КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационная картина мира
Тема занятия: «Введение в дисциплину. Техника безопасности при работе на ПК» Цели: Понятия информатика, информация, информационные процессы, информационные технологии, информатизация, компьютеризация, информационная культура, информационная картина мира, бит, байт. Информатика как наука. Природа и сущность информации. Роль и использование информации в деятельности человека. Формы, источники, носители информации. Способы представления информации. Системы счисления. Основные правила поведения, медицинские требования, предъявляемые при работе с компьютерной техникой, ответственность за несоблюдение ТБ при работе с компьютерной техникой, стандарты современных ЭВМ и их производители Информатика дисциплина, изучающая свойства информации, а также способы представления, накопления, обработки и передачи информации с помощью технических средств. Информация это общенаучное понятие, совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними. В вычислительной технике информация – это данные, подлежащие вводу в ЭВМ и выдаваемые пользователям. Информационный процесс – процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и использования информации. Информационные технологии – это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Информатизация – это не столько технологический, сколько социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Информатизация (англ. Informatization) политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы. Компьютеризация (техническое оснащение) – это процесс внедрения электронно-вычислительной техники во все сферы жизнедеятельности человека (например, для управления технологическими процессами, транспортом, производством и передачей энергии и другими производственными процессами). Информационная культура – это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Бит – наименьшая единица измерения информации. Байт – это 8 битов, рассматриваемые как единое целое, основная единица компьютерных данных. Информатика в широком смысле представляет собой единство разнообразных отраслей науки, техники и производства, связанных с переработкой информации главным образом с помощью компьютеров и телекоммуникационных средств связи во всех сферах человеческой деятельности. Информатика прикладная – это научное направление, объединяющее информатику, вычислительную технику и автоматизацию. Информатика как прикладная дисциплина занимается: · изучением закономерностей в информационных процессах (накопление, переработка, распространение); · созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях человеческой деятельности; · разработкой информационных систем и технологий в конкретных областях и выработкой рекомендаций относительно их жизненного цикла: для этапов проектирования и разработки систем, их производства, функционирования и т.д. Предметом информатики - является разработка эффективных методов преобразования информации. Главная функция информатики – разработка методов и средств преобразования информации и их использование в организации технологического процесса переработки информации. Задачи информатики состоят в следующем: · исследование информационных процессов любой природы; · разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки · решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного" использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной жизни Информатика тесно связана с другими науками и охватывает все виды общественной деятельности человека: производство, торговлю, денежно-кассовые операции, медицину, криминалистику и т.д.
Природа и сущность информации
Роль и использование информации в деятельности человека. Для развития человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе и информационные. Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сферах. Например, в промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением внешних и внутренних связей экономических объектов в результате концентрации и специализации производства. Информация представляет собой один из основных, решающих факторов, который определяет развитие технологии и ресурсов в целом. В связи с этим, очень важно понимание не только взаимосвязи развития индустрии информации, компьютеризации, информационных технологий с процессом информатизации, но и определение уровня и степени влияния процесса информатизации на сферу управления и интеллектуальную деятельность человека. Проблемам информации вообще и управлению как информационному процессу уделяется очень большое внимание, обусловленное следующими объективными процессами: · человечество переживает информационный взрыв. Рост циркулирующей и хранящейся в обществе информации пришел в противоречие с индивидуальными возможностями человека по ее усвоению; · развитие массово - коммуникационных процессов; · потребность разработки общей теории информации; · развитие кибернетики как науки об управлении; · проникновение информационных технологий в сферы социального бытия; · исследования в области естественных наук подтверждают роль информации в процессах самоорганизации живой и неживой природы; · актуализация проблемы устойчивого развития, становление информационной экономики, главной движущей силой которой является информационный потенциал, информационные ресурсы; · проблема перспективы развития человечества как целостности делает необходимой постановку вопроса о критерии прогресса в современных условиях.
Формы, источники, носители информации. В качестве носителей информации используются материальные предметы, волны (радиоволны, звуковые и ультразвуковые), различные состояния вещества (аморфное или кристаллическое). Носители информации – средства регистрации, хранения, передачи информации, или, иначе, материал, на который можно записывать информацию. Виды носителей информации: – человекочитаемый (читаемый человеком), служащий для записи данных, непосредственно считываемых человеком (например бумага); – машиночитаемый, служащий для записи и считывания данных техническими средствами (магнитные и оптические диски, дискеты и т. п.). Носитель может выступать в роли источника, средства передачи и приемника информации. Носитель, содержащий конкретную, зафиксированную на нем информацию, называется источником информации. В то же время понятие источник информации можно рассматривать гораздо шире. Источниками информации называют также средства распространения информации: телевидение, радио, Интернет и др. Поэтому данное понятие можно охарактеризовать как систему, обеспечивающую размещение, доступность и целостность информации в соответствии с ее назначением. В качестве средств передачи выступают как временные, так и постоянные носители информации. Так, например, источником речевой информации является воспроизводящее речь устройство: человеческий голосовой аппарат, радиоприемник, звуковая карта компьютера и пр. Носителем речевой информации является звуковая волна. При передаче информации на расстояния временным носителем могут быть не только звуковые, но и радиоволны. Одна и та же информация может располагаться на разных носителях и переноситься с одного носителя на другой. Это могут быть однотипные носители, например копии одного и того же тиража книги. В то же время носители информации могут иметь и разную природу: одну и ту же информацию, например запись песни, можно расположить на магнитной ленте, компакт-диске или виниловой пластинке. В этом случае речь идет о разнотипных носителях. Суть информации и ее характеристики при этом не меняются. Одна и та же информация может иметь разные формы и характеристики, располагаться на разных носителях. Например, художественный роман может быть напечатан на бумаге, а может быть прочитан вслух и записан на компакт-диск. Эту информацию можно или видеть (читать), или слышать. И, несмотря на разные средства передачи (текст и звук), суть информации остается прежней. На одном и том же носителе может быть записано несколько информационных сообщений. Информация, зафиксированная на каком-либо носителе, называется документом. Документ, помещенный в информационную систему, имеющий свою среду обитания, называется информационным ресурсом. Информационные ресурсы – документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.
Способы представления информации Информационный объект – обобщающее понятие, описывающее различные виды объектов; это предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информационных свойств. Простые информационные объекты: звук, изображение, текст, число. Комплексные (структурированные) информационные объекты: элемент, база данных, таблица, гипертекст, гипермедиа. Информация содержится везде. Дерево содержит собственную генетическую информацию, и только благодаря этой информации от семечка берёзы вырастает только берёза. Для деревьев источником информации является воздух, именно по уровню состояния воздуха дерево может определить время распускания почек. Перелетные птицы знают свой маршрут перелёта, и каждая стая идёт только своим заданным в генах маршрутом. Стремление зафиксировать, сохранить надолго свое восприятие информации было всегда свойственно человеку. Мозг человека хранит множество информации, и использует для хранения ее свои способы, основа которых — двоичный код, как и у компьютеров. Человек всегда стремился иметь возможность поделиться своей информацией с другими людьми и найти надежные средства для ее передачи и долговременного хранения. Для этого в настоящее время изобретено множество способов хранения информации на внешних (относительно мозга человека) носителях и ее передачи на огромные расстояния. Основные виды информации по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения: · графическая или изобразительная — первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей; · звуковая — мир вокруг нас полон звуков, и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретением звукозаписывающих устройств в 1877 г. Разновидностью звуковой информации является музыкальная информация — для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации; · текстовая — способ кодирования речи человека специальными символами — буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв (алфавиты) для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания; · числовая — количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для ее отображения используется метод кодирования специальными символами — цифрами, причем системы кодирования (счисления) могут быть разными; · видеоинформация — способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино. Существуют также виды информации, для которых до сих пор не изобретено способов их кодирования и хранения — это тактильная информация, передаваемая ощущениями, органолептическая, передаваемая запахами и вкусами и др. Для передачи информации на большие расстояния первоначально использовались кодированные световые сигналы, с изобретением электричества — передача закодированного определенным образом сигнала по проводам, позднее — с использованием радиоволн. Создатель общей теории информации и основоположник цифровой связи Клод Шеннон впервые обосновал возможность применения двоичного кода для передачи информации. С появлением компьютеров (или, как их вначале называли в нашей стране, ЭВМ — электронные вычислительные машины) вначале появилось средство для обработки числовой информации. Однако в дальнейшем, особенно после широкого распространения персональных компьютеров (ПК), компьютеры стали использоваться для хранения, обработки, передачи и поиска текстовой, числовой, изобразительной, звуковой и видеоинформации. С момента появления первых персональных компьютеров (80-е годы XX века) — до 80 % их рабочего времени посвящено работе с текстовой информацией. Хранение информации при использовании компьютеров осуществляется на магнитных дисках или лентах, на лазерных дисках (CD и DVD), специальных устройствах энергонезависимой памяти (флэш-память и пр.). Эти методы постоянно совершенствуются, изобретаются новые устройства и носители информации. Особым видом информации в настоящее время можно считать информацию, представленную в глобальной сети Интернет. Здесь используются особые приемы хранения, обработки, поиска и передачи распределенной информации больших объемов и особые способы работы с различными видами информации. С помощью компьютера возможно создание, обработка и хранение информационных объектов любых видов, для чего служат специальные программы. Информационный объект: · обладает определенными потребительскими качествами (т.е. он нужен пользователю); · допускает хранение на цифровых носителях в виде самостоятельной информационной единицы (файла, папки, архива); · допускает выполнение над ним определенных действий путем использования аппаратных и программных средств компьютера. В таблице приведены основные виды программ и соответствующие информационные объекты, которые с их помощью создаются и обрабатываются.
Системы счисления Система счисления (англ. numeral system или system of numeration) — символический метод записи чисел, представление чисел с помощью письменных знаков. Система счисления: даёт представления множества чисел (целых и/или вещественных);
Примеры позиционной системы счисления - двоичная, десятичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления и т. д. Десятичная система счисления В этой системе 10 цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, но информацию несет не только цифра, но и место, на котором цифра стоит (то есть ее позиция). Самая правая цифра числа показывает число единиц, вторая справа - число десятков, следующая - число сотен и т.д. Пример: Двоичная система счисления В этой системе всего две цифры - 0 и 1. Основание системы - число 2. Самая правая цифра числа показывает число единиц, следующая цифра - число двоек, следующая - число четверок и т.д. Двоичная система счисления позволяет закодировать любое натуральное число - представить его в виде последовательности нулей и единиц. Пример:
Восьмеричная система счисления В этой системе счисления 8 цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Чтобы перевести в двоичную систему, например, число 611 (восьмеричное), надо заменить каждую цифру эквивалентной ей двоичной триадой (тройкой цифр). Легко догадаться, что для перевода многозначного двоичного числа в восьмиричную систему нужно разбить его на триады справа налево и заменить каждую триаду соответствующей восьмеричной цифрой. Пример: 6118 =011 001 0012 1 110 011 1012=14358 (4 триады) Шестнадцатиричная система счисления Запись числа в восьмеричной системе счисления достаточно компактна, но еще компактнее она получается в шестнадцатеричной системе. В качестве первых 10 из 16 шестнадцатеричных цифр взяты привычные цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, а вот в качестве остальных 6 цифр используют первые буквы латинского алфавита: A, B, C, D, E, F.Перевод из шестнадцатеричной системы в двоичную и обратно производится аналогочно тому, как это делается для восьмеричной системы. Перевод целых чисел в другие системы счисления Целое число с основанием 10 переводится в систему счисления с основанием 2 путем последовательного деления числа, на основание 2 до получения остатка. Полученные остатки от деления и последнее частное записываются в порядке, обратном полученному при делении. Сформированное число и будет являться числом с основанием N2. Перевод чисел в десятичную систему осуществляется путем составления степенного ряда с основанием той системы, из которой число переводится. Затем подсчитывается значение суммы. Пример. а) Перевести 10101101 с.с. 101011012 = 1*2^7+ 0*2^6+ 1*2^5+ 0*2^4+ 1*2^3+ 1*2^2+ 0*2^1+ 1*2^0 = 173 б) Перевести 7038. 7038 = 7*8^2+ 0*8^1+ 3*8^0= 451 в) Перевести B2E16. B2E16 = 11*16^2+ 2*16^1+ 14*16^0= 2862
Основные правила поведения, медицинские требования, предъявляемые при работе с компьютерной техникой, ответственность за несоблюдение ТБ при работе с компьютерной техникой, стандарты современных ЭВМ и их производители
http://proremontpk.ru/ustanovka/tehnika-bezopasnosti-pri-rabote-s-personalnym-kompjuterom.html
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |