КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Две тенденции в развитии национальных отношений.
В процессе развития национальных отношений проявляются две взаимосвязанные тенденции Первая – это этническая дифференциация, то есть разделение этносов, каждый из которых стремится к обособлению и национальной самостоятельности, развитию собственной экономики, политики и культуры. Эта тенденция, часто называемая национальной, особенно характерна для развивающихся стран (защитный национализм). Однако и в развитых странах он имеет место, н-р в Северной Ирландии проблема Ольстера в Великобритании, проблемы франко-канадцев в Квебеке в Канаде, басков в Испании и др. Видимо, повсюду, где есть малейшее принижение одной из наций ущемление её прав, возникает тяга к национальному сепаратизму. Сепаратизм (от лат. separatus – отделение) – стремление к отделению, к обособлению. Вторая тенденция – это интеграция (от лат. integratto – восстановление и integer – целый) – объединение в целое каких-либо частей, объединение наций. Её называют интернациональной, ибо она ведёт к всестороннему расширению межэтнических связей и взаимообогащению этносов лучшим национальным опытом друг друга. Интернационализация хозяйственной и культурной жизни современных обществ – объективная потребность и наиболее продуктивный путь развития человечества. Это убедительно подтверждает длительное (с 1957) и всё более успешное функционирование Европейского сообщества. В многонациональных подлинно демократических государствах, союзах и сообществах могут свободно и равноправно существовать люди самых разных национальностей. Была бы добрая воля и взаимное уважение.
О с н о в н ы е п о н я т и я: · антисемитизм - враждебное отношение к евреям; · диаспора (от лат. diaspora – рассеяние) – это большая группа представителей того или иного этноса, живущих вне страны своего этнического происхождения; · интеграция (от лат. integratto – восстановление и integer – целый) – объединение в целое каких-либо частей; · национализм – это идеология, для которой характерны идеи превосходства и исключительности «своей» нации; · расизм - разделяющий людей на «высшие» и «низшие» расы; · сионизм - идеология проповедующая «богоизбранность» еврейской нации и её превосходство над другими народами); · сепаратизм (от лат. separatus – отделение) – стремление к отделению, к обособлению; · шовинизм – крайняя, агрессивная форма национализма.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
1. Клименко, А.В. Обществознание: учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – 7-е изд,, стериотип. – М.: Дрофа, 2007. – 507. стр.236 -241; 2. Кравченко А.И. Основы социологии: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Академический проект, 2002. – 384 с. стр.80-81; 3. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор – академик РАН Г. В. Осипов.- М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1998. – 488 с. 4. Человек и общество: Учеб. пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др., - 7-е изд.-М.: Просвещение, 2001.-414 с., стр.315-323;
Тест №1
1.Русские составляют общность: а) демографическую; б) профессиональную; в) этническую; г) политическую.
2. К предписанному социальному статусу относится: а) социальное происхождение; в) образование; б) квалификация; г) уровень доходов.
3. Маргиналы – это: а) люди, оказавшиеся на социальном дне; б) люди, занимающие неустойчивое, промежуточное положение в обществе; в) малообеспеченные граждане; г) люди без определённого места жительства.
4. Характерной социальной ролью старшеклассника является: а) избирателя; в) военнослужащего; б) предпринимателя; г) посетителя Интернет-кафе.
5. Карьера молодого человека, поднявшегося за несколько лет от клерка до директора крупной компьютерной фирмы, иллюстрирует социальную мобильность: а) горизонтальную; в) вертикальную; б) регрессивную; г) межпоколенную.
6. Под девиантным поведением понимается: а) повышение квалификации; в) отклонение от общепринятых норм; б) переход на новое место работы; г) переезд на новое место жительства.
7.Что из перечисленного иллюстрирует негативное отклоняющееся поведение? а) открытие нового направления в науке; в) злоупотребление алкоголем; б) коллекционирование марок; г) высокие достижения в спорте.
8. Совершение противоправного проступка является примером: а) социальной мобильности; в) конформистского поведения; б) деликвентного поведения; г) социального контроля.
9. Принадлежность человека к определённой этнической общности, называется: а) классом; в) стратой; б) национальностью; г) сословием.
10. Самой первой по времени появления мировой религией является: а) буддизм; в) христианство; б) ислам; г) иудаизм.
Тест №2
1. Расположите этнические общности людей в соответствии с их развитием: а) племя; в) нация; б) род; г) народность.
2. К достигаемому социальному статусу относится: а) социальное происхождение; в) образование; б) принадлежность к династии; г) принадлежность к полу.
3. Люмпены – это: а) люди, оказавшиеся на дне общества; б) люди, занимающие неустойчивое, промежуточное положение в обществе; в) малообеспеченные граждане; г) люди без определённого места жительства.
4. Общей социальной ролью подростка и взрослого является роль: а) избирателя; в) военнослужащего по контракту; б) футбольного болельщика; г) отца семейства.
5. Перевод студента из технического университета в педагогический представляет собой социальную мобильность: а) горизонтальную; в) вертикальную; б) межпоколенную; г) внутрипоколенную.
6. Под конформистским поведением понимается: а) соответствующее общепринятым нормам и ценностям; в) злоупотребление алкоголем; б) повышение квалификации; г) проституция.
7. Примером позитивного отклоняющегося поведения является: а) героический поступок; в) учёба в школе; б) занятия физкультурой; г) бродяжничество.
8. Изменение положения человека в обществе называется: а) социальным статусом; в) социальной ролью; б) социальной мобильностью; г) социализацией.
9. Сообщество людей, объединённое территорией, экономикой, языком, историческим путём, культурой, этническим самосознанием называется: а) диаспора; в) менталитет; б) нация; г) народность.
10. Самой последней по времени появления мировой религией является: а) буддизм; в) индуизм; б) христианство; г) ислам.
Лекция №24
СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |