Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заболевания вегетативной нервной системы 3 страница




МЕДЛЕННО ПРОГРЕССИРУЮЩИЕ НАРУШЕНИЯ КРОВОСНАБЖЕНИЯ МОЗГА (ДИСЦИРКУЛЯТОРНАЯ ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ)

Дисциркуляторная энцефалопатия — медленно прогрессирующее нарушение кровоснабжения головного мозга, развивающееся чаще всего на фоне атеросклероза, гипертонической болезни и ревматизма, иногда — на фоне сахарного диабета, сифилиса и других заболеваний, поражающих сосуды головного мозга.

Вследствие патологических изменений сосудов (закрытие просвета, сужение, аневризматическое расширение и т. п.) нарушается питание паренхимы головного мозга, в результате чего образуются множественные мелкие некротические очажки, кисты, лакуны.

Дисциркуляторная энцефалопатия нередко протекает без клинически обнаруживаемых острых нарушений мозгового кровообращения при медленном и неуклонно нарастающем сосудистом процессе в головном мозге. Хроническая мозговая сосудистая недостаточность при этом возникает и нарастает обычно незаметно, с постепенно развивающимися признаками диффузной, а затем и очаговой органической симптоматики.

 

Травма головного мозга у детей и ее последствия

В детском возрасте травматические поражения цент­ральной нервной системы могут возникать в различные воз­растные периоды. В связи с этим можно выделять пренатальные (внутриутробные), натальные (родовые) и постнатальные (после рождения ребенка) травмы.
Внутриутробные травмы могут возникать при травмах самой матери (сдавлении или ушибах в области живо­та и поясничной области). Обычно это падения женщины, аварии, катастрофы. Травмы плода, если они оказываются совместимы с дальнейшей жизнью и не приводят к прерыванию беременности, могут отражаться на его дальнейшем развитии: задерживается развитие моз­га, уменьшается двигательная активность, могут возник­нуть досрочные роды. Некоторые посттравматические симптомы проявляются после рождения ребенка в форме нару­шений двигательных, речевых и психических функций.
Родовые травмы связаны с неблагоприятным тече­нием родов. Наиболее травматичным для плода является применяемое при сложных нарушениях родового акта и за­тяжных родах накладывание щипцов. Это всегда травми­рующая операция, последствия которой проявляются в фор­ме мелкоточечных и крупных кровоизлияний в субарахноидальное (под оболочку мозга) пространство, кору головного мозга, подкорковые образования, в белое вещество (внутренняя капсула) и ствол мозга. Последствия такой травмы могут сочетаться с дли­тельной и глубокой асфиксией (удушьем плода). После такого тяжелого по­ражения мозга остаются сложные формы психоневрологи­ческих и речевых расстройств.
Травмы черепа, возникающие после рождения ребен­ка, могут быть выражены в разной степени: сотрясение, ушиб и размозжение (сдавление). Различают открытые и закрытые травмы свода черепа.
Сотрясение мозга развивается при закрытой черепно-моз­говой травме, при этом колеблется спинномозговая жид­кость в боковых желудочках мозга. Раздражаются сосудис­тые сплетения в боковых желудочках. Рефлекторно резко увеличивается количество спинномозговой жидкости. Вол­на ликвора распространяется в третий желудочек, дном ко­торого является гипоталамус. Дальше спинномозговая жид­кость по сильвиевому водопроводу попадает в четвертый желудочек и дальше в межоболочечное пространство. Все это про­ходит за мгновения.
Развивается клиническая картина сотря­сения, при которой отмечается временное расстройство со­знания с последующей амнезией (потерей памяти на прошед­шие события), сильной головной болью (гипертензнонный синдром), общей слабостью, вегетативной реакцией, тош­нотой, рвотой, головокружением.
После перенесенного сотрясения мозга дети нуждаются в строгом постельном режиме (7—10 дней покоя), лекар­ственных препаратах, успокаивающих нервную систему я понижающих внутричерепное давление.
Последствия перенесенного сотрясения мозга проявля­ются в форме общей слабости, головных болей, сосудистой лабильности, неустойчивости эмоциональной сферы (легкий переход к слезливости), выраженной астении. Дети в течение некоторого времени нуждаются в облегченной про­грамме обучения и наблюдении специалиста.
Ушибом головного мозга называют местное поврежде­ние мозгового вещества. Незначительное повреждение вы­зывает в пострадавшем участке мелкие кровоизлияния и отек, тяжелое — разрывы сосудов и разрушение мозго­вой ткани. Ушиб возможен и при закрытой, и при откры­той травме. Клиническая картина характеризуется поте­рей сознания до нескольких часов и дней. Признаками местного повреждения мозга служат очаговые симптомы: нарушения движений и чувствительности на противопо­ложной месту ушиба стороне тела, речевые расстройства. При легких ушибах некоторые симптомы могут сглажи­ваться в течение 2—3 недель. Следы перенесенного ушиба проявляются в слабости пострадавшей конечности, нару­шении сухожильных рефлексов, головных болях, периоди­чески возникающих приступах головокружения, сосудис­тых расстройствах. При более тяжелых ушибах остаются стойкие последствия: парезы и параличи, расстройства речи. На месте образования рубца возникают различные из­менения мозговой ткани с последующей выраженной не­врологической симптоматикой.
Сдавление (размозжение) вещества мозга всегда являет­ся наиболее тяжелой травмой и может наблюдаться как при закрытой, так и при открытой травме черепа. Сдавление головного мозга вызывается внутричерепным кровоиз­лиянием, вдавлением кости при переломе черепа, отеком мозга.
Длительность бессознательного периода может быть различной и зависит от особенностей поражения. Из от­крытых черепно-мозговых травм наиболее часто встреча­ются переломы основания черепа, сопровождающиеся но­совым и ушным кровотечением и истечением спинномоз­говой жидкости. Особенно опасны проникающие ранения с повреждением твердой мозговой оболочки и вещества мозга, всегда сопровождающиеся первичным инфицированием внутричерепного содержимого. Клиническим прояв­лением открытой черепно-мозговой травмы помимо обще­мозговых симптомов (нарушение сознания, головная боль, тошнота, рвота), является наличие выраженных очаговых симптомов, характер которых определяется функциональ­ными особенностями области ранений мозга (парезы, па­раличи, нарушение чувствительности, речевые расстрой­ства и др.).
Осложнениями являются возникающие воспа­ления мозговой оболочки (менингиты), вещества мозга (энцефалиты), очаги воспаления (абсцессы) и т. п. Пост­радавшие нуждаются в длительном лечении в условиях стационара.
В результате травматического поражения центральной нервной системы могут возникнуть сложные патофизиоло­гические механизмы, нарушающие взаимодействие основ­ных нервных процессов (возбуждения и торможения). Это­му способствуют расстройство мозгового кровообращения, нарушения циркуляции спинномозговой жидкости, отек мозга и др.
По данным ученых, сразу после травмы в клетках цент­ральной нервной системы развивается разлитое охрани­тельное торможение, которое держится в зависимости от тяжести травмы более или менее продолжительное вре­мя. Возникнув в коре головного мозга, оно затем охваты­вает и нижележащие отделы. Объективно это выражается в потере сознания, ослаблении сердечной и дыхательной функций.
В дальнейшем от торможения освобождаются отделен­ные области коры, клетки которых не пострадали, а так­же подкорковые образования. Охранительное торможение концентрируется ближе к месту поражения. Сознание вос­станавливается, общемозговые симптомы постепенно ис­чезают, и тогда выступают локальные нарушения, кото­рые могут быть различными. После острой стадии болезни начинается выздоровление, характеризующееся восста­новлением нарушенных функций.
В детском возрасте трав­ма головы не всегда дает тяжелые последствия, в боль­шинстве случаев имеется благоприятный исход. Это объяс­няется тем, что центральная нервная система детей очень пластична, а это благоприятствует развитию компенсатор­ных механизмов и, следовательно, ведет к восстановлению нарушенных функций. Однако в ряде случаев имеют место различные патологические симптомы как последствия травмы, которые могут проявляться на протяжении не­скольких лет.
Врачи выделили и описали пять посттравмати­ческих синдромов, сохраняющихся у детей длительное вре­мя, которые требуют медицинской и педагогической кор­рекции.
Энцефалоастения (цереброастения) появляется после легкой травмы черепа, выражающейся преимущественно в форме сотрясения мозга. Характерным признаком явля­ются головные боли, возникающие чаще к вечеру после ум­ственной нагрузки. На занятиях дети легко истощаются, отмечается нестойкость активного внимания, увеличение количества ошибок в устных ответах и в письме, ослабляет­ся процесс запоминания. Дети нуждаются в лечебных ме­роприятиях и помощи педагога в целях профилактики за­держки психического развития. Нарушения носят функ­циональный характер.
Энцефалопатия (церебропатия) является последствием выраженной травмы черепа (ушиба). Характерны двига­тельные (парезы, параличи), вестибулярные (головокру­жения, укачивание при езде в транспорте, расстройства координации), речевые (афазии, алалии, дизартрии, заи­кание), гиперкинетические и сенсорные нарушения. Все расстройства носят органический характер. Дети нуждают­ся в систематических лечебных мероприятиях для снятия гипертензионного синдрома и ослабления паретических яв­лений.
Поведенческий синдром проявляется в особенностях по­ведения. Эта группа неоднородна. Одни дети вялые, адинамичные, медлительные, малоактивные, не мешают в детс­ком коллективе и не привлекают к себе внимания. Такое состояние получило название апатико-адинамического син­дрома. Дети часто задерживаются в своем развитии, что вы­является при поступлении в школу.
Другая группа детей отличается гипердинамическим синдромом. Они двигательно расторможены, суетливы, шумливы, взрывчаты, аффек­тивны. У них часто завышена самооценка, они недостаточ­но критичны к своим поступкам. Внимание неустойчивое, интерес к работе быстро падает. У детей отмечается некоторое снижение интеллектуальной деятельности, они плохо усваивают новый материал, возникают трудности в школь­ном обучении. Нуждаются в лечения и помощи педагога и родителей.
Судорожный синдром (эписиндром) возникает сразу после травмы, указывая на значительный ушиб или кро­воизлияние в вещество мозга. Судороги, появляющиеся спустя несколько месяцев после травмы, являются след­ствием рубцового процесса, возникающего на месте быв­шей травмы. Судороги могут быть различны по частоте и времени возникновения. Частые дневные судороги до­вольно быстро приводят к снижению интеллекта. У всех больных отмечается изменение характера по травматичес­кому типу: аффектность, снижение настроения (дисфория), плохая переключаемость в трудовой деятельности, ослабление памяти. Раннее выявление болезни и система­тическое лечение могут сделать судорожные приступы более редкими, что дает возможность ребенку усваивать необхо­димые знания.
Слабоумие. В зависимости от возраста пострадавшего могут развиться различные формы интеллектуальных рас­стройств (олигофрения, деменция). Если травма перенесе­на ребенком в пренатальном, натальном и раннем постнатальном периоде, то она может стать причиной нарушения развития мозгового вещества, на фоне которого происходит ослабление всего познавательного процесса и формируется выраженная задержка интеллектуального развития — олигофрения.
Если тяжелая травма черепа происходит в возрасте стар­ше трех лет, наступает распад психической деятельности: ощущения, восприятия, внимания, памяти, представлений, умозаключений, т. е. речь идет о психоорганическом де­фекте — деменции. Медицинская помощь состоит в органи­зации лечебных мероприятий, улучшающих деятельность клеток коры головного мозга, задерживающих процесс дес­трукции психики.
Независимо от тяжести травмы и последствий постра­давшие нуждаются в систематическом наблюдении врача-специалиста, организации правильного режима чередова­ния труда и отдыха. Дозирование учебной нагрузки должно контролироваться врачом и педагогом. В отдельных случаях занятия должны проводиться по индивидуально­му плану; показано временное пребывание в детском сана­тории.
У детей, перенесших травму, в качестве отдаленных последствий могут наблюдаться приступообразные голов­ные боли, обусловленные гипертензионным синдромом, усиливающиеся после физической или умственной на­грузки. Последствия травмы в картине остаточных явлений не­редко выражаются в резком ослаблении памяти, что, ко­нечно, снижает успеваемость ученика. Изучение динамики развития таких детей показывает, что подобные наруше­ния памяти могут иметь временный характер и под влия­нием систематической педагогической работы выправляют­ся.
Другим нередким патологическим симптомом являют­ся расстройства со стороны письма (дисграфия) и чтения (дислексия). Чаще встречаются формы акустической дисграфии в связи со снижением фонематического анализа. Диктант таких детей изобилует массой ошибок, переста­новками букв и слов, смешением глухих и звонких звуков. Чтение резко затруднено, ребенок путает буквы, заменяет другими, читает по догадке.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 51; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.