КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Г.п. Смиловичи
Основы социально-гуманитарных наук Основная
1. Алешин Е.П., Понаморев А.А. Физиология растений. – М.: Агропромиздат, 1985. – 256 с. 2. Кефели В.И., Сидоренко О.Д. Физиология растений с основами микробиологии. – М.: Агропромиздат, 1991. – 325 с. 3. Лазаревич С.В. Ботаника: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по агроном. Специальностям / С.В. Лазаревич. – Минск: ИВЦ Минфина, 2012. – 480 с. 4. Соколова Н.П. Практикум по ботанике. – М.: Агропромиздат, 1990. – 205 с. 5. Хржановский В.Г., Понаморенко С.В. Ботаника. – М.: Агропромиздат, 1988. – 383 с.
Дополнительная
Методические рекомендации по изучению дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы обучения ____1____ курса по специальности 2-74 03 31 «Пчеловодство»
Пояснительная записка
Изучение дисциплины «Основы социально-гуманитарных наук» является неотъемлемым компонентом при подготовке современного специалиста. В программу данной дисциплины включены интегрированные знания по философии, социологии и политологии, изучение которых способствует формированию таких компетенций учащихся как социально-личностные, академические (универсальные) и социально-профессиональные. Ведущей целью учебной дисциплины «Основы социально-гуманитарных наук» является формирование социально-личностных компетенций учащихся, в связи с чем выделяются следующие специальные цели: · усвоение основ философских, социологических,. политологических знаний, а так же приобретение умений и навыков; · формирование интегрального видения мира; · овладение культурой философского мышления; · овладение основами социально-политических действий; · осознанное принятие системы гуманистических ценностей личности, общества, государства. В результате изучения дисциплины «Основы социально-гуманитарных наук» учащиеся должны: Знать: ü роль философии в рационально-теоретическом освоении мира, в формировании мировоззрения человека, в развитии культуры; ü ключевые идеи и категории философской концепции человека; ü социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности, в т.ч. профессиональной; ü ведущие идеи философской и социально-политической картины общества; ü общую характеристику общества как системы; ü особенности социально-политического управления в РБ; ü основные направления государственной политики РБ; ü роль и действия человека в социально-политических процессах; ü общую характеристику культуры социальных и политических действий Уметь: ü характеризовать роль философии в рационально-теоретическом осмыслении мира, в формировании мировоззрения человека; ü использовать социологические и политологические знания в процессе формирования собственных суждения о социально-политических процессах, отдельных ситуациях и действиях; ü осуществлять социальное взаимодействие; осуществлять основные гражданские обязанности. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы.
По дисциплине «Основы социально-гуманитарных наук» учащиеся выполняют одну контрольную работу. Она состоит из 10 вариантов, номер варианта определяется по последней цифре шифра учащегося. Каждый вариант содержит 3 теоретических вопроса: первый вопрос отражает тематику философии, второй вопрос – социологии и третий вопрос – политологии. К выполнению работы следует приступать своевременно, с тем, чтобы она поступила на рецензирование согласно графику их выполнения. Выполнение контрольной работы состоит из следующих этапов: 1. Изучение литературы по варианту работы. 2. Составление плана работы. 3. Написание контрольной работы. 4. Окончательное оформление контрольной работы и отправка её в учебное заведение на рецензирование. Рассмотрим последовательно эти этапы. 1. Процесс выполнения контрольной работы начинается с чтения соответствующих глав и параграфов рекомендуемой учебной литературы. При возникновении затруднений следует обратиться за консультацией в учебное заведение. Не следует пользоваться устаревшей литературой, необходимо применять новейшие источники. При работе с рекомендуемой литературой следует вести рабочие записи, выписывать отдельные определения, формулировки, выводы, интересные примеры, доказательства. Для удобства дальнейшего использования этих записей целесообразно их ведение на отдельных карточках с указанием фамилии автора, названия источника, страницы. 2. После изучения литературы и получения полного представления о содержании вопросов необходимо составить план написания работы, Он является примерным, и автор работы может при необходимости его дополнить, изменить при письменных ответах на вопросы. 3. После составления примерного плана ответов на вопросы следует приступить к последовательному изложению их содержания. Работа должна свидетельствовать о знании учащимися литературных источников и их правильном применении при раскрытии вопросов. В работе следует одновременно излагать различные точки зрения на анализируемую проблему. Объём работы считается нормальным, если он составляет не менее16 страниц рукописного текста в ученической тетради /9-12 страниц печатного текста размер шрифта - №14/. Не следует злоупотреблять большим количеством цитат, обязательны точные указания источников Недопустимо механическое переписывание страниц и абзацев учебников, брошюр или статей периодической печати. 4. Главным в контрольной работе является её содержание, однако, важное значение имеет так же её оформление, от этого в значительной мере зависит оценка. При написании работы следует руководствоваться следующими правилами: ü работа должна быть написана грамотно, чётким разборчивым почерком,синими чернилами; ü в тексте не допускаются сокращения кроме общепринятых; ü на обложке указываются фамилия и инициалы автора, шифр, курс, отделение, домашний адрес. На первой странице пишется номер варианта и перечень излагаемых вопросов; ü в тексте следует выделять вопросы; в конце работы помещают список использованной литературы; ü завершается работа подписью учащегося и датой её выполнения; ü к каждой цитате, приведённой в тексте работы, а так же к заимствованным из источников цифровым данным, внизу страницы под чертой даются сноски, в которых указываются номер сноски, автор, источник, место издания, издательство, год издания и соответствующие страницы. При рецензировании контрольной работы учитываются соответствие ответов вопросам и плану, глубина раскрытия вопросов, последовательность изложения материала, степень использования рекомендуемой литературы, достаточность объёма, эстетичность оформления, грамотность и аккуратность, наличие ссылок и указателей на использованные источники. Если по тем или иным причинам работа не зачтена, надо внимательно изучить все замечания и указания, сделанные в рецензии, с их учётом необходимо переделать работу и выслать её на повторное рецензирование вместе с первым вариантом, чтобы рецензент мог проверить, выполнены ли его указания. По результатам выполнения домашней контрольной работы выставляется зачёт.
Критерии оценки выполнения домашней контрольной работы.
Отметка «зачтено» выставляется при следующих условиях: · работа выполнена в полном объёме, в соответствии с заданием, ответы на все вопросы даны полно, последовательно. · работа аккуратно оформлена, приведён список использованной литературы. · работа может быть зачтена, если она содержит единичные несущественные ошибки: -описки, не искажающие сути ответа на теоретические вопросы; -неточности, допущенные при ответе; -отсутствие выводов в процессе освещения вопросов; -при отсутствии списка используемой литературы или несоответствии его оформления стандарту.
Отметка «незачтено» выставляется, если работа выполнена не в полном объёме или содержит следующие существенные ошибки: -не раскрыто основное содержание вопросов задания; -ответы на теоретические вопросы полностью переписаны из учебной литературы без адаптации к контрольному заданию; -отдельные вопросы в работе освещены не в соответствии с вариантом задания.
Контрольная работа, выполненная небрежно, неразборчивым почерком, а также не по заданному варианту возвращается учащемуся без проверки, с указанием причин возврата.
Вариант 1. 1. Определите суть предмета философии. Опишите структуру философского знания. Л-ра: 1.4 –стр.18-21; 1.2 –стр.14-15; 1.9 –стр.21-27; 1.7 – стр. 7-10, 12-15; 1. 8 –стр.6-10 2. Дайте характеристику понятия - социальный статус. Раскройте сущность социальной роли как динамической, поведенческой стороны статуса. Л-ра: 2.9. –стр.121-129; 2.4. –стр.98-101; 2.16 –стр.41-45. 3. Охарактеризуйте границы политики. Л-ра: 3.3.–стр.74-95; 3.4.–стр.35-49; 2.9.–стр.360-379; 3.2.–стр.27-37. Вариант 2. 1. Дайте определение понятия «мировоззрение», опишите его сущность и структуру. Л-ра: 1.4.–стр.9-15; 1.9.–стр.7-12; 1.3.–стр.28-31.
2. Объясните сущность понятия - социализация, её статусные результаты. Л-ра; 2.9.–стр.334-337: 2.1.–стр.157-161; 2.2.–стр.50-56; 2.12.–стр.162-172; 2.4.–стр.200-218; 2.15.–стр.118-131; 2.16.–стр.82-83 3. Дайте определение понятия - политическая система, опишите её сущность и основные структурные элементы. Л-ра: 3.1.–стр.29-34; 3.2.–стр.54-68; 3.3.–стр.97-113; 3.4.–стр.61-69; 3.6.–стр.155-180; 3.7.- стр.51-59, 3.11.–стр.162-166; 3.12.– стр.35-41 Вариант 3. 1. Дайте характеристику категории «бытие», опишите его аспекты и основные формы. Л-ра: 1.4.–стр.137-143; 1.1.–стр.175-177; 1.2.–стр.119-124; 1.7.–стр.27-38; 1.9.–стр.92-106. 2. Раскройте сущность понятия социальное взаимодействие, охарактеризуйте его основные элементы. Л-ра: 2. 2.–стр.91-106; 2.1.–стр.203-207; 2.16.–стр.38-41; 2.12.–стр.107-111; 3. Дайте определение понятия политическая власть, назовите её отличительные черты, опишите структуру и механизмы. Л-ра: 3.6.–стр.115-142; 3.4.–стр.49-57; 3.3.–стр.144-152; 3.2.–стр.37-53; 2.9.–стр.380-388.
Вариант 4.
1. Определите суть понятия диалектика, дайте характеристику её принципам, законам. Л-ра: 1.1.–стр.234-238; 1.4.–стр.166-180; 1.5.–стр.130-132,135-139, 143-146; 1.8.–стр.173-198; 1.9.–стр.100-102. 2. Опишите сущность и функции социального контроля. Л-ра: 2.10.–стр.155-169; 2.16.–стр.85-87; 2.8.– стр.279-290; 2.17.–стр.218-226 3. Охарактеризуйте отличительные особенности государственной власти, её горизонтальное и вертикальное разделение. Л-ра: 2.9.–стр.388-389,393-397; 3.2.–стр.91-104; 3.3.–стр.152-156; 3.4.–стр.87-97. Вариант 5. 1. Дайте определение понятия «познание», опишите его основные характеристики. Л-ра: 1.4.–стр.254-265; 1.3.–стр.53-56; 1.2.–стр.205-210; 1.1.-270-274; 1.8.–стр.211-212. 2. Раскройте сущность понятия общество. Перечислите и охарактеризуйте его типы. Охарактеризуйте основные подсистемы общества. Л-ра: 2.10.-стр.79-90; 2.16.–стр.93-99; 2.12.–стр.72-85; 2.9.– стр.84-91 3. Раскройте основные теории происхождения государства. Опишите признаки и функции государства. Л-ра: 2.9.–стр.464-469; 3.3.–стр.130-137; 3.4.–стр.73-87; 3.6.–стр.180-201 Вариант 6. 1. Охарактеризуйте научное познание: его специфику, структуру, динамику. Л-ра: 1.4.–стр.272-277; 1.2.–стр.235-246; 1.9.–стр.130-135; 1.3.–стр.64-66; 1.1.–стр.296-300; 1.6.–стр.234-242; 1.7.–стр.197-201; 1.5.–стр.451-453,461-467. 2. Дайте трактовку понятий - социальные группы и общности. Приведите типологию социальных общностей. Л-ра: 2.9.–стр.152-165; 2.10.–стр.103-108; 2.4.–стр.181-206; 2.12.–стр.90-96; 2.2.–стр.72-75; 2.15.–стр.67-76. 2. Раскройте сущность понятий -гражданское общество и правовое государство. Л-ра: 2.9.–стр.474-477; 3.6.–стр.201-219; 3.2.–стр.75-81. Вариант 7. 1. Раскройте сущность человека как предмета философского анализа. Дайте характеристику социальных начал в человеке: индивид, индивидуальность, личность. Л-ра: 1.4.–стр.224-227; 1.1.–стр.430-431; 1.8.–стр.310-314; 1.9.–стр.144-148;1.6.–стр.277-280.;1.2.–стр.266-273; 1.4.–стр.217-218. 2. Назовите и опишите характерные черты социальных организаций. Л-ра: 2.9.–стр.181-262; 2.4.–стр.277-289; 2.1.–стр.266-271; 2.12.–стр.118-128. 3. Дайте определения и охарактеризуйте понятия -избирательное право, избирательная система,. Опишите типы избирательных систем. Л-ра: 3.1.–стр.90-95; 3.2.–стр.162-170; 3.4.–стр.131-141; 3.6.–стр.249-274.
Вариант 8.
1. Раскройте сущность понятия сознание, определите источники его формирования и структуру. Л-ра: 1.4.–стр.200-210; 1.1.–стр.194-213; 1.2.–стр.153-161; 1.8.–стр.154-160. 2. Охарактеризуйте понятие - социальная стратификация, опишите исторические типы стратификации. Л-ра: 2.9.–стр.262-272; 2.4.–стр.206-233; 2.10.–стр.111-114; 2.15.–стр.56-67. 3. Охарактеризуйте понятие - политический процесс. Назовите субъектов и опишите уровни политического процесса. Л-ра: 3.2.–стр.136-142; 3.3.–стр.283-291; 3.4.–стр.113-131; 3.6 –стр.440-447.
Вариант 9. 1. Дайте общую характеристику философии общества: основные проблемы, понятия, основные исследовательские программы. Л-ра: 1.9.–стр.193-203. 2. Дайте трактовку понятия – социальный институт. Назовите и опишите основные социальные институты и раскройте их предназначение. Л-ра: 2.16.–стр.45-48; 2.10.– стр.114-119; 2.8.– стр.89-109. 3. Охарактеризуйте формы современных государств. Л-ра: 3.2.–стр.86-91; 2.9.–стр.469-474; 3.3.–стр.137-143.
Вариант 10. 1. Дайте характеристику обществу как развивающейся системе, опишите его сущность и специфические черты. Л-ра: 1.4.–стр.318-323; 1.3.–стр.77-91; 1.1.–стр. 327-353; 1.9.–стр.203-227; 1.2.-стр.326-329; 1.5.–стр. 297-306. 2. Опишите сущность понятия – социальный прогресс и его влияние на развитие общества. Л-ра: 2.4.– стр.352-356; 2.17.–стр.70-74; 2.10.–стр.261-271; 2.16.–стр.120-122 3. Охарактеризуйте основные этапы политической социализации личности. Опишите сущность понятия – политической участие, назовите его формы и типы. Л-ра: 3.2.–стр.217-219; 3.3.–стр.209-213; 3.4.–стр.177-181; 3.11.–стр.210-218;3.2.–стр.217-220,142-146;3.6.–стр.428-440. Литература.по вопросам философии. 1.1.Волчек Е.З. Философия: учеб.пособие – Мн.: 2006г.
1.2. Калмыков В.Н. Основы философии: учеб.пособие- Мн.: «Вышэйшая школа», 2006г.
1.3.Основы социально-гуманитарных наук под ред. Г.И.Бабко Мн.: «Вышэйшая школа», 2005г.
1.4.Философия: учеб.пособие / под ред. В.К.Лукашевича,- Мн.: БЭГУ,2001г.
1.5.Философия: учеб.пособие / под ред. В.П.Кохановского.- Ростов н/Дону: «Феникс», 2001г.
1.6.Философия: учеб.пособие/ под ред. Ю.А.Харина.- Мн.: «ТетраСистемс», 2006г. (2005г.)
1.7.Философия под ред. Ю.А.Харина – Мн.: «ТетраСистемс», 2003г.
1.8.Философия под ред. Н.И.Жукова – Мн.: НТЦ «АПИ», 1999г.
1.9.Яскевич Я.С. Основы философии – Мн.: «Вышэйшая школа»,2006г.
Литература по вопросам социологии 2.1. Бабосов Е.М. Практикум по социологии –МН.: ТетраСистемс, 2003г. 2.2. Елсуков А.Н. Социология –Краткий курс, Мн.: ТетраСистемс, 2007г. 2.3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология – М.: Инфра, 2001г. 2.4. Кравченко А.И. Социология: Учебник для ВУЗов –М.: Академический проект, 2000г. 2.5. Кравченко А.И. Основы социологии – М.: Раритет, 2000г. 2.6. Кравченко А.И.Введение в социологию, М.: Раритет, 1995г. 2.7. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для ВУЗов – М.: Академический проект, 2002г. 2.8. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология, Сиб–Питер, 2006г. 2.9. Основы социально-гуманитарных наук /ред. Бабко Г.В. –Мн.: Вышэйшая школа, 2005г. 2.10. Социология /ред. Елсукова А.Н. – Мн.: ТетраСистемс, 2004г. 2.11. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество –М.: Прогресс, 1992г. 2.12. Симхович В.А. Социология –Мн.: БЭГУ, 2006г. 2.13. Тощенко Ж.Т. Социология – Мн.: Общий курс – М.: Юрайт–Издат, 2003г. 2.14. Фролов С.С. Социология – М.: Академ. проект, 1996г. 2.15. Шикун А.И. Социология – Мн.: Дикта, 2005г. 2.16 Кухарчук Д.В. Социология – М.: 2010г. 2.17.Е.М.Бабосов «Социология», Мн.: ТетраСистемс, 2011г.
Литература по вопросам политологии. 3.1. Антонович Н.А. Политология – Мн.: ТетраСистемс, 2008г. 3.2. Антонович Н.А., Денисюк Н.И. Основы политологии – Мн.: Беларуск. Энцыкл. iмя П. Броукi, 2009г. 3.3. Белякович Н.Н. Политология Мн.: Дикта, 2008г. 3.4. Бондарь П.И.. Бондарь Ю.И. Политология –Мн.: «Аверсэв», 2003г. 3.5. Конституция Республики Беларусь, Мн.: 2008г. 3.6. Мельник В.А. Политология – Мн.6 Вышэйшая школа, 2006г. 3.7.Политология /ред. С.В.Решетникова, Мн.: 2000г. 3.8. Политология: комментарии, схемы, афоризмы: уч. пос. для ВУЗов, Мн.: 1999г. 3.9. Пугачёв В.П.. Соловьёв А.И. Введение в политологию, М.: 2003г. 3.10. Круглова Г.А. Политология, Мн.: 1997г. 3.11.А.Н.Елсуков, А.Н.Данилов «Основы социологии и политологии», Мн.: РИПО, 2012г. 3.12.Политология/практикум/ под ред. С.В.Решетникова, Мн.: ТетраСистемс, 2008г.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |