших условий успеха, П. Сергеич (П.С. Пороховщиков) в своей книге «Искусство речи на суде» (в параграфе «О внимании слушателей») показал семь таких приемов: Первый прием – прямое требование внимания от слушателей. Второй прием – пауза. Третий прием заключается в употреблении – надо сказать, что это единственный случай, когда вообще может быть допустимо употребление, – вставных предложений. Четвертый прием – риторическая фигура apostrophe – обращение к слушателям с неожиданным вопросом. «…Перейдем к пятому приему, после которого останутся еще только два; из них последний, седьмой – самый интересный. Пятый прием есть очень завлекательный, но вместе с тем и... Впрочем, в настоящую минуту … удобнее обратиться к шестому приему, не менее полезному и, пожалуй, сходному с ним в своем основании; шестой прием основан на одной из наиболее распространенных и чувствительных слабостей человека; нет сомнения, что, задумавшись хотя бы на секунду, всякий мало-мальски сообразительный человек сам укажет его; я даже не знаю, стоит ли прямо называть эту уловку, когда читатель уже издалека заметил, что сочинитель просто старается затянуть изложение и поддразнить его любопытство, чтобы обеспечить себе его внимание. Возвращаясь теперь к пятому приему, мы можем сказать, что внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, – и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее.
Седьмой прием заключается в том, чтобы заранее намекнуть на то, о чем предстоит говорить впоследствии». Первый прием П. Сергеич иллюстрировал тонким советом Аристотеля: «Не упустите случая сказать: я просил бы вас обратить внимание на это соображение; оно гораздо важнее для вас, чем для меня». Проиллюстрируйте другие приемы, в том числе примерами из собственной ораторской практики. Попробуйте добавить к этим приемам свои. 2. Анализ вербального и невербального исполнения речей (заученных, подготовленных, экспромтов) Задание на дом: 1. Из последнего составленного вами текста публичной речи в каждом абзаце трансформируйте одно повествовательное предложение в риторический вопрос и еще одно – в риторическое восклицание. 2. Придумайте фрагменты публичных сообщений, рассуждений и доказательств с употреблением различных приемов привлечения и удержания внимания слушателей. Сыграйте их перед зеркалом, как в «театре одного актера». Литература Основная 1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: Уч. пособие. – Р/на-Д., 2011. 2. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. – М., 2007.* 3. Михалкин Н.В., Антюшин С.С. Риторика для юристов: Уч. пособие для бакалавров – М., 2012.* 4. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. – М., 2009. 5. Рузаева Н.Г. Судебное красноречие: история и практика. Уч.-метод. пособие. – М.,2007. *
6. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.). Искусство речи на суде. – Тула, 2000. 7. Стернин И.А. Практическая риторика: Уч. пос. для студ. вузов. – М., 2008. 8. Тимошенко Т.Т. Риторика: Практикум. – М., 2009.** Дополнительная 1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика (для бакалавров): Уч. пособие. – М., 2012.** 2. Губаева Т.В. Русский язык в судебных актах: Уч. пособие. – М., 2010.* 3. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Уч. пособие. – М., 2010. 4. Ипатова И.С. Практическая риторика, или человек в контексте речи. – Н. Новгород, 2004.** 5. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. – М., 1988. 6. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов. Учебник для вузов. – М., 2011.7. Савкова З.В. Монолог на сцене: Учебное пособие. – М., 2009. 8. Тесликова Н.Н. Основы культуры речи для студентов-юристов: Учебно-методическое пособие. – М., 2010. 9. Халдеев Л.С. Судья в уголовном процессе. – М., 2000.Интернет-ресурсы 1. http://www. orator.ru 2. http://www. zhestov.net
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 42; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |