Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перемещение и копирование слов с помощью правой кнопки мыши




Копирование с помощью левой кнопки мыши

Для копирования слов с помощью мыши проделайте следующие операции:

1. Выделите слова, которые хотите скопировать.

2. Расположите курсор мыши в любом месте в пределах выделения, нажмите и удерживайте клавишу Ctrl, а затем нажмите и удерживайте левую кнопку мыши. Указатель мыши изменится так, как показано на рис. 11:

3. Перетаскивайте выделение, пока пунктирное место вставки не окажется непосредственно перед словами, куда вы хотите скопировать выделение.

4. Отпустите левую кнопку мыши.

 


Если вы щелкнете правой кнопкой мыши, Word выведет контекстное меню, которое вы видите, как показано на рис. 12:

 

Рис. 12

 

Для перемещения выделения с помощью правой кнопки мыши проделайте следующие операции:

1. Выделите слова, которые хотите переместить.

2. Расположите место вставки там, куда вы хотите переместить выделение.

3. Нажмите и удерживайте клавишу Ctrl; щелкните на том месте, куда вы хотите переместить слова.

 

Для того чтобы скопировать выделение с помощью правой кнопки мыши, проделайте следующие операции:

1. Выделите слова, которые хотите скопировать.

2. Расположите место вставки там, куда вы хотите скопировать выделение.

3. Нажмите и удержите в нажатом положении клавиши Ctrl+Shift и щелкните на том месте, куда вы хотите скопировать слова.

 

 

21-й учебный вопрос:

 

Справочно-правовые системы (СПС). Поисковые возможности СПС. Работа со списком документов СПС. Работа с текстом документа СПС. Системы поддержки принятия решений. Справочная система СПС. Критерии выбора СПС

 

Как известно, в целях совершенствования информационного обеспечения органов внутренних дел и внутренних войск в МВД России была принята Концепция информатизации органов внутренних дел и внутренних войск МВД России до 2012 года. Концепция определила основные направления информатизации подразделений МВД России.

Анализируя принятые в 2008 и 2009 годах концептуальные документы, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, работа по формированию и использованию информационных ресурсов в МВД России значительно активизировалась. Информационные ресурсы начинают играть определяющую роль в инновационном развитии, а именно в процессе внедрения новых технологий. Без их активного использования невозможно качественное изменение структуры управления МВД России.

Во-вторых, основным направлением развития можно признать создание единого информационного пространства МВД России. Эта задача, в свою очередь, предполагает объединение существующих информационных ресурсов и осуществление доступа к ним с рабочих мест сотрудников ОВД в режиме реального времени. При этом в доступные информационные ресурсы должны быть включены не только информационные ресурсы оперативно-справочного и розыскного назначения, но и другие информационные ресурсы. Особенно необходим сотрудникам ОВД доступ к правовым информационным ресурсам, статистической и аналитической информации, образовательным информационным ресурсам.

В области информационно-правового обеспечения в органах внутренних дел и внутренних войсках создаются и функционируют автоматизированные системы сбора, накопления, обработки, хранения и поиска нормативных правовых актов, представляющих интерес для решения возложенных на них задач. Центральная и региональные автоматизированные системы правовой информации объединяются в единую сеть правовой информации системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, позволяющую оперативно снабжать данными о нормативных правовых актах все ее звенья. Создаются многоуровневые информационные правовые системы, работающие, в том числе, через сеть Internet. Активно используются автоматизированные банки данных других организаций, включая региональные базы правовой информации. В Министерстве формируется фонд материалов по отечественному и зарубежному опыту правового регулирования сферы охраны правопорядка, а также предложений практических и научных работников по совершенствованию правовой работы в органах внутренних дел и внутренних войсках. Осуществляется комплекс мер по методическому и практическому обеспечению всех направлений правовой работы в системе МВД России, обобщению и распространению передового опыта этой работы. Проводится работа по систематизации нормативного правового материала, регулирующего деятельность органов внутренних дел и внутренних войск.

Как основа информационно-правового обеспечения в системе Министерства внутренних дел активно используются справочно-правовые системы. Широкое признание получили коммерческие СПС, такие как «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», «Юсис».

В соответствии с приказом МВД России от 20 октября 2011 г. № 1090 в целях повышения эффективности реализации законодательства Российской Федерации и обеспечения единства правоприменительной практики в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России предусматривается использование перспективных программно-технических средств и информационных технологий. Руководители подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских, а также иных организаций и подразделений МВД России обязаны обеспечить комплекс организационно-технических мероприятий по эксплуатации, формированию и ведению АИС "Мониторинг", СТРАС "Юрист", АИПС "Правовые акты МВД по республикам, ГУ (У) МВД России по иным субъектам Российской Федерации".

В Академии управления МВД России также проводится мониторинг правоприменения в системе МВД России; в рамках информационно-библиотечного комплекса установлены СПС «Консультант Плюс», «Консультант Регион», «Кодекс», СТРАС «Юрист», «Юрист регион».

Однако, в ходе консультаций с фирмами разработчиками выше указанных СПС выяснилось, что данные системы не предоставляют возможности ведения локальных баз правовых актов образовательных учреждений. Поэтому была предпринята попытка разработки собственной СПС, позволяющей путем создания справочно-правовой системы локальных правовых актов Академии управления повысить эффективность информационно-правового обеспечения профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, а также докторантов, адъюнктов и слушателей.

В тоже время в инструкции о порядке ведения систематизированного учета правовых актов в системе МВД России (приложение № 8 к приказу МВД России от 20.10.2011 № 1090) указывается, что для организации и ведения картотеки правовых актов в электронном виде можно использовать стандартное программное обеспечение или иное, позволяющее осуществлять поиск информации по атрибутам карточек правовых актов. Ведение систематизированной картотеки правовых актов в электронном виде должно предусматривать обязательное соответствие электронных карточек образцам заполнения систематизированных карточек, а также резервное копирование и хранение информационного банка данных электронной картотеки.

Учитывая все выше перечисленные обстоятельства, данное исследование было направлено на: разработку автоматизированной информационно-поисковой системы «Локальные правовые акты Академии»; создание электронного информационного банка открытых локальных правовых актов Академии. Достоинством данной системы является не только наличие поискового аппарата, но и свободный доступ к электронным версиям документов локальной базы данных, а также возможность обращения к связанным правовым актам СПС «Консультант Плюс» и базам данных, представленных Центром правовой информации в единой информационно-телекоммуникационной сети органов внутренних дел.

 

Отмеченное актуализирует проблему обеспечения специалиста органов внутренних дел эффективными средствами работы с правовой информацией, необходимой для решения различных задач в сфере профессиональной деятельности. В современных условиях в качестве таких средств выступают автоматизированные системы правовой информации, известные как компьютерные справочные правовые системы или сокращенно СПС. По своим возможностям эти системы представляют собой разновидность информационно-поисковых систем, нашедших самое широкое применение в сфере юридической деятельности.

Компьютерные справочные правовые системы (СПС) – это специализированные банки правовой информации, включающие в себя программный комплекс и базы правовой информации, предназначенные для организации информационной деятельности в области юриспруденции. Их используют во всех направлениях юридической деятельности – правотворческой, правоприменительной, правоохранительной. Использование СПС позволяет ее пользователю решить несколько проблем:

– получить доступ к различным видам открытой правовой информации, причем в практически полном объеме.

– своевременно получать актуальную правовую информацию.

– быть уверенным в достоверности получаемой информации.

– иметь возможность использовать современные компьютерные технологии для работы с огромными массивами правовой информации.

Сегодня востребованность этих продуктов такова, что количество пользователей компьютерных справочных правовых систем (СПС) в России исчисляется уже сотнями тысяч. Причиной столь широкого применения компьютерных справочных правовых систем в юридической деятельности является целый ряд достоинств и возможностей, которого лишены традиционные способы доступа к правовой информации (печатные издания. СМИ, ведомственная рассылка, тематические семинары):

- возможность работы с документами в электронном виде;

- широкий набор тематических баз данных;

- доступ к проектам нормативных правовых актов;

- комплексная юридическая обработка юридических документов, наличие справочной информации;

- наличие редакций нормативных правовых актов в базах документов как недействующих, так и текущих;

- широкий набор всевозможных средств для быстрого поиска документов;

- реализованная технология перехода по гиперссылке для быстрого доступа к связанным документам;

- разнообразные методы анализа текстов документов;

- наличие сформированных списков подчиненности документов;

- реализация совместной работы с MS WORD для редактирования документов;

- наличие средств фиксации комментариев пользователя;

- возможность оперативного отслеживания изменений в фиксированных документах;

- возможность сохранения документов в разных форматах на внешних носителях;

- вывод документов на печать;

- реализация технологий работы в локальной сети;

- организация доступа к информационным банкам в Интернете;

- возможность получения документов по заказам пользователей;

- развитые региональные сети сервисной поддержки.

Однако, имея ввиду те неоспоримые преимущества, которые предоставляют своим пользователям компьютерные справочные правовые системы, следует четко представлять себе и границы реальных возможностей их применения. В частности, надо иметь в виду следующее.

1. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются и не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.

В настоящее время ни одна СПС (кроме информационных продуктов НТЦ «Система»), даже будучи официально зарегистрированным средством массовой информации, не является официальным источником опубликования НПА. Таким образом, СПС предоставляет возможность получить полную, достоверную информацию по правовым проблемам, но при использовании тех или иных правовых актов, при обращении, например, в суд ссылаться необходимо не на СПС, а на официальный источник публикации. Качественная СПС обязательно содержит информацию о том, когда и где был официально опубликован соответствующий нормативно-правовой акт.

2. Нельзя также ожидать от СПС услуг, которые фактически могут быть оказаны лишь квалифицированными юристами. Это заблуждение возникает в силу того, что в СПС действительно, как правило, включен огромный объем конкретных консультаций по отдельным правовым вопросам и ситуациям, и пользователь может с легкостью извлекать из информационного банка системы любые из этих консультаций. Но следует четко понимать, что СПС, в отличие от экспертов-консультантов, не могут во всех деталях проанализировать конкретную ситуацию пользователя, а только дают ему информацию для самостоятельной работы и принятия решений. Даже если среди консультаций, включенных в СПС, имеется та, которая в точности соответствует конкретной ситуации пользователя, необходима определенная квалификация, чтобы безошибочно установить сам факт такого соответствия.

Очень важно понимать, что, несмотря на свои преимущества и уникальные возможности, СПС – это все же только инструмент, пусть и весьма мощный, помогающий пользователю при его самостоятельной работе и при принятии решений.

 

Как уже отмечалось, компьютерная справочная правовая система состоит из программного комплекса и банков данных – информационного хранилища самых различных документов нормативного и ненормативного характера. Для того, чтобы лучше уяснить устройство и технологию работы СПС необходимо, прежде всего, более подробно остановиться на понятии и видах документов, содержащихся в СПС.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», документ – зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию, или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель.

Вообще сам термин «документ» имеет множество значений и в различных сферах деятельности трактуется неодинаково, но все (в том числе и законодатели) согласны с тем, что документ – это материальный носитель, на котором зафиксирована информация.

Первичным элементом информационного банка СПС является документ – правовой акт. Правовой акт – официальный документ, фиксирующий волеизъявление правомочного субъекта права.

При систематизации правовых актов в процессе ведения СПС выделяют следующие типы правовых актов:

– нормативные правовые акты;

– разъяснения нормативных правовых актов;

– организационно-распорядительные акты;

– судебные акты (судебная практика);

– локальные правовые акты;

– нормативно-технические акты.

1. Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В соответствии с юридической силой, нормативные правовые акты подразделяются на:

– законы (законы РФ и законы субъектов РФ);

– подзаконные акты;

– международные договоры и соглашения;

– внутригосударственные договоры.

Законы РФ – нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ – правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

– законов РФ о поправках к Конституции РФ;

– федеральных конституционных законов;

– федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Среди законов важное место занимают кодексы.

Кодекс – это единый, логически и юридически цельный закон, который обеспечивает обобщенное и системное регулирование определенной группы общественных отношений.

В России приняты и действуют кодексы практически по всем основным отраслям законодательства: Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и другие.

Кодекс, являясь федеральным законом, формально имеет с остальными законами одинаковую юридическую силу. Однако по сути отраслевой кодекс возглавляет соответствующую отрасль законодательства, а все другие законы и иные нормативные правовые акты данной отрасли группируются вокруг него. В некоторых кодексах содержится прямое указание на то, что правовые нормы, регулирующие данную область общественных отношений, не могут противоречить нормам, установленным кодексом. Например, в ст. 1 Налогового кодекса РФ сказано, что федеральные законы о налогах и сборах принимаются в соответствии с Налоговым кодексом.

Подзаконные акты – это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соот-ветствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм. К подзаконным актам относятся акты Президента РФ, акты Правительства РФ, а также акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты).

Международные договоры РФ – нормативные правовые акты, регулирующие отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией. В соответствии с Конституцией РФ, международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если Международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственные договоры – нормативные правовые акты, регулирующие отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и Полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

2. Помимо нормативных правовых актов, которые устанавливают правовые нормы, органами государственной власти издаются официальные разъяснения, которые излагают особенности применения нормативных правовых актов. Разъяснения бывают двух видов: нормативные и ненормативные.

Нормативные разъяснения являются обязательными во всех аналогичных случаях применения того или иного нормативного правового акта с участием любых других лиц.

Примером нормативных разъяснений являются разъяснения Конституции РФ, содержащиеся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации. Они именуются толкованием Конституции РФ. Согласно статье 106 Федерального закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», «…толкование Конституции Российской Федерации, данное Конституционным Судом Российской Федерации, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений».

Ненормативные разъяснения адресуются органами власти конкретным лицам (обратившимся с запросом) и содержат разъяснения о применении нормативных правовых актов в данном конкретном случае.

3. Организационно-распорядительные акты относятся к индивидуальным правовым актам и содержат организационно-распорядительные предписания:

– о выполнении тех или иных действий, обязательных для исполнения конкретными лицами;

– об установлении, изменении, прекращении прав, обязанностей, ответственности конкретных лиц.

4. Судебные акты (судебная практика). Судебные акты издаются судебными органами и представляют собой судебные решения, содержащие:

– признание законности (незаконности) тех или иных действий конкретных лиц, законности (незаконности) прав, обязанностей, ответственности конкретных лиц, законности (незаконности) положений правовых актов;

– директивные указания об установлении (изменении, прекращении) прав, обязанностей и ответственности конкретных лиц.

Судебные акты относятся к разряду индивидуальных правовых актов. Исключения составляют:

– судебные акты, признающие незаконными положения нормативных правовых актов;

– акты Конституционного Суда РФ, которые могут содержать нормативные толкования Конституции РФ;

– постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, которые могут содержать нормативные разъяснения о применении нормативных правовых актов при рассмотрении судебных дел.

5. Локальные нормативные акты. К локальным нормативным актам относят, как правило, акты организаций, принимаемые по вопросам внутренней деятельности этих организаций, а также акты саморегулирующихся общественных организаций.

6. Нормативно-технические акты. Нормативно-технические акты – это акты, содержащие требования, правила, нормативы и другие нормы, установленные для определенных видов технической деятельности и определенных видов продукции. Примером таких актов могут служить ГОСТы, санитарные нормы и правила и др.

Современные справочные правовые системы включают десятки и сотни тысяч документов. Чтобы пользователь мог с ними успешно работать, их необходимо предварительно систематизировать. Пользователь должен иметь возможность их быстро находить и работать с текстами правовых актов и другой информацией. С этой целью в информационных справочных системах применяются различные способы идентификации и классификации правовых актов.

Идентификация документов в СПС осуществляется с помощью их реквизитов, подробный перечень которых уже был рассмотрен нами ранее. Набор из нескольких обязательных реквизитов однозначно идентифицирует документ и позволяет отличать данный документ от других документов. Обязательными реквизитами документа являются номер, дата, вид, орган, наименование. Реквизиты документа являются также средством поиска документа в информационно-правовой системе. Помимо обязательных реквизитов, существуют дополнительные реквизиты, такие, как:

– дата вступления документа в силу;

– признак, действующий/недействующий;

– где опубликован документ и др.

С целью систематизации правовых актов в СПС используются несколько видов классификации, среди которых наиболее важными являются:

– тематическая (предметная) классификация (классификация по отраслям права);

– классификация по правовому статусу (тип документа);

– классификация по признаку действующий/недействующий.

Тематическая классификация – это классификация по отраслям законодательства или по проблематике правовых актов. Существует тематический классификатор правовых актов, который утвержден Указом Президента РФ от 15.03.2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов» и рекомендован к использованию государственными органами в целях классификации правовых актов.

Классификация по типу документа. Под типом документа мы понимаем классификацию правовых актов по их правовому статусу. Выделяются следующие основные типы документов:

– нормативный правовой акт (акт, содержащий правовые нормы);

– международный правовой акт (акт, содержащий нормы международного права);

– разъяснение нормативных актов (разъяснение нормативных актов, имеющее нормативный характер);

– ответ на частный запрос (разъяснение, применяющееся в конкретном случае и не носящее нормативный характер);

– организационно-распорядительный документ (акт, не содержащий правовых норм, но содержащий распоряжения);

– судебная практика (решение суда соответствующей инстанции);

– информационный документ (сообщение о каком-либо факте и т.д.);

– сопроводительный документ (документ, сопровождающий рассылку какого-либо другого документа);

– рекомендации, методический документ (документ, носящий не обязательный, а рекомендательный характер);

– нормативно-технический акт.

Классификация по действию правового акта. Этот признак фиксирует наличие юридической силы правового акта в данный период времени, т.е. определяет, действует или не действует данный правовой акт. Понятно, что с течением времени акт действующий может быть отменен и становится недействующим и т.д. Но есть документы, которые не имеют характеристики действия, например, сопроводительные и информационные документы.

Большое количество документов, содержащихся в современных справочных правовых системах, выдвигает на передний план проблему качества и полноты предоставляемой пользователю СПС информации.

Полнота информационного банка СПС – понятие относительное, и оценивать ее следует, исходя из целей и задач, которые предстоит решать.

Совершенно очевидно, что ни один информационный банк не может включать в себя всю имеющуюся к настоящему времени правовую информацию. Так, по оценкам специалистов, только за 1992 – 1997 гг. федеральными и региональными органами власти и управления было принято более полутора миллионов актов. Очевидно, что количество правовых актов, принимаемых в настоящее время, не стало меньше.

Кроме того, следует иметь в виду, что формально большое количество документов в информационном банке не всегда является показателем «качественности» его полноты, поскольку при невозможности включить в информационный банк все документы очень важными становятся правильно выбранные принципы отбора, которые позволяют включать в банк действительно нужные широкому кругу пользователей документы.

В связи с вышесказанным, под полнотой информационного банка СПС (для данного пользователя) будем понимать наличие в информационном банке системы практически всех документов, необходимых в повседневной деятельности этого пользователя.

Выделим основные критерии, по которым можно оценить полноту предоставляемой СПС информации.

1-й критерий. Он связан с оценкой возможностей доступа компании-разработчика к источникам правовой информации. Это определяется по наличию у компании пакета договоров об обмене информацией с органами государственной власти и управления.

2-й критерий. Этот критерий связан с принципами разбиения всего массива правовой информации, имеющегося у компании – разработчика СПС, на отдельные базы. Действительно, поскольку число единиц правовой информации чрезвычайно велико, то задача построения работоспособного единого информационного банка всей правовой информации является трудноосуществимой. Любая СПС охватывает лишь часть массива правовой информации. В связи с этим, чрезвычайно важной становится проблема критериев разделения этого массива на отдельные базы и создания целого ряда информационных банков с взаимосвязанной структурой так, чтобы максимально удовлетворить потребности в правовой информации различных категорий пользователей.

Отметим основные подходы к решению данной проблемы:

1. Формирование информационных банков в соответствии с различными видами правовой информации. Как известно, правовую информацию можно разделить на три большие группы: официальную правовую информацию, неофициальную правовую информацию и информацию индивидуально-правового характера. Как правило, эти группы правовой информации включаются в разные базы, хотя часто для удобства пользователей в базы с нормативными актами включаются комментарии законодательства или законопроекты.

2. Разбиение правовой информации по тематическому признаку либо создание семейства универсальных баз, ориентированных на определенный круг потребителей.

Первый принцип, получивший наибольшее распространение, основан на формировании одного или нескольких информационных банков универсального характера, содержащих правовые акты практически по всем отраслям законодательства и ориентированных на определенные группы потреби-телей. Притом те или иные отрасли представлены неодинаковым объемом правовых актов в различных системах (Информационных банках). Так, в конкретной системе (Информационном банке) одни отрасли законодательства могут быть представлены только нормативными актами общего значения, а другие – представлены еще и нормативными актами, рассчитанными на определенный круг потребителей, объединенных общим признаком (род занятий, пол, проживание на определенной территории и т.д.), правовыми актами официального разъяснения и даже правоприменительными актами (то есть более развернуто). Отбор актов и уровень представления той или иной отрасли зависит от интересов определенной группы потребителей. Как правило, выделяется небольшое число (не более трех-четырех) типов потребителей. Для каждого такого типа создается универсальная система, охватывающая весь круг их интересов (по всем тематикам).

Второй принцип применяется сейчас незначительным числом фирм – разработчиков СПС. Он основан на формировании нескольких тематических ИБ, как правило, достаточно многочисленных. Каждая тематическая база содержит весь спектр документов – от нормативных правовых актов до правоприменительных актов.

Однако построение информационных баз по тематическому принципу имеет три существенных недостатка:

во-первых, значительное дублирование информации в различных информационных банках;

во-вторых, отсутствие информационного банка, содержащего всю совокупность нормативных правовых актов (наличие такого информационного банка важно для фирм, имеющих в своем составе выделенные юридические службы);

в-третьих, на формирование тематического информационного банка в значительной мере влияют субъективные взгляды разработчика, не всегда совпадающие с взглядами конкретного пользователя.

Следствием этих недостатков является то, что подавляющая часть пользователей справочных правовых систем, информационные банки которых построены по тематическому принципу, приобретают несколько систем с информационными банками разной тематики, тем самым пытаясь увеличить объем доступных нормативных правовых актов и страхуя себя от субъективизма разработчика.

Все это явилось причиной того, что разработчики некоторых СПС (например КонсультантПлюс) пошли по пути создания семейства самостоятельных универсальных информационных банков по федеральному законодательству, каждый из которых предназначен для разных категорий специалистов и обеспечивает решение определенного круга задач.

Еще одним из ключевых моментов, обеспечивающих качество информационных банков СПС, является юридическая обработка информации. Именно юридическая обработка документов квалифицированным специалистом превращает набор исходных текстов отдельных правовых актов в правовую систему, является гарантией ее высокого качества, создает реальные возможности для быстрого поиска пользователем нужных документов. Краткая характеристика юридической обработки содержится в следующем определении.

Юридическая обработка – это выявление взаимосвязей между документами и реализация, фиксирование выявленных связей с помощью определенных форм (ссылок, примечаний, справочных сведений), а также создание редакций документов при их изменении.

Вместе с тем важно иметь в виду, что юридической обработке в той или иной степени свойственны объективность и субъективность.

Объективная юридическая обработка – это такая обработка документа, при которой результат исследования, анализа документа основывается на положениях самого документа (или других документов, упоминающих анализируемый документ), а также на устоявшихся, бесспорных научных положениях теории права, отраслей права.

В отличие от объективной юридической обработки результат субъективной юридической обработки основывается, прежде всего, на опыте и умозаключениях эксперта, проводящего исследование документа и использующего положения других документов, в которых исследуемый документ не упоминается, а также на спорных научных теориях. По своей сути результат субъективной юридической обработки является выражением взгляда, мнения об исследуемом предмете отдельного эксперта.

При определении глубины необходимой юридической обработки истина заключается в некоторой золотой середине. С одной стороны, отсутствие ряда важнейших элементов юридической обработки может существенно затруднить работу пользователя. Это в основном элементы объективной юридической обработки. Например, отсутствие ретроспективы редакций в системе вообще не позволяет специалисту работать с СПС. С другой стороны, чрезмерное увлечение субъективными аспектами в юридической обработке выглядит на первый взгляд очень привлекательно, но может привести пользователя к ошибкам и заблуждениям. Эти формы юридической обработки также весьма полезны, но должны быть поданы в правильной, корректной и сдержанной форме. Пользователь должен четко понимать, что перед ним всего лишь субъективное мнение экспертов – обработчиков информации.

Эффективность использования СПС в практической деятельности определяется не только качеством информационных банков СПС, но и поисковыми возможностями системы. В современных СПС выделяются три основных вида поиска необходимой правовой информации.

1. Поиск по реквизитам документа. Поиск по реквизитам – это поиск записей (документов), реквизиты которых удовлетворяют условиям поискового запроса. Основное средство поиска документов в информационной базе – карточка реквизитов. Она представляет собой таблицу с некоторым количеством поисковых полей. Для каждого поискового поля в системах часто предусмотрен свой словарь, автоматически заполняемый и корректируемый по мере поступления документов в информационную базу. При вводе в систему каждого нового документа его реквизиты заносятся в словарь, соответствующий определенному поисковому полю. Как правило, в карточку реквизитов, по которым осуществляется поиск, включен более широкий набор полей: орган, принявший документ, вид документа, название документа, дата принятия, номер, номер и дата регистрации в Министерстве юстиции. Для поиска любого документа достаточно заполнить лишь два-три поля. Если точно знать, например, номер документа, то этой информации в большинстве случаев будет вполне достаточно. Удобство и простота этого способа не вызывает сомнений, но использование этого вида поиска возможно только при условии наличия точных реквизитов конкретного документа.

Рассмотрим возможности использования этого вида поиска на конкретном примере. Для того, чтобы найти Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», карточку реквизитов можно заполнить, используя различные поля.

Рис. 1.1. Пример поиска документа по реквизитам в СПС «Гарант»

2. Поиск по специальным классификаторам. Цель классификации правовых документов заключается в возможности осуществления поиска документов по определенным темам, вопросам. В результате классификации каждый документ находится на строго определенном месте, оказывается в своей ячейке, где его находит пользователь, выбравший интересующую его рубрику. Если документ содержит несколько норм права, относящихся к разным темам, он будет отнесен к нескольким рубрикам классификатора.

К классификаторам можно условно отнести значительный по объему ситуационный справочник, реализованный в форме алфавитно-предметного указателя. Он содержит и детализирует около сотни тысяч ситуаций, позволяя даже неподготовленному пользователю, не знакомому с аспектами использования тех или иных правовых норм, получать релевантную информацию, адекватные ответы на его вопросы.

В правовых информационных системах, как правило, используется несколько классификаторов по отдельным основаниям, предусмотрена возможность быстрого перехода от одного классификатора к другому, использование нескольких классификаторов при различных вариантах поиска.

Рис. 1.2. Пример поиска документа с помощью классификатора в СПС «Гарант»

3. Полнотекстовый поиск. Полнотекстовый поиск – автоматизированный документальный поиск, при котором в качестве поискового образа документа используется его полный текст или существенные части текста. В СПС полнотекстовый поиск – это программно реализованный поиск слов или комбинаций символов непосредственно в тексте документов. Этот вид поиска осуществляется при отсутствии точных данных о документе. Для увеличения скорости процесса используется информация индексного словаря. Возможность данного вида поиска основана на полнотекстовом автоматизированном индексировании документов, при котором все слова, встречающиеся в текстах, автоматически заносятся в словарь с указанием номера документа, где встретилось данное слово. Такой словарь структурирован в алфавитном порядке, но отличается от алфавитного указателя тем, что в него автоматически включаются все слова из текстов, а не специально отбираемые правовые термины.

Рис. 1.3. Пример полнотекстового поиска документа в СПС «Гарант»

Основная трудность заключается в том, что в большинстве случаев пользователям требуются документы без заранее известных точных реквизитов, только на основании общего смысла проблемы. Стратегия полнотекстового поиска в зависимости от ситуации определяет выбор наиболее оптимального алгоритма поиска. СПС позволяют реализовать возможности тематического (проблемного) и контекстного (приблизительного) поиска в том случае, когда известна общая тематическая направленность документов. Наиболее эффективны результаты тематического поиска в ситуации, когда неточно или нечетко определена проблема или ее границы. Контекстный вид поиска рекомендуется в следующих случаях:

– невозможность точной формулировки поискового запроса;

– затруднения при определении точных юридических терминов, которыми характеризуется та или иная проблема, необходимость получения максимума документов, даже отдаленно относящихся к интересующей проблеме.

 

Классификация и технологии работы компьютерных справочных правовых систем

Как уже отмечалось, на российском рынке предлагается довольно большое количество различных справочных правовых систем, предназначенных для самых широких категорий пользователей. В своей совокупности все эти системы могут быть подразделены на четыре основных типа:

1) профессиональные юридические системы;

2) отраслевые справочные системы в области норм, правил, стандартов (специализированные справочные системы);

3) электронные правовые справочники для широкого круга пользователей;

4) электронные обучающие системы.

Рассмотрим вкратце каждый из них.

1. Профессиональные юридические системы. По своей полноте и сервису профессиональные юридические системы предназначены для профессионалов, которые постоянно работают с законодательством. Это, однако, не мешает их использованию любыми категориями пользователей.

Профессиональные юридические системы делятся на две группы:

– профессиональные юридические системы по законодательству;

– профессиональные юридические системы судебной и правоприменительной практики.

К первой группе относятся системы, содержащие законы и иные нормативно-правовые акты, ко второй группе – системы, содержащие судебные решения и иные правоприменительные документы. Примером профессиональных юридических систем являются справочные правовые системы «Гарант» и «КонсультантПлюс».

2. Отраслевые справочные системы в области норм, правил, стандартов. Образцами этих систем являются системы «Кодекс», «Стройэксперт», «Эксперт: Газ», «Эксперт: Электроэнергетика», «Эксперт: Торговля». Каждая из них предназначена для специалистов соответствующих отраслей. Особенность отраслевых систем заключается в следующем: они включают в себя как универсальные разделы по законодательству, так и специализированные разделы нормативно-технических документов. Например, в состав системы «Стройэксперт» входят разделы: «Основы правового регулирования строительства» (т.е. нормативные правовые акты по регулированию отрасли строительства) и раздел нормативно-технических документов, посвященных проектированию, строительному производству, экономике строительства и т.д.

3. Электронные правовые справочники. Это небольшие справочные системы, созданные для определенных категорий потребителей. Эти потребители, как правило, не являются профессиональными юристами, но заинтересованы знать, каким образом осуществляется регулирование тех или иных проблем. В качестве примера приведем такие электронно-правовые справочники, как «Справочник по налогам», «Справочник по военной службе», справочник «Права детей», «Правовой справочник журналиста» и т.д. Особенности этих систем в том, что они включают в себя основную подборку нормативно-правовых актов по определенным проблемам и достаточно обширные консультационные справочные разделы, которые дают возможность потребителю сориентироваться в том или ином вопросе, найти предварительное решение той или иной проблемы, которая их волнует.

В качестве примера можно привести электронный правовой справочник «Большая российская юридическая энциклопедия». Он представляет собой электронный вариант фундаментальный юридической энциклопедии, подготовлена авторитетными ученными и практиками. Диск предоставляет уникальные возможности работы с правовой информацией: быстрый поиск по любому слову или фразе дает возможность обращение к текстам правовых актов законодательства России.

Рис. 1.4. Электронные правовые справочники

4. Электронные обучающие правовые системы. Эти системы включают в себя электронный курс лекций по определенному предмету, например, по праву, экономике и т.д., библиотеку правовых актов, которая прилагается к курсу лекций, различную справочную информацию, также систему самотестирования, которая позволяет обучающемуся проверить на компьютере, как он освоил тот или иной курс. А для преподавателя обучающие системы еще комплектуются инструментарием, с помощью которого он может создавать и подсистему экзаменирования, с помощью которой можно принимать зачет или экзамен.

Теперь обратимся к технологиям работы справочных правовых систем.

Рассмотрим 4 варианта функционирования СПС.

1) СПС на CD-дисках.

2) СПС на локальном компьютере или в локальной компьютерной сети.

3) СПС в корпоративной сети.

4) СПС в Интернет.

1. СПС на CD-дисках. СПС на CD-дисках – самый простой вариант функционирования справочных правовых систем. На CD-дисках распространяются электронно-правовые справочники, предназначенные для широкого круга потребителей. Особенность этого варианта в том, что все, что необходимо для работы этой системы, находится на компакт-диске. Пользователь работает с CD-продуктом аналогично печатному юридическому сборнику: при необходимости снимает его с полки, вставляет в компьютер и получает всю нужную информацию. Плюсом СПС на CD-дисках является их невысокая стоимость. Минусом является то, что электронно-правовые справочники, как правило, не обновляются, т.е. они актуальны на дату их издания. Чтобы получить актуальную СПС, пользователю нужно приобрести следующий выпуск электронного правового справочника.

2. СПС на локальном компьютере или в локальной компьютерной сети. Работа данного варианта основана на файл-серверных технологиях доступа к базам данных. При работе в локальной компьютерной сети базы данных СПС устанавливаются на сервере сети. Программное обеспечение СПС может быть установлено на сервере или на рабочих станциях. Доступ к БД СПС осуществляется с рабочих станций пользователей, которые подключены к сети и имеют доступ к правовым базам данных. На сервере сети могут использоваться операционные системы MS Windows или Novell Netware, на рабочих станциях должны использоваться операционные системы MS Windows и программый комплекс СПС.

При работе на локальном компьютере и правовые базы данных, и программное обеспечение СПС должны быть установлены на жестком диске компьютера (сервера локальной сети). Технологические процедуры обновления баз данных осуществляются на том компьютере, где установлены эти базы данных.

Рис. 1.5. Использование СПС в локальной компьютерной сети

3. СПС в корпоративной сети. Третьим вариантом справочной правовой системы является СПС в корпоративной сети. Под корпоративной сетью мы понимаем в данном случае как локальную компьютерную сеть, так и территориально распределенную сеть, включающую, например, компьютеры удаленных подразделений. При этом сеть работает в технологии Intranet/Internet, то есть в ней поддерживается протокол ТСР/IP.

В данном варианте на корпоративном сервере сети устанавливается программный сервер СПС и правовые базы. Доступ к этим базам осуществляется с рабочих станций, которые могут находиться как в локальной компьютерной сети, так и в удаленных подразделениях. При этом на рабочих станциях должен быть установлен только Internet-броузер, например, броузер МS Еxplorer. Обновление баз данных осуществляется только в одном месте – на сервере, при этом, как и в предыдущем варианте, оно может осуществляться как курьером, так и автоматизированно, через Интернет.

Рис. 1.6. Использование СПС в корпоративной компьютерной сети

В чем преимущество данного варианта? Это малая загрузка сети, эффективная работа при большом числе пользователей (а их может быть сотни и тысячи), низкие затраты на установку и сопровождение программного обеспечения и невысокая стоимость ИПС в расчете на одно рабочее место.

4. СПС в сети Интернет. Последний вариант использования справочных правовых систем – это использование их в сети Internet. В качестве примера можно привести информационно-правовой сервер «Кодекс», который находится по адресу: www.kodeks.ru (рис. 1.6).

В данном случае доступ к правовым базам данных может осуществляться для любого абонента сети Internet, при этом пользователь, конечно, должен иметь доступ в сеть Internet. Сервер www.kodeks.ru предоставляет как платный, так и бесплатный сервис. Удобство для пользователя заключается в том, что никаких баз данных правовой информации на компьютере он хранить не обязан, не надо заботиться и об обновлении информации. Все базы данных находятся в актуальном состоянии на интернет-сервере. При этом пользователь не платит за установку баз данных, а платит только за использование информации в зависимости от того объема, который он получил с информационно-правового сервера.

Рис. 1.7. Информационно-правовой сервер СПС «Кодекс»

Переходим к последнему вопросу: сервисное обслуживание пользователей СПС. Предоставить пользователю пусть и огромный электронный сборник – это еще полдела. Дело в том, что законодательство меняется достаточно быстро: ежемесячно, еженедельно, ежедневно. Поэтому просто передать пользователю значительный объем информации еще недостаточно для решения его проблем. У пользователя должна быть актуализированная на текущий момент информация. Причем она нужна пользователю независимо от того, где он находится, – в Москве, в Санкт-Петербурге, в Калининграде или на Сахалине. Ему необходимо получить информацию, которая актуализирована, например, вчера. Эту задачу решает сеть сервисного информационного обслуживания, которая организуется разработчиком правовых баз данных. Естественно, в этой работе задействован довольно большой штат людей, насчитывающий тысячи сотрудников.

Информационно-сервисное обслуживание включает:

– выезд специалиста к пользователю в целях установки систем и проведения экспресс-обучения пользователя;

– ежедневную подготовку пакетов новой информации для передачи пользователю;

– регулярный выезд специалиста для проведения процедуры обновления системы у пользователя, консультирование пользователя;

– поддержку автоматизированного обновления БД пользователя через Интернет;

– консультирование пользователя по «горячей линии». «Горячая линия» при этом поддерживается как Центрами обслуживания и сбыта (дистрибьюторами систем), так и централизованно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.152 сек.