Слух (используем метод шепотной и разговорной речи, на расстоянии б м. произносим цифры сначала шепотом, потом голосом) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анатомическое строение органов артикуляции (норма или патология; если патология — указать какая). ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Характеристика движений органов артикуляции
_______________________________ Характеристика звукопроизношения (искажение, отсутствие, замены, смешение звуков) — логопед предлагает повторить за ним слова и предложения: Слова: сумка, автобус, посуда, сетка, гусь, такси, замок, коза, зима, газета, цепь, птенец, шапка, душ, машина, жук, ножи, щетка, плащ, чемодан, мяч, бабочка, рыба, топор, барабан, река, дверь, батарея, лодка, футбол, молоток, лимон, медаль, телефон, картофель, свекла, кино, ботинки, губы, вагон, деньги, хобот, петух, йод, гайка, попугай. Предложения: Хомяк ходит по кухне. Юля и Илья гуляют по аллее. Синица заметила гусеницу. Саша спешит в школу. У тети Зои желтый зонт и золотая зажигалка. Отвечающий перед товарищами учащийся очень смущался. Ручей течет, течет, никак не вытечет. Балерина уронила лекарство около зеркала
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ На этом же материале проверяется состояние фонематического слуха и слоговой структуры слова. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализ и синтез звукового состава слова. Испытуемому предлагается: выделить первый звук в слове; последний звук в слове; определить количество звуков в слове; из отдельных звуков составить целое слово; придумать слова на заданный Звук.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Лексический строй речи — количественная и качественная характеристики словаря. Испытуемому предлагается сюжетная картинка, по которой он сам должен описать предметы изображенные на ней, какие они их действия; далее логопед задает дополнительные вопросы по картинке (раскрывает все необходимые темы при обследовании: словарь существительных, глаголов, прилагательных, наречий и обобщающих слов)
____________________________________________________________________________________________________________________________________ Грамматическое оформление речи (типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов, их проявления; сформированность связной речи). Отмечается при составлении рассказа и пересказа испытуемым
Анализируются контактность, речевая активность, включаемость в общение, сдержанность, импульсивность, характер реакции на изменение обстановки (динамичность и своевременность речевых процессов, переключаемость при изменении тематики общения), организованность речи.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Темп речи (ускорен значительно, ускорен незначительно; умеренный; замедлен незначительно (или уловочно); замедлен значительно; неровный)
____________________________________________________________________________________________________________________________________ Голос (громкий, тихий; модулированный, немодулированный; с носовым оттенком; хриплый)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Выразительность речи
__________________________________________________________________Выраженность заикания в различных видах речи: 1) в сопряженной речи (при обследовании звукопроизношения)
__________________________________________________________________ 2) в отраженной речи; __________________________________________________________________ 3) в шепотной речи (повторение шепотом за логопедом слов); __________________________________________________________________ 4) в автоматизированных рядах логопед просит испытуемого прочитать стихотворение); __________________________________________________________________ 5) при чтении стихов; __________________________________________________________________ 6) при чтении прозы; __________________________________________________________________ 7) в вопросно-ответной речи; __________________________________________________________________ 8) составление рассказа по картине; __________________________________________________________________ 9) при пересказе прочитанного; __________________________________________________________________ 10) самостоятельная речь. __________________________________________________________________
Письменная речь (логопед проводит небольшой диктант с испытуемым): а) орфографические ошибки __________________________________________________________________ Ь) дисграфические ошибки __________________________________________________________________ с) лексика __________________________________________________________________ Тип речевых судорог: тонические, клонические, смешанные
__________________________________________________________________ Фиксация внимания на звуках (на речи)
__________________________________________________________________ Наличие трудных звуков (звукофобия)
__________________________________________________________________ Наличие эмоционально значимых речевых ситуаций (подробно перечислить данные ситуации)
Субъективные ощущения, испытываемые заикающимся в момент речевых затруднений: напряжение в губах; напряжение в языке; напряжение в подбородке; напряжение в горле; напряжение в груди; напряжение в области диафрагмы; общее мышечное напряжение; скованность; трудности дыхания ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Факторы, усиливающие заикание: волнение; утомление; беседы с незнакомыми; шум; самоконтроль и пр. (для взрослых — алкоголизация). ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Факторы, улучшающие речь: шум; самоконтроль; переключение внимания; сочетание речи с движением
__________________________________________________________________ Реакция па помощь собеседника: положительная; отрицательная, безразличная.
Отношение к речевому дефекту: адекватное, неадекватное, сверхценное. Наличие страха речи: избирательно ситуационный; генерализованный ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Наличие периодов речи без заикания: регулярность, продолжительность. Влияние эмоционального состояния на проявление заикания
Определение степени выраженности речевых судорог: легкая степень; средне легкая; заикание средней степени тяжести; среднетяжелая степень заикания; тяжелая степень заикания; речь практически невозможна из-за заикания. ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение
Результаты обследования заикающегося обобщаются логопедом в виде психологопедагогического заключения. В заключении необходимо отразить обобщенные данные всех аспектов изучения заикающегося, которые позволили выявить те или иные отклонения от нормы. В заключений логопед отражает: о наличие признаков органического поражения ЦНС (на основании медицинского заключения); о особенности речевого и моторного онтогенеза; о значение психогении в возникновении заикания; о возраст появления заикания; о тяжесть заикания; о тип и локализация судорог; о зависимость проявления судорог от эмоционального состояния; о наличие страха речи; о течение заикания; о наличие других дефектов речи. Таким образом, логопед имеет возможность определить характер и тяжесть заикания, сопутствующие заиканию нарушения, клиническую форму заикания и, главное, наметить индивидуальную программу логопедических занятий.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление