КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Текст как результат речевой деятельности
ВОПРОСЫ 1.Приведите примеры искусственных знаковых систем. 2.Что такое уровневое представление о системе языка? 3.Какая речь преобладает в современной жизни - письменная или устная? 4.Почему письменный монолог и устный диалог являются полярными видами речи? 5.Перечислите ситуации, в которых звучит публичная диалогическая речь. 6.Есть ли различия между мышлением и внутренней речью? 7.Как вы понимаете слова Ф. И. Тютчева: «Мысль изреченная есть ложь!»? 8.Исследования Н. И. Жинкина показали, что речевой слух развивается при многократном повторении, т. е. в результате усиленной тренировки голосового аппарата, речевых мышц. Исходя из этого, объясните, почему очень эффективен для повышения орфографический грамотности метод диктанта? 9.В каких ситуациях уместно рефлексивное, а в каких нерефлексивное аудирование? 10.В чем преимущество умения слушать эффективно, по мнению А. Моруа: «Множество женщин сделало блестящую карьеру, умея внимательно слушать, разумно отвечать и говорить тогда, когда это уже необходимо»? Прав ли, на ваш взгляд, французский писатель? 11.Одна из американских методик слушания рекомендует: «Слушай, что человек может сказать, не может сказать, не хочет сказать». Как вы понимаете этот совет? 12.Как образуется звук? 13.Из чего складывается интонация? 14.Какую роль играют паузы в устной речи? 15.Раскройте зависимость звучания голоса от характера (состояния) человека. 16.В чем отличие полного стиля произношения от неполного? 17.Чем отличается чистоговорка от скороговорки? 18.И. Андроников - известный литературовед, исполнитель устных рассказов - читал лермонтовские стихи очень ритмично, соразмерно чередовал паузы. Можно ли объяснить такое совершенство прирожденным чутким музыкальным слухом мастера? Следует ли рекомендовать пение для развития техники речи?
ЗАДАНИЯ 1.Почему представление о языке как о системе закрепляется за словом «язык», а не «речь»? Объясните это, опираясь на этимологию (См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - М., 1996; Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. - М., 1997) 2.В каких значениях употреблены слова «язык» и «речь», приведите синонимы: Он не владеет языком. Говорит тяжелым языком. Притча во языцех. И назовет меня всяк сущий в ней язык. Язык мой - враг мой. Язык формул. Трудный для понимания язык. Язык колокола. Шершавым языком плаката. Он изучает русский язык. Одна речь не пословица. Изучение родной речи - великое дело. Речь Посполита. Речи слышали, да дела не видели. Не верь своим очам, верь моим речам. Владеть речью. Дар речи. Отчетливая речь. Стихотворная речь. Умные речи приятно и слушать. Об этом не может быть и речи. Выступить с речью. Он изучает русскую речь 3.Определите, какой вид речи представлен в следующих ситуациях: а) ученик рассказывает наизусть стихотворение А. С. Пушкина; б) студент дословно воспроизводит по памяти определение понятия «речевая деятельность»; в) драматург написал диалог героев своего нового произведения; г) журналист готовит к публикации текст интервью с известным бизнесменом; д) менеджеры 2 фирм ведут деловую беседу; е) ученые - филологи вышли с диктофоном на улицы с целью записи городских бытовых диалогов для последующего изучения современной разговорной речи. 4.Понаблюдайте за дикторами телевидения, постарайтесь определить, заучен текст или звучит импровизация. 5.Выявите особенности устной монологической речи, проанализировав фрагмент выступления на собрании - конференции трудового коллектива - вице-президента Волжского автомобильного завода Ю. Б. Степанова (газета «Автостроитель», 24 октября 1997 года): «Прежде, чем вы приступите к голосованию, мне бы хотелось развеять некоторые ошибочные мнения, которые прозвучали. Наверное, ни для кого не секрет, что ждать помощи, помощи материальной от Волжского автомобильного завода, который сам сегодня находится не просто в тяжелейших условиях... Эти условия трудно охарактеризовать, потому что они таковы, что мы обязаны помимо всех текущих платежей, помимо тех налогов, которые уже платим, платить громадные суммы задолженности, которые образовались, и для вас это не секрет - почему. Эти задолженности образовались в момент постановки десятого автомобиля на Волжском автомобильном заводе. И ни один рубль не потрачен больше ни на что, что и подтверждается любыми комиссиями правительства. Но эти задолженности громадные, они триллионные. И сегодня мы в безвыходной ситуации. Мы обязаны платить. В соответствии с 254 постановлением правительства любая неуплата в течение двух месяцев подряд или два раза в течение года приводит к немедленному банкротству. Поэтому все выступления, которые прозвучали - там есть богатый дядя, который решит все наши проблемы, они не верны». Заметили ли вы избыточность речи (повторы сказанного, разного рода уточнения, пояснения), экономию языковых средств (пропуск слов), перебивы? Что мешало понять говорящего, а что, наоборот, помогало? 6.Произнесите фрагмент вышеприведенного текста с имитацией под живую речь. Для этого отметьте смысловые ударения ("), возможные паузы (/, //), изменения громкости (æ, ä), убыстрение или замедление темпа. 7.Чтобы лучше осознать свою манеру слушать, ответьте на вопросы теста из книги американского исследователя М. Беркли - Ален «Забытое искусство слушать» (СПб, 1997). Варианты ответов: 1) «в большинстве случаев», 2) «часто», 3) «иногда», 4) «почти никогда». 1. «Отключаетесь» ли вы, слушая тех людей, с которыми вы не согласны или которых слушать не хотите? 2.Сосредоточиваетесь ли вы на сказанном даже тогда, когда это вам не интересно? 3.Прекращаете ли вы слушать говорящего, если знаете, что он собирается сказать? 4.Повторяете ли вы услышанное своими словами? 5.Выслушиваете ли точку зрения другого человека, даже если она расходится с вашей? 6.Берете ли вы что - либо от каждого собеседника, пусть даже самое незначительное? 7.Выясняете ли вы, что значат услышанные вами незнакомые слова? 8.Готовите ли вы мысленно выражения, пока собеседник говорит? 9.Делаете ли вы вид, что слушаете, когда на самом деле совсем не слушаете? 10.Витаете ли вы мыслями где - то далеко, когда с вами кто - то говорит? 11.Воспринимаете ли вы сообщение целиком, включая его словесное и несловесное выражение? 12.Признаете ли вы, что одни и те же слова для разных людей значат разное? 13.Прислушиваетесь ли вы только к тому, что хотите услышать, не замечая остального? 14.Смотрите ли вы на говорящего? 15.Концентрируетесь ли вы больше на сути сказанного или на внешнем виде говорящего? 16.Известно ли вам, на какие слова и выражения вы сильнее всего реагируете эмоционально? 17.Думаете ли вы заранее, какой цели собираетесь достичь в данном акте общения? 18.Планируете ли вы время, когда лучше высказать свою мысль? 19.Думаете ли вы о том, как другой человек прореагирует на сказанное вами? 20.Учитываете ли вы то, каким образом лучше осуществить акт общения (в письменной форме, устно, по телефону, с помощью доски объявлений, записки и т. п.)? 21.Имеете ли вы в виду, с каким человеком говорите (враждебно настроенным, незаинтересованным, застенчивым, упрямым...). 22.Перебиватете ли вы говорящего? 23.Думаете ли вы иногда: «А я - то предполагал, что он это должен знать»? 24.Позволяете ли вы собеседнику выражать его отрицательное отношение к вам, не занимая при этом оборонительной позиции? 25.Занимаетесь ли вы регулярно упражнениями для совершенствования своего умения слушать? 26.Делаете ли вы записи «на память»? 27.Не отвлекают ли вас посторонние звуки и шум? 28.Слушаете ли вы говорящего, не критикуя его и не осуждая? 29.Повторяете ли вы полученные инструкции и сообщения, чтобы убедиться, что вы их правильно поняли? 30. Выражаете ли вы своими словами то, что, по вашему мнению, чувствует говорящий? Вычислите результат, заменяя ответ баллом:
8.Выберите из нижеперечисленных истинные утверждения: 1)Аудирование - это непроизвольный процесс. 2)Умение слушать - приобретаемый навык. 3)На процесс слушания затрачивается немного энергии; это несложный процесс. 4)Говорение - более важный вид речевой деятельности, чем аудирование. 5)Некоторые искажают речь партнера так, что воспринимают только то, что хотят слышать. 6)Когда человек погружен в свои мысли, он не в состоянии слушать, что ему говорят. 7)На восприятие услышанного влияют профессиональная подготовка, жизненный опыт, знания личности. 8)Ответственность за успех общения полностью лежит на говорящем. 9)В умении слушать проявляется воспитанность человека. 10)Во время аудирования лучше не проявлять интереса к другой стороне, демонстрируя свое если не безразличное, то малозаинтересованное отношение. 9. На основе анализа отрывков из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» охарактеризуйте стиль слушания Пьера Безухова и Наташи Ростовой в ситуациях: «Слушая рассказы капитана, как это часто бывает в позднюю вечернюю пору и под влиянием вина, Пьер следил за всем тем, что говорил капитан, понимал все и вместе с тем следил за рядом личных воспоминаний, вдруг почему - то представших его воображению. Когда он слушал эти рассказы любви, его собственная любовь к Наташе неожиданно вдруг вспомнилась ему, и, перебирая в своем воображении картины этой любви, он мысленно сравнивал их с рассказами. Следя за рассказом о борьбе дома с любовью, Пьер видел перед собой все малейшие подробности своей последней встречи с предметом своей любви у Сухаревой башни. Тогда эта встреча не произвела на него влияния; он даже ни разу не вспомнил о ней. Но теперь ему казалось, что встреча эта имела что - то очень значительное и поэтическое» (т 3, и XX1X, ч. 11); «Пьер слушал ее с раскрытым ртом и не спуская с нее своих глаз, полных слезами. Слушая ее, он не думал ни о князе Андрее, ни о смерти, ни о том, что она рассказывала. Он слушал ее и только жалел ее за то страдание, которое она испытывала теперь, рассказывая» (т 4, гл. XV1, ч V1); «Пьер рассказывал свои похождения так, как он никогда их еще не рассказывал никому, как он сам с собою никогда еще не вспоминал их. Он видел теперь как будто новое значение во всем том, что он пережил. Теперь, когда он рассказывал все это Наташе, он испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, - не умные женщины, которые, слушая, стараются или запомнить, что им говорят, для того, чтобы обогатить свой ум и при случае пересказать то же или приладить рассказываемое к своему и сообщить поскорее свои умные речи, выработанные в своем маленьком умственном хозяйстве; а то наслаждение, которое дают настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасывания в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины. Наташа, сама не зная этого, была вся внимание: она не упускала ни слова, ни колебания голоса, ни взгляда, ни вздрагивания мускула лица, ни жеста Пьера. Она на лету ловила еще не высказанное слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера» (т 4, гл. XV11, ч. 111). 10.Проведите игру «Снежный ком». Участников должно быть не более десяти. Первый игрок начинает что - то рассказывать (историю, рассказ, сказку), например, «иду я вчера». Второй должен повторить то, что сказал первый, и продолжить сообщение: «иду я вчера домой». Третий участник восстанавливает то, что сказали первый и второй рассказчик, вставляет новое слово. Тот, кто пропустил свою очередь, неточно воспроизвел услышанное, выходит из игры. Побеждает оставшийся последним. Ответьте на вопросы: «Отвлекались ли вы? Почему? В каких случаях? Перебивали ли вы собеседника?» 11.Устройте радио - или телеэкзамен: прослушайте вместе с кем - нибудь передачу и проверьте, сколько положений каждый запомнил. 12.Попробуйте определить основные недостатки собственного голоса, дикции, используя магнитофон. Составьте план тренировки речи РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.Атватер И. Я. Вас слушаю - М., 1988. 2.Беркли - Ален М. Забытое искусство слушать. - СПб, 1997. 3.Введенская Л. А., Червинский П. П. Теория и практика русской речи. - Ростов - на - Дону, 1997. 4.Жинкин Н. И. Механизмы речи. - М., 1958. 5.Козлянинова И. П. Произношение и дикция. - М., 1977. 6.Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1972. 7.Никольская С. Т. Техника речи. - М., 1978. 8.Панов Е. Н. Знаки, символы, языки. - М., 1983. 9.Реформатский А. А. Введение в языкознание. - М., 1996. 10.Сахарный Л. В. К тайнам мысли и слова - М., 1983. 11.Тумина Л. Е. Учимся слушать // Русский язык в школе, 1993, №1. 12.Шилов Л. А. Голоса, зазвучавшие вновь. - М., 1987. 13.Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. - М., 1974.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |