КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема информ. В совр. Науке
Обсуждение проблем ы информации в современной науке может вестись в различных аспектах. Из единого объекта познания – информации – специалисты в разных областях знания выбирают «свой» аспект, который и оказывается для них предметом познания. Так, специалист в области теории передачи информации основное внимание уделил бы количественным характеристикам информации, кодированию, влиянию шумов и помех и т. д. Специалист в области информатики информационные проблем ы науки видел бы в ином плане – в основном поиск, хранение информации, аналитико-синтетическая переработка и информационное обеспечение пауки и т. п. Исследователь семантических проблем рассматривал бы проблем у сквозь «призму» знаков, единства синтаксических, семантических и прагматических аспектов информации, экономиста интересовали бы вопросы производства, потребления, обмена и распределения информации и т. д. При рассмотрении проблем ы информации в современной науке нам так или иначе приходится учитывать различные аспекты ее исследования и это не должно порождать иллюзию будто бы исследуются разные объекты познания. Объект исследования здесь один – информация, но поскольку она изучается различными отраслями науки, имеющими разные предметы, то и сама информация представляется в разном «свете», в ракурсе предмета той или иной науки. Проблема информации в современной науке представляется нам как комплексная, системная, не только в частнонаучном, но и философском плане. Проблема информации в современной науке с философской точки зрения – это не только гносеологическая или логическая проблем а, но и социологическая, ибо наука – это не только система знаний, но и социальная деятельность по получению этого знания, приведения его в систему и использования его в производстве и иных практических областях. Социальные аспекты информации накладывают свой «отпечаток» на осмысление проблем ы информации, так же как и теоретико-познавательные стороны влияют на анализ социальных аспектов информации. Исследование философских аспектов проблем ы информации в науке не означает, что здесь идет речь лишь о чем-то исключительно философском, поэтому тот, кто ожидает видеть здесь философию в том же виде, как и в работах, посвященных диалектическому или историческому материализму, может остаться неудовлетворенным. Философские аспекты естествознания и других частных наук отличаются, от «чисто» философских работ, ибо они выполняют двойную роль. Чисто философская работа ориентирована в основном на приращение или систематизацию знаний о самом философском знании,
3. ИНФОРМАЦИЯ,КОММУНИКАЦИЯ, СОЦ.ИНФОРМАЦИЯ Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чем-либо, независимо от формы их представления.В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Коммуникация - это многогранное слово, которое включает в себя любое взаимодействие с другими людьми: случайный разговор, убеждение, обучение и переговоры. Социальная информация В научной литературе часто встречается толкование социальной коммуникации как обмена (передачи) информации между людьми. При этом значение термина "информация" не считают нужным пояснить, полагаясь на обыденное его понимание в качестве "известия", "новости", "сведений" о чем-либо. Надо думать, что имеется в виду не вся вообще информация, а информация социальная, ибо, помимо информации, циркулирующей в обществе, различают еще биологическую и машинную (техническую) информацию. Получается в итоге формулировка социальная коммуникация как обмен социальной информацией. 4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания. Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи. Многие современные ученые считают, что информационный фактор в целом, в глобально-историческом масштабе является решающим для понимания человеческой истории и перспективы развития общества. По их мнению, именно информацией, ее объемом и качеством определяются тип и уровень цивилизованности и культуры общества, а информационные ресурсы ограничивают цивилизацию больше, чем физические. В основании разных цивилизаций лежат мощные информационные сдвиги, информационные взрывы. Объем информации, которой располагает данная цивилизация, показывает, какие задачи она может решать. Информация стимулирует цивилизацию и устанавливает ее предел. Выделяют несколько информационных революций, каждая из которых сопровождалась цивилизационными изменениями: изобретение языка (информация, закодированная в языке, могла храниться в виде устного предания, легенд, производственных, управленческих, военных и других «рецептов»). Знания эволюционировали крайне медленно. Информационный уровень определял и технологический прогресс. Обществу, в котором информация существовала лишь в устной форме, приходилось довольствоваться практически неизменными технологиями; изобретение письменности (хранение и распространение информации упростились, а скорость ее накопления увеличилась на несколько порядков). Ускорение технологии, вызванное изобретением письменности, было колоссальным. Однако знания, хотя и распространялись уже намного быстрее, были еще труднодоступными, так как рукописные фолианты были дорогими, а их создание — достаточно сложным делом; книгопечатание — колоссально расширило информационные границы человечества. Объем социально значимой информации определяет пределы, темпы и уровень развития технологии, детерминируя основные типы и масштабы деятельности.Если с изобретением языка связывают возникновение человечества, то письменность — это возникновение цивилизации, книгопечатание — возникновение современной цивилизации. В современных условиях выделяют четвертую информационную революцию, характерным признаком которой является возникновение мощных информационных и технологических трансформаций (за несколько десятилетий человечеству удалось изобрести и повсеместно распространить телеграф, телефон, телетайп, радио, телевидение). В последней четверти XX в. наметился переход к пятой информационной революции, основанной на использовании мощных ПК, глобальных систем связи. В социальном же плане это означает переход от высокоразвитых индустриальных обществ к обществам постиндустриальным или информационно-индустриальным. 5. Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Ряд черт, присущих современному информационному обществу.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 1141; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |