Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая типология детей с отклонениями в развитии.

Педагогическая типология аномального детства разрабатывается в целях:
а) организации дифференцированной сети специальных школ и дошкольных учреждений и их комплектования;
б) построения научно обоснованной системы обучения в каждом из этих учреждений;
в)осуществления рационального дифференцированного коррекционно-воспитательного подхода к различным группам аномальных детей
г) выработки дифференцированных методов обучения.
Отсюда вытекает ряд требовании к группировке аномального детства:
а) при группировке детей нужно учитывать особенности аномального развития ребенка в отличие от взрослого;
б) для каждой группы следует выделить свой существенный симптом", т.е. ведущее проявление аномального развития, различая при этом первичные и вторичные нарушения;
в) при анализе аномального развития необходимо учитывать время возникновения дефекта, степень и распространенность поражения, педагогические условия развития до начала обучения, индивидуальные особенности ребенка, особенности личности, сложившиеся к началу аномального развития в процессе его жизнедеятельности;
г) следует учитывать не только особенности организма самого по себе, но и особенности организма, взаимодействующего с окружающем средой;
д) разрабатывая типологию аномальных детей, необходимо различать особенности развития при полном и частичном нарушении. При этом важно проанализировать и систематизировать основные затруднения, какие встречаются у данных аномальных детей в обычных условиях обучения и воспитания, и выявить то своеобразие развития каждой группы детей, которое требует создания специальных условии с целью преодоления этих затруднений.
Наиболее рабочей классификацией практической деятельности специалистов является следующая.
К первой труппе относятся дети с нарушениями анализаторов - слуха и зрения.
Всех детей с недостатками слуха делят на 2 группы:
глухие (неслышащие) дети - с тотальным (полным) выпадением слуха или остаточным слухом, который не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса. Среди неслышащих детей различают: а) неслышаших без речи (ранооглохших); б) неслышащих. сохранивших в той или иной мере речь (позднооглохших). У неслышаших детей понижение слуха от 75-80 дБ:
слабослышащие (тугоухие) дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. У слабослышащих понижение слуха от 20-75 дБ.
Всех детей со стойкими дефектами зрения делят на 2 группы:
слепые (незрячие) дети - с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением либо остаточным зрением (с максимальной остротой зрения 0.04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции - очков).
слабовидящие дети - с остротой зрения на лучше видящем глазу от 05-0,4 (с применением очков).
Ко второй группе относятся умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития.
Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга. Умственная отсталость выражается в двух формах: олигофрения и деменция.
Олигофрения проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5-2 лет), деменцш (распад психики) - на более поздних этапах онтогенеза (после 1,5-2 лет). Деменция может быть выражена в двух вариантах: резидуальная (остаточная) и прогрединтная (прогрессирующая).
Выделяют три степени интеллектуального недоразвития: идиотия (самая тяжелая степень), имбецильностъ (более легкая по сравнению с идиотией), дебилъностъ - наиболее легкая степень (по сравнению с идиотией и имбецильностью).
В последние годы предпринимаются попытки провести более дифференцированную классификацию степеней интеллектуальной недостаточности, поэтому в основном пользуются классификацией
С 1999 года психиатры Украины перешли на международную классификацию психических и поведенческих расстройств (МКБ-10), которой пользуются их зарубежные коллеги уже около 10 лет.
Мы предлагаем сокращенный вариант данной классификации, в котором освещены только рубрики, чаще всего встречающиеся в работе ПМПК:
F 0 - Органические, включая соматические, психические расстройства
(F 00- F 05)
F 1 - Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления
(F 10- F 19) психоактивных веществ
F 2 - Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
(F 20- F 23)
F З - Аффективные расстройства настроения
(3 F 0- F 35)
4 F - Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства
(F 40- F 44)
F 5 - Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями
(F 50- F 53) и физиологическими факторами
F 6 - Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых
(F 60- F 65)
F 7 - Умственная отсталость
F 70 - Легкая степень умственной отсталости.
F 71 - Умеренная умственная отсталость.
F 72 - Тяжелая умственная отсталость.
F 73 - Глубокая умственная отсталость.
F 78 - Другая умственная отсталость
F 79 - Неуточненная умственная отсталость.
F 8 Нарушение психического развития
F 80 - Специфические расстройства развития речи.
F 81 - Специфические расстройства развития школьных навыков.
Р82 - Специфические расстройства развития двигательных функций.
F 83 - Смешанные специфические расстройства развития
F 84 - Общие расстройства развития.
F 88 – Другие расстройства развития.
F89 - Неуточненные расстройства развития.
F 9 Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
F 90 - Гиперкинетические расстройства
F 91 - Расстройства поведения
F 92 - Смешанные расстройства поведения и эмоций
F 93 - Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста
F 94 - Расстройства социального функционирования с началом, специфическим для детского возраста
F 95 - Тикозные расстройства
F 98 - Другие поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
F 99 - Неуточненное психическое расстройство
В особую труппу выделяются дети с диагнозом ЗПР - "Задержка психическою развития. Эти дети не могут быть отнесены к умственно отсталым, так как и пределах имеющихся знании они обнаруживали достаточную способность к обобщению, широкую "зону ближайшего развития".
Этих детей подразделяют на 4 труппы:
ЗПР конституционного происхождения или гармонический инфантилизм;
ЗПР соматогенного происхождения:
ЗПР психогенного происхождения;
ЗПР церебрастенического характера.
К третьей группе относятся дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты).
Все виды речевых нарушении можно разделить на 2 большие группы:
- нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия):
- нарушения письменной речи (дисграфия).
К четвертой группе относятся дети с нарушениями опорно-двигательной системы.
Основной контингент этой категории - дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП). ДЦП - заболевание незрелого мозга, которое возникает под влиянием различных вредных факторов, действующих в период внутриутробного развития, в момент родов и на первом году жизни ребенка.
К детям с комбинированным дефектом, т.е. к пятой труппе, относятся дети со смешанным (сложным) дефектом, например:
умственно отсталые неслышащие или слабослышащие;
умственно отсталые слабовидящие или незрячие:
слепоглухонемые и т.п.
К шестой группе относятся дети с искаженным развитием -психопатией (стойкий дисгармонический склад психики), с патологией влечений.
Современные клиницисты и специальные психологи выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и (или) физического развития:
- эндогенные (генетические);
- экзогенные (факторы среды).
К эндогенным причинам относятся:
- различные наследственные заболевания (например, аплазия - недоразвитие внутреннего уха. которое приводит к глухоте; микрофтальм - грубое структурное изменение глаза, характеризующееся уменьшением размеров одного или обоих глаз, что приводит к понижению остроты зрения; миопатия - нарушение обмена веществ в мышечной ткани, характеризующееся мышечной слабостью, и т. п.);
- заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом, - хромосомные аберрации (например, полиплодия - увеличение хромосомного набора в несколько раз; трисомия - увеличение хромосом в одной паре; моносамия - уменьшение хромосом в паре на однуну; лесамия - отсутствие какой-либо пары хромосом; дупликация - удвоение отдельных участков хромосомы; деления - утрата части материала хромосомы; инверсия - уменьшение расположения участков хромосомы; транслокация - перенос участка или всей хромосомы на другую, не гомологичную ей хромосому от другой пары).
Ярким примером хромосомной аберрации является трисомия 21-й хромосомы, которая вызывает синдром Даун.- Для синдрома Дауна характерны раскосые глаза, короткий нос с плоской широкой переносицей, маленькие деформированные уши, выступающая вперед челюсть, увеличенный язык, короткие пальцы, «сандалевидная» щель на стопах, поперечная ладонная кожная складка, деформация черепа. У новорожденных часто отмечается мышечная гипотония, переразгибание конечностей в суставах, отставание в росте, снижение двигательной активности, вялость, нарушение глотания, сознания. Нередко отмечаются ожирение, расстройство кожной трофики, врожденные пороки сердца, атрезии и стенозы пищевого канала, диафрагмальные грыжи. У всех больных отмечается олигофрения. Выявляются нарушение координации и вегетативно-трофические расстройства.
Прогноз для жизни чаще благоприятный (описаны случаи, когда больные доживали до 60-70 лет), для выздоровления - неблагоприятный.
Экзогенные причины вызывают отклонения в развитии, которые могут влиять в различные периоды онтогенеза:
- в пренатальнын (внутриутробный) период (хронические заболевания родителей, особенно матери; инфекционные болезни, интоксикация (отравление) матери; недостаток питания матери во время беременности, особенно недостаток белков, микроэлементов; витаминов; резус-конфликт; травмы; влияние лучевой энергии и т. п.);
- в натальный (родовой) период (родовые травмы; инфицирование плода; асфиксия - удушье плода);
- в постнатальный период (после рождения) причинами могут быть остаточные явления после различных инфекционных и других заболеваний; различные травмы (черепно-мозговые; травмы анализаторов, конечностей и т.п.); интоксикации (алкогольные, наркотические, никотиновые и т.п.); несоблюдение санитарно-гигиенических норм (например, несоблюдение гигиены зрения может привести к близорукости) и т.п.
Причинами отклонений в развитии могут быть неблагоприятные условия социальной среды которые оказывают травмирующее влияние на психическое развитие ребенка, особенности его поведения.
Среди детей с отклонениями в поведении мы можем выделять педагогически запущенных детей, которые характеризуются отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. Диапазон поступков таких детей, подростков и старших школьников весьма велик: от устойчивых проявлений отдельных отрицательных качеств и черт (упрямства, недисциплинированности, грубости) до наличия явно асоциальных форм поведения типа правонарушений и даже преступлений.
Закономерностью психического развития детей с ограниченными возможностями являются трудность их социальной адаптации, затруднения взаимодействия с социальной средой. У этой категории детей проявляются специальные образовательные потребности в индивидуализированных условиях обучения, включая технические средства, особом содержании и методах обучения, а также в медицинских, социальных и иных услугах, необходимых для успешного обучения.
Образовательные потребности могут реализоваться в специальных образовательных учреждениях (образовательное учреждение, коррекционный кабинет (пункт), центр реабилитации, класс (группа) в составе образовательного учреждения общего типа), созданные для обучения лиц, имеющих специальные образовательные потребности.
Приведенная типология аномальных детей не исчерпывает всех отклонений в детском развитии, при которых возникает необходимость в новой организации педагогического процесса. Таковы, например, дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Они могут быть также отнесены к категории аномальных детей, хотя и не должны обучаться по особым программам и при помощи специальных методов.
Наряду с такими отклонениями наблюдаются отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы у детей с различными формами физической инвалидности, вследствие травм или соматических заболеваний. Такие дети нередко страдают чувством собственной малоценности, что может привести к отклонениям от нормального развития.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Команда проходит блок этапов без страховочных систем и касок. | Средства, действующие в области адренергических синапсов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 184; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.