Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Южный Урал в период монгольского нашествия и Золотой Орды




Введение

ГСЭ.Р.01 ИСТОРИЯ БАШКОРТОСТАНА

Культурологии

ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

По результатам выполнения курсовой работы проводится ее защита и выставляется оценка. Для получения положительной оценки по курсовой работе студент должен знать расчет и сущность всех показателей, а также ориентироваться в фактических цифрах проекта, знать динамики и структуры показателей – в цифрах.

К защите курсовой работы допускаются только студенты, получившие допуск от преподавателя к защите. Преподаватель допускает выполненную работу к защите только в случае правильности всех расчетов и строгом соответствии работы требованиям оформления.

 

 

Практикум

 

 

Направление подготовки 080504 Государственное и муниципальное управление

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

Уфа 2011

УДК 94 (470.57)

ББК 63.3 (2 Рос. Баш)

М 54

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления (протокол № 1 от 29 августа 2011 г.)

 

Составитель: д.и.н., доцент Зиязетдинов Р.М., к.и.н., доцент Зарипова Р.К.

Рецензент: к.п.н. Хасанов З.М.

 

Ответственный за выпуск: к.и.н., зав. кафедрой истории и культурологии доцент Яминова С.А.

 

 

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..

Планы практических занятий…………………………………………………..

Тема 1. Древнейшее население Южного Урала и этногенез народов края……………………………………………………………………………….

Тема 2. Южный Урал в период монгольского нашествия и Золотой Орды (ХII-пер.половина ХV веков)...………………………………………….

Тема 3. Добровольное присоединение Башкортостана к России………

Тема 4. Борьба народов края против феодального и национального гнета (XVII-XVIII вв.)……………………………………………………………

Тема 5. Башкирский край в ХIХ веке……………………………………

Тема 6. Культура народов Башкортостана во второй половине ХVI -начале ХХ веков…………………………………………………………………..

Тема 7. Февральская и Октябрьская революции 1917 года и Гражданская война в Башкирии…………………………………………………………..

Тема 8. Башкирское национальное движение и образование БАССР…

Тема 9. Башкортостан в довоенные годы………………………………..

Тема 10. Башкортостан в годы Великой Отечественной войны……….

Тема 11. Башкортостан в 1945-1990-е годы.……………………………

Тема 12. Современный Башкортостан…………………………………..

Примерная тематика вопросов для зачета…………………………….

Библиографический список ………………………………….………………….

 

Начавшийся процесс утверждения исторической правды вызывает всеобщий интерес к истории страны вообще и истории родной республики в частности.

Учебный курс «История Башкортостана» охватывает период с древнейших времен и до наших дней. Курс изучается в объеме 54 часа (28 часов лекций, 26 часов практических занятий). В нем рассматриваются основные этапы и исторические события, их особенности и своеобразие проявления на территории нашей республики. Освещается деятельность исторических личностей, которые сыграли большую роль в общественном развитии края.

Семинарские занятия – одна из важных форм учебного процесса по курсу «История Башкортостана». На семинары выносятся узловые, наиболее сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в истории невозможно. Концентрируется внимание студентов на критических рубежах и проблемах, которые вызывают острые дискуссии и сегодня. Практические занятия по истории родного края призваны развивать навыки учебной работы студентов с учебной и научной литературой (конспектирование, составление докладов и пр.)

По каждому вопросу плана практических занятий разработаны методические указания, которые являются примерной структурой ответа и помогают раскрыть проблему. Ко всем занятиям помещены библиографические списки дополнительной литературы по теме, а основная литература по курсу помещена в конце пособия.

Кроме того, по каждой теме практических занятий предусмотрена подготовка научного сообщения, которое способствует конкретизации изучаемой проблемы.

 

1 Древнейшее население Южного Урала

и этногенез народов края (2 часа)

(тема 1)

 

1) Археологические и письменные источники о народах Южного Урала.

2) Этногенез башкир, русских, татар, чувашей и других народов.

3) Древняя культура народов края: устное народное творчество, быт и материальная культура.

 

Сообщения: 1 Секреты Каповой пещеры.

2 Арабские путешественники о древних башкирах.

 

Библиографический список

 

1 Айдаров С.С., Аксенова Н.Д. Великие булгары. – Казань: Татар.кн.изд-во, 1983. – 63 с.

2 Башкортостан. Краткая энциклопедия. – Уфа: Башк.энциклопедия, 1996. – С.29-30, 161-162, 382-383, 409-410, 504-505, 559-560, 636-638.

3 Бикбулатов Н.В. Башкиры. Краткий этнографический справочник. – Уфа: УНЦ РАН, 1995. – С.3-10.

4 Бикбулатов Н.В. и др. Башкиры. Этническая история и традиционная культура. – Уфа: Изд-во «Башк.энциклопедия», 2002. - 248 с.

5 Иванов В.А. Откуда ты, мой предок? – Санкт-Петербург: Изд-во Грань, 1994. – 125 с.

6 Ляхницкий Ю.С. Шульганташ. – Уфа: Китап, 2002. – 200 с.

7 Мифтахов З.З. Курс лекций по истории татарского народа. Ч.1. – Казань: «Дом печати», 1998. – 486 с.; Ч.2 (1225-1552 гг.). – Казань: Казан. гос. пед. ун-т, 2002. – 552 с.

8 Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне, коми-пермяки, марийцы, мордва, удмурты. – М.: Наука, 2000. – 579 с.

9 Русские/Отв. ред. В.А.Александров и др. – М.: Наука, 2003. – 328 с.

10 Славяне и их соседи. Вып.10. – М.: Наука, 2001. – 238 с.

11 Спящая Л.Н. Свидание с Аркаимом. – Уфа: Китап, 2001. – 104 с.

12 Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. – Казань: Татар.кн.изд-во, 2000. – 311 с.

13 Яминов А.Ф., Минеева И.Н., Яминова С.А. Ирендык сквозь тысячелетия. – Уфа: ООО РА «Информреклама», 2005. – 44 с.

14 Янгузин Р.З. Этногенез башкир//Ватандаш. – 2002. - №5. – С.132-147.

15 Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. – Уфа, 2006. – 504 с.

 

1.1 Содержание первого вопроса

 

1) Подумайте, чем знаменита Каповая пещера?

2) Археологические и письменные источники о древних жителях Южного Урала. Попробуйте выделить особенности их культуры.

3) Выясните, какие территории охватывает исторический Башкортостан?

4) Расскажите о видных ученых-археологах и об их научных открытиях по древней истории нашего края.

5) Какому народу принадлежит богатая коллекция золотых украшений, обнаруженных в конце ХХ в. в Оренбургской области?

 

1.2 Содержание второго вопроса

 

1) Выясните, что означают термины «этногенез», «автохтонное население», «этнос», «гипотеза», «этноним», «этнография»?

2) Происхождение башкир. К какому веку относятся первые письменные упоминания о них на Южном Урале?

3) Происхождение русского народа. Этноним «Русь».

4) Происхождение татар. Содержание этнонима «татары».

5) Происхождение чувашей. Что означает этноним «чуваши».

6) Выясните роль древних булгар в формировании татарского, чувашского этносов.

7) Что Вы знаете о происхождении других народов края?

8) Назовите видных этнографов Республики Башкортостан.

 

Задания для СРС (20 ч.):

1. Изучите сочинение Ахмеда ибн-Фадлана «Путешествие Ибн-Фадлана на реку Итиль» и сделайте свои выводы относительно социальных отношений, быта, культуры и верований башкир и других народов Поволжья и Южного Урала в Х веке.

2. Создайте свой словарь определений по данной дисциплине и дайте дефиниции таким терминам, как: этногенез, барымта, карымта, генезис, ясак, оран, тамга, левират, сорорат, эндогамия, экзогамия, анимизм, тотемизм, фетишизм, шежере, булгар, сувар, черемисы и др.

3. Подготовьте, опираясь на литературу и лекции по теме, схему-таблицу: «Кочевые племена на территории Южного Урала и этногенез башкир».

4. Выполните тесты:

1) Самый древний археологический памятник на Урале:

а) городище Аркаим

б) стоянка Капова пещера

в) стоянка Урта-Тубе

 

2) Настенные рисунки первобытных людей в Каповой пещере нанесены:

а) 40 тыс. лет до н.э.

б) 10-8 тыс. лет до н.э.

в) 14-12 тыс. лет до н.э.

 

 

3) Хозяйство башкир IX-XII вв. включало в себя:

а) земледелие, огородничество

б) кочевое скотоводство, бортничество

в) ремесло, охота

 

4) Памятники раннемусульманской культуры в башкирском крае:

а) мавзолей у д. Нижние Термы

б) мавзолей Хусейн бека

в) соборная мечеть в Уфе

 

5) Этноним «гунны» связан с:

а) Тюркским каганатом

б) хазарским каганатом

в) эпохой «великого переселения народов»

 

6) К иранской группе языков относится язык:

а) половцев, печенегов

б) сарматов, саков, скифов

в) болгар

 

7) Со времен господства кыпчаков Половецкая Степь называлась:

а) Гардарикой

б) Тюркским каганатом

в) Дешт-и-Кипчак

 

8) Места зимнего выпаса скота зимой у башкир назывались:

а) летовка

б) ареал

в) тебеневка

 

9) Каждое башкирское племя имело свой клич, который назывался:

а) тамга

б) оран

в) шежере

 

10) Космогонические представления башкир:

а) предшествовали принятию ими ислама

б) доказывали их атеизм

в) говорили об их упорстве в язычестве

 

5. Задание на весь период изучения курса истории Башкортостана: для пополнения этнографического фонда музея аграрного университета постараться изыскать и представить материалы (экспонаты) по материальной культуре, быту, орудиям сельского труда башкир и др. народов региона.

 

(ХIII-пер. половина ХVI веков) (2 часа)

(тема 2)

1) Нашествие монгол на Урал и Поволжье.

2) Башкиры и Золотая Орда. Особенности взаимоотношений и последствия ордынского владычества.

 

Библиографический список

 

1 Антонов И. В. Монгольское нашествие на Урале и Поволжье// Истоки. –2005. -№7. –С.8-9.

2 Буканова Р. Башкирия в составе Золотой Орды: по страницам забытой рукописи//Ватандаш. -2000. -№4. –С.106-109.

3 Яминов А. Золотая Орда и башкиры: история и наследие ислама// Ватандаш. - 1999. - №2. - С.141-150.

4 Яминов А. Монголо-татары и «страна Пакатир»//Ватандаш. – 1999. - №1. – С.151-157.

 

2.1 Содержание первого вопроса

 

1) Башкирское общество накануне вторжения монголо-татар.

2) Признание башкирами власти монгол: хронологические рамки, особенности.

 

2.2 Содержание второго вопроса

 

1) Каковы особенности управления монголами территорией, где проживали башкиры?

2) Какими видами поборов и налогов облагались башкиры?

3) Каковы причины восстаний башкир против монгол?

4) Какие последствия ордынского владычества вы можете назвать?

5) Как повлияло монгольское иго на культуру края?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 178; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.