Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния C1—С4.

Задание по тексту (3 балла)

Задание по тексту (3 балла)

Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (буквы) вместо пропусков. (1 балл)

1. Сц…..нтизм – течение, признающее науку и научную рациональность важнейшими ценностями человека и общества.

2. Мон…полист – единственный продавец товара, не имеющего на рынке близких знаменателей.

3. С…ци…лизация – процесс формирования личности в обществе, в системе общественных отношений.

4. Дет...рм...низм – принцип причинной обусловленности всего сущего.

5. Д…м…кратия – народовластие.

6. К…нст…туция – основной закон государства.

7. Гн…с…ология – философская теория познания.

8. М…рг…нальность – «пограничное» положение между различными слоями и социальными группами.

9. М…делирование – метод научного познания, основанный на рассуждении по аналогии.

10. Антр…п…г…нез – процесс происхождения человека.

 

10. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином: (1 балл)

1. Перемещение человека или группы по вертикали в системе социальной стратификации может носить восходящий либо нисходящий характер.

Ответ: ___________________________

 

П.Я. Чаадаев, стоящий у истоков знаменитого спора славянофилов и западников, рассуждает в своем первом «Философском письме» о причинах вековой отсталости России: «У всех народов есть период бурных волнений, страстного беспокойства, деятельности без обдуманных намерений. < > Это пора великих побуждений, обширных предприятий, сильных страстей у народов. Они тогда мечутся с неистовством, без ясной цели, но не без пользы для будущих поколений. < > Мы же явившись на свет, как незаконнорожденные дети, лишенные наследства, без связи с людьми, предшественниками нашими на земле, не храним в сердцах ничего из наставлений, вынесенных до нашего существования. < > То, что у других народов просто привычка, инстинкт, то нам приходится вбивать в свои головы ударами молота. Наши воспоминания не идут далее вчерашнего дня; мы как бы чужие для себя самих. Мы так удивительно шествуем во времени, что по мере движения вперед пережитое пропадает для нас безвозвратно. Это естественное последствие культуры, всецело заимствованной и подражательной. Внутреннего развития, естественного прогресса у нас нет, прежние идеи выметаются новыми, потому что последние не вырастают из первых, а появляются у нас откуда-то извне. Мы воспринимаем идеи только в готовом виде; поэтому те неизгладимые следы, которые отлагаются в умах последовательным развитием мысли и создают умственную силу, не бороздят наших сознаний. < > Мы подобны тем детям, которых не заставляли самих рассуждать, так что, когда они вырастают, своего в них нет ничего, все их знание на поверхности, вся их душа – вне их».

Ответьте на следующие вопросы по данному тексту:

1. В чем суть спора славянофилов и западников?

2. В чем П.Я. Чаадаев видит порочность исторического пути развития России?

3. Согласны ли вы с представленной в тексте характеристикой отечественной истории и культуры? Обоснуйте свой ответ.

 

12. Напишите эссе на одну из предложенных тему: (10 баллов)

1. «Достоинство государства зависит, в конечном счете, от достоинства образующих его личностей». (Д. Милль)

2. «Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон» (Солон)

3. «Нет более вредного животного, чем человек, не следующий законам» (Саваноролла)

 

Ответы 10 класс

 

Олимпиадные задания для 10 класса

1. Ответ: 1. Базовые элементы культуры. 2. Исторические формы социального неравенства. 3. Конфессии христианства. (1 балл)

2. Ответ: 1. Суждение. 2. Социальная группа. 3. Одна жена и несколько мужей. (1 балл)

3. Ответ: 1. Астрология, т.к. остальное – научные дисциплины. 2. Романтизм, т.к. остальное – основные философские направления. 3. Публичная власть, т.к. остальное – ветви государственной власти. (1 балл)

4. Ответ: 1. М. Вебер. 2. Эпоха Возрождения. 3. Гипотеза. (1 балл)

5. Ответ: 1, 4, 6 (1 балл)

6. Ответ: 1. Да. 2. Нет. 3. Нет. 4. Нет. 5. Да. 6. Да. 7. Нет. 8. Нет. 9. Да. 10. Нет. (5 баллов)

7. Ответ: (1 балл)

       
Б Д Г А

8. Ответ: позиция руководителей фирмы противоречит нормам трудового права, которые должны исполняться на предприятиях, и в организациях не зависимо от их организационно-правовой формы собственности. (3 балла)

9.. Ответ: 1. Сциентизм. 2. Монополист. 3. Социализация. 4. Детерминизм. 5. Демократия. 6. Конституция. 7. Гносеология. 8. Маргинальность. 9. Моделирование. 10. Антропогенез. (1 балл)

10. Ответ: 1. Вертикальная социальная мобильность. (1 балл)

Ответ: 1. Спор между российскими славянофилами и западниками – это спор о путях исторического развития страны. При этом славянофилы отстаивают идею самобытного развития России, а западники – необходимость следовать западному (европейскому) пути развития.

2. П.Я. Чаадаев видит порочность развития и причину отсталости России в заимствованном, подражательном характере ее культурно-исторического пути в постоянном ее стремлении следовать иноземным образцам.

3. При формировании и обосновании собственной точки зрения по данному вопросу рекомендуется использовать ваши знания по отечественной истории, в том числе по истории России XX-XXI вв.

12. При оценивании эссе (10 баллов) рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

- знание социальных фактов;

- владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.);

- аргументированность суждений и выводов;

- знание мнений ученых-обществоведов;

- внутреннее смысловое единство, соответствие теме;

- оригинальность решения проблемы, аргументации.

 

С1. При­ве­ди­те на­зван­ные ав­то­ра­ми че­ты­ре при­чи­ны не­до­сти­жи­мо­сти пол­но­го со­ци­аль­но­го ра­вен­ства.

С2. Ав­то­ры пишут о не­од­но­знач­но­сти вли­я­ния не­ра­вен­ства на об­ще­ство. При­ве­ди­те по од­но­му дан­но­му ав­то­ра­ми объ­яс­не­нию по­ло­жи­тель­но­го и от­ри­ца­тель­но­го вли­я­ния не­ра­вен­ства на об­ще­ство. При­ве­ди­те вывод, ко­то­рый сде­ла­ли ав­то­ры, про­ана­ли­зи­ро­вав вли­я­ние не­ра­вен­ства.

С3. Ав­то­ры утвер­жда­ют, что «наи­боль­шую остро­ту про­бле­ма из­бы­точ­но­го со­ци­аль­но­го не­ра­вен­ства при­об­ре­та­ет в пе­ри­о­ды об­ще­ствен­ных транс­фор­ма­ций». При­ве­ди­те на­зван­ные ав­то­ра­ми две при­чи­ны, ко­то­рые обу­слов­ли­ва­ют эту остро­ту, и, опи­ра­ясь на зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса и смеж­ных дис­ци­плин, про­ил­лю­стри­руй­те одним при­ме­ром сде­лан­ное ав­то­ра­ми утвер­жде­ние.

С4. Ка­ко­во, по мне­нию ав­то­ров, эко­но­ми­че­ское по­след­ствие по­пы­ток вве­де­ния урав­ни­тель­но­го рас­пре­де­ле­ния? Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и зна­ния из смеж­ных дис­ци­плин, по­яс­ни­те этот вывод и кон­кре­ти­зи­руй­те его на при­ме­ре.

 

Со­ци­аль­ное ра­вен­ство – идеал, на про­тя­же­нии веков от­ра­жав­ший из­веч­ную тягу людей к спра­вед­ли­во­сти и вдох­нов­ляв­ший мас­со­вые об­ще­ствен­ные дви­же­ния и гу­ма­ни­сти­че­ские те­че­ния об­ще­ствен­ной мысли. Ис­то­ри­че­ская прак­ти­ка под­твер­жда­ет, что пол­ное ра­вен­ство не­до­сти­жи­мо. И не толь­ко из-за раз­ли­чий спо­соб­но­стей и за­дат­ков, за­ло­жен­ных в людях самой при­ро­дой, но и вслед­ствие не­оди­на­ко­во­сти со­ци­аль­но­го ста­ту­са, ка­че­ства и про­дук­тив­но­сти их труда. В этом смыс­ле не­ра­вен­ство между лю­дь­ми не­устра­ни­мо и лишь ме­ня­ет свои формы и раз­ме­ры.

Не­од­но­знач­но и вли­я­ние не­ра­вен­ства на об­ще­ство. Стрем­ле­ние за­нять более вы­со­кое по­ло­же­ние на лест­ни­це иму­ще­ствен­ной иерар­хии по­буж­да­ет людей к по­вы­ше­нию эф­фек­тив­но­сти их де­я­тель­но­сти и со­ци­аль­но­го ста­ту­са. По­пыт­ки вве­сти урав­ни­тель­ное рас­пре­де­ле­ние соб­ствен­но­сти и до­хо­дов лишь под­ры­ва­ют эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие. Но, пре­вы­сив опре­де­лен­ный уро­вень, иму­ще­ствен­ное не­ра­вен­ство утра­чи­ва­ет свою сти­му­ли­ру­ю­щую роль, пре­вра­ща­ет­ся в не­га­тив­ный фак­тор об­ще­ствен­ной жизни. Чрез­мер­ное бо­гат­ство, осо­бен­но легко до­став­ше­е­ся, как и мар­ги­наль­ная бед­ность, гасят им­пуль­сы эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, по­рож­да­ют со­ци­аль­ную на­пряжённость, под­ры­ва­ют по­ли­ти­че­скую ста­биль­ность об­ще­ства. В той мере, в какой со­ци­аль­ное не­ра­вен­ство бла­го­при­ят­ству­ет эко­но­ми­че­ско­му и со­ци­о­куль­тур­но­му раз­ви­тию и ста­биль­но­сти об­ще­ства, его можно счи­тать нор­маль­ным. Оно ста­но­вит­ся из­бы­точ­ным, когда ослаб­ля­ет сти­му­лы эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти, создаёт очаги на­пря­же­ния, чре­ва­тые со­ци­аль­ны­ми по­тря­се­ни­я­ми.

Наи­боль­шую остро­ту про­бле­ма из­бы­точ­но­го со­ци­аль­но­го не­ра­вен­ства при­об­ре­та­ет в пе­ри­о­ды об­ще­ствен­ных транс­фор­ма­ций, когда усто­яв­ши­е­ся струк­ту­ры ра­вен­ства-не­ра­вен­ства де­мон­ти­ру­ют­ся, а новые ме­ха­низ­мы рас­пре­де­ле­ния ма­те­ри­аль­ных благ, со­ци­аль­ных услуг, цен­но­стей жизни и куль­ту­ры еще толь­ко фор­ми­ру­ют­ся.

 

 

3) (В.А. Мед­ве­дев, Ю.А. Кра­син)

Тема: Неравенство и социальная стратификация

Различные социальные группы занимают разное положе­ние в обществе. Это положение определяется неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязанностя­ми, собственностью и доходами, отношением к власти и влия­нием среди членов своего сообщества.

Социальная дифференциация (от лат. differentia — раз­личие) — это разделение общества на различные социаль­ные группы, которые занимают в нем разное положение.

Неравенство — неравномерное распределение дефицит­ных ресурсов общества — денег, власти, образования и пре­стижа — между различными стратами и слоями населе­ния.

Социальное неравенство является внутренней характе­ристикой любой социальной группы, и общества в целом, ина­че их существование как системы было бы невозможно. Фак­тор неравенства обусловливает развитие и динамику социаль­ной группы.

На ранних этапах общественного развития социально зна­чимыми являются такие индивидуальные характеристики, как пол, возраст, родство. Реально существующее здесь объ­ективное неравенство интерпретируется как естественный порядок вещей, т. е. как отсутствие социального неравенства.

В традиционном обществе, основанном на разделении тру­да, зарождается сословная структура: крестьяне, ремесленни­ки, знать. Однако в этом обществе объективное неравенство осознается как проявление Божественного порядка, а не как социальное неравенство.

В современном обществе объективное неравенство уже осознается в качестве проявления социального неравенства, т. е. интерпретируется с точки зрения равенства.

Различие групп по принципу неравенства выражается в формировании социальных страт.

Под стратой (от лат. stratum — слой, настил) в социо­логии понимается реальная, эмпирически фиксируемая об­щность, социальный слой, группа людей, объединенная ка­ким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, прести­жем и др.). Причиной неравенства является неоднородность труда, в результате которого происходит присвоение одними людьми власти и собственности, неравномерного распределе­ния наград и поощрений. Концентрация власти, собственнос­ти и других ресурсов у элиты способствует возникновению со­циальных конфликтов.

Неравенство можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой окажутся те, кто владеет наибольшим (бога­тые), а на другом — наименьшим (бедные) количеством благ. Универсальным измерителем неравенства в современном об­ществе выступают деньги. Для описания неравенства различ­ных социальных групп существует понятие «социальная стратификация»

Социальная стратификация (от лат. stratum — слой, настил и f асеге — делать) — это система, включающая мно­жество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и ма­териального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

Термин «стратификация» пришел в социологию из геоло­гии, где он обозначает расположение пластов Земли по верти­кали.

Согласно теории стратификации современное общество является слоистым, многоуровневым, внешне напоминаю­щим геологические наслоения. Выделяются следующие кри­терии стратификации: доход; власть; образование; престиж.

Стратификация имеет две существенные характеристики, отличающие ее от простого расслоения:

1. Верхние слои находятся в более привилегированном по­ложении (в отношении обладания ресурсами или возможнос­тями получения вознаграждения) по отношению к нижним слоям.

2. Верхние слои значительно меньше нижних по количес­тву входящих в них членов общества.

Социальная стратификация в различных теоретических системах понимается по-разному. Существуют три классичес­ких направления стратификационных теорий:

1. Марксизм — главный тип стратификации — классовая (от лат. classis — группа, разряд) стратификация, в основе которой лежат экономические факторы, прежде всего отно­шения собственности. От отношения человека к собственнос­ти зависит его положение в обществе и место на стратифика­ционной шкале.

2. Функционализм — социальная стратификация, свя­занная с профессиональным разделением труда. Неравное вознаграждение — необходимый механизм, с помощью кото­рого общество гарантирует, что наиболее важные для обще­ства места займут наиболее квалифицированные люди.

3. Теория, основанная на взглядах М. Вебера, — в основе любой стратификации лежит распределение власти и авто­ритета, которые прямо не определяются отношениями собс­твенности. Важнейшие относительно самостоятельные иерар­хические структуры — экономическая, социо-культурная, политическая. Соответственно социальные группы, выделяю­щиеся в этих структурах, — класс, статус, партия.

 

Рабство - форма максимально жесткого закрепления людей в низших стратах. Это единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, лишенный всяких прав и свобод

 

Наименование системы Ее сущность Характер общества
Кастовая система Кастовая (от лат. castus — чистый) система - система, предполагающая по­жизненное закрепление чело­века за определенной стратой по этническо-религиозному или экономическому признаку. Каста — социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Место в обществен­ной иерархии детерминирова­лось особой функцией каждой касты в системе разделения труда. В Индии, где кастовая система получила наибольшее рас­пространение, существовала детальная регламентация в деятельности для каждой касты. Поскольку принадлеж­ность к кастовой системе пере­давалась по наследству, возмож­ности социальной мобильности здесь были ограничены. «Закрытое об­щество»: соци­альные пере­мещения из низших страт в высшие пол­ностью запре­щены, либо су­щественно ограничены
Сословная система Система, предполагающая юри­дическое закрепление человека за той или иной стратой. Сословие — социальная группа, обладающая закрепленным обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязан­ностями. Права и обязанности каждого сословия определялись законом и освящались рели­гией. Принадлежность к сосло­вию в основном передавалась по наследству, но в виде исклю­чения могла быть приобретена за деньги или дарована властью. В целом для сословной системы была характерна разветвленная иерархия, которая выражалась в неравенстве социального положения и наличии много­численных привилегий  
Классовая система Система открытого типа, не предполагающая юридического или какого-либо другого способа закрепления индивида за определенной стратой.   Класс — большая социальная группа, различающаяся по ее роли во всех сферах жизнедеятельно­сти общества, которая форми­руется и функционирует на основе коренных социальных интересов. Принадлежность к классам не регламентируется властями, не устанавливается законода­тельно и не передается по наследству. «Открытое общество»: социальные перемещения из одной страты в другую не ограничены.   Верхний высший Нижний высший   Верхний средний Нижний средний   Верхний низший Нижний низший  

Выделение рабовладельческой, кастовой, сословной и классовой стратификационных систем является общепри­знанной, но не единственной классификацией. Она дополня­ется описанием таких типов стратификационных систем, комбинация из которых встречается в любом обществе. Среди них можно отметить следующие.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Найдите в приведенном перечне те права, которые, согласно концепциям Дж. Локка, являются естественными правами, принадлежащими каждому человеку от рождения. (1 балл) | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.