Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональные знания, умения и навыки специалиста по социальной работе




Развитие социального профессионального образования в Республике Беларусь. Подготовка специалистов для социальной сферы.

Государственный образовательный стандарт высшего образования по социальной работе. Социальная работа как вид профессиональной деятельности по оказанию социальной помощи нуждающимся. Социальная работа, носящая превентивный характер.

Социальная работа как форма практической деятельности специалиста.

Подготовка специалистов социальной работы на первой и второй ступенях высшего профессионального образования. Знания, умения и навыки специалиста по социальной работе. Профессиональное становление и профессиональная адаптация.

Переподготовка и повышение квалификации социального работника

 

Важное значение в подготовке кадров высшей квалификации имеет Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности Социальная работа.

Образовательный стандарт декларирует следующие цели подготовки специалиста:

- формирование и развитие социально-профессиональной практико- ориентированной компетентности позволяющей сочетать академические, социально-личностные, профессиональные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности;

- обучение студентов организации и методам реализации в различных структурах общества социальных, социально-психологических, медикоė социальных, социально-правовых, социально-реабилитационных, социальноė педагогических,социально-экономических мер;

-обучение студентов способам модификации образа жизни с целью снижения в нем удельного веса социальных причин и предрасполагающих факторов, порождающих девиантное поведение: курение табака, употребление алкоголя, наркотиков, психологические стрессы и другие негативные явления и процессы;

- обучение студентов технологиям организации социальной поддержки социальной помощи и реабилитации социально незащищенных лиц или имеющих ограничения жизнедеятельности, ведущие к социальной недостаточности;

- обучение студентов технологиям проектирования и организации социально-экономической деятельности.

Освоение образовательных программ по специальности - Социальная работа, должно обеспечить формирование следующих групп компетенций:

- академических компетенций, включающих знания и умения по изученным дисциплинам способности и умения учиться;

- социально-личностных компетенций, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им;

- профессиональных компетенций, включающих способность решать задачи разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере.

Социальная работа — профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. 1]

Социальная работа развилась в основную профессию по оказанию помощи нуждающимся оказавшиеся в затруднительной ситуации. Клиентами социальной работы обычно являются представители слабых, уязвимых, экономически и необеспеченных слоев населения (пожилые и старые люди, дети, подростки и молодёжь, молодые семьи и семьи и т. д.). Таким образом, социальная работа — это деятельность, причем профессиональная, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней (находящимся в трудной жизненной ситуации), не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.

Социальная работа — это профессиональное содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем посредством развития собственных ресурсов человека и его социального окружения. [2]

Социальная работа - это деятельность, которая позволяет людям, организациям осознать трудности (личные, ситуативные, социальные) и преодолеть их благодаря поддержке, защите, коррекции и реабилитации.

В настоящее время социальную работу как вид профессиональной деятельности можно рассматривать в рамках двух подходов:

Первый подход рассматривает социальную работу как профессиональную деятельность, возникающую в виде добровольной филантропической и благотворительной помощи, основанную, прежде всего, на личностном, эмоциональном отношении к страданиям и бедам других людей. В мире созданы и функционируют множество благотворительных общественных некоммерческих организаций социальной направленности.

В рамках второго подхода под социальной работой понимается профессиональная деятельность, целью которой является материализация, опредмечивание интересов и потребностей человека, достижение социально и личностно значимых результатов, закрепление или изменение положения личности, группы людей в обществе.

Профессиональная деятельность – выполнение трудовой деятельности на основе имеющихся специальных знаний и практических навыков.

В качестве специфических черт профессиональной социальной работы в настоящее время выделяют не только решение личностных проблем, но и регулирование правовых и экономических отношений человека с обществом. Многообразие видов социальной деятельности, как замечает Н.М. Платонова, породило даже «интегративную легенду» о работе социального работника как «особой миссии» – учить искусству выживать и решать личностные и социальные проблемы. В Образовательном стандарте специальности социальная работа (Минск, 2002) отмечается, что специалист по социальной работе может осуществлять профессиональную деятельность по следующим направлениям: диагностическому и прогностическому; правозащитному; организационно- правовому; научному; предупредительно-профилактическому; социально- медицинскому; психологическому; консультативному, коммуникативному; реабилитационному;научно-методическому;лекторско-просветительскому. Для профессиональной социальной работы отличительной ее особенностью выступает и специфика клиентуры. Как правило, в социальные учреждения за помощью обращаются представители малообеспеченных, социально уязвимых и маргинальных слоев населения. Это означает, что социальная работа не может обладать высокой степенью престижности и приносить большие доходы профессионалам – социальным работникам. Профессиональные услуги специалиста по социальной работе, решающего личностные проблемы клиента на уровне консультанта, специалиста менеджера по кадрам, или занимающегося организацией социально-аналитической, исследовательской, научно- методической и др. видов деятельности, требуют серьезной теоретической, методической базовой подготовки.

Специфика социальной работы как профессии заключается, по мнению ряда исследователей (В.И. Курбатов, Е..И. Холостова и др.) в многообразии сфер профессиональной деятельности. Так, В.И. Курбатов выделяет три сферы профессиональной социальной работы общего профиля:

1) социальная терапия на индивидуально личностном и семейном уровнях с целью социальной адаптации и реабилитации индивида в разрешении конфликтных ситуаций в контексте окружающей его среды;

2) социальная работа с группой, причем группы могут классифицироваться по возрасту (детские, молодежные или группы пожилых граждан), по полу, по интересам, по схожим проблемам и т.д.(группы матерей-одиночек, отцов-одиночек, группы бывших алкоголиков);

3) социальная работа в общине, по месту жительства, которая ориентирована на расширение сети социальных услуг, на укрепление общинных связей, создание благоприятного социально-психологического микроклимата в местах компактного проживания людей.

В Образовательном стандарте Министерства образования Республики Беларусь по социальной работе, утвержденном в 1999 году (изменения и дополнения вносились в 2000, 2002 годах) выделяются такие сферы профессиональной деятельности специалиста по социальной работе как:

1) практическая работа в республиканских, региональных, местных органах, на предприятиях и учреждениях, службах и организациях социальной поддержки и защиты населения;

2) менеджмент социальной работы в государственных и негосударственных учреждениях, центрах, организациях и фондах социальной помощи;

3) индивидуальная, групповая и общинная работа с различными группами населения;

4) исследовательская работа в научных учреждениях.

Таким образом, местом работы социального работника в нашей республике могут быть:

1) социальные службы специализированных учреждений (домов-интернатов, домов-престарелых, бирж труда, центров реабилитации, социальных приютов и др.);

2) социальные службы предприятий, организаций, различные фонды и благотворительные организации;

3) социальные службы районных органов и учреждений (центры социально-педагогической и социальной работы, отделы социальной защиты населения, отделы социальной помощи на дому и др.);

4) службы культурного досуга;

5) территориальные центры социального обслуживания населения;

6) частная практика

 

Социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке, психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы.

Когнитивные умения.

Квалифицированный социальный работник должен уметь:

анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других

анализировать и выявить проблемы и концепции

применять на практике свои знания и понимание проблем

применять на практике исследовательские находки.

Коммуникативные умения.

Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

- создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу

-выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого

-выявлять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и -----культурно-исторического характера

-распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность минимизировать ярость с учетом риска для себя и для других

-содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым ---наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми общаться вербально, невербально и письменно

организовывать и брать интервью при различных обстоятельствах

вести переговоры

выступать по радио

действовать в коллективе с другими социальными работниками

ставить себя в роль адвоката своего клиента

Конструктивные умения.

Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

- вырабатывать решения с индивидами или, при необходимости, от их имени с семьями, группами или от их имени, выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами

- действовать в алгоритме выработки решения

вырабатывать решения

- предусматривающие сотрудничество с другими учреждениями, ведомствами, профессионалами.

Организаторские умения.

Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

-нести четкие и лаконичные записи

-проводить политику службы относительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу

-готовить доклады и докладывать, организовывать, планировать и контролировать работу, добывать информацию с помощью доступной технологии, исследовать и распознавать потребности в услугах

-расширять сферы своих услуг

-использовать физическое окружение, окрестности дома, микрорайона, учреждения для -----улучшения качества жизни живущих или работающих в нем

-оценивать и творчески использовать ресурсы учреждения и социальных коммуникаций.

Слово «превенция» (от лат. praeventio) означает предупреждение, а «превентивный» – предупреждающий, предохраняющий, опережающий действие противоположной стороны.

Высшее образование - уровень основного образования, направленный на развитие личности студента, курсанта, слушателя, их интеллектуальных и творческих способностей, получение ими специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации специалиста с высшим образованием, степени магистра.

Высшее образование подразделяется на две ступени.
4. На I ступени высшего образования обеспечивается подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, с присвоением квалификации специалиста с высшим образованием.
На I ступени высшего образования реализуются образовательная программа высшего образования I ступени, обеспечивающая получение квалификации специалиста с высшим образованием, и образовательная программа высшего образования I ступени, обеспечивающая получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированная с образовательными программами среднего специального образования.
Высшее образование I ступени дает право на продолжение образования на II ступени высшего образования и на трудоустройство по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации.
5. На II ступени высшего образования (магистратура) обеспечиваются углубленная подготовка специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра.
На II ступени высшего образования реализуются образовательная программа высшего образования II ступени, формирующая знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающая получение степени магистра, и образовательная программа высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающая получение степени магистра.
Высшее образование II ступени дает право на продолжение образования на уровне послевузовского образования и на трудоустройство по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации.»

Приказ М-ва образования Респ. Беларусь, 30 дек. 2011, № 850.(вторая ступень образования)

Приказ М-ва образования Респ. Беларусь, 13 июн. 2006, № 374.(первая ступень высшего образования)

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 марта 2008 г. № 379 Об утверждении Положения о порядке осуществления повышения квалификации, стажировки и переподготовки работников и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь

 

 

Раздел II. Методы и технологии социальной работы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.