КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Самостоятельная работа № 3.
ВОПРОСЫ 1. Грамматическая норма: особенности морфологических и синтаксических норм русского языка. 2. Основные трудности, связанные с употреблением в речи имен существительных. 3. Типичные ошибки в употреблении имен прилагательных. 4. Особенности склонения количественных числительных и сочетаемости собирательных числительных в русском языке. 5. Речевые ошибки, возникающие при употреблении местоимений разных разрядов. 6. Сложности при употреблении личных форм глагола в речи. 7. Трудности при согласовании и управлении слов в предложении. 8. Особенности употребления причастных и деепричастных оборотов в речи. 9. Специфика порядка слов в русском предложении. 10. Причины ошибок в составлении простых и сложных предложений.
ЛИТЕРАТУРА
ЗАДАНИЯ Задание 1. Укажите род и склонение имен существительных. Подберите прилагательные, правильно согласуя их с существительными. Образец. Хинди – существительное мужского рода, несклоняемое, забытый хинди; ФБР – существительное среднего рода, несклоняемое, известное ФБР. РЕКОМЕНДАЦИИ. Изучите тему «Грамматические нормы русского языка», раздел «Морфологические нормы» по любому указанному учебнику. Особо обратите внимание на специфику определения рода несклоняемых существительных, аббревиатур, на окончания существительных в разных падежных формах. Помните, что кроме мужского, женского и среднего рода есть слова общего рода и двуродовые слова. Определяя склонение существительных, не забывайте о разносклоняемых и несклоняемых словах. Вариант 1. Конферансье, кофе, авеню, крупье, столбище, сирота, кенгуру, Батуми, мозоль, ДНК. Вариант 2. Колье, апогей, кольраби, рантье, каноэ, Онтарио, МГУ, умишко, невежда, сирокко. Вариант 3. Протеже, кашне, леди, скворушка, запевала, Сочи, тендер, ГАИ, салями, сель. Вариант 4. Пресс-клуб, маэстро, боржоми, пылища, инкогнито, варьете, сальдо, Баку, ФРГ, шимпанзе. Вариант 5. Плащ-палатка, ралли, сулугуни, кольраби, пони, холодище, Миссисипи, пастель, растяпа, КПД. Вариант 6. Жарища, табу, хобби, умница, тюль, ООН, рефери, безе, априори, Токио.
Задание 2. Образуйте от данных в скобках прилагательных форму сравнительной или превосходной степени, подходящую по смыслу. РЕКОМЕНДАЦИИ. Задание не представляет особой трудности. Однако при выполнении необходимо обращать внимание на специфику простой и сложной форм сравнительной и превосходной степеней прилагательных, которые отличаются не только формой, но и значением. Вариант 1. 1. Ключевая вода (чистый) речной. 2. У младшего брата голос был (звонкий), чем у старшего. 3. Шахматная партия отложена в (хороший) положении для белых. 4. Сын (добросовестный) дочери. Вариант 2. 1. Малина (сладкий) брусника. 2. При переходе через горные речки надо соблюдать (строгий) порядок. 3. Космические корабли открыли человечеству путь к (глубокий) познанию тайн природы. 4. Учеба сплотила нас, мы стали (дружный). Вариант 3. 1. Олово (плавкий) металл, чем свинец. 2. Студент из Санкт-Петербурга был (молодой) участником научной конференции. 3. Речь писателя (яркий) и (выразительный), чем речь других выступающих. 4. Этот минерал (устойчивый). Вариант 4. 1. Смородина (вкусный) крыжовника. 2. Боксер из Казахстана одержал победу в (легкий) весе. 3. Слова Луки производят на некоторых обитателей ночлежки (сильный) впечатление. 4. Данное решение задачи (оригинальный). Вариант 5. 1. Твой рисунок (красивый) моего. 2. (Низкий) зимние температуры бывают у нас в Якутии. 3. Из-за ливней экспедиция работала в (трудный) условиях. 4. Были предприняты (строгий) меры предосторожности. Вариант 6. 1. Старая мебель (громоздкий), чем новая. 2. У мальчика появились (плохой) привычки. 3. Домой мы возвращались (короткий) дорогой. 4. Врач попросил больного дышать (медленный). Задание 3. Просклоняйте числительное. РЕКОМЕНДАЦИИ. Данное задание, несмотря на кажущуюся легкость, представляется трудным для выполнения. Проблема заключается в том, что при склонении составных количественных числительных изменяются все их составляющие, а в практике на это зачастую не обращают внимания и допускают речевые ошибки. Вариант 1. 1426 рублей Вариант 2. 3245 студентов Вариант 3. 2458 страниц Вариант 4. 2643 сотрудника Вариант 5. 8412 клиентов Вариант 6. 5679 пассажиров Задание 4. Вставьте пропущенные окончания слов там, где это необходимо. Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4.
Вариант 5.
Вариант 6.
Задание 5. Найдите речевые ошибки, исправьте их. Объясните причину ошибок. РЕКОМЕНДАЦИИ. Изучите тему «Грамматические нормы русского языка» по лекции и любому указанному учебнику. Особо обратите внимание на специфику определения рода несклоняемых существительных, аббревиатур, на окончания существительных в разных падежных формах. Трудности могут возникнуть при употреблении сравнительных степеней прилагательных, при использовании в речи разных разрядов местоимений, при склонении числительных, при употреблении глагольных форм, причастий и деепричастий, предлогов. В случае затруднений обращайтесь к справочным пособиям. Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4.
Вариант 5.
Вариант 6.
ТЕМА: Функциональные стили современного русского языка
ЦЕЛЬ: развивать навыки анализа текстов различных стилей; формировать умения построения устных и письменных текстов разного жанра и стиля по заданному содержанию.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |