Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменения в социальной жизни




Исследователи считают, что ориентация на производство и потреб­ление информации должно привести к глобальным переменам в социаль­ной сфере.

Прежде всего, на основе обмена информацией возникают новые способы связи между людьми. Недаром новое общество называют «эпохой Интернета». Формируется телекоммуникационная система. Она ра­дикально меняет экономические связи, преодолевает временные, нацио­нальные и государственные ограничения в обмене знаниями, услугами, культурными ценностями. Утрачивают свое значение сложившиеся фор­мы передвижения. Телекоммуникационная система позволяет людям мно­гих стран непосредственно связываться друг с другом. Тем самым фор­мируются новые сообщества, которые связаны не местом проживания или принадлежностью к той или иной страте, а способностью и потребно­стью в коммуникации.

Понятно, если информация - основной ресурс экономики, то не обладание собственностью, а владение и контроль над информацией ста­новится приоритетной социальной ценностью. Это значит, что соци­альная стратификация постиндустриального общества будет строиться на новой основе. Предполагают, что ценность информации не просто допол­нит существующие социальные ценности, а станет определять статусные позиции человека.

Обладание информацией способствует выравниванию стартовых позиций, а значит, преодолению социального неравенства. Ведь она явля­ется особым товаром. Ей нельзя обладать, как обладают материальными благами. Когда информацию продают или передают кому-то, она остается также у автора или создателя в отличие от остальных вещей. Это значит, что знание по природе своей носит общественный характер. Но самое важное, что знание есть продукт искусственный. Он создается человеком и делается в расчете на потребление окружающими. И ученый, и деятель искусства только так и могут выразить себя. Поэтому обладание инфор­мацией доступно любому, легко передаваемо и наиболее зависит от соб­ственных способностей и усилий в отличие от власти и богатства. Универ­сальность телекоммуникационных систем еще более облегчает доступ к знанию. Превращение информации в социальную ценность тем самым расширяет возможности добиваться успеха. Недаром многие исследова­тели называют новое общество, обществом, где господствует меритократия. Это означает, что положение человека определяется его собствен­ными заслугами, обеспеченными в соответствие с наиболее универсаль­ными (доступными всем) критериями.

Характерной чертой постиндустриального общества считается рост социальной дифференциации. Массовое стандартизированное производ­ство разделяло общество на большие социальные группы: классы. Инди­видуализация производства приводит к тому, что современное общество становится не однородным, а наоборот, разнородным. Это общество, где господствуют различия, где возникает множество разнообразнейших социальных групп. Самое важное, что принадлежность к ним определяется не происхождением или корпоративными связями, а следствием собствен­ных заслуг или свободного выбора самого человека. Расширение репер­туара социальных ролей способствует тем самым полноте самореализа­ции.

Меняются ценностные ориентиры самого человека. Развитие про­изводства и рост благосостояния обеспечивают свободу выбора и позво­ляют индивиду реализовывать не только те ценности, в которых заинтере­совано общество, но и собственные личностные приоритеты. Поэтому многие исследователи считают, что параллельно со статусно-ролевой сис­темой возникает новая модель социального существования. Ее называют ориентацией на жизненный стиль и организацию своей индивидуальной биографии. Это означает, что человек получает возможность устраивать свою собственную жизнь своими собственными усилиями. Но важно, что меняется сам смысл существования. Он не сводится к погоне за властью, богатством, престижем, карьерой. Новый способ жизни недаром называ­ют жизненным стилем и сравнивают с игровым отношением, потому что ценностью становится не гонка за какими-то целями, а удовлетворение от проживания самого процесса жизни. Моделью может служить деятель­ность ученого или художника.

В результате новое общество начинает строиться не на принципе иерархии, где есть деление на верх и низ и действует принцип приказа от высших к низшим, а на принципе сети, где нет никакого центра, никакой вершины. Поэтому такое общество представляет собой множество рав­ноправных групп, которые выстраивают свои отношения на основе сосу­ществования, терпимости, согласования и координации своих действий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 34; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.