КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Религия в традиционных и индустриальных обществах
РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Анализ свойств веры показывает, что религия состоит не просто из рассуждений, а представляет собой практическую жизнь. Ведь чтобы спастись, человек обязан совершать действия, поступки. Причем эти поступки должны отличаться от обыденной повседневной жизни. Это подчеркивается путем выделения места и времени их свершения, создания особых предметов, с которыми люди действуют, придания особенного смысла таким действиям. Вот почему возникает такое явление, которое принято назвать словами «ритуал», «обряд». Поэтому для описания жизни верующего человека принято употреблять такие понятия, как «сакральное» и «профанное». Сакральное или священное - это время и место исполнения особых действий, которые связывают человека с божеством. Это сами такие действия, например, молитвы, обряды, ритуалы, исполнение заповедей в целом. Сакральное - это также особое состояние, которое человек должен испытывать во время их исполнения. Профанное или повседневное - это, соответственно, время и место повседневной жизни. Если религии становится образом жизни, то она неизбежно ставит верующего в особые отношения с обществом. Ведь нормы и ценности общества могут не совпадать или противоречить с религиозными нормами и ценностями. Как совокупность действий, религия предполагает формирование определенных отношений с окружающими. В разных религиях они приобретают различный характер. Прежде всего, они могут быть направлены на отделение верующих от всех остальных членов общества. Наиболее ярко это проявляется в сектах. Кроме того, обычно исполнение обрядов и ритуалов требует совместных действий верующих. Поэтому религия, как правило, превращается в социальную организацию - общину верующих. Наконец, исполнение заповедей («возлюби ближнего», например) предполагает направленность на других людей, причем не обязательно верующих. Кроме того, чем более расширяется круг верующих, чем сложнее становится сама религиозная система, тем более в общине верующих выделяется особая группа: организация служителей культа. Ведь сложность, многообразие и специфика обрядов и ритуалов требуют существования хранителей традиции и наличия организаторов исполнения ритуала. Эту задачу и выполняют служители культа. Кроме того, они выполняют функцию толкователей священных текстов. Ведь мы помним, что согласно религии божество сообщает о себе косвенным способом через знаки. Поэтому любой священный текст, как правило, носит характер символический, когда слова или тексты в целом кроме буквального могут иметь еще и скрытый смысл. Нетрудно заметить, что практический характер религии ставит вопрос о социальных функциях религии, о взаимоотношениях верующих с остальным обществом. Ведь любые действия, как правило, затрагивают интересы других людей. Кроме того, представления о божестве, учение о спасении должны каким-то образом влиять на социальную жизнь людей, менять их отношение к каким-то социальным явлениям. Какие же социальные функции она выполняет? 1. Это уже знакомая нам мировоззренческая функция. Суть ее состоит в указании целей (ценностей), к которым должен стремиться человек, и в их обосновании. Так с позиций религии целью человека является спасение или посмертное существование, а обоснованием значимости данной цели является учение о божестве и значении для мира. 2. Функция компенсаторная. Компенсация означает восполнение. Что может восполнить религия? Она может восполнить неудовлетворенность человека своей жизнью в целом. Учением о спасении религия может давать надежду на осуществление чаяний человека в ином мире, если в этом он не обнаруживает возможности их воплотить. Учением о Боге как существе абсолютном, но в то же время обладающим личностным началом, религия дает человеку возможность обрести универсального всепонимающего собеседника. Этим религия компенсирует недостаток внимания к человеку со стороны окружающих. Компенсаторная функция может быть использована определенными классами для укрепления своих позиций в обществе. Ведь надежду на осуществление своих чаяний в ином мире можно использовать как отвлечение от насущного решения социальных проблем. Но не будем забывать и о том, что религия могла использоваться не только господствующими, но и угнетаемыми социальными слоями. Ведь учение о земной жизни как мире страданий подразумевает критику социальных отношений, а учение о загробной жизни могло пониматься как идеал общественного устройства. Поэтому социальные низы использовали религиозные учения как мировоззренческую программу для борьбы против несправедливых общественных отношений. 3. Функция коммуникативная, т.е. установление и укрепление связей между людьми. Как ее обеспечивает религия? Прежде всего, через общность вероучения, обрядов и ритуалов и их совместное исполнение. Кроме того, учение об исполнении моральных заповедей как условии спасения, ориентирует людей на связь друг с другом. Ведь сама суть заповеди, например «возлюби ближнего», нацеливает на контакт с другим человеком. И связь эта прочна тем, что исполнение ее должно носить бескорыстный характер. Причем религия требует от верующего, чтобы он первым проявлял активность. Кроме того, как правило, мировые религии призывают одинаково относиться ко всем людям независимо от социальной, национальной или религиозной принадлежности. Вот почему общество положительно относится к таким религиям. Они выступает силой, способной скрепить общество. Ведь объединение людей является прочным, когда люди хотят вступать в связь друг с другом и знают, что нужны и интересны друг другу не только ради выгоды. Мы знаем, что людей может объединить потребность выжить, насилие, рыночные отношения и идеи. Но не во всяком обществе могут действовать все эти условия. Рыночные отношения начинают господствовать только в Новое время в Западной Европе. Насилие может создать общество, но не сохранить его. Потребность выжить совместными усилиями эффективно действует только в небольших коллективах. В огромном обществе трудно убедить людей, что для выживания нужны совместные усилия. А эти рассуждения позволяют нам сделать следующие выводы. Во-первых, мы видим социальную необходимость религии. Это значит, что религия не просто существует как одна из форм духовной и социальной жизни. В ней нуждается общество. Ведь религия может выступать фактором объединения людей, если не действуют другие факторы. Это и делает ее социальным институтом. Во-вторых, мы видим, что сама религия как социальный институт становится необходимой только при определенных условиях. Можно предположить, что в небольших первобытных коллективах не было надобности в дополнительных условиях сплочения людей, поскольку и так было ясно, что выжить можно только совместными усилиями. Но с усложнением социальной жизни ситуация меняется. Этот новый этап можно назвать периодом возникновения цивилизаций, т.е. сложно организованных обществ с многосторонним разделением труда, возникновением государства, городской жизни, социального неравенства. В результате возникает отчуждение социальных групп друг от друга, отчуждение интересов государства от интересов социальных групп. Исчезает общий интерес, который раньше был понятен всему коллективу и объединял всех. В больших обществах отдельный человек перестает видеть свое место и свое значение. Поэтому возникает потребность найти новые способы регулирования поведения человека в цивилизациях, которые укрепили бы общество и в то же время придали смысл человеческому существованию. Религия и становится таким способом. Для традиционных обществ, вступивших в эпоху цивилизаций, религия фактически выступала единственным способом связи людей. Рыночная экономика не была развита. Мифологическое или языческое мировоззрение делило людей по принципу «Мы - Они» и предписывало совершенно разные нормы поведения по отношению к своим и чужим. Оно не ориентировало различные касты, сословия, общины на контакты. Но если для архаических небольших изолированных коллективов такое положение дел было вполне нормальным, то для существования цивилизаций совершенно неприемлемым. Вот почему лидеры возникающих государств, объединяющих разнообразные племена и народы, как правило, приходили к необходимости замены традиционного мифологического мировоззрения религиозным. Более того, государство было заинтересовано в превращении религии в общеобязательное для всех мировоззрение. А поскольку общество не могло позволить своим членам право выбора в силу отсутствия материального и духовного изобилия, то религия становилась единственным и навязываемым типом мировоззрения. Это значит, что за несоблюдение религиозных предписаний карало общество и государство путем воздействия общественного мнения и государственных органов. Таким образом, мы можем отметить особенность положения религии в традиционных обществах. Она превращается в общеобязательное мировоззрение, во-первых. Во-вторых, религия пронизывает все стороны общественной жизни. Религиозные представления становились определяющими мотивами поведения людей в социальной, экономической и духовной жизни. Например, люди организовывали хозяйство не ради получения прибыли, а потому что считали, что хорошо организованная жизнь угодна богу и способствует спасению. Войны очень часто велись из-за расхождений в толковании вопросов веры. В индустриальном обществе происходит процесс, который принято обозначать словом «секуляризация» или отделение, освобождение от влияния религии различных сфер социальной и личной жизни. Религия перестает быть причиной или толчком развития экономики, политики и т.д. Основным принципом мировоззрения становится принцип свободы совести и свободы вероисповедания. Свобода совести представляет собой право верить или не верить. Свобода вероисповедания состоит в праве человека выбирать, иметь и распространять тот или иной тип веры по своему усмотрению. Секуляризация приводит к отделению организации верующих, в первую очередь, церкви, от государства и государства от церкви. Это означает, что государство не вмешивается во внутренние дела церкви. Оно также не может навязывать гражданам то или иное вероисповедание. Государственная система образования и воспитания носит светский характер и не преследует цели сформировать какое-либо отношение к религии. Но государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Члены всех религиозных и атеистических объединений имеют равные с остальными гражданами права на участие в политической жизни, например. Государство уважает свободу родителей давать религиозное воспитание ребенку в соответствии с их убеждениями и выбором. С другой стороны, церковь также не может вмешиваться в дела государства, в вопросы определения гражданами своего отношения к религии. Церковь не имеет права поручать своим органам выполнение каких-либо государственных функций. Все эти принципы закрепляются в конституциях индустриальных демократических обществ. Причина секуляризации состоит в том, что индустриальные общества основаны на принципах рыночной экономики. А это значит, что связи между людьми и социальными группами осуществляются посредством развития экономики, разделения труда и активизации рыночных отношений, которые ставят людей во взаимосвязь и взаимозависимость друг от друга. Поэтому религия как условие единства общества утрачивает свою необходимость. Развитие среднего класса, пропаганда социальной мобильности и роста потребления, создание системы социальной защиты в демократических государствах обеспечивает лояльность граждан к индустриальному обществу. Поэтому учение о мире как страдании и спасении как смысле человеческой жизни перестают господствовать в мировосприятии современного человека. Но отметим, что не во всех современных обществах процесс секуляризации осуществлен во всей полноте или признается необходимым. В результате в обществе религия превращается в отдельный автономный социальный институт. Причем в реализации ряда функций (коммуникативной, мировоззренческой, компенсаторной) ему приходится конкурировать с другими институтами. Религиозные искания становятся личным делом гражданина и следствием его личного выбора. Это не означает, что религия утрачивает свое значение в современных индустриальных обществах. Индустриальное общество - это общество эпохи цивилизаций. А это значит, что все положительные и отрицательные свойства цивилизации, которые когда-то породили религию, в нем сохраняются. Поэтому и религиозные искания сохраняют свое значение. Плюрализм современного мировоззрения требует, чтобы существовали разные варианты духовных исканий человека. В этом отношении религия представляет собой один из культурных опытов, добытых человечеством на этом пути. ГЛАВА 2. НАУКА КАК ФОРМА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |