КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система методов государственного регулирования экономики предприятий
В условиях рыночных отношений в системе государственного регулирования производственной деятельности предприятия используются административно-распорядительные и экономические методы. Важно отметить взаимосвязь этих методов, так как любой экономический метод несет в себе элементы администрирования, в то же время в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое. Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Административно-распорядительные (прямые) методы чаще используются в управлении предприятиями государственной формы собственности. К предприятиям же негосударственных форм собственности применяются в основном экономические (косвенные) методы регулирования. Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Они в основном носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений и постановлений. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций и других контролируемых государством ресурсов, субсидии и дотации, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта и контроль за импортом. К мерам принуждения относятся выработанные государством правила и условия, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов. Административно-распорядительные методы государственного регулирования эффективны в сфере контроля над монопольными рынками; над ценами на товары первой необходимости; в области регулирования экологии; в разработке национальной системы стандартизации и сертификации; в регулировании внешнеэкономической деятельности в части лицензирования и квотирования экспорта, государственного контроля над импортом; в определении и поддержании социальных стандартов.
Среди мер прямого воздействия на функционирование предприятий важное место имеет государственный заказ, позволяющий воздействовать на спрос, активно влиять на экономику предприятия, оживлять и расширять производство. В особых случаях государство может оказывать финансовую помощь предприятиям, предоставляя им субсидии, субвенции или дотации. Субсидирование осуществляется с определенными целями. Например, субсидии могут выдаваться на обновление техники или технологии, для реорганизации и реструктуризации предприятия. Дотация представляет собой финансовую помощь из госбюджета для покрытия убытков. Государственное регулирование цен в условиях формирования рыночной экономики проявляется в установлении фиксированных цен на сырье, которые являются началом формирования вся цепочки цен на готовую продукцию. Кроме того, государство может устанавливать предельный уровень цен на предметы первой необходимости в целях сдерживания падения жизненного уровня людей в условиях монополизмии производства и дефицита продукции. В системе государственного регулирования в целях защиты жизненно важных интересов человека, общества и государства, а также повышения качества обслуживания населения, соблюдения экономических, санитарных и других норм и правил используется лицензирование. Виды деятельности, подлежащие лицензированию, определяются законом и осуществляются только при наличии официального документа – лицензии, в котором разрешается указанный вид деятельности в течение установленного срока. Важное место в системе государственного регулирования занимает стандартизация, которая устанавливает нормы, правила и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. Стандартизация обеспечивает экономию ресурсов, продукции, работ, услуг, их качество в соответствии с доступным уровнем развития науки и техники.
Экономические методы государственного регулирования осуществляются путем косвенного воздействия государства на интересы и деятельность объектов регулирования через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную системы. К экономическим методам воздействия государства на экономическую деятельность предприятий относятся методы, которые осуществляются в рамках: – фискальной политики государства (методы льготного налогообложения); – финансово-кредитной политики (методы государственного регулирования курса валют, ставки рефинансирования, операций на открытом рынке ценных бумаг и т.д.); – научно-технической и инновационной политики (методы государственного регулирования и стимулирования комплексного развития науки и техники, внедрения их результатов в производство с целью активизации инновационной деятельности предприятий); – инвестиционной и амортизационной политики (методы государственного регулирования инвестиционных процессов, норм амортизации, порядок ее начисления и использования); – прогнозирования, индикативного планирования, краткосрочного планирования, программирования развития экономики; – ценообразования с целью воздействия цен на совокупный спрос и совокупное предложение товаров и услуг первой необходимости, перераспределения доходов и ресурсов, обеспечения минимального прожиточного уровня, регулирования антимонопольных и антиинфляционных процессов. Система государственного регулирования экономики предприятий включает антимонопольное регулирование основными направлениями которого являются: противодействие монополистической деятельности, формирование и развитие конкурентных отношений, регулирование защиты прав потребителей. Важной мерой государственного регулирования экономики выступает дерегулирование, которое обеспечивает баланс между государственным регулированием и полномочиями рыночной системы, поддерживает предпринимательство и формирует рыночную инфраструктуру. Главными формами дерегулирования выступают разгосударствление, приватизация, либерализация цен и рынков, демонополизация.
Таким образом, государственное регулирование экономики предприятий включает систему взаимосвязанных экономических и административных форм, методов и инструментов, которые можно применять с учетом специфики формирования в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной экономики. В данной теме мы ограничились общими направлениями государственного регулирования деятельности предприятий. Частные формы и методы государственного регулирования (например, амортизационных отчислений, оплаты труда, инновационной и инвестиционной деятельности и т. д.) рассматриваются в соответствующих темах.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 68; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |