Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Строение речевого аппарата. Образование гласных и согласных звуков.




Фонетическое членение речи

Наша речь представляет собой поток звучаний, цепь последовательно произносимых отрезков, которые в свою очередь распадаются на ряд более мелких единиц. С ритмико-интонационной стороны наша речь членится на следующие единицы:

1. фразу,

2. речевой такт,

3. фонетическое слово,

4. слог,

5. звук.

1. Фраза – это наибольшая единица, которая выделяется при фонетическом членении речи. Она представляет собой относительно законченный в смысловом и интонационном отношении отрезок речи, заключённый между двумя длительными паузами.

Например, в звуковой цепи Было ветрено, сыро и скверно //. Дверь в сад была открыта //, на почерневшем от мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя // (Л. Толстой) – три фразы.

2. Фраза может члениться на речевые такты (или фонетические синтагмы).

Речевой такт – это интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие. Он может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения.

Паузы между тактами короче, чем межфразовые паузы.

Например: Было ветрено, / сыро / и скверно //. - три такта.

3. Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов.

Фонетическое слово – это отрезок звуковой цепи (группа слогов), объединенный одним словесным ударением. Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим словам.

Например: В ту же ночь / широкая лодка / отчалила от гостиницы

 

(И.С. Тургенев) – в этой фразе три речевых такта, в каждом из которых по два фонетических слова, так как сочетания в ту же и от гостиницы имеют одно словесное ударение и образуют одно фонетическое слово.

4. Фонетическое слово делится на слоги.

Слог определяется как волна сонорности (звучности). Звучность – это слышимость звука на расстоянии.

5. Слоги состоят из звуков.

Звук речи – это кратчайшая, далее не делимая единица речевого потока.

Речевой аппарат – это совокупность органов речи, но термин «орган речи» условен, так как от природы специальных органов речи не существует. Эти органы сначала выполняют свою биологическую функцию, а потом уже участвуют в образовании звуков. В речевой аппарат входят: лёгкие, бронхи, трахея (дыхательное горло), нёбная занавеска (маленький язычок), ротовая и носовая полости, нёба, язык, губы, зубы. Работа речевого аппарата совершается при непременном участии головного мозга (центральной нервной системы), который является руководящим органом.

Звуки речи произносятся при выдыхании. Из лёгких воздух поступает в дыхательное горло и встречает на своём пути голосовые связки. Если они сдвинуты и напряжены, то при движении воздушной струи начинают колебаться. Ритмичные колебания голосовых связок создают тон (голос). Таким образом образуются гласные звуки. Сдвинутость голосовых связок – это первое препятствие, которое встречает на своём пути воздушная струя.

Далее воздушная струя попадает в ротовую полость или носовую (если маленький язычок опущен и закрывает проход воздуха в ротовую полость). В ротовой полости воздушная струя либо проходит свободно (при образовании гласных звуков), либо встречает на своём пути второе препятствие и с шумом преодолевает его (при этом образуются согласные звуки, которые состоят либо из голоса и шума, либо только из шума). Таким образом создаются неритмичные колебания – шумы.

Препятствия могут быть различными – это сближение губ друг с другом, нижней губы с зубами, языка с зубами или с нёбом.

Органы речи в ротовой полости делятся на активные и пассивные. Активные органы движутся при произнесении звука (это язык, губы, нёбная занавеска), пассивные органы речи неподвижны (это твёрдое и мягкое нёбо, зубы).

Итак, звуки речи делятся на тоны (гласные) и шумы (согласные).

§3. Классификация звуков речи

При классификации звуков речи мы учитываем их акустические свойства (высоту, силу, длительность, тембр) и физиологические свойства, то есть работу органов речевого аппарата. Звуки речи делятся на гласные и согласные.

1. Гласные звуки состоят только из голоса (тона), который создаётся ритмичными колебаниями голосовых связок. В образовании согласных обязательно участвует шум, который создаётся аритмичными колебаниями воздушной струи в процессе преодоления препятствий в ротовой полости, тон в образовании согласных может участвовать, а может и не участвовать.

2. При произношении гласных звуков воздушная струя проходит через ротовую полость свободно, при произношении согласных звуков встречается препятствие.

3. Гласные звуки – ртораскрыватели, чем громче мы их произносим, тем шире открывается рот. Согласные звуки – ртосмыкатели, чем громче мы их произносим, тем плотнее сжимаются органы речи.

 

Классификация гласных звуков

Гласные – это чисто тоновые звуки. Они возникают в гортани в результате колебания голосовых связок. Основную роль в образовании гласных звуков играют движения губ и языка.

В соответствии с этим в зависимости от движения губ и языка гласные звуки делятся по трём признакам:

1) по месту подъёма языка (движение языка по горизонтали);

2) по степени подъёма языка (движение языка по вертикали);

3) по участию губ.

По месту подъёма языка гласные звуки делятся на:

- гласные переднего ряда (при их образовании передняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу): [и], [э];

- гласные среднего ряда (средняя часть спинки языка движется к нёбу): [ы], [а];

- гласные заднего ряда (задняя часть спинки языка движется к мягкому нёбу): [у], [о].

По степени подъёма языка гласные звуки делятся на:

- гласные верхнего подъёма (язык поднят в наибольшей степени): [и], [ы], [у];

- гласные среднего подъёма (язык по вертикали находится в среднем положении): [э], [о];

- гласные нижнего подъёма (язык максимально опущен): [а].

По участию губ в образовании звуков гласные делятся на:

- лабиализованные (от лат. labium — губа), то есть огубленные: [у], [о]. При их образовании губы сближаются, округляются и вытягиваются вперёд;

- нелабиализованные, то есть неогубленные: [а], [и], [э], [ы]. При их образовании губы растянуты.

 

Классификацию гласных полного образования можно представить в виде следующей таблицы:

 

подъём ряд
передний средний задний
В верхний [и] [ы] [у]
С средний [э]   [о]
Н нижний   [а [а]  

 

Кроме гласных полного образования (ударных), в русском языке есть редуцированные гласные, которые произносятся в безударных слогах.

[ a ] (или другое обозначение [ ٨ ]) – гласный, средне-заднего ряда, средне-нижнего подъёма, неогубленный, краткий.

э] – гласный, переднего ряда, средне-верхнего подъёма, неогубленный, краткий.

э ] – гласный, средне-переднего ряда, средне-верхнего подъёма, неогубленный, краткий.

[ъ] – гласный, среднего ряда, среднего подъёма, неогубленный, сверхкраткий (не путать с буквой «твёрдый знак»).

[ь] – гласный, переднего ряда, верхне-среднего подъёма, неогубленный, сверхкраткий (не путать с буквой «мягкий знак»).

 

 

Классификация согласных звуков

Образование и классификация согласных звуков значительно сложнее, чем гласных.

На основании акустико-физиологических свойств согласные звуки различаются по 4 признакам:

1) по участию тона и шума в образовании согласных;

2) по месту образования шума;

3) по способу образования шума;

4) по твёрдости - мягкости.

 

I. Качество согласных зависит от работы голосовых связок, т.е. от участия тона и шума в образовании согласных звуков.

По участию тона и шума согласные звуки делятся на сонорные и шумные.

Сонорные звуки образуются при участии тона и шума, но тон преобладает. Несмотря не препятствия, проход воздушной струи остаётся достаточно широким: [л] - [л’], [м] - [м’], [н] - [н’], [р] - [р’], [j].

Шумные согласные делятся на шумные звонкие и шумные глухие.

При образовании шумных звонких согласных участвуют шум и голос, но шум преобладает: [б] - [б’], [в] - [в’], [г] - [г’], [д] - [д’], [з] - [з’], [ж] - [ ’]- долгий.

При образовании шумных глухих согласных тон совсем не участвует, так как голосовые связки раздвинуты и не колеблются воздушной струёй. Звуки создаются только с помощью шума, который образуется в ротовой полости, когда преодолеваются препятствия: [к] - [к’], [п] - [п’], [с] - [с’], [т] - [т’], [ф] - [ф’], [х] - [х’], [ц], [ч], [ш] - [ ’] – долгий.

Большинство согласных образуют пары по звонкости-глухости. К непарным относятся:

1) сонорные звуки: [л] - [л’], [м] - [м’], [н] - [н’], [р] - [р’], [j];

2) глухие звуки: [ч], [ц], [х] - [х’].

II. Все согласные звуки имеют определённое место образования шума в зависимости от того, какие активные и пассивные органы речи образуют преграду.

По месту образования согласные звуки делятся на губные и язычные.

Губные звуки делятся на губно-губные и губно-зубные.

При образовании губно-губных звуков смыкаются верхняя и нижняя губа:

[б] - [б’], [п] - [п’], [м] - [м’].

При образовании губно-зубных звуков нижняя губа приближается к верхним зубам: [в] - [в’], [ф] - [ф’].

Все остальные звуки относятся к язычным, при образовании которых спинка языка сближается (если звук щелевой) или смыкается (если звук смычный) с пассивным органом речи (зубами или нёбом).

III. Качество согласного зависит от характера преграды, которая может быть различной.

В зависимости от того, как преодолеваются препятствия в ротовой полости, все согласные по способу образования шума делятся на щелевые (фрикативные) и смычные.

При образовании щелевых согласных звуков органы речи лишь сближаются. Воздушная струя проходит через щель, как бы трётся об её края, и тем самым создаётся шум. К ним относятся: [в] - [в’], [ж] - [ ’]- долгий, [з] - [з’], [j], [с] - [с’], [ф] - [ф’], [х] - [х’], [ш] - [ ’]- долгий.

Все остальные звуки относятся к смычным. При их образовании органы речи образуют смычку (т.е. смыкаются), которую преодолевает воздушная струя.

IV. Согласные звуки различаются по признаку твёрдости - мягкости. Твёрдые и мягкие согласные характеризуются своей артикуляцией.

При образовании твёрдых согласных язык концентрируется в задней части ротовой полости, а при образовании мягких согласных – в передней части.

Большинство согласных образуют пары по твёрдости - мягкости: [б] - [б’], [в] - [в’], [г] - [г’] и др.

К непарным согласным относятся:

1) только твёрдые: [ж], [ц], [ш];

2) только мягкие: [j],[ ’] - долгий, [ч], [ ’]– долгий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 145; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.