Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историко-культурный стандарт




Дід мороз i Снiгуронька. Всiх дiтей дозали просимо ласкаво. Гляньте, як ялинка свiтиться яскраво. У гостi до нас завiтала нова, Зелена, розкiшна краса осяйна. Діти заходять до зали в карнавальних костюмах, зупиняються біля ялинки. 1 дитина. За вiкном бiлiе снiг, Падають снiжинки. А узалi гомiн, смiх — Бо ж прийшла ялинка. 2 дитина.

Картопля.

Я картопелька гарненька,

Хоч 1 в скромному вбраннi

В рiзних стравах я смачненька,

Тож 1 радiсно менi.
Гарбуз. Я товстун, я гарбуз,

Я смачний 1 тим горджусь.

Гарбузову кашу їж,

Тодi виростеш скорiш.

Овочі (разом).
Ой, мерщiй кладiть нас в кошик.

Ми на диво всi хорошi.

Ось ми якi! Ось ми якi!

Господиня. Ти, Гарбуз, эбирай родину,
Прошу всіх в комору на гостину.

Дiти беруться за руки, йдуть по колу. Гарбуз стае всередину.

Iнсценiзацiя пiснi-гри “Ходить гарбуз по городу”

Дитина.. Ходить гарбуз по городу, питаеться свого роду:
Гарбуз. Ой чи живi, чи здоровi всi родичi гарбузовi?

Дитина. Обiзвалась жовта диня, гарбузова господиня:

Диня: іще живi, ще здоровi всi родичi гарбузовi!

Дитина. Обiзвалиеь огiрочки, гарбузовi сини й дочки:
Огірочки: iще живi, ще здоровi всi родичi гарбузовi!
Дитина: Обiзвалась морковиця, гарбузовая сестриця:

Морквина: іще живi, ще здоровi всi родичi гарбузовi.
Дитина: о бiзвались буряки, гарбузовi свояки:
Буряки: іщеживi, ще здоровi всi родичi гарбузовi!
Дитина: Обізвалась бараболя, а за нею i квасоля:
Бараболя і квасоля. Iще живi, ще здоровi всi родичi гарбузовi!

Дитина: Обізвався старий біб:

Я пддержав увесь рiд!
Іще живі, ще здоровi всi родичi гарбузовi!

Ой, зар бузе ти перiстий, iз чим тебе будем їсти?
Гарбуз: Миска пшона, шматок сала — от до мене вся приправа.

Ведуча: Ну що ж, Гарбузе, пригощай дiток гарбузовою кашаю.
Хлопчик у наголівничку Гарбуза з дiвчинкою-Гостюдинькою пригощають дітей гарбузовою кашею.

Ведуча: Ось який багатий урожай зiбрала наша господинька, якi
чудові овочі виросли в Гарбуза на городi! Але їх треба вчасно зiбрати та зберегти на зимку. Хто мені в цьому допоможе?

 

Гра “Хто швидше эбере врожай”

Посеред зали розкладають,перемiшуючи, картоплю, буряк, моркву й огiрки. По чотирьох кутках зали стоять кошички. Четверо дiтей за командою носятаь кожен свiй овоч у кошик.

Гра-естафета

Перенесіть картоплю ложкою”

Ведуча. А тепер нам потрiбна ложка, щоб перенести картоплю.

Дiтей об’еднують у двi команди. Тодi кладуть на ложки картоплю i переносять до позначеного мiсця i назад, передають ложку наступному гравцевi.
Гра “Хто швидше складе овочi”
Дiти на пiдлозi складають великi пазли-овочi.
Ведуча.
А може ви, дiти, вiршики про осiнь знаете?
Дiти декламують вiршi про осiнь.
Ведуча.
А тепер настав час танцювати. Ми сплели вiночки з осiннiх листочкiв. Тож запрошуймо Осiнь до танцю.
Пiсня-танок “Осiннi вiночки”
Муз. Л. Кіндрат. Сл.. невідомого автора
Ми сплели вiночки iз листочкiв,
Будемо кружляти у таночку,
У вiнку в таночку, в швидкiм танцi.
Ми сплели вiночки дуже гарнi.
Дiти йдуть по колу.
Ми сплели вiночки з горобини,
Дiвчатка обходять навколо хлопчикiв.
Приходiть в садочок на гостини,
Хлопчики обходять навколо дiвчаток.
На гостини, спiви, свiтле свято,
Будем хороводом танцювати.
Дiти кружляють “вiконечком”.
Пустимо вiночки за водою,
Я iду в таночку за тобою,
Дiвчатка знiмають вiночки з голови, кладуть їх колом на підлогу.

Хто зi мною покружляе, потанцює,
Того осiнь щедро обдаруе.
Дiти кружляють “човником”.

Осiнь. Ну що, любi милi дiти!
Менi уже прощатися пора.
Та приходила до вас я
Не з порожнiми руками,
А iз щедрими дарами.
Пригощайтеся, малята,
Веселiше буде свято.

Дiвчинка-Осiнь пригощае дiтей.яблуками.

Зима
Новий Рiк

Фрагмент новорiчного карнавалу

Ця красуня лiсова
Вiд іграшок сяє.
Весь садочок наш спiна,
Рік новий стрiчае.
Усі діти разом.

Ялинко, ялинко,вогнi засвiти,
Малята у гості до тебе прийшли.

Раз, два, три, сяй, ялинко, i гори!
Звучить музика. Входить Зима. Вона посипає все снiжком.
Зима. Сніг пухнастий стетелеться,
Настав зимовий час.

Я – зима-хурделиця

Прийшла вітати вас.

Хто любить мій сніжок пухнастий?

Узори на вiкнi?
Хто любить санок бiг стрiмкий
В зимовi яснi днi?
дiлш. Ми любим, Зимонько, тебе,
Твiй iнiйi льодок,
1 снiг пухнастий на гiлках,
Санчата i каток,
Зима. Скакала сорока з далекого гаю,
Що пiсню про мене всi дiти спiвають.
Зима разом з дiтьми співають пісню “Кришталева зимонька”.

З дитина.

Зимонько! для нас ялинку ти несеш
Щороку на порiг.
Здаеться казкою усе,
Коли iде твiй снiг.
Група дiтей беде хоровод “Білий снiгу, снiженьку”. У центрi кола танцюють снiжинки зi Снiгуронькою. Пiсля хороводу дiти стають пiвколом бiля ялинки.
4 дитинка.

Ось яка ялиночка
В нашому садку.
На ялинцi вогники,
Вся нона в снiжку.
5 дiтинка.

Разом ми зустрiнемо
Новорiчний день.
Будем веселитися
1 спiвать пiсень.

Пiсня “Ось ялиночка прийшла”.

Дiти сiдають. дiд Мороз пропонуе їм розтiовiсти вiршi, загадки

Дiд Мороз. Молодцi, дiти. Багато вiршiв знаете. Тож у нагороду
заттрошую вас на лiсову галявину. Побачите, як лiсовi звiрята готу ються до зустрiчi Нового року.
Зайчик (вбiгае). Я страшенний боягуз
1 Лисички я боюсь.
В лiсi, в полi, навкруги,
Скрiзь у мене вороги.
Iз-за ялинки з’являеться Лисичка, iйдходить до Зайчика.
Лцсцчка.
Ти мене не бiйся, друже,
Я сьогоднi добра дуже.
Нумо разом святкувати,
В танцi весело кружляти.
Танок Лисички 1 Зайчика.

Червоа Шапочка (входить).
зранку я причепурилась —
Новий рiк стрiчати,
Весело сьогоднi буде
З вами тут, малята!
!з-за ялинки виходить Вовк.
Вовк. Аж ось де я тебе знайшов
Не бiйсь мене — я добрий вовк.
З тобою хочу помиритись.
Прийшов на снято веселитись, —
Чуеш — музика яка?
Затанцюем гопачка.
Танок Вовка 1 Червоної Шапочки.
Звучить маршова музика. Входить Новий рiк.
Новий рiк пiд музичний супровiд обходить залу i зупиняеться біля діда Мороза та Снiгуроньки.
Новий рiк. З Новим роком, дiти милi!
Зичу вам здоров’я, сили,
Щоб пiснi навкруг дзвенiли,
Щоб нiколи не хворiли!
IЦоб лунав веселий смiх.
З новим роком! Всiх! Всiх! Всiх!
Хоровод “З Новим роком друзiв ми вiтаєм”.

Вбігають зайчики, дивляться на ялинку.
Зайчики. Зелена ялинка — найкраща у нас.
На вiтах доволi дарункiв, прикрас.
Снігуронька. Ве селе у нас снято! дiдусю Морозе, а ти нiчого не забув? Подивися! Он під ялинкою – снігові замети. Може, вони чарiвнi

Дід мороз. Так – так. Вони справдi чарiвнi. (Дiд Мороз розгортас
перший сніговий замет,, а там
снiжки.)
Дід мороз грає з дітьми в снiжки. Пiсля гри дiти сiдають, а,дід мороз розгортає другий замет., Там
iграшки, книжки. Дiд Мороз
пропонує дітям продемон струвати, що вони вмiють: розповiсти
вірш, гумореску, загадку, зас пiвати пiсню. Пiсля цього вiн разом зi
Снігуронькою нагороджує кращих виконавцiв. Дiд Мороз розгортає
третій сніговий замет, а тамласощi, якими вiн пригощас всіх

 

 


 

 

РАЗДЕЛ I. ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ/

В ходе расселения славян по Восточноевропейской равнине в VI – VIII вв., являвшего собой завершающий этап т.н. Великого переселения народов – грандиозного миграционного движения, охватившего в I тыс. н.э. Евразийский континент, сложилась восточная ветвь славянства. В Восточной Европе сформировалось более десятка крупных славянских догосударственных общностей, в каждой из которых были собственные князья. В течение IX – X столетий все восточные славяне, а также ряд финноязычных и балтских народов, обитавших на Восточноевропейской равнине, были объединены под единой княжеской властью, под главенством одной династии (Рюриковичей). Сложилось государство, получившее название Русь или «Русская земля», со столицей в Киеве (Киевская Русь). В конце X в. на Руси было принято христианство в его восточном, православном варианте, что предопределило путь культурного развития страны и оказало огромное влияние на картину мира и систему представлений человека того времени. Формирование государства и принятие христианства являлись составными частями процессов политогенеза и христианизации, охвативших в конце I тыс. н. э. большую часть Евразийского континента. Период с конца X по начало XII столетия - время существования относительно единого Древнерусского государства. Оно было одним из самых крупных в Европе и играло видную роль в международных отношениях. Ведущую роль в общественных отношениях играли князья и окружавшая их военно-служилая знать (дружина). Верховная власть принадлежала княжескому роду Рюриковичей, между членами которого распределялись княжеские столы (престолы) в составных частях, территориально-административных единицах государства – волостях. В ряде крупных городских центров значительное влияние на решение важных политических вопросов начинает оказывать городское собрание – вече. Социально-экономический и общественно-политический строй Древнерусского государства, хотя и имел целый ряд специфических черт, тем не менее, во многом был схож со строем соседних европейских государств: Польши, Чехии, Венгрии. Прежде всего, это касается господствующей роли князя и служившей ему знати, системы централизованной эксплуатации зависимого населения, относительно позднего развития крупной частной земельной собственности. В XII веке государство Русь распадается на ряд фактически самостоятельных государственных образований – земель, в большинстве из них правили представители разросшегося рода Рюриковичей. Несмотря на фактическую суверенность земель, продолжало существовать представление о единстве Руси, о Киеве как общерусской столице, о главенстве киевского князя («князя всея Руси») над всеми Рюриковичами. Единой оставалась и русская церковная организация во главе с митрополитом всея Руси. В каждой земле формируются собственные культурные центры, возникают оригинальные памятники литературы и искусства. Особая форма политического строя сложилась в крупнейшей земле – Новгородской. Там высшим органом власти постепенно становилось городское собрание – вече, которое могло приглашать и лишать новгородского стола князей и избирало важнейших должностных лиц.

Период с середины XIII по XV столетие – время кардинальных перемен в судьбе Руси. Удар, нанесенный по русским землям монгольскими завоевателями в середине XIII века, серьезно изменил их развитие, в первую очередь политическое. Русские земли оказались политически и экономически ослабленными и попали в зависимость от иноземной власти. Сильнейшим государством Восточной Европы и северо-западной части Азии стала теперь Орда. В этих условиях перестало существовать формальное единство русских земель во главе с Киевом. Западные и южные русские земли в течение второй половины XIII – начала XV века вошли в состав иноэтничных по происхождению государственных образований – Великого княжества Литовского и Польского королевства. В Северо-Восточной Руси после установления зависимости от Орды начался процесс объединения русских земель. Постепенно его центром стало возникшее во второй половине XIII века Московское княжество, чьи князья к концу XIV столетия после длительной борьбы закрепили за собой великое княжение Владимирское – главное в Северо-Восточной Руси, а с ним – право именоваться «великими князьями всея Руси». В Новгороде и Пскове сложился республиканский строй, имевший черты сходства с западноевропейскими городскими коммунами. В XV столетии политическая карта Восточной Европы выглядела совсем иначе, чем до монгольского нашествия. Вместо более десятка земель на ней доминировали два крупных государства – Великое княжество Литовское (включившее в себя значительную часть русских, восточнославянских территорий) и Великое княжество Московское. Они вели между собой борьбу за первенство в условиях постепенного ослабления и последующего распада Орды. Единое Русское (Российское) государство, складывавшееся на основе Великого княжества Московского, к концу XV в. освободилось от ордынской зависимости, стало крупнейшим в Европе по размерам территории и включилось в европейскую систему международных отношений.

Введение. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.

Восточная Европа в середине I тыс. н.э. Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Образование государства Русь.

Исторические условия складывания русской государственности: природноклиматический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента. Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси. Русь в конце X – начале XII в. Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь. Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы. Культурное пространство. Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология. Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.

Русь в середине XII – начале XIII в. Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте. Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.

Русские земли в середине XIII - XIV в. Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (т.н. «ордынское иго»). Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей. Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Каменные соборы Кремля. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв. Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура. Распад Золотой орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком Культурное пространство Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 75; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.