КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение профессиональной пригодности
Актуальность Введение Военно-профессиональная ориентация обучающихся специализированных групп добровольной подготовки к военной службе Тюменской области У П Р А В Л Е Н И Е П Е Р С О Н А Л О М Макаридина Александра Павловна
Практикум для студентов всех форм обучения специальности 080507 – «Менеджмент организации»
Редактор С. И. Семухина
Подписано в печать Формат 60х84 1/16 Бумага офсетная. Усл. печ. л Тираж 100 экз. Заказ
Издательство УрГУПС 620034, Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66
«Региональный центр допризывной подготовки и патриотического воспитания «Аванпост»
(методическое пособие)
Составил: Старший методист Ксения Викторовна Кишкарева
Тюмень 2016
В предлагаемом методическом пособии описываются основные направления и методики работы педагогического состава в области профессиональной ориентации обучающихся специализированных групп добровольной подготовки к военной службе, актуальность возложенной задачи, мероприятия, способствующие достижению поставленной цели, условия и специфика поступления в высшие и специальные военные учреждения.
Содержание ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................4 АКТУАЛЬНОСТЬ.............................................................................................5 МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ОРИЕНТАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СГ ДПВС...........................................................................................10 Профильные образовательные учреждения.............19 ВЫВОД..............................................................................................34 ЛИТЕРАТУРА....................................................................................34
В настоящее время в Российской Федерации ведется активная работа, направленная на формирование патриотических чувств у подрастающего поколения, обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение целостности общества, традиций, культуры. Проводится широкий спектр мероприятий по развитию различных направлений патриотического воспитания молодежи, добровольной подготовки граждан к военной службе (ДПВС), военно-профессиональной ориентации. Одной из первоочередных задач, возложенных на центры патриотического воспитания при работе с обучающимися в группах ДПВС - это актуализация одной из главных обязанностей гражданина нашей страны - обязанность защищать Отечество, повышение престижности службы в Вооруженных силах Российской Федерации в глазах подрастающего поколения, ориентация на продолжение службы в рядах вооруженных сил и правоохранительных органах. Образовательной целью является развитие базовых и специальных личностных компетенций ребенка, позволяющих ему обеспечить сохранность жизни и здоровья, выполнение гражданских и конституционных обязанностей, развитие коммуникативных способностей, определение будущей профессии, получение опыта военно-профессиональной деятельности. В работе необходимо иметь конкретное представление о следующих категориях: - Актуальность военно-профессиональной ориентации молодежи; - Мероприятия, способствующие достижению поставленной цели; - Представление о специфике поступления в высшие и специальные военные учреждения; - Возможности и перспективы карьерного роста.
Изменения социально-экономической ситуации в стране и в мире, новая форма взаимодействия общества и силовых структур государства, заставляют по-новому взглянуть на проблему безопасности Российской Федерации. В такой ситуации особенно важная роль отводится профессиональной ориентации и подготовке молодежи к военно-профессиональной деятельности, формированию у них ответственного и заинтересованного отношения к своему делу. В этом сложном процессе особое место занимают вопросы, связанные с мотивами выбора профессии офицера с профессиональным становлением, с системой их профессиональных ценностей и отношений. Мотивы военной службы являются своеобразным продолжением мотивации, сформировавшейся еще в юношеские годы. Они являются основой выбора военной профессии и поступления в военный институт. Специфика военно-профессиональных мотивов учащейся молодежи на поступление в военно-учебные заведения на современном этапе развития российского общества связана с ухудшением отношения молодежи к военной службе, что сделало ее менее престижной и существенно затруднило процесс комплектования войск Министерства Обороны Российской Федерации. Все это делает проблему становления и развития военно-профессиональной мотивации особенно актуальной в современных условиях. Актуальность проблемы развития военно-профессиональных мотивов учащейся молодежи на поступление в военные институты определяется также необходимостью критического осмысления зарубежного, советского и российского опыта в этой сфере; важностью уточнения современных теоретических основ процесса формирования военно-профессиональных мотивов учащейся молодежи и абитуриентов; потребностью силовых структур в простых и надежных способах (методиках) формирования военно-профессиональных мотивов учащихся школ и колледжей на поступление в военные институты и специальные образовательные учреждения. Профессиональная ориентация – это система мероприятий (психологических, педагогических, медицинских и др.), направленных на активизацию процесса самоопределения и построения профессиональной карьеры граждан, выбора оптимального вида занятости с учетом их интересов, потребностей и возможностей, а также социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда. Профессиональная ориентация осуществляется в целях: · реализации социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности; · обеспечения единства государственной политики занятости с общим направлением социально-экономического развития общества; · достижения сбалансированности между профессиональными интересами, возможностями человека, его психофизиологическими особенностями и потребностями рынка труда; · содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом. Военно-профессиональная ориентация: · на овладение военно-учетной специальности · военная служба по призыву · готовности к обучению по программам подготовки специалистов (офицеров) запаса · готовности к занятию военно-прикладными видами спорта · на обучение в военных образовательных учреждениях · на профессиональную деятельность в правоохранительных структурах
Одним из немаловажных элементов военно-профессиональной ориентации является проведение мероприятий профессионально-психологического отбора, по результатам которых можно определить предрасположенность каждого обучаемого к освоению определенной группы военно-учетных специальностей, что также позволит определить образовательный вектор с каждым обучаемым при реализации компонента предпрофессиональной подготовки. В общем виде задачи можно определить, как выявление характерных для индивида устойчивых базовых психологических свойств и соотнесение их с профессионально важными качествами, которые требуются для успешного прохождения военной службы на воинских должностях («командных», «операторских», «связи и наблюдения», «водительских», «специального назначения», «технологических»). Личностные свойства обучаемого изучаются для уточнения его пригодности к обучению определённой воинской специальности. анализ ведётся по трём основным направлениям: психологическому, социально-психологическому и психофизиологическому. Социально-психологическое изучение направлено в основном на выявление психологических причин возможных затруднений в адаптации обучаемого к прохождению военной службы и трудностей в коммуникации. По итогам ППО психологом выносится одно из следующих заключений о пригодности призывника к конкретным воинским должностям: I категория – рекомендуется в первую очередь, полностью соответствует требованиям выбранной специальности; II категория – в основном соответствует; III категория – минимально соответствует и допускается при недостатке кандидатов; IV категория – не соответствует и не рекомендуется для обучения по данной специальности. Полученные результаты ППО используются при последующем распределении военнослужащих в учебных соединениях и воинских частях. Методы обследования: Тестирование: «S-test» – графический субтест для оценки зрительного восприятия, внимания, способности к идентификации объектов в условиях ограниченного времени; «Краткий ориентировочный тест» (КОТ) для оценки общих познавательных способностей; «Опросник воинской профпригодности» (ВПП) для определения общей направленности на военную службу, а также на отдельные воинские специальности (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, технологические и специального назначения); анкета «Прогноз» - для дополнительного уточнения нервно-психической устойчивости призывника и для оценки вероятности нервно-психических срывов. Индивидуальное собеседование проводится с каждым призывником в свободной форме и направлено на выявление устойчивых профессиональных интересов, способностей и личностных качеств. Наблюдение за поведением включает оценку моторики, различных эмоциональных проявлений, отдельных высказываний, а также целенаправленный анализ поведения с целью обнаружения индивидуально-психологических особенностей личности. Так, наблюдение даёт дополнительную информацию о характере, мышлении, уровне развития. Устанавливается, легко ли молодой человек вступает в беседу, как понимает вопросы, насколько логичны и адекватны ответы, велик ли его словарный запас, какова скорость, правильность и выразительность речи. Фиксируются и анализируются особенности поведения: сдержан юноша или демонстративен, присуща ли ему обидчивость, робость, развязность, суетливость, как выражены вегето-сосудистые реакции. Наблюдение также помогает определить «лучших» кандидатов на службу: они не задают лишних вопросов, выполняют задания спокойно и самостоятельно, следуют инструкциям чётко и быстро, реагируют адекватно обстоятельствам. Результатом ППО является комплексное заключение о профессиональной пригодности, которое интегрирует уровень общих познавательных способностей, нервно-психическую устойчивость и военно-профессиональную направленность. Оценка общих познавательных способностей (ОПС) Это наиболее простое звено в процедуре ППО, так как данные тестов и беседы дают достаточно чёткие результаты, не зависящие от искренности обследуемого. Целью дополнительного обследования может стать выявление лиц с повышенной утомляемостью при незначительных тестовых нагрузках либо с отсутствием элементарных знаний школьной программы. Оценка нервно-психической устойчивости (НПУ) Она проводится с целью раннего выявления состояний психической дезадаптации, которые характеризуются склонностью к срыву адекватного реагирования в условиях эмоционального напряжения. Оценка военно-профессиональной направленности (ВПН) Она предусматривает распределение по конкретным воинским специальностям, а также позволяет составить представление о направленности на военную службу в целом. О высокой направленности на специальности класса «командные» свидетельствует дисциплинированность, организаторские способности, опыт работы на руководящих должностях, а также ярко выраженные лидерские качества. Направленность на «операторские» воинские специальности демонстрирует наличие сходных гражданских специальностей (программист, оператор ЭВМ, корректор и т.п.), высокая успеваемость по математике, информатике, навыки в работе с электронным оборудованием и способность к монотонной деятельности. Направленность на класс «специального назначения» характеризуется успешностью в тех видах спорта, которые развивают координацию движений (все виды борьбы, плавание, игровые виды спорта и др.), а также склонность к смелым поступкам, преодолению чувства опасности. Кроме того, выполнение обязанностей по этой воинской специальности требует высоких волевых качеств. Профессиональная направленность на «водительские» и «технологические» воинские специальности, помимо сходных гражданских специальностей (водитель, крановщик, тракторист, механик, автослесарь и др.), характеризуется склонностью к ремонту и управлению техникой.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 99; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |