КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проективные тесты
Виды беседы НЕ ПРОПЕЧАТАН 36. Проблема достоверности личностных опросников – виды установок испытуемых. Основным недостатком личностных опросников является то, что испытуемые, в большей или меньшей мере понимая показательную ценность ответов, могут иногда отвечать на вопросы с учетом требований ситуации опроса и ожиданий, приписываемых ими лицу, осуществляющему опрос, то есть вольно или невольно искажать сообщаемые о себе сведения. Испытуемый может находиться во власти следующих установок, в конечном итоге значительно искажающих информацию о тех или иных сторонах и свойствах личности испытуемого, - 1) установка на выбор социально одобряемого, то есть положительного ответа – испытуемый стремится показать себя в наилучшем свете; 2) установка на согласие – испытуемый, не вникая в вопрос, отвечает «да»; 3) установка на неопределенные ответы – испытуемый, не вникая в вопрос, отвечает «не знаю» или «затрудняюсь ответить»; 4) установка на крайние ответы – испытуемый, не вникая в вопрос, отвечает или «да» или «нет» на все вопросы опросника. Вышеуказанные установки, естественно, затрудняют получение достоверной информации и делают использование личностных опросников невалидным. Данные установки могут быть вызваны: 1) нежеланием участвовать в опросе; 2) нежеланием сообщать что-либо о себе; 3) неясностью некоторых вопросов опросника; 4) трудностью вопросов; 5) нерешительностью самого респондента. 37. способы создания выборки для опроса. Существует 2 основных метода создания выборик для опроса: 1. целенаправленный 1.1 метод стихийной выборки– выборка так называемого «первого встречного». Часто используется в теле- и радиоопросах. Размер и состав стихийных выборок заранее не известен, и определяется только одним параметром – активностью респондентов. Минусы: невозможно установить какую генеральную совокупность представляют опрошенные, и как следствие – невозможность определить репрезентативность.
1.2 метод основного массива — метод статистического исследования, при котором изучению подвергают только те части совокупности, в которых сосредоточено большинство единиц наблюдения. 1.3 метод квотной выборки - выборка строится как модель, которая воспроизводит структуру генеральной совокупности в виде квот (пропорций) изучаемых признаков. Число элементов выборки с различным сочетанием изучаемых признаков определяется с таким расчётом, чтобы оно соответствовало их доле (пропорции) в генеральной совокупности. Так, например, если генеральная совокупность у нас представлена 5000 человек, из них 2000 женщин и 3000 мужчин, тогда в квотной выборке у нас будут 20 женщин и 30 мужчин, либо 200 женщин и 300 мужчин. Квотированные выборки чаще всего основываются на демографических критериях: пол, возраст, регион, доход, образование и прочих. Минусы: обычно такие выборки нерепрезентативны, т.к. нельзя учесть сразу несколько социальных параметров. Плюсы: легкодоступный материал. 2. случайный (вероятностный): 2.1 метод собственно – случайного выбора. Вероятностный метод выборки, согласно которому каждый элемент генеральной совокупности имеет известную и равную вероятность отбора. Каждый элемент выбирается независимо от каждого другого элемента, и выборка формируется произвольным отбором элементов из основы выборки. При простой случайной выборке исследователь сначала формирует основу выборочного наблюдения, в которой каждому элементу присваивается уникальный идентификационный номер. Затем генерируются случайные числа, чтобы определить номера элементов, которые будут включены в выборку. Эти случайные числа могут генерироваться компьютерной программой.
Простая случайная выборка имеет очевидные преимущества. Этот метод крайне прост для понимания. Результаты исследования можно распространять на изучаемую совокупность. Большинство подходов к получению статистических выводов предусматривают сбор информации с помощью простой случайной выборки. Однако метод простой случайной выборки имеет как минимум четыре существенных ограничения. Во-первых, часто сложно создать основу выборочногo наблюдения, которая позволила бы провести простую случайную выборку. Во-вторых, результатом применения простой случайной выборки может стать большая совокупность, либо совокупность, распределенная по большой географической территории, что значительно увеличивает время и стоимость сбора данных. В-третьих, результаты применения простой случайной выборки часто характеризуются низкой точностью и большей стандартной ошибкой, чем результаты применения других вероятностных методов. В-четвертых, в результате применения SRS может сформироваться нерепрезентативная выборка. Хотя выборки, полученные простым случайным отбором, в среднем адекватно представляют генеральную совокупность, некоторые из них крайне некорректно представляют изучаемую совокупность. Вероятность этого особенно велика при небольшом объеме выборки. Простая случайная выборка не часто используется в маркетинговых исследованиях. Более популярен метод систематической выборки. 2.2 метод механической выборки – механический отбор - когда все единицы наблюдаемой совокупности располагают в определенной последовательности (по номерам, по алфавиту и т.д.), единицы выбирают через определенный промежуток; 2.3 метод серийного выбора - производится в том случае, если для изучения берут не отдельные единицы совокупности, а отдельные группы единиц или гнезда; 38. определение и характеристики стандартизированного теста. Стандартизированные тесты – прошедшие проверку на валидность и надежность. Стандартизированные тесты подразделяются на тесты – опросники (серия вопросов, на оснований которой выносятся результирующие суждения о человеке) и тесты – задания (предназначены для определнеия степени развития характерологических черт).
39. виды эксперимента. Эксперимент – это метод научного познания, направленный на выявление причинно-следственных связей и доказательства гипотезы, путем целенаправленного и контролируемого изменения условий протекания процессов или явлений. Виды эксперимента.
40. возможности применения контент – анализа. Среди многочисленных методов изучения социальной реальности особое место занимает «анализ содержания» текстов или контент-анализ. Если при проведении опроса люди, выступающие в качестве объекта исследования, знают об этом, то контент-анализ использует уже существующие тексты, что повышает объективность получаемых данных. С целью получения количественного описания содержания текста исследователь использует в контент-анализе объективное измерение интересующих его характеристик текста. В контент-анализе измеряется частота внимания и объем внимания к теме, фиксируется характеристика содержания по знаку (плюс, минус), выявляется модальность, интенсивность признака. С помощью контент-анализа исследователь может сравнить содержание множества текстов и анализировать его с помощью количественных методик (например, диаграмм, таблиц), чтобы выявить те аспекты содержания текста, которые трудно обнаружить на поверхности. Полученные данные позволяют ему сделать определенные выводы относительно намерений, ценностных ориентаций и других особенностей автора текста. Контент-анализ в социологии - это изучение массовых вербальных документов в целях описания социального поведения или проверки гипотез о нем. 41. классификация вопросов по содержанию. 1.вопрос о фактах сознания людей – мнения, пожелания, ожидания. 2. вопросы о фактах поведения людей – поступки, действия, результаты, выбор действий. 3. вопросы об уровне информированности – знаете ли? Читали ли? Слышали ли? Что вы знаете об этом? 4. вопросы о правдивости (о социальной желательности) – определяют, насколько респондент своих ответах стремился выглядеть в глазах исследователей наилучшим образом. 5. вопросы о мнении человека о самом себе. 6. вопросы социально – демографического характера – ФИО, возраст, социальный статус, семейный статус и т.д. 42. преимущества и недостатки экспериментального метода. Основное достоинство метода эксперимента - в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых внешних условий. Это преимущество объясняет широкое применение эксперимента в психологии. Основная масса эмпирических фактов получена экспериментальным путем. Но метод эксперимент применим не во всякой исследовательской задаче. Так, затруднительно экспериментальное исследование характера и сложных способностей. Недостатки эксперимента оказываются обратной стороной его преимуществ. Весьма сложно организовать эксперимент так, чтобы испытуемый не знал о том, что он испытуемый. Если это не удается, то более чем вероятны скованность испытуемого, сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки и пр. Для обеспечения скрытности процесса естественного эксперимента, его нельзя проводить многократно и ограничиваются возможности использования аппаратуры, что является также негативной стороной данного метода. 43. общая характеристика метода беседы в сравнении с другими методами психологического исследования. Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. В психологической беседе происходит прямое взаимодействие психолога и респондента в форме устного обмена информацией. Метод беседы широко применяется в психотерапии. Его также используют в качестве самостоятельного метода в консультативной, политической, юридической психологии. В процессе беседы психолог, будучи исследователем, направляет, скрытно или явно, разговор, в ходе которого задаёт опрашиваемому человеку вопросы. Существует два вида беседы: · Управляемая · Неуправляемая В ходе управляемой беседы психолог активно контролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт. Неуправляемая беседа происходит при большей в сравнении с управляемой отдаче инициативы от психолога респонденту. В неуправляемой беседе основное внимание уделяется предоставлению респонденту возможности выговориться, при этом психолог не вмешивается или почти не вмешивается в ход самовыражения респондента. В случае и управляемой, и неуправляемой беседы от психолога требуется наличие навыка вербальной и невербальной коммуникации. Любая беседа начинается с установления контакта между исследователем и респондентом, при этом исследователь выступает как наблюдатель, анализирующий внешние проявления психической деятельности респондента. Основываясь на наблюдении, психолог осуществляет экспресс-диагностику и корректирует выбранную стратегию проведения беседы. На начальных этапах беседы основной задачей рассматривается побуждение исследуемого субъекта к активному участию в диалоге. Важнейшим навыком психолога в ситуации беседы является умение устанавливать и поддерживать раппорт, соблюдая при этом чистоту исследования, избегая нерелевантных (мешающих получению достоверного результата) вербальных и невербальных влияний на субъект, которые могут способствовать активному изменению его реакций. К разрушению раппорта с респондентом или же к оказанию побочных внушений на респондента могут привести неосторожные высказывания со стороны психолога, выполненные, например, в форме приказов, угроз, нравоучений, советов, обвинений, оценочных суждений касательно сказанного респондентом, успокоений и неуместных шуток. Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды: · Терапевтическая беседа · Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез) · Автобиографическая беседа · Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта) · Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта) · Телефонная беседа Интервью относят как и к методу беседы, так и к методу опроса. Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста. Рефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента. Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог). Три основных приёма поддержания беседы и контроля получаемой информации: 1. Выяснение (использование уточняющих вопросов) 2. Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами) 3. Словесное отражение психологом чувств респондента Нерефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога. Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощённо в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом. 44. сфера применения метода экспертной оценки. Метод экспертной оценки – совокупность эмпирических процедур, направленных на оценку объекта в определенной шкале путем его экспозиции экспертам (или одиночному эксперту) с последующей регистрацией их (его) оценочных суждений. Метод экспертной оценки или экспертный метод – речь идет об оценках более или менее приблизительных производимых путем обращения к опыту, знаниям, интуиции, восприятию неких особо сведущих людей. Сфера применения экспертной оценки: оценка соревнований фигуристов, выбор лучшего футболиста сезона, школьные оценки, шкалирование трудности текста, судебная экспертиза, составление анкеты, медико – педагогическая экспертиза, дельфийский проект. 45. определение и характеристика проективного теста. Проективные тесты – совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции. Под проекцией понимается обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошлых восприятий. Субъект, оказавшийся в какой-либо ситуации, в своем восприятии преобразует ее сообразно своей индивидуальности. Методики, направленные на исследование личности и разработанные в рамках проективного диагностического подхода. Основаны на интерпретации проекций испытуемого на стимульный материал. Традиционно проективные тесты относят к числу наиболее надежных, однако сфера их применения не так велика как у личностных опросников. 46. формы вопросов, характерные для опросников. Личностные опросники могут содержать следующие виды вопросов: 1. бинарные – типа «да»-«нет» 2. вопросы, предполагающие вместе с бинарными ответами типа «да»-«нет» средний вариант 3. вопросы, предусматривающие ответы типа «правда»-«ложь» 4. вопросы, предусматривающие ответы типа «нравится»-«не нравится» 5.вопросы, предусматривающие ответы по рейтинговым щкалам и предоставляющие одновременно 5-7 вариантов ответа 6. вопросы, предусматривающие ответы типа «да», «не знаю», «нет» 7. вопросы, предполагающие выбор из предоставленного набора высказываний – такой тип вопросов используется в опросниках, предлагаемых в развлекательных журналах.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 64; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |