Дидактика (от греч. didaktikos – поучающий)
| -раздел (часть, отрасль) педагогики, разрабатывающий теорию образования и обучения.
Общая и частная дидактика
|
В.Ратке (Ратихия)
Я.А.Коменский (1592-1670)
Д.Локк(1632-1704)
И.Г.Песталоцци(1746-1827)
А.Дистервег(1790-1866)
И.Ф.Гербарт (1776-1841)
| - на рубеже 16-17 веков впервые ввел понятие «Д» - искусства обучения.
– научная разработка дидактики как “универсального искусства учить всех всему”. Фундаментальный принцип – природосообразности. Сенсуализм. (“Великая дидактика”)
– «душа» человека при рождении – чистая доска (tabula rasa) – велико значение воспитания.
– Д. начального обучения. Развитие сил и способностей детей.
– о необходимости учета возрастных и инд. особенностей. 33 закона и правила.
– воспитывающее обучение. 4 ступени обучения: «ясность», «ассоциация», «система», «метод».
|
К.Д.Ушинский (1824-1870)
| – народная школа в России, создатель глубокой, стройной педагогической системы.
|
Предмет дидактики
| -цели, содержание, закономерности, принципы, методы, организационные формы и средства обучения
|
Обучение
| • целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие;
• способ организации образовательного процесса (А.Реан);
• способ приобретения систематического образования;
• специфический процесс познания, управляемый педагогом;
• процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду;
• сложный и многогранный процесс отражения в сознании ребенка реальной действительности на основе специально организованной обучающей деятельности, общения и отношения.
|
Цели обучения
| Усвоение знаний, умений и навыков
Развитие обучаемых
Формирование мировоззрения
|
Признаки процесса обучения
| -двусторонний характер (преподавание – учение)
-активность учащихся и педагога, взаимодействие обеих сторон
-руководство со стороны учителя
-целостность, единство обучения, воспитания и развития
-соответствие закономерностям возрастного и личностного развития
|
Функции обучения
| -образовательная – связана с расширением объема
-воспитательная – с формированием отношений
-развивающая – со структурным усложнением
|
Образовательная функция обучения
| -знания (факты, понятия, законы, теории, обобщенная картина мира);
-умения – умелое действие, направляемое четко осознаваемой целью
-навыки – автоматизированное действие (ЗУН)
|
Воспитательная функция
| Воспитывающий характер обучения
-отбор содержания, форм и методов исходя из задач воспитания
-формирование мотивов учебной деятельности
|
Развивающая функция
| - специальная направленность взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности
|
Движущие силы обучения
| Противоречия
-между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем ЗУН учащихся, их умственного развития и отношений (М.А. Данилов)
- новой познавательной задачей и наличным уровнем ЗУН учащихся
Противоречие становится дв.силой, если соразмерно с познавательным потенциалом учащихся
|
Структура процесса обучения(М.Н.Скаткин, 1982):
| С оциальный заказ школе /общественные цели воспитания/ - Содержание образования как цель обучения - Деятельность учителя его средствами - Мотивы учения - Деятельность ученика его средствами - Механизм усвоения.
|
Преподавание
| -управление активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся (этапы управления: планирование, организация, регулирование (стимулирование), контроль, оценка и анализ результатов)
-воспитание интереса к предмету, изложение его основного содержания и формирование мировоззрения
-целостная пед. деятельность
-один из компонентов процесса обучения, направленный на управление учебно-познавательной деятельностью
|
Учение
| -специфический вид деятельности имеет свою структуру, которая сложилась на основе теории познания.
|
Познавательная деятельность
| – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.
|
обученность
| -результаты обучения, включающие знания, способы и приемы их приобретения
|
Основные этапы овладения знаниями
| 1 этап. Чувственное познание. Восприятие – процесс отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Основа восприятия – ощущения.
2 этап. Абстрактное мышление. Мышление способно вникнуть в суть явления, обеспечить более глубокое, полное отражение действительности. Понимание осуществляется через установление связей, отношений между предметами, явлениями, выявление их состава, назначения и т.д. (связь с ранее изученным)
Осмысление опирается на сложные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, установление причинно-следственных связей.
Обобщение – более высокая ступень абстрагирования, переход от уяснения смысла к определению понятия, к оперированию научными понятиями.
3 этап. Применение знаний –их закрепление, контроль и самоконтроль. Повторное осмысление и неоднократное воспроизведение изучаемого. Важно обогащать новыми фактами, вносить элемент новизны. Прочность, действенность знаний проверяется практикой.
|
Этапы познания и учения по концепции «полного акта мышления» Джона Дьюи
| этапы (ступени):
- ощущение трудности;
- ее обнаружение и определение (выявить проблему);
- выдвижение замысла ее разрешения (формулировка гипотезы)
- формулировка выводов, следующих из решения (логическая проверка гипотезы). Учащийся получают решение проблемы или ее частей;
проверка гипотезы (ее принятие или отказ) с помощью наблюдений или экспериментов.
|
Виды обучения
| Сократическая беседа – отыскание истины путем наводящих вопросов
Догматическое обучение – слушание и механическое заучивание (освоение религиозных писаний (латынь)
Объяснительно-иллюстративное обучение – (основа – сенсуализм) – пассивно-созерцательное
Самостоятельное добывание знаний – Дальтон-план, бригадно-лабораторный метод, метод проектов и др.
Программированное обучение (Б.Скиннер)
Алгоритмизация процесса обучения
Дифференцированное и индивидуальное обучение (В.А.Сластенин)
Сократовское
Развивающее
Объяснительно-иллюстративное
Проблемное
Программированное
Модульное (Реан, Бордовская)
|
Закономерности
| -внутренняя, существенная связь явлений обучения
|
Закономерности внешнего характера
| -цели, задачи, содержание, форма и методы обучения обусловлены соц.-экономич. потребностями общества, состоянием государства, его политикой
-процесс обучения зависит от условий, в которых он протекает
|
Закономерности, существующие внутри процесса обучения (внутренние)
| -связи между процессами обучения, развития и воспитания
-связи преподавания и учения
-связи между задачами, содержанием, формами и методами обучения
-связи между коллективом и личностью
-определяющая роль деятельности и общения
|
Принципы
| • основные положения, на которые нужно опираться при преподавании основ наук;
• основные положения, в соответствии с которыми строится процесс обучения;
• нормы дидактического поведения, соблюдение которых позволяет учителю ознакомить учащихся с основами систематического знания о мире, развивать их познавательные интересы и способности, формировать их мировоззрение, а также приобщать к самообразованию
|
Дидактические принципы
| Наглядности («Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущением вообще» К.Д. Ушинский) – «золотое правило Коменского»
Сознательности и активности
Научности
Систематичности и последовательности
Прочности
Связи обучения с жизнью, теории с практикой
Учёта возрастных и индивидуальных особенностей
|
Современные дидактические концепции
| Теория проблемного обучения (М.И.Махмутов, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин)
Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина)
Развивающее обучение (В.В.Давыдов)
|
Развитие
| – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов
|
Развивающее обучение
| Концепция РО утвердилась в 20 веке благодаря трудам Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др. Законы развития: имманентность (способность к Р. от природы), биогенность, социогенность, психогенность, стадийность неравномерность.
|
Принципы РО Л.В.Занкова
| 1. обучения на высоком уровне трудности;
2. обучения быстрым темпом;
3. ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении;
4. осознания школьниками процесса учения;
5. целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых.
|
Проблема целостности уч-воспит процесса
| Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. (Сластенин)
Целостному пед.процессу присущи: внутреннее единство компонентов, их гармоничное взаимодействие
В содержательном плане – единство образоват., воспитат. и развивющих функций
В организационном плане – единство процессов: 1) конструирования СО, 2) делового взаимодействия педагогов и воспитанников, 3) неформальное общение, 4) самообразования учащихся
|
Содержание образования
| • это система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-этических идей, элементов социального, познавательного и творческого опыта.
• педагогически адаптированный опыт человечества.
• выступает в 4 ролях: 1) как цели обучения; 2) как средство обучения, развития и воспитания; 3) как объект усвоения; 4) как результат обучения.
|
Теория формального образования
| -рассматривала обучение только как средство развития способностей учащихся; эта теория ведет свое начало от мыслителей древности: Гераклита («многознание уму не научает»), Цицерона, далее И.Канта, Песталоцци, еще позже А.Дистервега. Лучше всего развивает ум математика, изучение языков, особенно древних (латынь, греческий). Т.о. отстаивалось классическое направление в образовании.
|
Теория материального образования (теория энциклопедизма)
| – дать как можно больший объем знаний из различных областей науки. Я.А.Коменский (пытался на протяжении многих лет создать учебник, в котором были бы размещены все знания, необходимые учащимся). Г. Спенсер (настаивал на приоритете естественнонаучного образования, как наиболее полезного для нужд каждого человека). Перегруженность программ информацией
|
Основные компоненты СО
| 1 знания (о природе, обществе, человеке, технике,);
2 способы деятельности;
3 способы творческой деятельности (видение новой функции объекта, видение новой проблемы в знакомой ситуации, способность переноса знаний и умений в новую ситуацию, комбинирование известных способов деятельности в новый);
4 эмоционально-ценностное отношение к миру
|
Факторы, определяющие отбор СО
| Цели и задачи образования
Общественные потребности
Уровень развития науки, техники. Культуры
Возрастные особенности учащихся
Индивидуальные потребности
Педагогически возможности
|
Нормативные документы, регламентирующие СО
Носители СО
| -Государственный образовательный стандарт
-учебный план
-учебная программа
-учебная литература
|
Гос. образ стандарт
ГОСТ
| -содержание в виде закона
-основной нормативный документ
-отражает гос. нормы образованности
устанавливает обязательный минимум содержания основной общеобразовательной программы
|
Базисный учебный план
Типовые учебные планы
Учебный план общеобразовательной средней школы
| -основной гос. нормативный документ. составная часть гос.стандарта
-основа для разработки типовых и рабочих программ (утверждаются для основной школы Гос Думой, для средней школы Мин-вом обр-я)
-рекомендательный характер (утверждаются Минобр)
-сертификат учебного заведения, определяет: продолжительность учебного года, четвертей и т.д., перечень изучаемых предметов, недельная учебная нагрузка и т.д.
|
Компоненты учебного плана:
| федеральный – обеспечивает единство образования в стране
-национально-региональный – обеспечивает потребности и интересы субъектов РФ
-школьный – отражает интересы (специфику) учебного заведения
|
Учебная программа
| -нормативный документ, раскрывающий содержание ЗУН по учебному предмету, логику изучения, последовательность тем, вопросов и дозировки времени на их изучение.
-типовые
-рабочие
-авторские
|
Способы построения учебных программ
| - концентрический – одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения, но в разных объемах (зависит от возраста)
- линейный – материал излагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением (по восходящей линии)
+ (Реан)
• спиралеобразный – ставится проблема, к которой постоянно возвращаются, расширяя круг знаний и способов деятельности
• модульный – перераспределение содержания по направлениям (ориентационное, содержательно-описательное, операционально-деятельностное, контрольно-проверочное)
|
Учебная литература
| Информационные, мотивационные, тренировочные, проверочные функции
Учебные пособия: хрестоматии, сборники задач, атласы и др.
|
Школьный учебник
| – должен соответствовать дидактическим, психологическим, эстетическим, гигиеническим требованиям
- учитывать возраст учащихся, достижения науки, особенности психологических процессов учащихся
|
Базовая, вариативная и дополнительная составляющие СО
| Инвариантная часть (ядро) - обеспечивает приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование базовой культуры
Вариативная часть учитывает личностные особенности, интересы и склонности учащихся, индивидуализирует обучение.
|
Недостатки в СО
| 1) слабо представлены развивающие и воспитательные функции обучения, 2) быстрое обновление СО (изменения социума, сферы занятости, новые открытия), 3) объем, перегрузка, 4) ущемление предметов гуманитарного и эстетического цикла, 5) неувязки между смежными предметами.
|
Направления развития образования
| • гуманизация
• гуманитаризация
• дифференциация
• диверсификация
• стандартизация
• многовариантность
• многоуровневость
• фундаментализация
• информатизация
• индивидуализация
• непрерывность
|
Методы обучения
| • -способы совместной деятельности учителя и учащегося,
• -система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую к достижению целей обучения (И.Я.Лернер)
• -способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К.Бабанский)
|
Классификация методов обучения
|
по источнику знаний
| -словесные – рассказ, беседа, объяснение, лекция, дискуссия
-наглядные – демонстрация, иллюстрация
-практические – упражнения, лабораторная и практическая работы
|
по характеру познавательной деятельности (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин)
| -объяснительно-иллюстративный
-репродуктивный
-проблемное изложение
-частично-поисковый (эвристический)
-исследовательский
|
по дидактический цели (М.А.Данилов, Б.П.Есипов)
| -приобретения знаний
-формирование умений и навыков
-применения знаний
-закрепления
-проверки знаний, умений, навыков
|
исходя из структуры деятельности (Ю.К.Бабанский)
| -методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, дедуктивные и индуктивные, репродуктивные и проблемно-поисковые, самостоятельной работы)
-методы стимулирования и мотивации (познавательные игры, учебные дискуссии, соревнования, создания ситуации успеха)
-методы контроля и самоконтроля (устного, письменного, программированного контроля, самоконтроля, лабораторно-практического)
|
Словесные методы
| «+» - можно сообщить большой объем информации, формируют речь, словесно-логическое мышление, в беседе и дискуссии – познавательная активность, самостоятельность
дискуссии развивают мышление учащихся
«-» - вербализм, отрыв от жизни, практики
|
Практические методы
| -обеспечивает закрепление и применение знаний, формирует опыт
-в сочетании с наглядными и словесным
Упражнение формирует умения выявлять, систематизировать и применять знания
|
Выбор методов
| Определяется:
-закономерностями и принципами обучения
-содержанием и методами науки, предмета, темы
-целями и задачами обучения
-учебными возможностями учащихся
-внешними условиями (географические, производственное окружение)
-возможностями учителей (опыт, уровень подготовленности).
|
Современные модели организации обучения
Реан, Бордовская
Модели или системы?
| Классно-урочная
Лекционно-семинарская (практическая), курсовая
Бригадно-групповая
Индивидуальная
Кабинетная
Система интенсивного (ускоренного) обучения
Система политехнического обучения (основы наук + современное производство)
Разноуровневое обучение
|
Формы организации обучения в школе и вузе
|
формы организации обучения в вузе
| Аудиторные: лекции, семинарские занятия, лабораторная работа
НИРС, самостоятельная учебная работа, производственная практика, стажировка
|
Виды лекций
| Вводная, лекция-информация, обзорная лекция, проблемная лекция, лекция-визуализация, бинарная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-конференция, лекция-консультация и др.
|
Формы организации обучения в школе
| Урок – основная форма
Дополнительные формы: экскурсия, практикум, самостоятельная домашняя работа, консультация, дополнительные занятия, учебная конференция
Вспомогательные формы: факультатив, кружок и клуб по интересам
|
Форма
| -внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме
|
Формы, отличные от классно-урочной системы
| -индивидуальное обучение
-индивидуально-групповой способ
Дальтон-план – (Е.Пархерст) – индивидуализированное обучение
Бригадно-лабораторная система (20-е годы 20 века) – бригадное обучение
«План Трампа» – 40% времени в больших группах (100-150 чел.), 20% - в малых (10-15 чел.), 40% - на самостоятельную работу
|
Варианты классно-урочной системы
| Белл-Ланкастерская система – взаимного обучения (1798г)
Мангеймская система – дифференциация по способностям (конец 19 века)
|
Классно-урочная система
| Особенности:
-постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс)
-планирование обучения (класс работает в соответствии с годовым планом)
-постоянное чередование уроков (расписание)
-каждый урок посвящается одному предмету (монизм)
-руководящая роль учителя (пед-ое управление)
-вариативность деятельности (различные виды и формы познават. деятельности)
|
Преимущества и
недостатки классно-урочной формы
| «+» - строгая организация, экономичность, предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся
«-» - ориентация на «среднего» ученика, затруднен индивидуальный подход, затруднен объективный контроль уровня обученности, привязывание учащихся к месту получения образования, отрыв от реалий жизни, «узурпация знаний».
|
Урок
| -законченный в смысловом, временном и организационном отношении этап (звено, элемент) учебного процесса
|
Типы и структура уроков
|
Урок изучения новых знаний:
| -организация начала урока;
-цель и задачи урока;
-подготовительная работа к объяснению нового (проверка д.з., воспроизведение ранее изученного и т.д.);
-объяснение и работа с учебником
-проверка понимания и первичное закрепление знаний
-итоги урока и задание на дом.
|
урок закрепления
| • организация начала урока;
• постановка цели и задач;
• закрепление;
• итоги и задание на дом.
Основная часть урока – практические задания, разрешение проблемных ситуаций и вопросов, тренировочные упражнения, самостоятельные работы. При подведении итогов – отметить работоспособность и усердие учащихся.
|
урок обобщения (или повторения)
| - организация начала урока;
- постановка цели и задач;
- обобщение и систематизация учебного материала;
- итоги урока и задание на дом.
Сложность проведения урока – умело выделить основные идеи, понятия, положения, подобрать упражнения. Содержание – интересные факты, впечатления. Учитель говорит мало, он руководит познавательной деятельностью учащихся.
|
Структура комбинированного урока
| - организация начала урока;
- проверка домашнего задания;
- постановка цели и задач;
- объяснение нового материала;
- закрепление и повторение;
- итоги урока и задание на дом
|
Структура контрольного урока
| - объяснение цели проверки и инструкция об организации работы;
- ознакомление с содержанием контрольного задания и способами его выполнения;
- самостоятельная работа учащихся;
- предварительное подведение итогов урока.
Возможно рекомендация дополнительной литературы, близкой к изучаемой теме, или задания поискового, творческого характера.
|
Подготовка урока
| – разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.
выделяют 3 этапа:
1) диагностический – изучение («прояснение») всех обстоятельств предстоящего урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, интересов и способностей, требуемого уровня обученнности, характера учебного материала, структуры урока и затрат времени на каждый этап урока. Этап завершается получением диагностической карты урока.
2) прогнозирование – оценка различных вариантов проведения будущего урока и выбор оптимального из них. Можно вводить количественный показатель эффективности урока.
3) проектирование (планирование) – создание различных вариантов проведение урока и выбор оптимального из них. Создание программы управления познавательной деятельностью учащихся – отличается от традиц. плана конкретным определением управляющих воздействий.
|
Контрольно-оценочный этап
| -выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых
Методы контроля: наблюдение, устный индивидуальный, устный фронтальный, письменный, практический, машинный, самоконтроль, комбинированный или уплотненный
Дидактическое тестирование. Тест – набор стандартизированных заданий по определенному материалу
Виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый
|
Принципы контроля:
| • объективность
• систематичность
• наглядность (гласность)
• дифференцированный и индивидуальный характер
• всесторонность – учет того, что знает, умеет, насколько знания осознанны, прочны
|
Оценка знаний
| -учитываются качественные (в оценочных суждениях) и количественные (фиксируются в баллах, или процентах) показатели работы учащихся
- качественный показатель уровня и глубины знаний
Функции оценки:
- констатация уровня обученности;
- средство стимулирования;
средство формирования адекватной самооценки, воспитания критического отношения к своим успехам.
|
Отметка
| -количественный показатель. Обучение на безотметочной основе предложено Ш.А.Амонашвили
|
Средства преодоления неуспеваемости
| Педагогическая профилактика
Педагогическая диагностика
Педагогическая терапия
Воспитательное воздействие
|
Типология и многообразие образоват. учреждений
| Типы: дошкольные, общеобразовательные (школы, лицеи, гимназии и пр.), профессиональные (училища, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии и пр.), специальные (коррекционные, учреждения дополнительного образования, для детей-сирот, а также: курсы, институты повышения квалификации, переподготовки и пр.
По организационно-правовым формам – государственные, муниципальные, негосударственные (частные, общественных и религиозных организаций)
|
Гимназии
| -средние общеобразовательные учебные заведения (обычно гуманитарно-филологического направления).
«Положение о гимназиях» – 1990 г. – предусматривало создание Г гуманитарного, педагогического технического направления. Прогимназические классы – с 1 по 7, и гимназические 8-11 классы, абитура – 12 класс, по желанию.
|
Лицей
| Название некоторых современных средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в РФ (с конца 80-х годов), работающих по собственным учебным программам
|
Авторская школа
| -школа, опирающаяся на педагогическую концепцию одного педагога или коллектива учителей
Обязательные признаки: оригинальная основополагающая идея,
оригинальная концепция функционирования
|
Инновации
| (от лат. innovation – нововведение, новация) – это изменения внутри системы; подразумевают нововведения в пед. системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса.
-это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования пед. системы.
Направления инновационных преобразований:
1. оптимизация учебно-воспитательного процесса;
2. гуманистическая педагогика;
3. организация и управление;
4. новые педагогические технологии, часто основанные на применении средств информатизации и массовой коммуникации.
|
Критерии инноваций
| -оригинальность
-возможность творческого применения в массовом опыте
- оптимальность
-??
|
Виды инноваций
| По масштабу вносимых изменений педагогические инновации подразделяются на …
1) модульные
2) локальные
3) системные
|
Инновации – это результат
| -передового поиска отдельных учителей
-передового поиска педагогического коллектива
-научного поиска
|
Средства обучения
| -источник получения знаний, формирования умений – наглядные пособия, дидактические материалы, ТСО, оборудование, лаборатории, ЭВМ
|
Классификация средств обучения
В Оконя
| Простые средства: 1) словесные (учебники, тексты и т.д.), 2) визуальные (предметы, модели, картины и пр.
Сложные средства: 3) механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп и пр.), 4) аудиальные (проигрыватель, магнитофон, радио), 5) аудиовизуальные (фильм, ТВ, видео), 6) средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, телекоммуникационные системы и т.д.)
|
Дифференциация обучения
| Внешняя – различные типы ОУ
Основания для внутренней д.: психологические особенности детей, интересы детей, способности учащихся.
|
Индивидуализация обучения
| Организация учебного процесса с учетом инд. особенностей учащихся
Создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей учащихся. Преодолеть несоответствие между уровнем, которые задают программы, и реальными возможностями учащегося. Одной из форм является программированное обучение (компьютеризация обучения)
|
| | |