КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прочитайте текст и выполните задания C1—С4.Задание по тексту (3 балла) Задание по тексту (3 балла) Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (буквы) вместо пропусков. (1 балл) 1. Сц…..нтизм – течение, признающее науку и научную рациональность важнейшими ценностями человека и общества. 2. Мон…полист – единственный продавец товара, не имеющего на рынке близких знаменателей. 3. С…ци…лизация – процесс формирования личности в обществе, в системе общественных отношений. 4. Дет...рм...низм – принцип причинной обусловленности всего сущего. 5. Д…м…кратия – народовластие. 6. К…нст…туция – основной закон государства. 7. Гн…с…ология – философская теория познания. 8. М…рг…нальность – «пограничное» положение между различными слоями и социальными группами. 9. М…делирование – метод научного познания, основанный на рассуждении по аналогии. 10. Антр…п…г…нез – процесс происхождения человека.
10. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином: (1 балл) 1. Перемещение человека или группы по вертикали в системе социальной стратификации может носить восходящий либо нисходящий характер. Ответ: ___________________________
П.Я. Чаадаев, стоящий у истоков знаменитого спора славянофилов и западников, рассуждает в своем первом «Философском письме» о причинах вековой отсталости России: «У всех народов есть период бурных волнений, страстного беспокойства, деятельности без обдуманных намерений. < > Это пора великих побуждений, обширных предприятий, сильных страстей у народов. Они тогда мечутся с неистовством, без ясной цели, но не без пользы для будущих поколений. < > Мы же явившись на свет, как незаконнорожденные дети, лишенные наследства, без связи с людьми, предшественниками нашими на земле, не храним в сердцах ничего из наставлений, вынесенных до нашего существования. < > То, что у других народов просто привычка, инстинкт, то нам приходится вбивать в свои головы ударами молота. Наши воспоминания не идут далее вчерашнего дня; мы как бы чужие для себя самих. Мы так удивительно шествуем во времени, что по мере движения вперед пережитое пропадает для нас безвозвратно. Это естественное последствие культуры, всецело заимствованной и подражательной. Внутреннего развития, естественного прогресса у нас нет, прежние идеи выметаются новыми, потому что последние не вырастают из первых, а появляются у нас откуда-то извне. Мы воспринимаем идеи только в готовом виде; поэтому те неизгладимые следы, которые отлагаются в умах последовательным развитием мысли и создают умственную силу, не бороздят наших сознаний. < > Мы подобны тем детям, которых не заставляли самих рассуждать, так что, когда они вырастают, своего в них нет ничего, все их знание на поверхности, вся их душа – вне их». Ответьте на следующие вопросы по данному тексту: 1. В чем суть спора славянофилов и западников? 2. В чем П.Я. Чаадаев видит порочность исторического пути развития России? 3. Согласны ли вы с представленной в тексте характеристикой отечественной истории и культуры? Обоснуйте свой ответ.
12. Напишите эссе на одну из предложенных тему: (10 баллов) 1. «Достоинство государства зависит, в конечном счете, от достоинства образующих его личностей». (Д. Милль) 2. «Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон» (Солон) 3. «Нет более вредного животного, чем человек, не следующий законам» (Саваноролла)
Ответы 10 класс
Олимпиадные задания для 10 класса 1. Ответ: 1. Базовые элементы культуры. 2. Исторические формы социального неравенства. 3. Конфессии христианства. (1 балл) 2. Ответ: 1. Суждение. 2. Социальная группа. 3. Одна жена и несколько мужей. (1 балл) 3. Ответ: 1. Астрология, т.к. остальное – научные дисциплины. 2. Романтизм, т.к. остальное – основные философские направления. 3. Публичная власть, т.к. остальное – ветви государственной власти. (1 балл) 4. Ответ: 1. М. Вебер. 2. Эпоха Возрождения. 3. Гипотеза. (1 балл) 5. Ответ: 1, 4, 6 (1 балл) 6. Ответ: 1. Да. 2. Нет. 3. Нет. 4. Нет. 5. Да. 6. Да. 7. Нет. 8. Нет. 9. Да. 10. Нет. (5 баллов) 7. Ответ: (1 балл)
8. Ответ: позиция руководителей фирмы противоречит нормам трудового права, которые должны исполняться на предприятиях, и в организациях не зависимо от их организационно-правовой формы собственности. (3 балла) 9.. Ответ: 1. Сциентизм. 2. Монополист. 3. Социализация. 4. Детерминизм. 5. Демократия. 6. Конституция. 7. Гносеология. 8. Маргинальность. 9. Моделирование. 10. Антропогенез. (1 балл) 10. Ответ: 1. Вертикальная социальная мобильность. (1 балл) Ответ: 1. Спор между российскими славянофилами и западниками – это спор о путях исторического развития страны. При этом славянофилы отстаивают идею самобытного развития России, а западники – необходимость следовать западному (европейскому) пути развития. 2. П.Я. Чаадаев видит порочность развития и причину отсталости России в заимствованном, подражательном характере ее культурно-исторического пути в постоянном ее стремлении следовать иноземным образцам. 3. При формировании и обосновании собственной точки зрения по данному вопросу рекомендуется использовать ваши знания по отечественной истории, в том числе по истории России XX-XXI вв. 12. При оценивании эссе (10 баллов) рекомендуется руководствоваться следующими критериями: - знание социальных фактов; - владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.); - аргументированность суждений и выводов; - знание мнений ученых-обществоведов; - внутреннее смысловое единство, соответствие теме; - оригинальность решения проблемы, аргументации.
С1. Приведите названные авторами четыре причины недостижимости полного социального равенства. С2. Авторы пишут о неоднозначности влияния неравенства на общество. Приведите по одному данному авторами объяснению положительного и отрицательного влияния неравенства на общество. Приведите вывод, который сделали авторы, проанализировав влияние неравенства. С3. Авторы утверждают, что «наибольшую остроту проблема избыточного социального неравенства приобретает в периоды общественных трансформаций». Приведите названные авторами две причины, которые обусловливают эту остроту, и, опираясь на знания обществоведческого курса и смежных дисциплин, проиллюстрируйте одним примером сделанное авторами утверждение. С4. Каково, по мнению авторов, экономическое последствие попыток введения уравнительного распределения? Опираясь на обществоведческие знания и знания из смежных дисциплин, поясните этот вывод и конкретизируйте его на примере.
Социальное равенство – идеал, на протяжении веков отражавший извечную тягу людей к справедливости и вдохновлявший массовые общественные движения и гуманистические течения общественной мысли. Историческая практика подтверждает, что полное равенство недостижимо. И не только из-за различий способностей и задатков, заложенных в людях самой природой, но и вследствие неодинаковости социального статуса, качества и продуктивности их труда. В этом смысле неравенство между людьми неустранимо и лишь меняет свои формы и размеры. Неоднозначно и влияние неравенства на общество. Стремление занять более высокое положение на лестнице имущественной иерархии побуждает людей к повышению эффективности их деятельности и социального статуса. Попытки ввести уравнительное распределение собственности и доходов лишь подрывают экономическое развитие. Но, превысив определенный уровень, имущественное неравенство утрачивает свою стимулирующую роль, превращается в негативный фактор общественной жизни. Чрезмерное богатство, особенно легко доставшееся, как и маргинальная бедность, гасят импульсы экономического развития, порождают социальную напряжённость, подрывают политическую стабильность общества. В той мере, в какой социальное неравенство благоприятствует экономическому и социокультурному развитию и стабильности общества, его можно считать нормальным. Оно становится избыточным, когда ослабляет стимулы экономической деятельности, создаёт очаги напряжения, чреватые социальными потрясениями. Наибольшую остроту проблема избыточного социального неравенства приобретает в периоды общественных трансформаций, когда устоявшиеся структуры равенства-неравенства демонтируются, а новые механизмы распределения материальных благ, социальных услуг, ценностей жизни и культуры еще только формируются.
3) (В.А. Медведев, Ю.А. Красин) Тема: Неравенство и социальная стратификация Различные социальные группы занимают разное положение в обществе. Это положение определяется неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и доходами, отношением к власти и влиянием среди членов своего сообщества. Социальная дифференциация (от лат. differentia — различие) — это разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение. Неравенство — неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества — денег, власти, образования и престижа — между различными стратами и слоями населения. Социальное неравенство является внутренней характеристикой любой социальной группы, и общества в целом, иначе их существование как системы было бы невозможно. Фактор неравенства обусловливает развитие и динамику социальной группы. На ранних этапах общественного развития социально значимыми являются такие индивидуальные характеристики, как пол, возраст, родство. Реально существующее здесь объективное неравенство интерпретируется как естественный порядок вещей, т. е. как отсутствие социального неравенства. В традиционном обществе, основанном на разделении труда, зарождается сословная структура: крестьяне, ремесленники, знать. Однако в этом обществе объективное неравенство осознается как проявление Божественного порядка, а не как социальное неравенство. В современном обществе объективное неравенство уже осознается в качестве проявления социального неравенства, т. е. интерпретируется с точки зрения равенства. Различие групп по принципу неравенства выражается в формировании социальных страт. Под стратой (от лат. stratum — слой, настил) в социологии понимается реальная, эмпирически фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем и др.). Причиной неравенства является неоднородность труда, в результате которого происходит присвоение одними людьми власти и собственности, неравномерного распределения наград и поощрений. Концентрация власти, собственности и других ресурсов у элиты способствует возникновению социальных конфликтов. Неравенство можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой окажутся те, кто владеет наибольшим (богатые), а на другом — наименьшим (бедные) количеством благ. Универсальным измерителем неравенства в современном обществе выступают деньги. Для описания неравенства различных социальных групп существует понятие «социальная стратификация» Социальная стратификация (от лат. stratum — слой, настил и f асеге — делать) — это система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. Термин «стратификация» пришел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Согласно теории стратификации современное общество является слоистым, многоуровневым, внешне напоминающим геологические наслоения. Выделяются следующие критерии стратификации: доход; власть; образование; престиж. Стратификация имеет две существенные характеристики, отличающие ее от простого расслоения: 1. Верхние слои находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения) по отношению к нижним слоям. 2. Верхние слои значительно меньше нижних по количеству входящих в них членов общества. Социальная стратификация в различных теоретических системах понимается по-разному. Существуют три классических направления стратификационных теорий: 1. Марксизм — главный тип стратификации — классовая (от лат. classis — группа, разряд) стратификация, в основе которой лежат экономические факторы, прежде всего отношения собственности. От отношения человека к собственности зависит его положение в обществе и место на стратификационной шкале. 2. Функционализм — социальная стратификация, связанная с профессиональным разделением труда. Неравное вознаграждение — необходимый механизм, с помощью которого общество гарантирует, что наиболее важные для общества места займут наиболее квалифицированные люди. 3. Теория, основанная на взглядах М. Вебера, — в основе любой стратификации лежит распределение власти и авторитета, которые прямо не определяются отношениями собственности. Важнейшие относительно самостоятельные иерархические структуры — экономическая, социо-культурная, политическая. Соответственно социальные группы, выделяющиеся в этих структурах, — класс, статус, партия.
Рабство - форма максимально жесткого закрепления людей в низших стратах. Это единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, лишенный всяких прав и свобод
Выделение рабовладельческой, кастовой, сословной и классовой стратификационных систем является общепризнанной, но не единственной классификацией. Она дополняется описанием таких типов стратификационных систем, комбинация из которых встречается в любом обществе. Среди них можно отметить следующие.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |