Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Страдательныепричастия




Глаголы

Прилагательные

Существительные

Уровень грамматических форм

Следует иметь в виду: ударение форм с часто бывает вынужденным (см. 5.3)!

1. Основной источник вариантности – грамматическая оппозиция «ед. ч.: мн. ч.»:

1 скл. «Окончание (ед.): основа (мн.)». Отсюда: (стран á …:) стран ы ́® стр á ны…, (и ́збы …:) вин. п. ед. ч. и ́збу ® изб ý.

2 скл. м. р. «Основа (ед.): окончание (мн.)». Отсюда: (д ó м …:) д ó мы ® дом á …, (д ó ктор …:) д ó кторы ® доктор á … и др.; варианты типа г ó ды / год á, д и ́зели / разг. дизел я ́. Семантические оппозиции: идейные уч и́ тели: школьные учител я, низкие т ó ны: светлые тон á.

Ср. р. Представлены обе оппозиции (окн ó: ó кна…, д é ло…: дел á). Ненормативные варианты форм мн. ч. возникают под влиянием м. р.: прост. блюд á …,благ á …,средств á

3 скл. В литературном языке оппозиция чисел отсутствует. Ненормативные варианты им. п. мн. ч. также возникают под влиянием м. р.: прост. матер я ́; проф. жаргонизмы площад я ́, запчаст я ́.

2. Предложные сочетания: з á голову / за г ó лову; из д ó м а / и́ з дом у (ударные предлоги вытесняются). Семантическая оппозиция: смотреть на д ó м: задать н á дом.

1. Полные формы: ударение неподвижное.

2. Краткие формы. Необходимость различения Þ поэтапный сдвиг ударения на окончания: 1) ж. р. жив á (: ср. р. ж и во, мн. ч. ж и ́вы); 2) нужн á, нужн ы ́ (: н ý жно); 3) умн á, умн ó, умн ы ́.

Дополнительная сема «слишком» Þ ускоренный сдвиг во всех формах: узк á, узк ó, узк и .

Семантическая оппозиция: ведро полн ó: определение пóлно.

3. Степени сравнения: н ó вый: нов é е, нов é йший. Отсюда: ст á рее ® стар é е; крас и ́вее / прост. красив é е.

Самое богатое словоизменение, разнообразная вариантность. Источники:

1. 2 спр. – «прош. вр.: наст.-буд. вр. (кроме 1 л. ед. ч.!)». Отсюда: (вар и́ л:) вар и ́шь … ® в á ришь …, (брод и́ л:) брод и ́шь … ® бр ó дишь …; (включ и́ л:) включ и ́шь/ разг.

вкл ю́ чишь …, (звон и́ л:) звон и ́шь/ прост. зв ó нишь… Семантическая оппозиция: к ó сишь… траву: кос и ́шь… глазом.

2. Формы прош. вр. – «ж. р.: ср. р., мн. ч.»: гнал á: гн á ло, гн á ли; принял á: пр и́ няло, пр и ́няли.

Реже «ж. р., ср. р.: мн. ч.»: дал á, дал ó: д á ли. Ещё реже: несл á, несл ó, несл и́.

3. Интеграция форм прош. вр. с инфинитивом Þ сдвиг:

1) с префикса на корень: з á дал, з á дало, з á дали / зад á л, зад á ло, зад á ли (= зад á ть): задал á;

2) с возвратного постфикса и окончания на корень: взялс я ́® вз я ́лся (= вз я ́ться), взял ó сь,взял и ́сь / вз я ́лось, вз я ́лись: взял á сь.

1. Полные формы – отталкивание от основы инфинитива: (венч á ть, избр á ть:) венч á нный, избр á нный ® в é нчанный, и́ збранный. Семантическая оппозиция: р á звитый тезис: разв и́ тый локон. Проф. жаргонизм: ос ý жденный.

2. Краткие формы. Обычно = прош. вр.: принят á: пр и ́нято, пр и ́няты. Но: дан á, дан ó, дан ы ́.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 63; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.