Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сборник задач 1




СИТУАЦИЯ 2.

Микроэкономика. Российская практика, 2011, с.176-177.

ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: Кризисный 1998 г. и изменения в спросе россиян

Маркетинговое агентство «Комкон-2» провело опрос 1000 москвичей о томкак изменились их траты и покупки в результате финансового кризиса 1998 г. В табл. 1.1 приведены выдержки из этого исследования.

 

Таблица 1. Реакция россиян на падение доходов в сентябре 1998 г.

Число покупателей %, на: Число покупателей %, не изменивших спрос на:
Сливочное масло 36,8 Медикаменты 66,1
Шоколадные изделия 29,6 Пиво 59,5
Майонез 29,2 Крепкие спиртные напитки 55,6
Йогурты 28,7 Майонез 50,0
Крепкие спиртные напитки 24,3 Сигареты 41,5

 

Хорошо видно, что лидерами в снижении спроса в результате уменьшения дохода стали лакомства (шоколад) или легко заменимые продукты питания ( сливочное масло можно заменить более дешевыми маргарином, растительным маслом, кулинарным жиром). Напротив, наибольшую устойчивость спроса продемонстрировали лекарства — продукт одновременно и незаменимый, и жизненно важный, а потому мало эластичный по доходу.

Две следующие позиции в списке устойчивых к кризису продуктов — пиво икрепкие спиртные напитки — интересно рассмотреть под углом сложного переплетения различных факторов спроса в реальной жизни. С одной стороны, пиво в вроде продукт не первой необходимости, вследствие чего его продажа должна была резко упасть. Но, с другой стороны, почти все потребляемое москвичам пиво (в отличие от других продуктов питания) производится в России. Поэтомупосле девальвации рубля цены на него поднялись не так резко, как на импортные товары. Высокой эластичности по доходу, действовавшей в сторону пониженияспроса, противостояла высокая эластичность по ценам, повышавшая спрос на пиво в силу его относительного удешевления по сравнению с другими продуктами. Итог этого противоборства виден: россияне не отказались от пива (как, впрочем, и от более крепких напитков, которые также подорожали не катастрофически).

А вот для сигарет, где эластичность спроса и по доходу, и по ценам действовала в одну сторону (если не сами сигареты, то весь табак импортный, а значит, после девальвации дорогой), результат был менее утешительным. Падение дохода отучало россиян от дурной привычки куда эффективнее, чем предупреждения Минздрава.

Вопрос для обсуждения: Эластичность рыночного спроса по цене и доходам. Опишите реакцию спроса в России на девальвацию рубля в 1998 г.. Почему спрос на разные товары изменился неодинаково?

 

ЗАДАНИЯ К РАЗДЕЛУ 2 Самостоятельная работа (специальные обязательные формы)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.