Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религия в традиционных и индустриальных обществах




РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Анализ свойств веры показывает, что религия состоит не просто из рассуждений, а представляет собой практическую жизнь. Ведь чтобы спа­стись, человек обязан совершать действия, поступки. Причем эти поступ­ки должны отличаться от обыденной повседневной жизни. Это подчерки­вается путем выделения места и времени их свершения, создания особых предметов, с которыми люди действуют, придания особенного смысла та­ким действиям. Вот почему возникает такое явление, которое принято на­звать словами «ритуал», «обряд». Поэтому для описания жизни верую­щего человека принято употреблять такие понятия, как «сакральное» и «профанное». Сакральное или священное - это время и место исполнения особых действий, которые связывают человека с божеством. Это сами такие действия, например, молитвы, обряды, ритуалы, исполнение запо­ведей в целом. Сакральное - это также особое состояние, которое человек должен испытывать во время их исполнения. Профанное или повседнев­ное - это, соответственно, время и место повседневной жизни. Если рели­гии становится образом жизни, то она неизбежно ставит верующего в особые отношения с обществом. Ведь нормы и ценности общества могут не совпадать или противоречить с религиозными нормами и ценностями.

Как совокупность действий, религия предполагает формирование определенных отношений с окружающими. В разных религиях они приоб­ретают различный характер. Прежде всего, они могут быть направлены на отделение верующих от всех остальных членов общества. Наиболее ярко это проявляется в сектах. Кроме того, обычно исполнение обрядов и риту­алов требует совместных действий верующих. Поэтому религия, как правило, превращается в социальную организацию - общину верующих. На­конец, исполнение заповедей («возлюби ближнего», например) предпола­гает направленность на других людей, причем не обязательно верующих.

Кроме того, чем более расширяется круг верующих, чем сложнее становится сама религиозная система, тем более в общине верующих вы­деляется особая группа: организация служителей культа. Ведь сложность, многообразие и специфика обрядов и ритуалов требуют существования хранителей традиции и наличия организаторов исполнения ритуала. Эту задачу и выполняют служители культа. Кроме того, они выполняют функ­цию толкователей священных текстов. Ведь мы помним, что согласно ре­лигии божество сообщает о себе косвенным способом через знаки. По­этому любой священный текст, как правило, носит характер символичес­кий, когда слова или тексты в целом кроме буквального могут иметь еще и скрытый смысл.

Нетрудно заметить, что практический характер религии ставит воп­рос о социальных функциях религии, о взаимоотношениях верующих с остальным обществом. Ведь любые действия, как правило, затрагивают интересы других людей. Кроме того, представления о божестве, учение о спасении должны каким-то образом влиять на социальную жизнь людей, менять их отношение к каким-то социальным явлениям. Какие же соци­альные функции она выполняет?

1. Это уже знакомая нам мировоззренческая функция. Суть ее со­стоит в указании целей (ценностей), к которым должен стремиться чело­век, и в их обосновании. Так с позиций религии целью человека является спасение или посмертное существование, а обоснованием значимости данной цели является учение о божестве и значении для мира.

2. Функция компенсаторная. Компенсация означает восполнение. Что может восполнить религия? Она может восполнить неудовлетворен­ность человека своей жизнью в целом. Учением о спасении религия мо­жет давать надежду на осуществление чаяний человека в ином мире, если в этом он не обнаруживает возможности их воплотить. Учением о Боге как существе абсолютном, но в то же время обладающим личностным началом, религия дает человеку возможность обрести универсального всепонимающего собеседника. Этим религия компенсирует недостаток внимания к человеку со стороны окружающих.

Компенсаторная функция может быть использована определенными классами для укрепления своих позиций в обществе. Ведь надежду на осуще­ствление своих чаяний в ином мире можно использовать как отвлечение от насущного решения социальных проблем. Но не будем забывать и о том, что религия могла использоваться не только господствующими, но и угнетаемыми социальными слоями. Ведь учение о земной жизни как мире страданий подразумевает критику социальных отношений, а учение о загробной жизни могло пониматься как идеал общественного устройства. Поэтому социальные низы использовали религиозные учения как мировоззренческую программу для борьбы против несправедливых общественных отношений.

3. Функция коммуникативная, т.е. установление и укрепление свя­зей между людьми. Как ее обеспечивает религия? Прежде всего, через общность вероучения, обрядов и ритуалов и их совместное исполнение. Кроме того, учение об исполнении моральных заповедей как условии спа­сения, ориентирует людей на связь друг с другом. Ведь сама суть запове­ди, например «возлюби ближнего», нацеливает на контакт с другим чело­веком. И связь эта прочна тем, что исполнение ее должно носить бескоры­стный характер. Причем религия требует от верующего, чтобы он первым проявлял активность. Кроме того, как правило, мировые религии призы­вают одинаково относиться ко всем людям независимо от социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Вот почему общество положительно относится к таким религиям. Они выступает силой, способной скрепить общество. Ведь объединение людей является прочным, когда люди хотят вступать в связь друг с другом и знают, что нужны и интересны друг другу не только ради выгоды. Мы знаем, что людей может объединить потребность выжить, насилие, ры­ночные отношения и идеи. Но не во всяком обществе могут действовать все эти условия. Рыночные отношения начинают господствовать только в Новое время в Западной Европе. Насилие может создать общество, но не сохранить его. Потребность выжить совместными усилиями эффективно действует только в небольших коллективах. В огромном обществе трудно убедить людей, что для выживания нужны совместные усилия.

А эти рассуждения позволяют нам сделать следующие выводы. Во-первых, мы видим социальную необходимость религии. Это значит, что религия не просто существует как одна из форм духовной и социальной жизни. В ней нуждается общество. Ведь религия может выступать факто­ром объединения людей, если не действуют другие факторы. Это и делает ее социальным институтом. Во-вторых, мы видим, что сама религия как соци­альный институт становится необходимой только при определенных усло­виях. Можно предположить, что в небольших первобытных коллективах не было надобности в дополнительных условиях сплочения людей, поскольку и так было ясно, что выжить можно только совместными усилиями.

Но с усложнением социальной жизни ситуация меняется. Этот но­вый этап можно назвать периодом возникновения цивилизаций, т.е. слож­но организованных обществ с многосторонним разделением труда, возникновением государства, городской жизни, социального неравенства. В результате возникает отчуждение социальных групп друг от друга, отчуж­дение интересов государства от интересов социальных групп. Исчезает общий интерес, который раньше был понятен всему коллективу и объеди­нял всех. В больших обществах отдельный человек перестает видеть свое место и свое значение. Поэтому возникает потребность найти новые спо­собы регулирования поведения человека в цивилизациях, которые укре­пили бы общество и в то же время придали смысл человеческому суще­ствованию. Религия и становится таким способом.

Для традиционных обществ, вступивших в эпоху цивилизаций, ре­лигия фактически выступала единственным способом связи людей. Ры­ночная экономика не была развита. Мифологическое или языческое ми­ровоззрение делило людей по принципу «Мы - Они» и предписывало совершенно разные нормы поведения по отношению к своим и чужим. Оно не ориентировало различные касты, сословия, общины на контакты. Но если для архаических небольших изолированных коллективов такое по­ложение дел было вполне нормальным, то для существования цивилиза­ций совершенно неприемлемым.

Вот почему лидеры возникающих государств, объединяющих раз­нообразные племена и народы, как правило, приходили к необходимости замены традиционного мифологического мировоззрения религиозным. Более того, государство было заинтересовано в превращении религии в общеобязательное для всех мировоззрение. А поскольку общество не могло позволить своим членам право выбора в силу отсутствия материального и духовного изобилия, то религия становилась единственным и навязывае­мым типом мировоззрения. Это значит, что за несоблюдение религиозных предписаний карало общество и государство путем воздействия обще­ственного мнения и государственных органов.

Таким образом, мы можем отметить особенность положения религии в традиционных обществах. Она превращается в общеобязательное мировоззре­ние, во-первых. Во-вторых, религия пронизывает все стороны общественной жизни. Религиозные представления становились определяющими мотивами поведения людей в социальной, экономической и духовной жизни. Например, люди организовывали хозяйство не ради получения прибыли, а потому что считали, что хорошо организованная жизнь угодна богу и способствует спасе­нию. Войны очень часто велись из-за расхождений в толковании вопросов веры.

В индустриальном обществе происходит процесс, который приня­то обозначать словом «секуляризация» или отделение, освобождение от влияния религии различных сфер социальной и личной жизни. Религия перестает быть причиной или толчком развития экономики, политики и т.д. Основным принципом мировоззрения становится принцип свободы совести и свободы вероисповедания. Свобода совести представляет собой право верить или не верить. Свобода вероисповедания состоит в праве человека выбирать, иметь и распространять тот или иной тип веры по своему усмотрению.

Секуляризация приводит к отделению организации верующих, в первую очередь, церкви, от государства и государства от церкви. Это означает, что государство не вмешивается во внутренние дела церкви. Оно также не может навязывать гражданам то или иное вероисповедание. Го­сударственная система образования и воспитания носит светский харак­тер и не преследует цели сформировать какое-либо отношение к религии. Но государство охраняет законную деятельность религиозных объедине­ний. Члены всех религиозных и атеистических объединений имеют равные с остальными гражданами права на участие в политической жизни, напри­мер. Государство уважает свободу родителей давать религиозное воспи­тание ребенку в соответствии с их убеждениями и выбором.

С другой стороны, церковь также не может вмешиваться в дела государства, в вопросы определения гражданами своего отношения к ре­лигии. Церковь не имеет права поручать своим органам выполнение ка­ких-либо государственных функций. Все эти принципы закрепляются в конституциях индустриальных демократических обществ.

Причина секуляризации состоит в том, что индустриальные обще­ства основаны на принципах рыночной экономики. А это значит, что связи между людьми и социальными группами осуществляются посредством развития экономики, разделения труда и активизации рыночных отноше­ний, которые ставят людей во взаимосвязь и взаимозависимость друг от друга. Поэтому религия как условие единства общества утрачивает свою необходимость. Развитие среднего класса, пропаганда социальной мобиль­ности и роста потребления, создание системы социальной защиты в де­мократических государствах обеспечивает лояльность граждан к индуст­риальному обществу. Поэтому учение о мире как страдании и спасении как смысле человеческой жизни перестают господствовать в мировоспри­ятии современного человека. Но отметим, что не во всех современных обществах процесс секуляризации осуществлен во всей полноте или при­знается необходимым.

В результате в обществе религия превращается в отдельный автономный социальный институт. Причем в реализации ряда функций (ком­муникативной, мировоззренческой, компенсаторной) ему приходится кон­курировать с другими институтами. Религиозные искания становятся лич­ным делом гражданина и следствием его личного выбора. Это не означает, что религия утрачивает свое значение в современных индустриальных обществах. Индустриальное общество - это общество эпохи цивилизаций. А это значит, что все положительные и отрицательные свойства цивилизации, которые когда-то породили религию, в нем сохраняются. Поэтому и религиозные искания сохраняют свое значение. Плюрализм современно­го мировоззрения требует, чтобы существовали разные варианты духов­ных исканий человека. В этом отношении религия представляет собой один из культурных опытов, добытых человечеством на этом пути.

ГЛАВА 2. НАУКА КАК ФОРМА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.